Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3
Анализ причин негативной демографической ситуации
После анализа рождаемости, смертности и демографической ситуации в целом и выявления негативных сторон в этих процессах, необходимо выявить причины, которые их обусловливают. Это очень важно, т.к. те направления и меры демографической политики, которые могут быть предложены, должны ориентироваться на устранение или, по крайней мере, смягчение негативного воздействия этих причин. Поэтому систематизация причин негативных аспектов демографических процессов необходима для определения адекватных направлений и мер демографической политики, для априорной оценки того, могут ли и в какой степени предлагаемые направления и меры противодействовать влиянию негативных факторов.
3.1. Причины негативной ситуации с рождаемостью
Для большинства российских регионов характерна низкая или очень низкая рождаемость, недостаточная для воспроизводства населения, для стабилизации его численности на долговременную перспективу. Задача снижения рождаемости не является актуальной ни для одного из субъектов Российской Федерации. Поэтому целесообразно, в данном случае, говорить о причинах именно низкой рождаемости.
Анализ детерминации рождаемости и репродуктивного поведения показывает, что основными причинами низкой рождаемости являются:
- ослабление потребности в детях, распространение семей, не желающих, даже при благоприятных условиях, иметь двоих, тем более, троих детей;
- восприятие условий жизни, как неблагоприятных для рождения детей, которое связано как с объективными жизненными трудностями, так и с повышенным уровнем притязаний, низкой ценностью нескольких детей по сравнению с другими жизненными целями.
Об ослаблении потребности в детях в регионе можно судить на основе данных социологических обследований по величине желаемого числа детей, по доле семей, которые при благоприятных условиях хотели бы иметь двоих и, особенно, троих детей, по значимости, в их представлении, наличия нескольких детей в семье в сравнении с другими жизненными ценностями, по тому, помогает или мешает, с их точки зрения, наличие нескольких детей в семье достижению значимых жизненных целей.
О восприятии условий жизни населением (семьями) региона, как неблагоприятных для рождения детей, можно судить на основе данных социологических обследований по величине разрыва между желаемым и ожидаемым числом детей, по дифференциации ожидаемого числа детей при одинаковом желаемом числе детей в зависимости от оценки условий жизни, по оценке условий жизни как мешающих или благоприятствующих рождению детей с учетом объективной характеристики и субъективной оценки этих условий и соотношения значимости наличия в семье желаемого числа детей и значимости тех или иных жизненных благ, составляющих условия жизни.
Кроме этих двух основных причин, следует обратить внимание на откладывание рождения детей, особенно, первых, которое, как отмечалось выше, скорее, может являться фактором, негативно влияющим на уровень рождаемости. Откладывание первых рождений связано, прежде всего, с откладыванием вступления в брак, его регистрации. О характере этого процесса в регионе можно судить на основе сравнения данных переписей населения 2002 и 2010 годов по доле никогда не состоявших в браке в том или ином возрасте, по доле незарегистрированных браков. Более подробную информацию о связи брачного и репродуктивного поведения дают результаты социологических обследований. О масштабах откладывания рождения первых детей в браке можно судить на основе данных социологических обследований по доле не имеющих детей по истечении той или иной продолжительности жизни в браке, по величине интервала между вступлением в брак (или его регистрацией) и рождением первого ребенка, по степени распространения предупреждения и прерывания беременности в период между вступлением в брак и рождением первого ребенка.
Основным фактором, определяющим уровень рождаемости, является потребность в детях, которая, в свою очередь, зависит от ценностных ориентаций и социальных норм. Низкая рождаемость, откладывание вступления в брак и рождения детей, изменение отношения к регистрации брака, нестабильность супружеских союзов являются проявлениями негативных перемен, происходящих в институте семьи. Снижается ценность стабильного зарегистрированного брака с несколькими детьми.
Условия жизни определяют возможность реализации потребности в детях. Причем само их восприятие в свою очередь также во многом зависит от ценностных ориентаций, системы потребностей. В связи с этим и политика, направленная на повышение рождаемости, должна быть ориентирована как на создание семьям условий для реализации имеющейся потребности в детях, так и на усиление самой этой потребности.
3.2. Причины негативной ситуации со смертностью
Причины существующих проблем в области смертности имеют многоаспектный характер. Во-первых, это наследие советского этапа развития страны, прежде всего 1960-1980-х годов, во-вторых, последствия социально-экономических реформ 1990-х годов.
Советский этап определяли следующие процессы. Во-первых, идеология достижения социальной однородности общества. Реальная практика достижения этой однородности заключалась в предоставлении всем гарантированного минимума социальных услуг. Во-вторых, сохранение исторических традиций низкой цены жизни человека, как в глазах государства, так и в глазах самого человека. Это, с одной стороны, определяло хроническое недофинансирование всех отраслей социальной инфраструктуры, ответственной за здоровье, включая систему здравоохранения; с другой, - формировало "саморазрушительное" поведение, характеризующееся нездоровым образом жизни в сочетании с низкой медицинской активностью. Кроме того, это означало отсутствие стимулов для переориентирования индивидуального образа жизни на заботу о собственном здоровье. В-третьих, консервацию сложившейся системы здравоохранения. Причины смерти, обусловленные образом жизни, поведением, не были осознаны как требующие приоритетного решения.
В результате в советский период смертность продолжала снижаться от тех причин и в тех возрастах, на которые была нацелена социальная система, включая компонент здравоохранения (в младенческих и детских возрастах, а также от инфекций, болезней органов дыхания и др.). Но параллельно шел рост смертности от таких причин, как травмы, отравления, сердечно-сосудистые заболевания, которые не были осознаны как новые приоритеты и профилактика которых, как медицинская, так и социальная, отсутствовала. Суммарный итог оказался отрицательным. С середины 1960-х годов, когда Россия имела сопоставимые с развитыми странами уровни продолжительности жизни, за два последующих десятилетия (1965-1984 годы) страна потеряла 2,6 года продолжительности жизни мужчин и 0,4 - женщин.
На этапе социально-экономических реформ ситуация со смертностью приобрела принципиально новые черты. Произошло существенное социальное расслоение населения. Расширился состав групп населения, находящихся в маргинальном положении, возросла их численность. Сформировался воспроизводящий себя слой населения, живущий на грани или за чертой бедности, с вытекающим отсюда образом жизни и угрозами здоровью. Социальная инфраструктура, включая здравоохранение, призванная компенсировать населению повышенные риски, не выполняла своих функций на должном уровне.
В результате не только увеличились масштабы потерь (в целом за период 1985-2003 годов продолжительность жизни мужчин снизилась на 4,1 года, женщин - на 1,6 года), но произошли качественные изменения в их формировании. Произошло существенное омоложение потерь продолжительности жизни за счет того, что смертность опережающими темпами росла в подростковых и молодых трудоспособных возрастах. Более негативные тенденции смертности во всех возрастах старше 15 лет отмечались у женщин. Увеличился вклад социально обусловленных причин за счет болезней органов пищеварения (преимущественно алкогольные циррозы), дыхания (пневмонии), инфекций (туберкулез), насилия в структуре травм и отравлений.
С середины 2000-х годов в России начался новый этап, характеризующийся заметным ростом продолжительности жизни населения. В целом по стране продолжительность жизни мужчин выросла с 2005 года по 2011 год на 5,43 года, у женщин - на 3,71 года. Этот тренд не спровоцирован конъюнктурными факторами, а сложился на фоне проведения системы мер, характеризующихся преемственностью и комплексным характером; определяется сокращением потерь на всей возрастной шкале от детей до лиц старших возрастов; за счет всех основных причин смерти. Все это дает основание рассчитывать на сохранение и развитие позитивной динамики продолжительности жизни населения в условиях дальнейшей реализации политики по развитию человеческого потенциала в России.
Вместе с тем, остается крайне высоким вклад в общую смертность тех причин смерти, которые предотвратимы при современном уровне здравоохранения.
Таким образом, современные проблемы - есть во многом результат долгосрочного негативного тренда смертности советского периода. При этом социальный кризис 90-х годов не только ускорил темп негативных изменений, но и привнес качественные изменения, которые до сих пор не преодолены.
Таким образом, можно выделить три направления политики снижения смертности: оздоровление образа жизни населения и, прежде всего, сокращение уровня алкоголизации; ориентация здравоохранения на снижение предотвратимых потерь здоровья; улучшение условий жизни населения и борьба с бедностью. Последнее направление хотя и является наиболее фундаментальным, но оно в наименьшей степени представляется сферой деятельности органов здравоохранения и социального развития. Естественно, что указанные направления не исчерпывают весь их спектр, но они сконцентрированы на ключевых, наиболее актуальных проблемах сокращения смертности в большинстве российских регионов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.