Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30 октября 2012 г. N 03-05-05-02/111
Вопрос: ООО является собственником земельного участка.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 N 358 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" (далее - постановление) были утверждены результаты государственной кадастровой оценки участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 1 января 2007 года.
Согласно Приложению N 1 к постановлению кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составляет 266 124 850 руб.
В п. 7 постановления установлено, что результаты государственной кадастровой оценки, утвержденные настоящим постановлением, применяются для целей налогообложения с 1 января 2011 года.
Полагая указанную выше кадастровую стоимость земельного участка завышенной, что нарушает права общества как налогоплательщика земельного налога, ООО обратилось к независимому оценщику в целях определения рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету об оценке рыночная стоимость земельного участка составила 67 410 000 руб. по состоянию на 1 января 2007 года.
ООО обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке, в сумме 67 410 000 руб. по состоянию на 1 января 2007 года.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области исковые требования ООО были удовлетворены.
В связи с изложенным просим разъяснить: возможно ли ООО произвести на основании вступившего в силу решения суда перерасчет ранее уплаченных сумм земельного налога и осуществить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм земельного налога за 2011-2012 гг.?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно отмечаем, что в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса)
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Вместе с тем на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Учитывая изложенное, если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом Российской Федерации и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, применение которой улучшает положение налогоплательщика, то ранее уплаченная сумма земельного налога подлежит перерасчету.
При этом обращаем внимание, что возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) земельного налога в связи с перерасчетом суммы земельного налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса (пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса).
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.