Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к приказу Федерального агентства
по науке и инновациям
от 9 июня 2005 г. N 95
Перечень
работ, выполняемых в 2005-2006 годах в рамках ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы по приоритетному направлению "Развитие инфраструктуры" (XV очередь)
Лот 1.
РИ-21/007. Прогнозное моделирование развития инженерного образования. Генерация нового знания о прогнозировании в области инженерного образования, разработка и обоснование структуры и обеспечение формирования прогнозных моделей инженерного образования страны в направлении реализации требований обеспечения единства образования и науки, создания условий для разработки конкретных видов прогнозов развития инженерного образования, привлечения результатов НИОКР в управленческую деятельность по созданию динамичной и адекватной мировым образовательным процессам системы инженерного образования в стране.
1. Цель работы
Разработка на конкурсной основе с использованием современных достижений различных отраслей науки и техники перспективных моделей инженерного образования, включающих: модель структуры комплексного прогноза в области образования; модель развития мирового образовательного пространства; модель социальных факторов и условий, определяющих развитие образования в России; модель непрерывного образовательного процесса; модель управления системой инженерного образования; модель инфраструктуры инженерного образования; модель целевых ориентиров воспитания в системе инженерного образования.
Обеспечение условий для разработки видовых прогнозов в области инженерного образования на основе генерации нового знания о прогностическом процессе в рамках Концепции модернизации образования страны и современной социально-экономической политики государства.
Совершенствование механизмов реализации разработанных моделей инженерного образования в стране, обеспечивающих интеграцию прогрессивных достижений отечественного инженерного образования с инновационными тенденциями развития мирового образовательного пространства, в том числе переходе на систему бакалавр-магистр.
Обоснование потенциала и механизмов повышения эффективности государственно-общественной системы управления наукой и образованием и государственной образовательной политики.
Внедрение современных технологий в процессы разработки и практической реализации прогнозных моделей инженерного образования, а также в систему управления им.
2. Дополнительные требования к организациям - участникам открытого конкурса
Организации - участники конкурсов должны обладать опытом организации и координации межведомственных и межинституциональных научных исследований в области социальной политики, образования и прогностической деятельности; владеть современными информационными и коммуникационными технологиями и иметь устойчивый и постоянный доступ к соответствующим официальным информационным потокам в указанных сферах прогностического моделирования образования. Широкое информирование общественности об участниках конкурса, его победителях и результатах их работы, в том числе посредством издания серии работ по прогнозному моделированию развития образования. Финансовая самостоятельность, устойчивость и транспарентность организаций - участников конкурса.
Достижение значения индикаторов по данному мероприятию Программы.
3. Лимит бюджетного финансирования - 2,3 млн. рублей (мероприятие 2.1 Программы).
4. Срок выполнения - 2005 год.
Лот 2.
РИ-27/008. Научно-методическое обеспечение создания и развития международной лаборатории научно-технического сотрудничества России и Голландии по разработке и реализации инновационных проектов с использованием ресурсосберегающих и экологически чистых разделительных технологий.
1. Цель работы: научно-методическое обеспечение разработки научно-организационной структуры и создание двусторонней российско-европейской инновационной международной лаборатории для ускорения темпов коммерциализации (на внутреннем и внешнем рынках) российских научных разработок с использованием опыта европейского партнера; реализация научно-технологических проектов, в том числе с привлечением российских и зарубежных организаций (ВУЗов, научно-исследовательских институтов, частных компаний); разработка разделительных технологий (мембранных, сорбционных и др.) и конкурентоспособных процессов на их основе для реальных секторов экономики, представляющих взаимный интерес; создание международного научно-образовательного центра в области разделительных технологий для обеспечения интеграции научного и учебного процессов и повышения научной мобильности студентов, аспирантов и молодых исследователей.
2. Основные требования к результатам работы
2.1. Основой организационной структуры международной лаборатории являются два головных партнера (российский и европейский), обеспечивающих:
- эффективный менеджмент;
- мобильность принятия и реализации решений, включая вопросы интеллектуальной собственности, в том числе ее защиту внутри страны и за рубежом, а также выработку механизмов коммерциализации интеллектуальной собственности.
2.2. Российским партнером должна быть научно-исследовательская организация, имеющая мировое признание в области фундаментальных научных разработок, в том числе наличие грантов российских и международных научных фондов.
2.3. Европейским партнером должна быть ведущая европейская организация, имеющая опыт и достижения в области прикладных исследований и коммерциализации технологий (национальные и международные патенты, реализованные технологии и продукты на мировом рынке и так далее).
2.4. Международный научно-образовательный центр в области разделительных технологий действует в составе международной лаборатории на постоянной основе.
2.5. Все остальные научно-исследовательские организации и ВУЗы (как российские, так и зарубежные) участвуют в работе международной лаборатории в рамках партнерских соглашений на проектном уровне.
2.6. Каждый проект в рамках совместной программы должен включать в себя 2-4 дипломные работы, 1-2 аспирантские работы и 12-14 зарубежных стажировок в год для российских студентов, аспирантов и молодых ученых.
2.7. Разрабатываемые в рамках совместных проектов технологии должны быть нацелены на их коммерциализацию в реальных секторах экономики, представляющих взаимный интерес.
3. Содержание основных работ по проекту
3.1. Разработка научно-организационной структуры международной лаборатории.
3.2. Разработка совместной стратегической долгосрочной научно-технологической программы.
3.3. Реализация научно-технологических проектов, в том числе с привлечением российских и зарубежных научно-исследовательских и образовательных организаций.
3.4. Разработка технологий и конкурентоспособных процессов на их основе для реальных секторов экономики, представляющих взаимный интерес.
Достижение значения индикаторов по данному мероприятию Программы.
4. Лимит бюджетного финансирования: всего - 11,0 млн. рублей, в том числе на 2005 год - 5,0 млн. рублей (мероприятие 2.7 Программы).
5. Срок выполнения: 2005-2006 годы.
Лот 3.
РИ-27/009. Научно-методическое обеспечение создания и развития центра научно-технического сотрудничества России и Финляндии.
1. Цель работы: разработка научно-методического обеспечения создания и развития центра научно-технического сотрудничества для стимулирования научно-технологического обмена между Россией и Финляндией, вывод наукоемкой российской продукции и услуг на европейский рынок; повышение научной мобильности ученых.
2. Основные требования к работе
Софинансирование со стороны иностранного партнера (в том числе в виде предоставленного оборудования и прав на использование интеллектуальной собственности) в объеме не менее 50%, подтвержденное документально. Обеспечение не менее 20 стажировок ученых и специалистов в год.
Достижение значения индикаторов по данному мероприятию Программы.
3. Лимит бюджетного финансирования: 7,0 млн. рублей (мероприятие 2.7 Программы).
4. Срок выполнения: 2005 год.
Лот 4.
РИ-27/010. Научно-организационное, методическое и техническое обеспечение создания международного научно-образовательного центра в области проектирования микро- и наносистем.
1. Цель работы: формирование на основе кооперации с ведущими мировыми лидерами микроэлектронной индустрии научно-исследовательской, обучающей и инфраструктурной платформы для вывода российских компаний на современный уровень проектирования микро- и наносистем. Обеспечение выполнения перспективных научных исследований, подготовки кадров высшей квалификации и реализации инновационных проектов с использованием современных методологий и средств проектирования изделий микроэлекроники.
2. Основные требования к результатам работы
2.1. Совместно с ведущими зарубежными компаниями - лидерами микроэлектронной индустрии должен быть создан международный научно-образовательный центр в области проектирования микро- и наносистем.
2.2. Центр на постоянной основе должен поддерживать освоение современных методологий, средств и систем проектирования микроэлектронных изделий и их распространение в системе образования и российской электронной индустрии.
2.3. На базе центра должны осуществляться международный научно-технический и информационный обмен в области создания микро- и наносистем, прорывные научные исследования, подготовка и переподготовка кадров в области проектирования микроэлектронных изделий (включая выполнение заказных и инициативных работ по проектированию микро- и наносистем, подготовку кадров по запросам российских компаний).
2.4. Учебный процесс по подготовке специалистов на базе Центра должен быть поставлен в режиме выполнения конкретных научно-исследовательских и инновационных проектов.
2.5. Центр должен быть интегрирован в инновационную структуру государственного высшего учебного заведения, осуществляющего выпуск специалистов по профилю проекта.
2.6. Должны быть достигнуты значения индикаторов по мероприятию Программы, в том числе софинансирование со стороны иностранного партнера в объеме не менее 50%, подтвержденное документально, и обеспечение не менее 20 стажировок ученых и специалистов в год.
3. Лимит бюджетного финансирования: всего - 22,0 млн. рублей, в том числе на 2005 год - 12,0 млн. рублей.
4. Срок выполнения: 2005-2006 годы.
Лот 5.
РИ-42/005. Разработка методических рекомендаций по порядку учета затрат на НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета, относящихся к приобретению долгосрочных активов (специального научного оборудования).
1. Цель работы: методические рекомендации по учету и контролю за приобретением и использованием спецоборудования, необходимого для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета.
2. Основные требования к результатам работы
2.1. Разработка методических рекомендаций по учету научного оборудования, приобретенного или изготовленного для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета.
2.2. Разработка методики определения сметной стоимости и договорных цен по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, выполняемым за счет средств федерального бюджета.
2.3. Разработка и обоснование принципов учета оборудования, приборов, инструментов и материалов, приобретенных или изготовленных для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета в соответствии с действующими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации и нормативных документов по бухгалтерскому учету в организациях различных форм собственности.
2.4. Разработка форм учетных документов для учета и контроля за оборотом оборудования, приборов и инструментов, приобретенных или изготовленных для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета.
3. Содержание основных работ
3.1. Систематизация требований нормативно-правовых документов по учету договоров на выполнение НИОКР, финансируемых за счет федерального бюджета, и их результатов.
3.2. Изучение опыта по применению действующих нормативно-правовых актов организациями-исполнителями действующих договоров на выполнение работ в рамках федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы с целью обобщения проблем, связанных с учетом и налогообложением НИОКР в организациях различных форм собственности. Изучение существующего порядка определения сметной стоимости и договорных цен по НИОКР.
3.3. Разработка методики определения сметной стоимости и договорных цен по НИОКР, выполняемым за счет федерального бюджета.
3.4. Разработка принципов учета и налогообложения специального оборудования и результатов НИОКР, переданных Исполнителю для собственных нужд, и предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы.
3.5. Разработка необходимых положений и методических рекомендаций для организации системы учета специального оборудования, приобретенного или изготовленного для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета.
3.6. Разработка методики учета привлеченных внебюджетных средств к выполнению НИОКР.
3.7. Формализация полученных результатов в виде предложений для внесения изменений в соответствующие действующие нормативные документы.
4. Лимит бюджетного финансирования: 2,8 млн. рублей (мероприятие 4.2. Программы).
5. Срок выполнения: 2005 год.
Лот 6.
РИ-42/007. Организационно-техническое обеспечение и мониторинг системы конкурсной поддержки научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы аспирантов и студентов в ведущих научных и образовательных центрах.
1. Цель работы: организационно-техническая поддержка системы стимулирования научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы аспирантов и студентов в ведущих научных и образовательных центрах. Оценка достижения целевых показателей реализации и анализ факторов, препятствующих повышению результативности выполнения программных мероприятий.
2. Основные требования к результатам работы
2.1. Отбор и привлечение перспективных молодых исследователей к профессиональной деятельности в научно-образовательной сфере. Повышение уровня подготовки научных и педагогических кадров высшей квалификации за счет более эффективного использования потенциала ведущих научных и образовательных центров.
2.2. Обеспечение достижения значений индикаторов по мероприятию 1.10 Программы.
3. Основное содержание работ
3.1. Разработка модели системы конкурсной поддержки инициативных научных и учебно-исследовательских проектов, выполняемых аспирантами и студентами в ведущих научных и образовательных центрах, обеспечивающей повышение эффективности подготовки научно-педагогических кадров этими центрами для социально-экономического развития России (в том числе на основе: выбора научно-технологических областей, подготовка кадров для которых должна получать приоритетную государственную поддержку; формирования научной тематики конкурсов, учитывающей как перспективную научно-технологическую проблематику и актуальные проблемы инновационного развития российской промышленности, так и необходимость обеспечения преемственности научных поколений в тех областях, где российская наука традиционно занимает лидирующие позиции).
3.2. Разработка методических документов, содержащих критерии актуальности и обоснованности научных и учебно-исследовательских проектов, требования к формированию проектов, критерии отбора проектов, процедуры контроля реализации проектов и использования результатов их выполнения в интересах развития научно-образовательной сферы.
3.3. Разработка основ информационно-аналитического, экспертно-методического обеспечения и мониторинга системы конкурсной поддержки научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы аспирантов и студентов в ведущих научных и образовательных центрах.
3.4. Организационно-техническое обеспечение работы, связанной с процессами сопровождения проектов, включая обеспечение заключения, ведения и приемки результатов государственных контрактов.
3.5. Разработка организационной схемы мониторинга, включающей программные информационные средства сопровождения процессов сбора данных о развитии исследований по проектам-победителям. Выявление состава контролируемой информации, разработка согласованной системы критериев и методов оценки результативности по проектам, получившим бюджетное финансирование.
3.6. Разработка методики и средств автоматизации процессов сбора конкурсных и контрактных материалов, а также данных для мониторинга по проектам, получившим бюджетное финансирование. Мониторинг научно-образовательной деятельности победителей конкурсов и предоставление соответствующей информации в течение года после окончания срока действия проекта.
4. Лимит бюджетного финансирования: 2,0 млн. рублей (мероприятие 4.2 Программы).
5. Сроки выполнения: 2005 год.
Лот 7.
РИ.42/003. Организационно-техническое обеспечение и мониторинг стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных центрах (включая зарубежные) и участие их в конференциях, симпозиумах, семинарах, школах (в том числе за рубежом).
1. Цель работы: организационно-техническая поддержка системы функционирования стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных центрах, их участие в конференциях, симпозиумах, семинарах, школах. Оценка достижения целевых показателей реализации и анализ факторов, препятствующих повышению результативности выполнения программных мероприятий.
2. Основные требования к результатам работы
2.1. Повышение уровня подготовки научных и педагогических кадров высшей квалификации, в том числе за счет стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных центрах, включая зарубежные, и участие в конференциях, симпозиумах, семинарах, школах.
2.2. Обеспечение достижения значений индикаторов по мероприятию 1.11 Программы.
3. Основное содержание работ
3.1. Разработка модели системы стажировок российских молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных центрах, обеспечивающей повышение эффективности таких стажировок для социально-экономического развития России (в том числе на основе: выбора научно-технологических областей, стажировка в которых должна получать приоритетную государственную поддержку; формирования задания на стажировку, учитывающего как перспективную научно-технологическую проблематику, так и актуальные проблемы инновационного развития российской промышленности).
3.2. Разработка методических документов, содержащих критерии актуальности и обоснованности проектов конкретных стажировок, требования к формированию заданий на стажировки, критерии и процедуры контроля эффективности стажировок, процедуры и механизмы эффективного использования полученной информации в интересах социально-экономического развития страны.
3.3. Разработка основ информационно-аналитического, экспертно-методического обеспечения и мониторинга стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных центрах (включая зарубежные) и участие их в конференциях, симпозиумах, семинарах, школах (в том числе за рубежом).
3.4. Организационно-техническое обеспечение работы, связанной с процессами сопровождения проектов, включая обеспечение заключения, ведения и приемки результатов государственных контрактов.
3.5. Разработка организационной схемы мониторинга, включающей программные информационные средства сопровождения процессов сбора данных о развитии исследований по проектам-победителям. Выявление состава контролируемой информации, разработка согласованной системы критериев и методов оценки результативности по проектам, получившим бюджетное финансирование.
3.6. Разработка методики и средств автоматизации процессов сбора конкурсных и контрактных материалов, а также данных для мониторинга по проектам, получившим бюджетное финансирование. Мониторинг научной деятельности участников стажировки и предоставление соответствующей информации в течение 1,5-2 лет после окончания стажировки.
4. Лимит бюджетного финансирования: 2,0 млн. руб. (мероприятие 4.2 Программы).
5. Сроки выполнения: 2005 год.
Лот 8.
РИ.42/004. Разработка системы информационно-аналитического, экспертно-методического обеспечения и мониторинга конкурсной поддержки научных исследований молодых ученых - кандидатов наук, докторов наук и ведущих научных школ России.
1. Цель работы: развитие отечественного научного и кадрового потенциала по приоритетным направлениям развития науки и техники, создание комплекса информационных средств мониторинга и сопровождения разработок научных исследований молодых ученых - кандидатов наук, докторов наук и ведущих научных школ России.
2. Основные требования к результатам работы
2.1. Разработка основ информационно-аналитического, экспертно-методического обеспечения и мониторинга конкурсной поддержки научных исследований молодых ученых - кандидатов наук, докторов наук и ведущих научных школ России по приоритетным направлениям развития науки и техники.
2.2. Разработка организационного нормативного обеспечения работы, связанной с процессами конкурсного отбора, экспертизы и сопровождения проектов.
2.3. Формирование системы информационно-технического, организационного, методического и нормативного обеспечения процессов конкурсного экспертного отбора научных проектов молодых ученых - кандидатов наук, докторов наук и ведущих научных школ России в приоритетных областях развития науки и техники.
Разработка информационного портала сопровождения, популяризации и аналитического мониторинга научных проектов молодых ученых - кандидатов наук, докторов наук и ведущих научных школ России, исполняемых на конкурсной основе по приоритетным направлениям отечественной науки.
2.4. Разработка организационной схемы мониторинга, включающей программные информационные средства сопровождения процессов сбора данных о развитии исследований по проектам-победителям. Выявление состава контролируемой информации, разработка согласованной системы критериев и методов оценки результативности по проектам, получившим бюджетное финансирование.
2.5. Разработка методики и средств автоматизации процессов сбора конкурсных материалов, а также данных для мониторинга по проектам, получившим бюджетное финансирование.
2.6. Разработка методики и средств накопления, архивирования и защиты информации, связанной с процессами конкурсного отбора, экспертизы и сопровождения проектов.
2.7. Разработка методики представления результатов мониторинга по комплексу экспертируемых вопросов, а также форм и способов их презентации.
3. Содержание основных работ
3.1. Организационное, экспертное и информационное обеспечение проведения конкурсов, включая разработку конкурсной нормативной документации.
3.2. Организационно-техническое и информационное обеспечение независимой экспертизы конкурсных материалов и деятельности экспертных комиссий, сопровождение экспертизы отчетов.
3.3. Разработка и подготовка на утверждение форм научных и финансовых отчетов, порядка приема, регистрации и их проверки для формирования баз данных.
3.4. Автоматизация процессов текущего распределения бюджетных финансовых ресурсов и обеспечение реализации контроля за их расходованием.
3.5. Информационно-техническое сопровождение конкурсов с применением Интернет-технологий, разработка компонентов специализированного программного обеспечения для мониторинга и оценки результатов деятельности победителей конкурсов.
3.6. Ведение и актуализация интерактивных баз данных по конкурсам и по проектам-
3.7. Создание архивов (в том числе в электронной форме) конкурсных материалов. Разработка мер и средств обеспечения информационной защиты и сохранности конфиденциальной информации
3.8. Информационно-аналитическое исследование результатов мониторинга материалов итогов конкурса и подготовка отчетных материалов.
3.9. Разработка форм презентации и представления информации по конкурсам и проектам-победителям
4. Лимит бюджетного финансирования: 6,5 млн рублей (мероприятие 4.2 Программы).
5. Сроки выполнения: 2005 год.
Лот 9.
РИ-44/013. Организационное и методическое обеспечение инвестиционных проектов, выполняемых в рамках федеральной целевой программы за счет государственных капитальных вложений.
Цель работы: консультационная поддержка в подготовке проектно-сметной документации, организации проведения конкурсов и оформлении договоров с застройщиками, осуществление контроля за ходом строительства, выработка предложений для своевременного завершения программных мероприятий.
Лимит бюджетного финансирования: 3,4 млн. рублей (мероприятие 4.4 Программы).
Сроки выполнения: 2005 год.
Лот 10.
РИ.45/001: Разработка методики и схемы прогнозно-аналитических расчетов оценки прямых и интегральных социально-экономических эффектов реализации инновационных проектов в рамках Программы.
1. Цель работы: разработка модельного инструментария, основывающегося на межотраслевом подходе, для комплексной оценки народнохозяйственных последствий осуществления крупномасштабных инновационных проектов и схемы прогнозно-аналитических расчетов для использования в процессе принятия решений обоснованных прогнозно-аналитических оценок ожидаемого макроэкономического эффекта реализации проектов, а также методическое сопровождение процедур отбора инновационных проектов.
2. Основные требования к результатам работ
2.1. Модельный инструментарий должен позволять корректно оценивать в макроэкономических терминах (прежде всего в терминах приращений ВВП) как прямые, так и косвенные (обусловленные наличием межотраслевых связей в экономике) эффекты реализации инновационных проектов, а также чувствительность результирующих оценок в зависимости от изменения текущей информации по проектам в ходе их реализации. Модельный инструментарий должен обеспечивать такое объединение проектной (в том числе данных бизнес-планов) и макроэкономической информации, которое позволяло бы производить сводную макроэкономическую оценку вклада инновационного фактора в прирост ВВП в перспективном периоде (например: в терминах ресурсосбережения для экономики в целом).
2.2. Методический подход к оценке ожидаемого макроэкономического эффекта реализации инновационных проектов должен базироваться на применении единой (универсальной) системы исходных данных, используемой для оценки макроэкономической эффективности вновь начинаемых инновационных проектов безотносительно их отраслевой направленности.
2.3. Результаты работ должны включать:
научно-исследовательский отчет с изложением методического подхода и описанием экономико-математической модели (системы моделей) оценки макроэкономического эффекта реализации инновационного проекта;
проект методики оценки макроэкономической эффективности вновь начинаемых инновационных проектов;
созданные в среде универсального прикладного программного обеспечения, входящего в состав широко распространенных пакетов офисных программ, средства проведения автоматизированных расчетов величины макроэкономического эффекта реализации инновационного проекта с использованием разработанной экономико-математической модели (системы моделей) его оценки.
3. Основное содержание работ
3.1. Анализ и обобщение исходной экономической информации о выполняемых и предлагаемых к выполнению в рамках Программы инновационных проектах.
3.2. Разработка методического подхода к оценке ожидаемого интегрального макроэкономического эффекта реализации инновационного проекта.
3.3. Разработка экономико-математической модели (системы моделей) оценки ожидаемого интегрального макроэкономического эффекта реализации инновационного проекта.
3.4. Реализация средств автоматизации расчетов по разработанной экономико-математической модели (системы моделей) в среде универсального прикладного программного обеспечения, входящего в состав широко распространенных пакетов офисных программ.
3.5. Выполнение апробационных расчетов величины ожидаемого интегрального макроэкономического эффекта реализации инновационного проекта на основании данных, предоставляемых заказчиком.
4. Лимит бюджетного финансирования: всего - 6,0 млн. рублей, в том числе на 2005 год - 1,5 млн. рублей (мероприятие 4.5 Программы).
5. Сроки выполнения: 2005-2006 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.