Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2012 г. N 43-АПГ12-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей Т.И. Ерёменко и Л.А. Калининой,
при секретаре М.Д. Тихонове
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Камашева Н.М. об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии г. Воткинска N 65.1 от 7 сентября 2012 года по апелляционной жалобе Камашева Н.М. на решение Верховного суда Удмуртской Республики от 13 сентября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением территориальной избирательной комиссии г. Воткинска от 7 сентября 2012 года N 65.1 Камашеву Н.М., который выдвинул свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Госсовета Удмуртской Республики, в связи с тем, что он представил для регистрации недостаточное количество достоверных подписей избирателей.
Камашев Н.М. обратился в Верховный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене указанного постановления территориальной избирательной комиссии г. Воткинска, возложении обязанности на территориальной избирательной комиссии г. Воткинска зарегистрировать его кандидатом в депутаты Госсовета Удмуртской Республики по Центральному избирательному округу N 20, сославшись на то, что подписи избирателей в подписных листах, представленных им в территориальной избирательной комиссии г. Воткинска, необоснованно признаны недостоверными, в связи с чем не имелось оснований для отказа в регистрации.
Представитель территориальной избирательной комиссии г. Воткинска Сентемова О.В. в судебном заседании требования заявителя не признала, полагая их не подлежащими удовлетворению.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 13 сентября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Камашев Н.М. просит указанное решение суда отменить ввиду неправильно применения судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого судебного постановления.
Камашев Н.М. 30 августа 2012 года представил в территориальной избирательной комиссии г. Воткинска документы, необходимые для его регистрации кандидатом в депутаты Госсовета Удмуртской Республики, в том числе подписные листы в количестве 13 штук, в которых содержатся 138 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения кандидатом в депутаты Госсовета Удмуртской Республики по Центральному избирательному округу N 20 путем самовыдвижения (л.д. 19, 24).
В результате проверки, проведенной 4 сентября 2012 года членами рабочей группы территориальной избирательной комиссии г. Воткинска, были признаны недействительными 26 подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, отобранных для проверки, поскольку в них не в полном объеме были указаны сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, а также они не были заверены собственноручно подписью кандидата (л.д. 26-28).
Территориальная избирательная комиссия г. Воткинска 7 сентября 2012 года приняла постановление N 65.1 "Об отказе в регистрации Камашева Н.М. кандидатом в депутаты Госсовета Удмуртской Республики по Центральному избирательному округу N 20" по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 30 статьи 29 Закона Удмуртской Республики от 27 марта 2007 года N 803-III "О выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики" (с изменениями на 25 июня 2012 года) в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер названного Закона следует читать как "от 13 апреля 2007 г. N 18-РЗ"
В соответствии с представленными документами, Камашев Н.М. передал территориальной избирательной комиссии г. Воткинска 13 подписных листов, в которых заявил 138 подписей избирателей (л.д. 24), что соответствует вышеизложенным требованиям законодательства о выборах, и для проверки было отобрано 26 подписей избирателей, размещенных в подписных листах NN 12, 3,11, что составляет 20% от количества подписей, необходимых для регистрации кандидата.
Согласно части 10 статьи 28 Закона Удмуртской Республики, каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, собственноручно указавшего свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата по одномандатному избирательному округу также должен быть заверен кандидатом.
С учетом собранных по делу доказательств, суд правильно пришел к выводу о том, что на всех отобранных для проверки подписных листах в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, отсутствует наименование или код органа, выдавшего ему паспорт. Вместо данных сведений, сборщик подписей избирателей, в данном случае - заявитель Камашев Н.М., ограничился указанием "УР, г. Воткинск", а также все подписные листы не заверены кандидатом Камашевым Н.М. в виде собственноручного внесения подписи с указанием даты её внесения.
Поскольку в результате проведенной проверки было выявлено 26 недействительных подписей избирателей (100% подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки) это обстоятельство послужило основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты Госсовета Удмуртской Республики по Центральному избирательному округу N 20 на основании пункта 7 части 30 статьи 29 Закона Удмуртской Республики "О выборах депутатов Госсовета Удмуртской Республики".
Суд правильно не согласился с доводом заявителя о том, что при приеме его подписных листов члены территориальной избирательной комиссии г. Воткинска обязаны были не позднее чем за три дня до заседания избирательной комиссии, где рассматривался вопрос о его регистрации, известить его о выявленных недостатках оформления подписных листов, а он, в свою очередь, вправе был, не позднее чем за день до указанного заседания территориальной избирательной комиссии г. Воткинска, внести в них соответствующие уточнения и дополнения, отклоняется, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.
В силу ч. 4 ст. 29 Закона Удмуртской Республики "О выборах депутатов Госсовета Удмуртской Республики", при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, последний вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с частями 2, 3 и 5 статьи 24 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Закона, в том числе к их оформлению.
Таким образом, как следует из части 4 ст. 29 Закона Удмуртской Республики, полностью соответствующей пункту 1.1 статьи 38 ФЗ "Об основных гарантиях...", внесение каких-либо уточнений в подписные листы после их сдачи в избирательную комиссию не допускается.
Не нашел своего подтверждения и довод Камашева Н.М. о том, что было достаточно однократной его подписи в подписном листе, поскольку он одновременно являлся и сборщиком подписей и кандидатом, является несостоятельным, т.к. в силу закона каждый подписной лист должен быть заверен личной подписью сборщика и личной подписью кандидата на выборную должность и закон не содержит исключений для случаев, когда кандидат и сборщик являются одним лицом. Вышеназванное требование закона является императивным и подлежит безусловному исполнению всеми участниками избирательной кампании
Дав анализ собранным по делу доказательствам, суд обоснованно пришел к выводу, о том, что постановление территориальной избирательной комиссии г. Воткинска N 65.1 от 7 сентября 2012 года является законным, обоснованным и не подлежит отмене, а требования, заявленные Камашевым Н.М., не подлежат удовлетворению.
Доводы в апелляционной жалобе по существу сводятся к переоценке выводов суда 1 инстанции и не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Удмуртской Республики от 13 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Камашева Н.М - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
Л.А. Калинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2012 г. N 43-АПГ12-6
Текст определения официально опубликован не был