Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к заключению об экспертизе на
приказ Минтранса России
от 27 апреля 2011 г. N 125
"Об утверждении Порядка
осуществления весового и
габаритного контроля
транспортных средств, в том
числе порядка организации
пунктов весового и габаритного
контроля транспортных средств"
Справка
о результатах проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности, по приказу Минтранса России от 27 апреля 2011 г. N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств"
Приказ и перечень вопросов к нему были размещены на официальном сайте Минэкономразвития России и направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей (далее - РСПП), Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" (далее - Деловая Россия), Консультативный совет по иностранным инвестициям, Российско-Германскую внешнеторговую палату.
Получены отзывы РСПП, Деловой России и Российского автотранспортного союза.
I. Представлены следующие замечания и предложения субъектов предпринимательской и иной деятельности, которые были учтены в настоящем заключении.
1. Приказом установлены дублирующие полномочия участвующих в осуществлении весового контроля федеральных органов исполнительной власти. При этом требования к информационному взаимодействию между ними не предусмотрены. В результате одно и тоже транспортное средство в процессе перевозки может подвергаться неоднократному взвешиванию с различными правовыми последствиями для перевозчика. В этой связи правом остановки транспортного средства для осуществления весогабаритного контроля на автомобильных дорогах должно быть наделено только одно ведомство.
2. Требования Приказа не распространяются на осуществление весового и габаритного контроля транспортных средств в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В результате должностными лицами таможенных органов не осуществляется выдача актов по результатам взвешивания транспортного средства, не применяется норма, допускающая возможность отклонения весовых параметров транспортного средства, определенных по результатам взвешивания, от установленных на территории Российской Федерации или указанных в специальном разрешении, если оно не превышает 2%. В этой связи необходимо дополнить Приказ положениями, определяющими действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при осуществлении весового и габаритного контроля транспортных средств в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
3. Приказом не предусмотрено признание результатов взвешивания транспортного средства в других контрольных пунктах. В этой связи органы весогабаритного контроля должны быть наделены правом пломбирования транспортных средств. Акт о результатах взвешивания опломбированных транспортных средств должен признаваться всеми контрольными органами без повторного взвешивания транспортного средства.
4. Отсутствие метрологического контроля за применяемым на контрольных пунктах весовым оборудованием и весового оборудования для контрольного взвешивания увеличивает риск избирательного правоприменения в отношении перевозчиков.
5. Отсутствие в Приказе максимального срока проведения административных процедур весового контроля способствует росту издержек перевозчика, связанных с длительностью осуществления процедур весового контроля.
6. Также представлено замечание юридико-технического характера о несоответствии положений Приказа и пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" в отношении осуществления весового контроля на передвижных контрольных пунктах.
II. Остальные замечания и предложения, представленные субъектами предпринимательской и иной деятельности по Приказу и альтернативным способам решения проблемы в установленной им области регулирования направляются разработчику для сведения.
1. Представители субъектов предпринимательской и иной деятельности отмечают, что в Приказе отсутствует механизм осуществления прав и защиты интересов субъектов отношений, связанных с перевозкой тяжеловесных/негабаритных грузов, а именно:
- детализация понятийной базы (терминов и определений);
- исчерпывающий перечень прав и обязанностей сторон;
- периодичность контрольных мероприятий по взвешиванию и измерению габаритов транспортного средства;
- основания для проведения габаритного и весового контроля;
- единообразный алгоритм действий сторон, не допускающий вольного толкования норм права;
Замечание, касающееся необходимости детализации понятийной базы и установления единообразного алгоритма действий сторон, носит юридико-технический характер. Субъектами предпринимательской деятельности не представлено достаточной аргументации о необходимости учета данного замечания и оценок положительных эффектов, которые могут быть получены в случае учета данного замечания. Периодичность контрольных мероприятий по взвешиванию и измерению габаритов транспортного средства, основания для проведения габаритного и весового контроля установлены приказом Минтранса России от 27 июля 2011 г. N 193. Кроме того, последовательность административных процедур по осуществлению весового контроля также установлена Приказом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "21 июля 2011 г."
2. Предусмотренная Приказом передача функций контроля весовых и габаритных параметров транспортных средств любой уполномоченной организации представляется недопустимой, так как неизбежно повлечет за собой деформацию и подмену продекларированных целей и задач Приказа (обеспечение сохранности региональных, муниципальных, платных автомобильных дорог) коммерческими интересами "уполномоченных организаций".
Предусмотренная пунктом 2.4. Приказа передача функции по осуществлению весового контроля касается уполномоченных собственником частной дороги организаций и соответствует положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. Представляется предпочтительным создание с привлечением частных инвестиций сети станций весового и габаритного контроля транспортных средств в непосредственной близости от основных грузообразующих пунктов, таких, как крупные промышленные предприятия, морские и речные порты, железнодорожные узлы, и организация выдачи на них сертификатов взвешивания транспортного средства. Это позволит снизить издержки государственного и муниципального бюджетов всех уровней на создание и содержание пунктов весового и габаритного контроля, а также исключить многократное повторное взвешивание транспортных средств. Однако создание подобной системы требует принятия новых и внесения изменений в ряд действующих нормативных правовых актов Российской Федерации. Данный вопрос не может быть решен в рамках рассматриваемого Приказа.
Субъектами предпринимательской деятельности не представлено оценок, свидетельствующих о необходимости применения данного подхода. Однако, полагаем, что разработчиком указанное предложение должно быть проанализировано и, при необходимости, учтено.
4. По мнению автоперевозчиков, нормы Приказа не способствуют пресечению злоупотреблений как со стороны недобросовестных автоперевозчиков, так и со стороны сотрудников постов весового контроля. В числе наиболее вероятных последствий Приказ несет в себе опасность реализации как избыточных административных ограничений, так и дальнейшего роста коррупционной составляющей в отношениях между участвующими в осуществлении весового контроля сторонами. Если прогнозируемые Минтрансом России выгоды лежат исключительно в плоскости "собрать деньги с автоперевозчиков", то прогнозируемые издержки охватывают гораздо более широкий спектр экономических, социальных, и общественно-политических последствий.
Замечание носит общий характер и не содержит конкретных предложений.
5. В Приказе не определены критерии выбора мест дислокации пунктов весового и габаритного контроля. Таким образом, введенное государственное регулирование направлено на выявление и привлечение к ответственности владельцев и водителей транспортных средств, допустивших нарушения порядка перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, но не содержит мер по предупреждению и предотвращению таких нарушений.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1272 "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок" местоположение контрольных пунктов на федеральных автомобильных дорогах общего пользования устанавливается по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта с Федеральным дорожным агентством и Министерством внутренних дел Российской Федерации, а на других автомобильных дорогах общего пользования и улицах городов - с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области дорожного хозяйства и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне.
Кроме того, установление в Приказе критериев выбора мест дислокации пунктов весового и габаритного контроля, позволит недобросовестным перевозчикам избегать таких мест (применительно к передвижным контрольным пунктам), что в свою очередь может снизить эффективность весового контроля.
7. В Приказе не установлена ответственность за несоблюдение участвующими в осуществлении весового контроля должностными лицами федеральных органов исполнительной власти порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
Ответственность должна быть установлена соответствующими должностными регламентами указанных лиц.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
8. Результаты взвешивания на передвижных пунктах весогабаритного контроля должны рассматриваться только как предварительные. Решение о наложении административных штрафов должно приниматься только по результатам взвешивания в стационарном контрольном пункте.
В настоящем заключении представлены предложения по установлению контроля за соответствием применяемого на контрольных пунктах весового оборудования обязательным метрологическим и техническим требованиям.
9. В соответствии с зарубежной практикой необходимо освободить хозяйствующие субъекты от административной ответственности за незначительные превышения весогабаритных параметров транспортных средств, поскольку в значительном количестве случаев выявить такие превышения невозможно (в связи отсутствием у грузовладельцев оборудования для поосевого взвешивания транспортных средств).
Пунктом 4 Приказа установлено, что при осуществлении весового контроля допускается расхождение весовых параметров транспортного средства, определенных по результатам взвешивания, от указанных в специальном разрешении, если оно не превышает 2%.
Принятие в дополнении к существующим предлагаемых в рамках данного замечания мер, способно повысить ущерб, причиняемый тяжеловесными транспортными средствами дорожному покрытию. Подробная информация об оценке вреда, наносимого федеральным автомобильным дорогам перевозкой тяжеловесных грузов, представлена в приложении N 3 к данному заключению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.