Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 ноября 2012 г. N 03-03-06/1/575
Вопрос: ЗАО на основании Протокола заседания Координационного совета по развитию угольной промышленности, охране труда, промышленной и экологической безопасности с целью обновления нормативной базы по промышленной безопасности при добыче и обогащении угля в соответствии с п. 6 "Программы по обеспечению дальнейшего улучшения условий труда, повышения безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма в угольной промышленности, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных, аварийно-спасательных частей на 2011-2012 годы", утверждённой Минэнерго России, Минздравсоцразвития России, МЧС России, Ростехнадзором, приняло участие в софинансировании научно-исследовательской работы по переработке действующих Правил безопасности в угольных шахтах (постановление Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 N 50).
Для этого был заключен договор с ОАО на проведение научно-исследовательских работ, результатом которых стал Проект правил безопасности в угольных шахтах. Работы приняты на основании Акта приёма-сдачи выполненных работ. В дальнейшем ожидается, что указанный Проект правил должен быть утверждён приказом Ростехнадзора и зарегистрирован Минюстом России.
Просим разъяснить: правомерно ли включение в состав расходов при исчислении налога на прибыль сумм, уплаченных за указанные выше научно-исследовательские работы?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.
Из письма следует, что организация приняла участие в финансировании научно-исследовательской работы. Исключительные права на результат интеллектуальной деятельности организации не принадлежат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 262 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы 25 НК РФ расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 262 НК РФ к расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки относится стоимость работ по договорам на выполнение научно-исследовательских работ, договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - для налогоплательщика, выступающего в качестве заказчика научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок.
Пунктом 4 статьи 262 НК РФ определено, что расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, предусмотренные подпунктами 1 - 5 пункта 2 статьи 262 НК РФ, признаются для целей налогообложения независимо от результата соответствующих научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок в порядке, предусмотренном статьей 262 НК РФ, после завершения этих исследований или разработок (отдельных этапов работ) и (или) подписания сторонами акта сдачи-приемки.
Налогоплательщик вправе включать расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), если иное не предусмотрено статьей 262 НК РФ.
Таким образом, по мнению Департамента, расходы, связанные с научно-исследовательскими работами, могут быть учтены для целей налогообложения в соответствии с положениями статьи 262 НК РФ. При этом данные расходы учитываются для целей налогообложения при условии их соответствия критериям, установленным статьей 252 НК РФ.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.