Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза
97/9/EC от 3 марта 1997 г.
о схемах компенсаций для инвесторов*(1)
Европейский парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества, и, в частности, Статьей 57(2) Договора,
Руководствуясь предложением Европейской Комиссии*(2),
Руководствуясь заключением Комитета по социальным и экономическим вопросам*(3),
Руководствуясь заключением Европейского валютного института*(4),
Действуя в соответствии с процедурой, установленной в Статье 189b Договора*(5) в свете совместного текста, одобренного Согласительным комитетом 18 декабря 1996 г.,
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) 10 мая 1993 г. Совет ЕС одобрил Директиву 93/22/EЭC об инвестиционных услугах в области ценных бумаг*(6); данная Директива является важным инструментом по обеспечению доступности внутреннего рынка для инвестиционных компаний.
(2) Директива 93/22/EЭC устанавливает разумные правила, которым всегда должны следовать инвестиционные компании, включающие в себя правила, целью которых является защита, насколько это возможно, прав инвесторов в отношении принадлежащих им денежных средств или финансовых инструментов.
(3) Ни одна система контроля не может обеспечить полную защиту, в частности, если совершены мошеннические действия.
(4) Защита инвесторов и поддержание устойчивости финансовой системы являются важным условием завершения создания и надлежащего функционирования внутреннего рынка на этом пространстве; таким образом, в связи с этим является существенным то обстоятельство, что каждое Государство - член ЕС должно иметь схему компенсаций для инвесторов, которая гарантирует гармонизированный минимальный уровень защиты, по крайней мере, для малых инвесторов в случае, когда инвестиционная компания будет не в состоянии исполнить свои обязательства перед своими инвестиционными клиентами.
(5) Таким образом, малые инвесторы будут в состоянии приобретать инвестиционные услуги у филиалов инвестиционных компаний Сообщества или приобретать их на основании трансграничного предоставления услуг так же уверенно, как и от национальных инвестиционных компаний, осознавая при этом, что гармонизированный минимальный уровень защиты будет им предоставлен в случае, когда инвестиционная компания будет не в состоянии исполнить свои обязательства перед своими инвестиционными клиентами.
(6) При отсутствии такой минимальной гармонизации Государство - член ЕС пребывания с целью защиты инвестора может принять решение о необходимости участия в своей схеме компенсаций в том случае, если инвестиционная компания Сообщества, осуществляющая свою деятельность через филиал или в силу свободы оказания услуг, не принадлежала к какой-либо схеме компенсаций для инвесторов в Государстве - члене ЕС происхождения или принадлежала к схеме, которая не предоставляла равноценный уровень защиты; такое требование может нанести ущерб функционированию внутреннего рынка.
(7) Несмотря на то, что в настоящее время большинство Государств - членов ЕС имеют механизмы компенсаций для инвесторов, в целом такие механизмы не распространяются на все инвестиционные компании, имеющие простую авторизацию согласно Директиве 93/22/EЭC.
(8) Таким образом, каждому Государству - члену ЕС необходимо иметь схему компенсаций для инвесторов или схемы, к которым каждая инвестиционная компания могла бы присоединиться; действие каждой схемы должно распространяться на денежные средства и финансовые инструменты, принадлежащие инвестиционной компании в связи с инвестиционной деятельностью инвестора, которые не могут быть возвращены инвестору в случае, если инвестиционная компания будет не в состоянии исполнить свои обязательства перед своими инвестиционными клиентами; данное положение применяется без ущерба действию правил и процедур, применяемым в каждом Государстве - члене ЕС в отношении решений, принимаемых в случае несостоятельности или ликвидации инвестиционной компании.
(9) Определение инвестиционной компании включает в себя кредитные организации, уполномоченные оказывать инвестиционные услуги; каждая такая кредитная организация должна также участвовать в схеме компенсаций для инвесторов в целях распространения ее действия на свою инвестиционную деятельность, однако нет необходимости требовать у такой кредитной организации принадлежности к двум различным схемам в случае, когда одна схема удовлетворяет требованиям настоящей Директивы и Директивы 94/19/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 30 мая 1994 г. о программах по защите банковских вкладов*(7); однако, если инвестиционная компания является кредитной организацией, в определенных случаях могут возникнуть трудности при разграничении депозитов, подпадающих под сферу действия Директивы 94/19/EC, и денежных средств, принадлежащих в связи с осуществлением инвестиционной деятельности; Государство - член ЕС может определить, какая Директива подлежит применению к такого рода случаям.
(10) Директива 94/19/EC разрешает Государству - члену ЕС освободить кредитную организацию от обязанности принадлежать к схеме гарантий депозитов в случае, когда кредитная организация принадлежит к системе, которая непосредственно защищает кредитную организацию и, в частности, обеспечивает ее платежеспособность; в том случае, когда принадлежащая к такой системе кредитная организация является также инвестиционной компанией, Государству - члену ЕС также должно быть разрешено при определенных условиях освободить такую кредитную организацию от обязанности принадлежать к схеме компенсаций для инвесторов.
(11) Гармонизированный минимальный уровень компенсации в размере 20 000 ЭКЮ для каждого инвестора должен быть достаточным для целей защиты интересов малого инвестора в случае, когда инвестиционная компания будет не в состоянии исполнить свои обязательства перед своими инвестиционными клиентами; таким образом, разумно установить гармонизированный минимальный уровень компенсации в размере 20 000 ЭКЮ; согласно Директиве 94/19/EC могут потребоваться ограниченные переходные положения в целях обеспечения соответствия схем компенсаций данному гармонизированному минимальному уровню, поскольку данный уровень в равной степени применяется к Государствам - членам ЕС, которые на момент принятия настоящей Директивы не имели такого рода схемы.
(12) Аналогичный гармонизированный минимальный уровень был установлен в Директиве 94/19/EC.
(13) В целях поощрения инвесторов с должной осторожностью производить выбор инвестиционных компаний разумно разрешить Государствам - членам ЕС требовать от инвесторов принимать долю в любых убытках; однако убытки инвестора должны быть компенсированы в размере не менее 90%, пока размер подлежащей выплате компенсации меньше, чем минимальный уровень в Сообществе.
(14) Схемы в ряде Государств - членов ЕС предусматривают уровни покрытия выше, чем гармонизированный минимальный уровень защиты согласно настоящей Директиве; однако не является желательным требовать внесения какие-либо изменений в указанные схемы.
(15) Сохранение в Сообществе схем, обеспечивающих уровни покрытия выше, чем гармонизированный минимум, может в пределах одной территории привести к расхождению при выплате компенсации и неравным условиям конкуренции между национальными инвестиционными компаниями и филиалами компаний из других Государств - членов ЕС; в целях преодоления указанных недостатков филиалы должны быть наделены правами по присоединению к схемам стран пребывания таким образом, чтобы они могли предлагать своим инвесторам аналогичное покрытие, предоставляемое по схемам в странах пребывания; целесообразно, что в отчете о применении настоящей Директивы Европейская Комиссия должна отметить, в какой мере филиалы воспользовались отмеченным правом, а также отметить, с какими трудностями филиалы или схемы компенсаций для инвесторов, возможно, столкнулись при имплементации указанных положений; не исключается возможность того, что схемы Государств - членов ЕС происхождения должны предоставлять дополнительное покрытие при соблюдении условий, установленных такими схемами.
(16) Нарушения в работе рынка могут быть вызваны деятельностью филиалов инвестиционных компаний, образованных в Государствах - членах ЕС, не являющихся местом их происхождения, которые предлагают уровни покрытия выше, чем те уровни, которые предлагают инвестиционные компании, уполномоченные в Государствах - членах ЕС пребывания; нецелесообразно, чтобы уровень или объем покрытия согласно схемам компенсации становились основанием для конкуренции; таким образом, необходимо, по крайней мере, в течение начального периода, установить, что уровень и объем покрытия, применяемые согласно схеме Государства - члена ЕС происхождения к инвесторам в филиалах, расположенных в другом Государстве - члене ЕС, не должны превысить максимальный уровень или выйти за рамки объема компенсации согласно соответствующей схеме в Государстве - члене ЕС пребывания; любые нарушения в работе рынка должны быть рассмотрены в короткое время на основании полученного опыта и с учетом развития ситуации в финансовом секторе.
(17) Государство - член ЕС должно иметь возможность исключить из покрытия, предоставляемого по схеме компенсаций для инвесторов, определенные категории специально указанных инвестиций или инвесторов, если Государство - член ЕС посчитает, что они не требуют специальной защиты.
(18) Некоторые Государства - члены ЕС имеют схемы компенсаций для инвесторов за счет возложения ответственности на профессиональные объединения; в других Государствах - членах ЕС существуют схемы, которые утверждены и регулируются законодательством; данное разнообразие в статусе схем создает проблему исключительно в вопросах обязательного участия в схемах и исключения из участия в них; таким образом, необходимо предпринять меры по ограничению действия схем в решении данных вопросов.
(19) Компенсация должна быть выплачена инвестору без чрезмерных отлагательств, как только будет установлена обоснованность его требования; схема компенсации должна иметь возможность установить разумный срок для представления требований; однако обстоятельство истечения этого срока не может быть направлено против инвестора, который вследствие разумной причины был не в состоянии представить свое требование в пределах разрешенного срока.
(20) Информирование инвесторов о компенсационных механизмах является важным элементом защиты инвесторов; Статья 12 Директивы 93/22/EЭC требовала от инвестиционных компаний перед началом осуществления деятельности с инвесторами информировать их о возможном применении схемы компенсаций; таким образом, настоящая Директива должна устанавливать правила по информированию потенциальных инвесторов о схемах компенсаций, подлежащих применению к их деятельности по вложению инвестиций.
(21) Однако нерегулируемое использование в рекламе упоминаний размера и объема схемы компенсации может нанести ущерб стабильности финансовой системы или доверию инвесторов; таким образом, Государство - член ЕС должно установить правила по ограничению такого рода упоминаний.
(22) По существу, настоящая Директива требует от каждой инвестиционной компании присоединиться к схеме компенсаций для инвесторов; Директивы, регулирующие условия доступа любой инвестиционной компании, головной офис которой расположен в стране, не являющейся членом ЕС (в частности, Директива 93/22/EЭC), позволяют Государствам - членам ЕС решить, разрешать ли и на каких условиях филиалам таких инвестиционных компаний осуществлять деятельность на их территории; данные филиалы не обладают свободой предоставления услуг в соответствии с параграфом 2 Статьи 59 Договора, а также правом на учреждение в Государствах - членах ЕС, кроме тех, в которых они учреждены; соответственно, Государство - член ЕС, предоставляющее доступ данным филиалам, должно решить, каким образом применять к таким филиалам принципы настоящей Директивы в соответствии со Статьей 5 Директивы 93/22/EЭC и с учетом необходимости защиты инвесторов и поддержания целостности финансовой системы; важно, чтобы инвесторы данных филиалов были в полной мере осведомлены о применяемых к ним компенсационных схемах.
(23) В настоящей Директиве отсутствует необходимость гармонизировать способы финансирования схем компенсаций при условии, что, с одной стороны, стоимость финансирования таких схем должна быть в основном внесена самими инвестиционными компаниями и, с другой стороны, финансовые возможности таких схем должны быть пропорциональны их обязательствам; данное положение не должно нанести ущерб стабильности финансовой системы того или иного Государства - члена ЕС.
(24) Настоящая Директива не может привести к возложению на Государства - члены ЕС или их уполномоченные органы ответственности по отношению к инвесторам, если они обеспечили, чтобы одна или несколько схем компенсаций или защиты инвесторов в соответствии с условиями, установленными в настоящей Директиве, были приняты и официально признаны.
(25) В заключение следует отметить, что минимальный уровень гармонизации компенсационных схем для инвесторов необходим в целях завершения создания внутреннего рынка для инвестиционных компаний, так как данное обстоятельство сделает возможным для инвесторов вести свою деятельность с указанными инвестиционными компаниями с большей степенью уверенности, в особенности с компаниями из других Государств - членов ЕС, и сделает возможным избежать любых сложностей, которые могут возникнуть в связи с применением Государствами - членами ЕС пребывания национальных правил защиты инвесторов, которые не согласуются с правилами на уровне Сообщества; обязательная для исполнения Директива Сообщества является единственным подходящим инструментом для достижения желаемой цели при общем отсутствии компенсационных схем для инвесторов, соответствующих режиму Директивы 93/22/ЕЭС; настоящая Директива предусматривает только минимальный необходимый уровень гармонизации, позволяет Государствам - членам ЕС по своему усмотрению устанавливать более широкое или высокое покрытие по схемам, а также предоставляет Государствам - членам ЕС необходимую свободу в вопросах организации и финансирования схем компенсаций для инвесторов,
приняли настоящую Директиву:
Совершено в Брюсселе 3 марта 1997 г.
От имени Европейского парламента
Председатель
J. M. Gil-Robles
От имени Совета ЕС
Председатель
M. de Boer
_____________________________
*(1) DIRECTIVE 97/9/EC OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 3 March 1997 on investor-compensation schemes.
*(2) ОЖ N C 321, 27.11.1993, стp. 15 и ОЖ N C 382, 31. 12. 1994, стp. 27.
*(3) ОЖ N C 127, 07.05.1994, стp. 1.
*(4) Заключение выдано 28 июля 1995 г.
*(5) Заключение Европейского парламента от 19 апреля 1994 (ОЖ N C 128, 09.05.1994, стр. 85), общая позиция Совета ЕС от 23 октября 1995 (ОЖ N C 320, 30.11.1995, стр. 9) и Решение Европейского парламента от 12 марта 1996 (ОЖ N C 96, 01.04.1996, стр. 28). Решение Совета ЕС от 17 февраля 1997 г. и Решение Европейского парламента от 19 февраля 1997 г. (ОЖ N C 85, 17.03.1997).
*(6) ОЖ N L 141, 11.06.1993, стр. 27.
*(7) ОЖ N L 135, 31.05.1994, стp. 5.
*(8) Первая Директива 77/780/EЭC Совета ЕС от 12 декабря 1977 г. о координации законодательных, регламентарных и административных положений, регулирующих порядок создания и деятельности кредитных организаций (ОЖ N L 322, 17.12.1977, стр. 30). Текст в редакции Директивы 89/646/EЭC (ОЖ N L 386, 30.12.1989, стр. 1).
*(9) Вторая Директива 89/646/EЭC Совета ЕС от 15 декабря 1989 г. о координации законодательных, регламентарных и административных положений, регулирующих порядок создания и деятельности кредитных организаций и о внесении изменений в Директиву 77/780/EЭC (ОЖ N L 386, 30.12.1989, стр. 1). Текст в редакции Директивы 92/30/EЭC (ОЖ N L 110, 28.04.1992, стр. 52).
*(10) ОЖ N L 110, 28.04.1992, стр. 52.
*(11) ОЖ N L 166, 28.06.1991, стр. 77.
*(12) Возможно, в тексте данной директивы понятие "схема компенсаций", используется, в том числе, в смысле организации, потому что применяются такие обороты как "схема компенсаций может направить уведомление", "схема компенсаций может исключить", "схема компенсаций может обратиться" и т.д. - прим. ред.
*(13) ОЖ N L 222, 14.08.1978, стр. 11. Текст в редакции Директивы 94/8/EC (ОЖ N L 25. 3. 1994, стр. 33).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 97/9/EC от 3 марта 1997 г. о схемах компенсаций для инвесторов
Директива адресована государствам - членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Перевод - А.В. Евдокимов
Настоящая Директива вступает в силу со дня ее опубликования в Официальном Журнале Европейских Сообществ
Текст перевода официально опубликован не был; текст Директивы на английском языке опубликован в Официальном Журнале N L 84, 26.3.1997, стр. 22-31