Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза
850/2004 от 29 апреля 2004 г.
о стойких органических загрязнителях и об изменении Директивы 79/117/ЕЭС*(1)
Текст в редакции:
Регламента (ЕС) 1195/2006 Совета ЕС от 18 июля 2006 г.*(2)
Регламента (ЕС) 172/2007 Совета ЕС от 16 февраля 2007 г.*(3)
Регламента (ЕС) 323/2007 Европейской Комиссии от 26 марта 2007 г.*(4)
Регламента (ЕС) 219/2009 Европейского парламента и Совета ЕС от 11 марта 2009 г.*(5)
Регламента (ЕС) 304/2009 Европейской Комиссии от 14 апреля 2009 г.*(6)
Регламента (ЕС) 756/2010 Европейской Комиссии от 24 августа 2010 г.*(7)
Регламента (ЕС) 757/2010 Европейской Комиссии от 24 августа 2010 г.*(8)
Скорректировано:
Поправка, ОЖ N L 229, 29.6.2004, стр. 5 (850/2004)
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества и, в частности, Статьей 175(1) Договора,
На основании предложения Европейской Комиссии,
Руководствуясь заключением Европейского Комитета по социальным и экономическим вопросам,*(9)
После консультаций с Комитетом регионов,
Действуя в соответствии с процедурой, предусмотренной в Статье 251 Договора*(10),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Настоящий Регламент преимущественно касается защиты окружающей среды и защиты здоровья человека. В связи с этим правовой основой является Статья 175(1) Договора.
(2) Сообщество серьезно озабочено продолжающимся выбросом стойких органических загрязнителей в окружающую среду. Такие химические вещества транспортируются через национальные границы далеко за пределы их источника, сохраняются в окружающей среде, накапливаются через пищевую сеть и представляют угрозу здоровью человека и окружающей среде. В этой связи необходимо принятие дальнейших мер по защите здоровья человека и окружающей среды от таких загрязнителей.
(3) С учетом своей ответственности за защиту окружающей среды Сообщество 24 июня 1998 г. подписало Протокол по стойким органическим загрязнителям к Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (далее - "Протокол"), а 22 мая 2001 г. - Стокгольмскую конвенцию о стойких органических загрязнителях (далее - "Конвенция").
(4) Хотя законодательство в отношении стойких органических загрязнителей введено в действие на уровне Сообщества, основные проблемы связаны с отсутствием или неполным законодательным регулированием запрета на производство и использование уже включенных в список химических веществ. Кроме того, отсутствует нормативная основа для запрещения, ограничения или устранения дополнительных стойких органических загрязняющих веществ, а также нормативная основа для предотвращения производства и использования новых веществ, которые характеризуются свойствами стойких органических загрязнителей. На уровне Сообщества не установлены целевые показатели по сокращению выбросов, а действующие реестры выбросов не охватывают все источники стойких органических загрязнителей.
(5) В целях обеспечения последовательного и эффективного исполнения обязательств Сообщества в соответствии с Протоколом и Конвенцией необходимо разработать единую законодательную основу, в рамках которой будут приняты меры, направленные, в частности, на устранение производства, выпуска на рынок и использования умышленно произведенных стойких органических загрязнителей. Кроме того, следует учесть свойства стойких органических загрязнителей в рамках соответствующих схем Сообщества по проведению оценки и выдаче разрешений.
(6) Следует обеспечить согласование и последовательность при имплементации на уровне Сообщества положений Роттердамской *(11), Стокгольмской и Базельской *(12) Конвенций, а также при участии в развитии Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (SAICM) в рамках Организации Объединенных Наций.
(7) Кроме того, учитывая, что положения настоящего Регламента подкреплены принципом принятия мер предосторожности, как указано в Договоре, принимая во внимание Принцип 15 Декларации Рио-де-Жанейро об окружающей среде и развитии, а также с учетом цели, направленной на устранение, по возможности, выбросов стойких органических загрязнителей в окружающую среду, необходимо в определенных случаях предусмотреть более строгие контрольные механизмы по сравнению с механизмами Протокола и Конвенции.
(8) В будущем предлагаемый Регламент REACH может стать надлежащим инструментом применения необходимых мер по контролю за производством, выпуском на рынок и использованием включенных в список веществ, а также мер по контролю за существующими и новыми химикатами и пестицидами, которые характеризуются свойствами стойких органических загрязнителей. Однако без ущерба будущему Регламенту REACH, а также в связи с тем, что необходимо в кратчайшие сроки начать применение указанных мер по контролю за веществами, включенными в списки Протокола и Конвенции, настоящий Регламент должен быть направлен на внедрение таких мер.
(9) В Сообществе уже прекратились выпуск на рынок и использование большинства стойких органических загрязнителей, включенных в списки Протокола или Конвенции, вследствие запретов, установленных Директивой 79/117/EЭC Совета ЕС от 21 декабря 1978 г. о запрете выпуска на рынок и использования продуктов защиты растений, содержащих определенные активные вещества*(13), и Директивой 76/769/EЭC Совета ЕС от 27 июля 1976 г. по сближению законодательных, регламентарных и административных положений Государств-членов ЕС относительно ограничений реализации на рынке и использования опасных веществ и препаратов*(14). Однако в целях выполнения обязательств Сообщества в соответствии с Протоколом и Конвенцией и минимизации выбросов стойких органических загрязнителей необходимо и целесообразно также запретить производство указанных веществ и свести к минимуму исключения так, чтобы они применялись только в тех случаях, когда соответствующие вещества выполняют важную функцию в конкретном применении.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названной Директивы от 27 июля 1976 г. следует читать как "76/768/EЭC"
(10) Экспорт веществ, на которые распространяется действие Конвенции, а также экспорт линданов регулируется Регламентом (EC) 304/2003 Европейского парламента и Совета ЕС от 28 января 2003 г. об экспорте и импорте опасных химических веществ*(15).
(11) На производство и использование гексахлорциклогексана (HCH), включая линдан, распространяются ограничения, предусмотренные Протоколом. Однако такое производство и использование полностью не запрещено. Это вещество все еще используется в некоторых Государствах-членах ЕС; в связи с чем не представляется возможным незамедлительно запретить все существующие виды использования. Однако в свете опасных свойств НСН и возможных рисков, связанных с его выбросом в окружающую среду, его производство и использование должны быть сведены к минимуму и окончательно прекращены не позднее конца 2007 г.
(12) Устаревшие или небрежные методы регулирования запасов стойких органических загрязнителей могут нанести значительный вред окружающей среде и здоровью человека посредством, в частности, заражения почвы и подземных вод. В этой связи целесообразно принять положения, выходящие за пределы положений Конвенции. Запасы запрещенных веществ должны рассматриваться как отходы, в то время как информация о запасах веществ, производство или использование которых разрешено, должны быть доведены до сведения властей; над такими запасами необходимо установить должный контроль. В частности, для существующих запасов, состоящих из запрещенных стойких органических загрязнителей или содержащих такие загрязнители, необходимо в кратчайший срок предусмотреть порядок регулирования, аналогичный порядку, предусмотренному для регулирования отходов. Если иные вещества в последующем подпадают под запрет, их запасы незамедлительно уничтожаются, и никакие новые запасы не должны формироваться. С учетом ряда проблем, которые возникают у новых Государств-членов ЕС, следует предоставлять необходимую финансовую и техническую помощь с использованием существующих финансовых инструментов Сообщества, таких как Структурные фонды и фонды единства.
(13) В соответствии с Сообщением Европейской Комиссии о стратегии Сообщества в отношении диоксинов, фуранов и полихлорированных бифенилов (PCBs)*(16), а также в соответствии с Протоколом и Конвенцией выбросы стойких органических загрязнителей, которые являются случайными побочными продуктами промышленных процессов, должны быть выявлены и сокращены в кратчайшие сроки; при этом конечной целью остается их полное устранение, по возможности. Необходимо разработать и внедрить надлежащие национальные планы действий, охватывающие все источники и меры, включая меры, предусмотренные действующим законодательством Сообщества, в целях постоянного сокращения выбросов с оптимальными затратами в кратчайший срок. В этой связи необходимо предусмотреть надлежащие инструменты в рамках Конвенции.
(14) Согласно данному Сообщению, следует разработать соответствующие программы и механизмы для проведения надлежащего мониторинга наличия диоксинов, фуранов и PCBs в окружающей среде. Однако необходимо гарантировать доступность и использование соответствующих инструментов при экономически и технически оправданных условиях.
(15) В соответствии с Конвенцией стойкие органические загрязнители, содержащиеся в отходах, должны быть уничтожены или необратимо переработаны в вещества, которые не обладают подобными характеристиками, за исключением случаев, когда иные операции являются более предпочтительными для окружающей среды. Поскольку действующее законодательство Сообщества об отходах не предусматривает специальных норм относительно таких веществ, они должны быть предусмотрены настоящим Регламентом. Для обеспечения высокого уровня защиты единые пределы концентрации таких веществ в отходах должны быть установлены до 31 декабря 2005 г.
(16) Признана важность выявления и отделения у источника отходов, состоящих из стойких органических загрязнителей, содержащих такие загрязнители или зараженных ими, в целях минимизации вероятности попадания этих химикатов в другие отходы. Директива Совета ЕС 91/689/EЭC от 12 декабря 1991 г. об опасных отходах*(17) устанавливает на уровне Сообщества нормы об управлении опасными отходами, обязывающие Государства-члены ЕС принимать необходимые меры и требовать от предприятий и учреждений, которые утилизируют, перерабатывают, собирают или транспортируют опасные отходы, чтобы они не смешивали различные категории опасных отходов, а также не смешивали опасные отходы с неопасными.
(17) Конвенция предусматривает, что каждая Сторона должна составить план исполнения своих обязательств в соответствии с Конвенцией. Государства-члены ЕС должны предоставить возможность участия общественности в составлении таких планов. Поскольку в этом отношении Сообщество и Государства-члены ЕС обладают совместной компетенцией, планы должны быть составлены на национальном уровне и на уровне Сообщества. Следует содействовать сотрудничеству и обмену информацией между Европейской Комиссией и властями Государств-членов ЕС.
(18) В соответствии с Конвенцией и Протоколом следует предоставлять информацию о стойких органических загрязнителях другим Сторонам. Следует содействовать обмену информацией с третьими странами, не являющимися сторонами указанных Соглашений.
(19) Осведомленность общественности об опасностях, которые представляют стойкие органические загрязнители для здоровья настоящего и будущего поколений, а также для окружающей среды зачастую недостаточно сформирована, особенно в развивающихся странах. В этой связи необходимы широкомасштабные информационные кампании для увеличения степени осмотрительности и получения поддержки вводимых ограничений и запретов. В соответствии с Конвенцией следует содействовать разработке программ повышения общественной осведомленности о таких веществах, особенно среди наиболее уязвимых групп населения, а также проводить обучение рабочих, ученых, преподавателей, технического и управленческого персонала, по необходимости.
(20) По запросу и с учетом имеющихся ресурсов Европейская Комиссия и Государства-члены ЕС должны сотрудничать по вопросам предоставления надлежащей и своевременной технической помощи, преимущественно направленной на укрепление способности развивающихся стран и стран с переходной экономикой имплементировать Конвенцию. Техническая помощь включает разработку и внедрение соответствующих альтернативных продуктов, методов и стратегий, inter alia, использование вещества DDT при контроле переносчиков инфекций, которое, согласно Конвенции, может применяться только в соответствии с рекомендациями и указаниями Всемирной организации здравоохранения. Можно руководствоваться этими принципами и тогда, когда являясь безопасными в пределах определенного района, эффективные и возможные альтернативы не доступны для конкретной страны.
(21) Следует проводить регулярную оценку эффективности мер, принятых по сокращению выбросов стойких органических загрязнителей. С этой целью Государства-члены ЕС должны регулярно представлять отчет Европейской Комиссии, в частности относительно реестров выбросов, имеющихся запасов, а также относительно производства и выпуска на рынок веществ ограниченного использования. Европейская Комиссия совместно с Государствами-членами ЕС должна разработать общий формат для представления отчетов Государствами-членами ЕС.
(22) Конвенция и Протокол предусматривают, что Стороны вправе предлагать иные вещества, в отношении которых могут быть приняты меры на международном уровне. Следовательно, в указанных Соглашениях могут быть перечислены дополнительные вещества. В этом случае соответствующие изменения вносятся в настоящий Регламент. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность внесения изменений в существующие данные, перечисленные в Приложениях к настоящему Регламенту, inter alia, в целях их адаптации к научно-техническому прогрессу.
(23) В случае если в Приложения к настоящему Регламенту вносятся изменения в целях внедрения списка дополнительных, намеренно производимых стойких органических загрязнителей, перечисленных в Протоколе или Конвенции, такой список должен быть включен в Приложение II, вместо Приложения I, только в исключительных случаях, когда это должным образом обосновано.
(24) Меры, необходимые для имплементации настоящего Регламента, должны быть приняты в соответствии с Решением Совета ЕС 1999/468/EC от 28 июня 1999 г., устанавливающим процедуры по имплементации полномочий, возложенных на Европейскую Комиссию*(18).
(25) В целях обеспечения прозрачности, беспристрастности и последовательности на уровне обеспечения исполнения, Государства-члены ЕС должны разработать нормы о санкциях за нарушение положений настоящего Регламента и обеспечить их применение. Такие санкции должны быть эффективными, соразмерными и оказывать сдерживающее воздействие, поскольку несоблюдение положений настоящего Регламента может привести к ущербу для здоровья человека и окружающей среды. Информация о нарушениях положений настоящего Регламента должна быть обнародована, если это целесообразно.
(26) Поскольку цель настоящего Регламента, а именно защита окружающей среды и здоровья человека от стойких органических загрязнителей, не может быть достигнута Государствами-членами ЕС вследствие трансграничных последствий таких загрязнений, но с большей эффективностью может быть достигнута на уровне Сообщества, постольку Сообщество вправе принимать меры в соответствии с принципом субсидиарности, предусмотренным Статьей 5 Договора. В соответствии с принципом пропорциональности, предусмотренным указанной Статьей, настоящий Регламент ограничивается мерами, необходимыми для достижения данной цели.
(27) С учетом вышеизложенного необходимо внести изменения в Директиву 79/117/EЭC,
приняли настоящий Регламент:
Совершено в Страсбурге 29 апреля 2004 г.
От имени Европейского парламента
Председатель
P. Cox
От имени Совета ЕС
Председатель
McDowell
*(1) Regulation (EC) No 850/2004 of the European Parliament and of the Council of 29 April 2004 on persistent organic pollutants and amending Directive 79/117/EEC. Опубликован в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 158, 30.4.2004, стр. 7.
*(2) ОЖ N L 217, 8.8.2006, стр. 1.
*(3) ОЖ N L 55, 23.2.2007, стр. 1.
*(4) ОЖ N L 85, 27.3.2007, стр. 3.
*(5) ОЖ N L 87, 31.3.2009, стр. 109.
*(6) ОЖ N L 96, 15.4.2009, стр. 33.
*(7) ОЖ N L 223, 25.8.2010, стр. 20.
*(8) ОЖ N L 223, 25.8.2010, стр. 29.
*(9) ОЖ N C 32, 5.2.2004, стр. 45.
*(10) Заключение Европейского парламента от 26 февраля 2004 г. (еще не опубликовано в Официальном Журнале) и Решение Совета ЕС от 26 апреля 2004 г.
*(11) Конвенция о применении процедуры предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле.
*(12) Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.
*(13) ОЖ N L 33, 8.2.1979, стр. 36. Текст в редакции Регламента (EC) 807/2003 (ОЖ N L 122, 16.5.2003, стр. 36).
*(14) ОЖ N L 262, 27.9.1976, стр. 201. Текст в редакции Директивы Европейской Комиссии 2004/21/EC (ОЖ N L 57, 25.2.2004, стр. 4).
*(15) ОЖ N L 63, 6.3.2003, стр. 1. Текст в редакции Регламента Европейской Комиссии (EC) 775/2004 (ОЖ N L 123, 27.4.2004, стр. 27).
*(16) ОЖ N C 322, 17.11.2001, стр. 2.
*(17) ОЖ N L 377, 31.12.1991, стр. 20. Текст в редакции Директивы 94/31/ЕС (ОЖ N L 168, 2.7.1994, стр. 28).
*(18) ОЖ N L 184, 17.7.1999, стр. 23.
*(19) Protocol to the 1979 Convention on Long-Range Transboundary Air Pollution on Persistent Organic Pollutants, принят 24 июня 1998 года в г. Орхусе (Дания) - (прим. пер.)
*(20) Директива 67/548/EЭC Совета ЕС от 27 июня 1967 г. по сближению законодательных, регулятивных и административных положений относительно классификации, упаковки и маркировки опасных веществ (ОЖ N Р 196, 16.8.1967, стр. 1). Текст в редакции Регламента (ЕС) Совета ЕС 807/2003.
*(21) Директива 75/442/EЭC Совета ЕС от 15 июля 1975 г. об отходах (ОЖ N L 194, 25.7.1975, стр. 39). Текст в редакции Регламента (EC) 1882/2003 Европейского парламента и Совета ЕС (ОЖ N L 284, 31.10.2003, стр. 1).
*(22) Директива 2001/59/EC Европейской Комиссии от 6 августа 2001 г. вносящая изменения в 28-мой раз в связи с научно-техническим прогрессом в Директиву Совета ЕС 67/548/ЕЭС по сближению законодательных, регулятивных и административных положений относительно классификации, упаковки и маркировки опасных веществ (ОЖ N L 225, 21.8.2001, стр. 1).
*(23) Директива 96/61/EC Совета ЕС от 24 сентября 1996 г. о комплексном предотвращении и контроле загрязнений (ОЖ N L 257, 10.10.1996, стр. 26). Текст в редакции Регламента (EC) 1882/2003.
*(24) Директива 96/59/EC Совета ЕС от 16 сентября 1996 г. относительно утилизации полихлорированного бифенила и полихлорированного терфенила (PCB/PCT) (ОЖ N L 243, 24.9.1996, стр. 3).
*(25) ОЖ N L 41, 14.2.2003, стр. 26.
*(26) Решение Европейской Комиссии 2000/479/EC от 17 июля 2000 г. о внедрении Европейского реестра выбросов загрязнителей (EPER) согласно Статье 15 Директивы 96/61/EC о комплексном предотвращении и контроле загрязнений (IPPC) (ОЖ N L 192, 28.7.2000, стр. 36).
*(27) ОЖ N L 37, 13.2.2003, стр. 19.
*(28) ОЖ N L 24, 29.1.2008, стр. 8.
*(29) В целях реестра выбросов следует использовать следующие четыре составных индикатора: бензо(а)пирен, бензо(b)флуорантен, бензо(k)флуорантен и индено(1,2,3-cd)пирен.
*(30) Если применимо, используется метод расчета, установленный Европейскими стандартами EN 12766-1 и EN 12766-2.
*(31) ОЖ N L 332, 28.12.2000, стр. 91.
*(32) Решение Европейской Комиссии 2000/532/EC от 3 мая 2000 г. заменяющее Решение 94/3/ЕС, содержащее перечень отходов в соответствии со Статьей 1(а) Директивы 75/442/ЕЭС Совета ЕС об отходах, и Решение 94/904/ЕС Совета ЕС, содержащее перечень опасных отходов в соответствии со Статьей 1(4) Директивы 91/689/ЕЭС Совета ЕС об опасных отходах (ОЖ N L 226, 6.9.2000, стр. 3). Текст в редакции Решения 2001/573/EC Совета ЕС (ОЖ N L 203, 28.7.2001, стр. 18).
*(33) Эти пределы применяются исключительно к местам хранения опасных отходов и не применяются к постоянным подземным хранилищам опасных отходов, включая соляные копи.
*(34) Применяется метод расчета, установленный Европейскими стандартами EN 12766-1 и EN 12766-2.
*(35) ОЖ N L 182, 16.7.1999, стр. 1.
*(36) ОЖ N L 11, 16.1.2003, стр. 27.
*(37) Любые отходы, отмеченные звездочкой * считаются опасными в соответствии с Директивой 91/689/EЭC, и на них распространяются положения указанной Директивы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 850/2004 от 29 апреля 2004 г. о стойких органических загрязнителях и об изменении Директивы 79/117/ЕЭС
Регламент адресован государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является.
Настоящий Регламент вступает в силу на двадцатый день со дня его публикации в Официальном Журнале Европейского Союза
Переводчик - Артамонова И.В.
Текст перевода официально опубликован не был; текст Регламента на английском языке опубликован в Официальном Журнале N L 158, 30.4.2004, стр. 7.
Регламентом Европейского Союза от 20 июня 2019 г. N 2019/1021 настоящий документ отменен