Решение Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. N АКПИ12-1050
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. N АПЛ12-705 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Степанищеве А.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шаляпиной Г.А. о признании частично недействующим подпункта "г" пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее - Положение), предусматривающее, что военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, инженерно- технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, органах внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах федеральной таможенной службы, учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний (далее именуются - другие войска, воинские формирования и органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе, службе в органах, а также в целях определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах (пункт 1). Для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии (пункт 2). Подпунктом "г" пункта 3 закреплено, что на военно-врачебные комиссии возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу, граждан, проходивших военные сборы, граждан, проходивших службу в органах, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения с военной службы (службы в органах), после окончания военных сборов.
Шаляпина Г.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании подпункта "г" пункта 3 Положения недействующим в части, ограничивающей полномочия военно-врачебной комиссии определять причинную связь увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, по истечении одного года после увольнения с военной службы, после окончания военных сборов. В заявлении указано, что оспариваемая норма не соответствует части 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и препятствует членам семьи военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, умерших вследствие военной травмы по прошествии года после увольнения, получать ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную указанным Федеральным законом.
В направленных в суд письменных объяснениях Шаляпина Г.А. сослалась на то, что часть 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" не обуславливает реализацию права членов семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, на получение ежемесячной денежной компенсации сроком, истекшим с момента увольнения этих лиц с военной службы или окончания военных сборов, в связи с чем у Правительства Российской Федерации нет права ограничивать полномочия военно-врачебной комиссии по установлению причинной связи заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы и приведшего к смерти военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, каким-либо сроком. По мнению заявительницы, установив такое ограничение, Правительство Российской Федерации неправомерно ограничило круг лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в связи со смертью военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей вследствие военной травмы.
Шаляпина Г.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель Правительства Российской Федерации Миронов М.А. заявленное требование не признал и просил отказать в его удовлетворении, пояснив, что подпункт "г" пункта 3 Положения не противоречит Федеральному закону "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и права, свободы заявительницы не нарушает.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей отказать заявительнице в удовлетворении ее требования, суд находит заявление Шаляпиной Г.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пункт 17 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" относит к полномочиям Правительства Российской Федерации в области обороны определение порядка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, а также собственниками транспортных средств военно-транспортной обязанности, подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, воинского учета, призыва на военную службу и альтернативную гражданскую службу, проведения военных сборов. Действуя в рамках реализации названных полномочий, Правительство Российской Федерации полномочно было утвердить Положение. В настоящее время полномочия Правительства Российской Федерации на утверждение Положения подтверждены и Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно части 2 статьи 61 которого Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в том числе порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, призываемых на военные сборы (проходящих военные сборы), поступающих на военную службу по контракту, в военные образовательные учреждения профессионального образования, военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе, утверждается Правительством Российской Федерации.
Закрепление в Положении предписания о том, что на военно-врачебные комиссии возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, до истечения одного года после увольнения с военной службы, после окончания военных сборов, полностью согласуется с приведенной нормой Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", относящей к полномочиям Правительства Российской Федерации в том числе установление порядка проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы. При этом подпункт "г" пункта 3 Положения подлежит применению в системной связи с подпунктом "в" пункта 40 Положения, закрепляющим, что военно-врачебная комиссия заочно (по документам) определяет причинную связь увечий, заболеваний у граждан, проходивших (проходящих) военную службу (военные сборы), службу в органах, в случае, если увечье, заболевание получено гражданином в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо увечье, заболевание выявлено до истечения одного года после увольнения гражданина с военной службы (окончания военных сборов), службы в органах, при условии, что получение увечья, начало заболевания, в том числе приведшего к смерти, можно отнести к периоду военной службы (военных сборов), службы в органах.
Таким образом, военно-врачебные комиссии правомочны устанавливать причинную связь увечий, заболеваний, диагностированных до истечения одного года после увольнения с военной службы, у граждан, проходивших военную службу (военные сборы), если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения военной службы (военных сборов), независимо от времени, прошедшего с момента увольнения граждан с военной службы (прохождения военных сборов). Данный вывод подтверждается и содержанием подпункта "б" пункта 41 Положения, предусматривающего, что военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "заболевание получено в период военной службы", если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо достигло в указанный период степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях, диагностированных до истечения одного года после увольнения с военной службы, службы в органах, если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах.
В соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 данной статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы). Утверждение заявительницы о несоответствии Положения в оспариваемой части приведенной норме является ошибочным, поскольку названный Федеральный закон вопросы компетенции военно-врачебных комиссий по определению причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах не регулирует. Предметом его регулирования является установление денежного довольствия военнослужащих и отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Федеральный закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" вступил в силу с 1 января 2012 г. без указания на то, что он имеет обратную силу (статья 7). В принятом по поручению законодателя постановлении Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" также отмечено, что данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г. Из представленных заявительницей материалов видно, что смерть ее мужа наступила 20 июля 1994 г. (по истечении 7 лет после окончания военных сборов), то есть до вступления в силу Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Следовательно, положения данного Федерального закона на нее не распространяются.
Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
Шаляпиной Г.А. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ |
В.Ю. Зайцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. N АКПИ12-1050
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. N АПЛ12-705 настоящее решение оставлено без изменения