Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к заключению об экспертизе на
приказ Минтранса России
от 27 апреля 2011 г. N 125
"Об утверждении Порядка
осуществления весового и
габаритного контроля
транспортных средств, в том
числе порядка организации
пунктов весового и габаритного
контроля транспортных средств"
Оценка вреда, наносимого федеральным автомобильным дорогам перевозкой тяжеловесных грузов
Упрощенно можно утверждать, что чем больше масса транспортного средства, перевозящего груз по определенной дороге, тем больший ущерб наносится владельцу автомобильной дороги такой перевозкой. Главным образом такой ущерб обусловлен сокращением межремонтных интервалов при пользовании дорогой.
Правилами перевозок грузов установлены значения нормативных нагрузок на ось транспортного средства. Значения нормативных нагрузок отличаются в зависимости от конкретной категории автомобильной дороги. Понятие нормативной нагрузки на ось является в некоторой степени условным в связи с тем, что во всех случаях, когда по дороге проезжают различные по весу транспортные средства, те транспортные средства, которые имеют большую массу причиняют дороге больше вреда, чем транспортные средства, масса которых меньше. Нормативные межремонтные интервалы дорог могли бы быть увеличены, а расходы на ремонт дорог снижены, если бы по таким дорогам было разрешено передвигаться только транспортным средствам, имеющим меньший вес.
Ущерб, причиняемый дорожному полотну, растет экспоненциально, по мере увеличения массы транспортного средства. То есть увеличение предельных допустимых параметров массы транспортного средства и нагрузки на ось на каждые следующие 10% будет способно нанести значительно больший вред дорожному полотну. В этой связи даже незначительное изменение установленных предельных весовых параметров может существенно сократить или, напротив, увеличить расходы на ремонт дорожной сети.
В настоящее время Правилами перевозок грузов установлены следующие допустимые весовые нагрузки (Таблицы 1 и 2).
Таблица 1. Предельно допустимые массы транспортных средств
Вид транспортного средства |
Значение (тонн) |
Автомобиль
| |
двухосный |
18 |
трехосный |
25 |
четырехосный |
32 |
Автопоезд
| |
трехосный |
28 |
четырехосный |
36 |
пятиосный и более |
40 |
Таблица 2. Предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств
Расстояние между сближенными осями (метров) |
Значение предельно допустимой осевой нагрузки |
|
кН/тс* |
кН/тс** |
|
Свыше 2 |
100/10 |
115/11,5 |
Свыше 1,65 до 2 (включительно) |
90/9 |
105/10,5 |
Свыше 1,35 до 1,65 (включительно) |
80/8 |
90/9 |
Свыше 1,3 до 1,35 (включительно) |
70/7 75/7,5*** |
80/8 |
Свыше 1 до 1,3 (включительно) |
70/7 |
80/8 |
До 1 |
60/6 |
70/7 |
_____________________________
* Для автомобильных дорог, проектирование, строительство и реконструкция которых осуществлялись под нормативную осевую нагрузку транспортного средства до 100 кН/10 тс.
** Для автомобильных дорог, проектирование, строительство и реконструкция которых осуществлялись под нормативную осевую нагрузку транспортного средства 115 кН/11,5 тс.
*** Для транспортных средств с односкатными колесами, оборудованных пневматической или эквивалентной ей подвеской, а также транспортных средств с двухскатными колесами.
В таблицах 5 и 6 приложения к письму от 17 августа 2012 г. N 02-01/04-1794ис Минтранс России привел данные о вреде, причиняемом автомобильным дорогам транспортными средствами с разрешенной массой более 12 тонн (однако, соответствующих установленным предельным требованиям). Согласно указанным данным в общем потоке автомобилей, лишь 17% имеют общую массу более 12 тонн, при этом владельцы таких автомобилей ответствены за более чем 56% от общего размера ущерба, причиняемого автомобильным дорогам. То есть в отсутствии таких автомобилей общие расходы на содержание автомобильных дорог могли бы быть снижены на 56%, в том числе за счет увеличения межремонтных интервалов и сокращения требуемого объема ремонтных работ. То есть один автомобиль весом более 12 тонн наносит вреда автомобильной дороге примерно в 6,2 раза больше, чем одно менее тяжеловесное транспортное средство.
Число автомобилей весом более 12 тонн оценивается в России в величину, примерно, 1,4 млн. транспортных средств, при этом еще примерно 0,5 млн. транспортных средств данной категории въезжают на территорию Российской Федерации ежегодно в ходе осуществления международных автомобильных перевозок.
Применительно к автомобильным дорогам федерального значения, могут быть представлены следующие данные (Таблицы 3, 4, 5).
Таблица 3.
Расчет средневзвешенных значений нормативной осевой нагрузки, нормативных межремонтных сроков и коэффициентов, учитывающих дифференциацию стоимости работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения
Показатель |
Категория дороги |
Средневзвеш. значение |
|||||
I |
II |
III |
IV |
V |
|||
Протяженность дорог с твердым покрытием, км |
4 508 |
19 365 |
19 216 |
5 722 |
1 120 |
|
|
Осевая нагрузка, тс |
11,5 |
11,5 |
10 |
10 |
6 |
10,6 |
|
Нормативный межремонтный срок для |
капитального ремонта |
12 |
12 |
12 |
12 |
10 |
12,0 |
ремонта, в т.ч. |
4 |
4 |
6 |
6 |
5 |
5 |
|
за вычетом периодичности кап. ремонта |
6 |
6 |
12 |
12 |
10 |
9 |
|
Коэффициенты, учитывающие дифференциацию стоимости работ по |
капитальному ремонту |
3,67 |
1,82 |
1,66 |
1,46 |
1 |
1,87 |
ремонту |
2,91 |
1,52 |
1,46 |
1,37 |
1 |
1,59 |
|
содержанию |
2,03 |
1,28 |
1,14 |
1,05 |
1 |
1,26 |
Таблица 4.
Расчет средневзвешенных значений территориальных коэффициентов, учитывающих дифференциацию стоимости работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения
Показатель |
Наименование федерального округа |
Средневзвеш. значение |
|||||||
ЦФО |
СЗФО |
ЮФО |
ПФО |
УФО |
СФО |
ДВФО |
|||
Протяженность дорог, км |
10 311,3 |
5 856,7 |
6 815,1 |
7 388,3 |
3 316,2 |
9 224,4 |
7 215,2 |
|
|
Территориальные коэффициенты, учитывающие дифференциацию стоимости работ по |
капитальному ремонту и ремонту |
1 |
1,07 |
0,96 |
0,94 |
1,03 |
1,01 |
1,35 |
1,05 |
содержанию |
1 |
0,82 |
0,71 |
0,69 |
0,72 |
0,67 |
1,02 |
0,82 |
Таблица 5.
Расчет ежегодных затрат на эксплуатацию автомобильных дорог федерального значения
Показатель |
Вид работ |
Всего |
|||
кап. ремонт |
ремонт |
содержание |
|||
Норматив денежных затрат на в ценах 2007 г., тыс. руб. |
8 580 |
2 715 |
695 |
|
|
Коэффициенты, учитывающие дифференциацию стоимости работ по |
категориям дорог |
1,87 |
1,59 |
1,26 |
|
по фед. округам |
1,05 |
1,05 |
0,82 |
|
|
Индекс-дефлятор инвестиции в основной капитал / ИПЦ к предыдущему году |
2008 |
1,190 |
1,190 |
1,141 |
|
2009 |
1,077 |
1,077 |
1,117 |
|
|
2010 |
1,083 |
1,083 |
1,068 |
|
|
2011 |
1,087 |
1,087 |
1,084 |
|
|
2012 |
1,077 |
1,077 |
1,048 |
|
|
2013 |
1,073 |
1,073 |
1,062 |
|
|
2014 |
1,071 |
1,071 |
1,052 |
|
|
2015 |
1,065 |
1,065 |
1,049 |
|
|
Протяженность дорог федерального значения, км |
50 127 |
|
|||
Стоимость работ, млн. руб. в ценах |
2010 |
1 172 144 |
315 369 |
48 995 |
|
2011 |
1 274 121 |
342 806 |
53 110 |
|
|
2012 |
1 372 228 |
369 202 |
55 660 |
|
|
2013 |
1 472 401 |
396 154 |
59 111 |
|
|
2014 |
1 576 941 |
424 281 |
62 184 |
|
|
2015 |
1 679 442 |
451 859 |
65 231 |
|
|
Межремонтный срок (период проведения работ), лет |
12 |
9 |
1 |
|
|
Годовые затраты, млн. руб. в ценах |
2010 |
97 679 |
34 708 |
48 995 |
181 381 |
2011 |
106 177 |
37 727 |
53 110 |
197 015 |
|
2012 |
114 352 |
40 632 |
55 660 |
210 644 |
|
2013 |
122 700 |
43 598 |
59 111 |
225 409 |
|
2014 |
131 412 |
46 694 |
62 184 |
240 290 |
|
2015 |
139 954 |
49 729 |
65 231 |
254 914 |
Таким образом, всего на ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог ежегодно требуется 210 млрд. рублей или примерно 4,2 млн. рублей на 1 км. федеральной автомобильной дороги (в ценах 2012 года). По оценкам Минтранса России, 56% указанной величины (117 млрд. рублей) приходится именно на ущерб, причиненный передвижением транспортных средств с разрешенной массой более 12 тонн.
Учитывая, что пробег по федеральным автомобильным дорогам автомобилей с разрешенной максимальной массой более 12 тонн оценивается Минтрансом России в 16,5 млрд. км. в год, а ущерб, наносимый такими автомобилями в 117 млрд. рублей в год, то ущерб от проезда одного автомобиля указанной категории по 1 км. федеральной автомобильной дороги может быть оценен примерно в 7,1 рубля в ценах 2012 года.
При этом следует отметить, что протяженность дорог общего пользования, имеющих твердое покрытие, более чем в 10 раз превосходит протяженность федеральной сети автомобильных дорог. В отсутствии данных в отношении данной сети автомобильных дорог расчеты не приводились.
Представленные данные указывают на размер вреда, наносимого автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими нормативные грузы. В то же время ущерб, который может быть нанесен автомобильной дороге в случае перевозки ненормативного груза, может быть оценен следующим образом (Таблица 6).
Таблица 6.
Сценарии использования дороги для перевозок тяжеловесных грузов |
Размер издержек на ремонт и содержание дороги в год |
Тяжеловесные транспортные средства по автомобильной дороге не передвигаются |
Если стоимость ежегодного ремонта и содержания одного км. федеральных автомобильных дорог (4,2 млн. рублей) разделить на количество рейсов, совершенных транспортными средствами с разрешенной массой более 12 тонн за год по данному участку дороги (328 тысяч), то средний ущерб, который был нанесен от одного проезда одному км. дороги, составит 7,1 рублей |
Проехало одно тяжеловесное транспортное средство в год при превышении установленной нагрузки на 10% |
Рост издержек на 30 рублей на километр |
Проехало одно тяжеловесное транспортное средство в год при перевесе 20% |
Рост издержек на 36 рублей на километр |
Проехало одно тяжеловесное транспортное средство в год при перевесе 30% |
Рост издержек на 65 рублей на километр |
Проехало одно тяжеловесное транспортное средство в год при перевесе 40% |
Рост издержек на 101 рубля на километр |
Проехало одно тяжеловесное транспортное средство в год при перевесе 50% |
Рост издержек на 133 рубля на километр |
Перевозка с превышением установленных допустимых значений на 10% предполагает, что ущерб, наносимый автомобильной дороге при проезде транспортного средства, возрастает примерно в 5,2 раза с примерно 7,1 рубля до примерно 37,5 рублей на километр. Превышение установленных параметров на 50% означает, что ущерб автомобильной дороге возрастает примерно в 20 раз. То есть один тяжеловесный автомобиль примерно равен 20 грузовым автомобилям с нормальной нагрузкой или примерно 120 легковым автомобилям.
При этом письмом от 16 июня 2011 г. N СА-10/6670 Минтранс России представил данные о том, что порядка 20% от общего числа транспортных средств передвигается с превышением установленных весовых или габаритных параметров. Если предположить, что средняя протяженность маршрута транспортного средства, следующего с превышением допустимых весовых параметров, равна средней протяженности маршрута тяжеловесного транспортного средства, то общий пробег по федеральным автомобильным дорогам тяжеловесных транспортных средств и транспортных средств с превышением установленных габаритных параметров может быть оценен в 3,3 млрд. км.*
При этом Минтрансом России представлены данные о том, что из числа специальных разрешений, требуемых для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, порядка 17% выдается для перевозок тяжеловесных грузов (во внутрироссийском сообщении). Если предположить, что 17% от общего числа транспортных средств, двигающихся с превышением установленных весовых и габаритных параметров, передвигается именно с превышением весовых параметров, то общий ежегодный пробег таких транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам может быть оценен в 560 млн. километров.
Даже если допустить, что такие транспортные средства передвигаются с превышением установленных параметров на две оси и только на 10%, то общий размер вреда, ежегодно причиняемого такими транспортными средствами федеральным автомобильным дорогам, составит 16,8 млрд. руб.**
В то же время Минтрансом России представлены оценки вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами федеральным автомобильным дорогам, в 4,5 млрд. рублей ежегодно. При аналогичных допущениях о средней величине превышения установленных допустимых нагрузок (только на 10% на две оси) общий пробег тяжеловесных транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам может быть оценен в 150 млн. километров или примерно в 3,5 раза меньше, чем пробег, рассчитанный, исходя из допущения о том, что 20% общего пробега связаны с перевозкой с превышением установленных весовых и габаритных параметров.
Таким образом, Минтрансом России представляются противоречивые данные о том, какова доля пробега по федеральным автомобильным дорогам тяжеловесных транспортных средств (1 или 3,5%), а, следовательно, и о том, какой вред наносится такими перевозками федеральным автомобильным дорогам (4,5-16,8 млрд. рублей в год).
_____________________________
* 16,5 млрд. км * 20% = 3,3 млрд. км.
** 560 млн. км * 30 руб. = 16,8 млрд. руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.