Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2012 г. N 18-АПГ12-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Горчаковой Е.В.,
судей Беспаловой З.Д. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Завражнове М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Калиновской Н.Н. на решение суда Краснодарского краевого суда от 19 сентября 2012 года, которым признано незаконным и отменено решение окружной избирательной комиссии по Олимпийскому одномандатному округу N 50 от 6 сентября 2012 года N 6/20 о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края Калиновской Н.Н., выдвинутой избирательным объединением "Краснодарское краевое отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя Калиновской Н.Н. Беньяша М.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Рзаева А.А. Климентовского П.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Н., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением окружной избирательной комиссии по Олимпийскому одномандатному избирательному округу N 50 от 6 сентября 2012 года N 6/24 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва по Олимпийскому одномандатному избирательному округу N 50 зарегистрирован Рзаев А.А., выдвинутый Краснодарским краевым отделением политической партии "Коммунисты России".
Решением той же избирательной комиссии от 6 сентября 2012 года N 6/20 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края пятого созыва по Олимпийскому одномандатному избирательному округу N 50 зарегистрирована Калиновская Н.Н., выдвинутая Краснодарским краевым отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Рзаев А.А. обратился в Краснодарский краевой суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии по Олимпийскому одномандатному округу N 50 от 6 сентября 2012 года N 6/20 о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края Калиновской Н.Н., полагая, что оно принято с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Краснодарского края от 21 августа 2007 года N 1315-КЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" и нарушает его права кандидата в депутаты, зарегистрированного по тому же избирательному округу.
Решением Краснодарского краевого суда от 19 сентября 2012 года заявление Рзаева А.А. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Калиновской Н.Н. ставится вопрос об отмене указанного решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение приято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Законом может быть предусмотрено, что кандидат одновременно с представлением документов для регистрации представляют первый финансовый отчёт (пункт 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2012 года N 67-ФЗ).
В силу части 1 статьи 27 Закона Краснодарского края от 21 августа 2007 года N 1315-КЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, он не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет единовременно в соответствующую окружную избирательную комиссию в числе других документов первый финансовый отчет. Первый финансовый отчет кандидата считается представленным, если представлены все следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата; первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата; банковская справка об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета кандидатом.
Согласно части 1 статьи 29 Закона Краснодарского края от 21 августа 2007 года N 1315-К3 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии указанных в части 1 статьи 27 этого закона документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Законом Краснодарского края от 21 августа 2007 года N 1315-КЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата (пункт 3 части 11 статьи 29 Закона Краснодарского края от 21 августа 2007 года N 1315-К3).
Судом установлено, что Калиновская Н.Н., представляя документы для регистрации ее в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края, не представила первый финансовый отчет в полном объеме, а именно: не представила документ "учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения" по форме (форма N 1), установленной приложением N 1 к Инструкции по порядку и формам учета и отчетности о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших краевые списки кандидатов, при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Краснодарского края от 29 августа 2007 года N 3/28.
Непредставление названного выше документа Калиновская Н.Н. не оспаривала, но полагала, что сведения, которые должны содержаться в этом документе, аналогичны по содержанию сведениям, представленным ею в избирательную комиссию и содержащимся в документах: первый финансовый отчет; сведения о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет избирательного фонда кандидата; сведения о расходовании денежных средств, находящихся на специальном избирательном счете избирательного фонда кандидата; справка об остатке средств фонда.
Аналогичная позиция изложена Калиновской Н.Н. в апелляционной жалобе.
Кроме того, в апелляционной жалобе Калиновская Н.Н. указывает на отсутствие у избирательной комиссии субъекта Российской Федерации полномочий по принятию соответствующего постановления, установившего формы учета и отчетности о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов.
Судебная коллегия не может признать позицию Калиновской Н.Н. правильной и полагает, что она не основана на законе.
Как уже отмечалось, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предоставляет субъектам Российской Федерации право устанавливать своими законами перечень документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
К числу таких документов Законом Краснодарского края от 21 августа 2007 года N 1315-КЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" отнесен первый финансовый отчет кандидата (часть 1 статьи 27). Названным законом предусмотрено, что первый финансовый отчет кандидата считается представленным, если представлены все следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата; первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата; банковская справка об остатке средств фонда на дату составления (подписания) отчета кандидатом.
Установив, что Калиновской Н.Н. не представлен документ "учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения", суд пришел к правильному выводу о незаконности решения окружной избирательной комиссии по Олимпийскому одномандатному избирательному округу N 50 от 6 сентября 2012 года N 6/20, которым Калиновская Н.Н. зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (частью 12 статьи 58) предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходования этих средств устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.
Аналогичная норма содержится в Законе Краснодарского края от 21 августа 2007 года N 1315-КЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" (часть 1 статьи 53).
Таким образом, Избирательная комиссия Краснодарского края (постановление от 29 августа 2007 года N 3/28) вправе была утвердить Инструкцию по порядку и формам учета и отчетности о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших краевые списки кандидатов, при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края.
Названное постановление размещено на официальном Интернет-сайте Избирательной комиссии Краснодарского края, чем обеспечена возможность ознакомления с ним заинтересованных лиц.
Что касается довода апелляционной жалобы о рассмотрении дела в отсутствие Калиновской Н.Н., не извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, то он не может явиться основанием к отмене решения суда в связи с тем, что в материалах дела имеются документы, подтверждающие надлежащее извещение Калиновской Н.Н. о времени и месте судебного заседания 19 сентября 2012 года в 11.00.
С учетом вынесения резолютивной части решения суда 19 сентября 2012 года, исправления судом описки в дате вынесения мотивированного решения с 18 сентября 2012 года на 19 сентября 2012 года, нельзя согласиться с доводом апелляционной жалобы о рассмотрении дела 18 сентября 2012 года.
Указание в апелляционной жалобе на ненаправление судом Калиновской Н.Н. копий заявления Рзаева А.А. и приложенных к нему документов не является основанием к отмене решения суда, поскольку таким основанием в соответствии с частью 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является не любое нарушение норм процессуального права, а только такое, которое привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Краснодарского краевого суда от 19 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Калиновской Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Горчакова Е.В. |
Судьи |
Беспалова З.Д. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2012 г. N 18-АПГ12-7
Текст определения официально опубликован не был