Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2012 г. N 1063/12
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М., Бациева В.В., Гвоздилиной О.Ю., Дедова Д.И., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Бурятнефтепродукт" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 21.04.2011 по делу N А10-11/2011, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.10.2011 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - открытого акционерного общества "Бурятнефтепродукт" - Елистратова Т.В., Ербахаев Е.А., Рудаков В.В.;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия - Баргаева Е.А., Огневская Д.В., Эрдынеева Т.Д.;
от общества с ограниченной ответственностью "Октан плюс" - Мельникова С.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Гвоздилиной О.Ю., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Бурятнефтепродукт" (далее - общество "Бурятнефтепродукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлениями о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - антимонопольный орган) от 29.11.2010 (далее - решение, предписание) по делу N 02-03/54-2010 и о признании незаконным и отмене постановления антимонопольного органа от 29.12.2010 (далее - постановление) по делу N 02-04/149-2010 о привлечении общества к административной ответственности.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 07.02.2011 возбужденные по указанным заявлениям дела N А10-4989/2010 и N А10-11/2011 объединены в одно производство с присвоением N А10-11/2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общества с ограниченной ответственностью "Октан плюс" (далее - общество "Октан плюс"), "Петрол Премиум", индивидуальный предприниматель Власов Игорь Глебович.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21.04.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 05.10.2011 прекратил производство по кассационной жалобе в части, касающейся постановления антимонопольного органа, в остальной части решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований.
В отзывах на заявление антимонопольный орган и общество "Октан-плюс" просят названные судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Третьи лица, ссылаясь на нарушение обществом "Бурятнефтепродукт" статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон) путем поддержания низких розничных цен на нефтепродукты, обратились в антимонопольный орган с жалобами, на основании которых было возбуждено дело о нарушении обществом данной статьи Закона.
В последующем антимонопольный орган оспариваемым решением признал общество "Бурятнефтепродукт" нарушившим часть 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, что выразилось в осуществлении действий по сдерживанию роста розничных цен (установлению низких розничных цен) при постоянном (устойчивом) росте закупочных и оптовых цен на автомобильные бензины марок Нормаль-80, Регуляр-92, дизельное топливо в 2009 году и I квартале 2010 года на розничном рынке реализации нефтепродуктов в городе Улан-Удэ, которые привели к ограничению конкуренции других хозяйствующих субъектов-конкурентов.
Предписанием антимонопольного органа по тому же делу обществу вменено в обязанность прекратить указанное нарушение и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно вести раздельный учет затрат и доходов по видам продаж (оптовой и розничной) и по основным видам нефтепродуктов.
На основании части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях антимонопольный орган привлек общество "Бурятнефтепродукт" к административной ответственности в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Общество "Бурятнефтепродукт" оспорило названные акты антимонопольного органа в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований общества "Бурятнефтепродукт", суды исходили из того, что в его действиях имеются необходимые признаки недобросовестной конкуренции. В частности, эти действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причинили или могли причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могли нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Суды согласились с антимонопольным органом в том, что несовпадение темпов роста оптовых и розничных цен на нефтепродукты не соответствует общим экономическим принципам формирования цены, принципам разумности, законам логики, обычаям делового оборота и общество искусственно сдерживает рост розничных цен на нефтепродукты, пользуясь своим доминирующим положением, а также сделали вывод о том, что оно использует нерыночные механизмы.
По мнению судов, недобросовестная конкуренция (статья 14 Закона о защите конкуренции) нарушает частные интересы хозяйствующих субъектов-конкурентов, тогда как злоупотребление доминирующим положением (статья 10 Закона о защите конкуренции) посягает на публичные интересы в виде ограничения конкуренции на товарном рынке, в связи с чем вмененное обществу "Бурятнефтепродукт" нарушение в виде установления монопольно низкой цены товара не может быть квалифицировано по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Однако суды не учли следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Под монополистической деятельностью понимаются злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (пункт 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Под недобросовестной конкуренцией имеются в виду любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Главой 2 указанного Закона установлены запреты на монополистическую деятельность (статьи 10, 11) и на недобросовестную конкуренцию (статья 14).
В силу пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Факт установления и поддержания доминирующим на рынке лицом необоснованно низкой цены является определяющим для квалификации по статье 10 Закона о защите конкуренции, поскольку в ней прямо сформулирован запрет на указанные действия. При этом должно быть доказано, что цена отвечает требованиям, установленным в статье 7 названного Закона.
Возможность установления, поддержания необоснованно низкой цены является отличительным признаком хозяйствующего субъекта, доминирующего на соответствующем рынке, поскольку именно наличие рыночной власти и ее составляющих позволяет негативно влиять на конкуренцию и конкурентов такими ценовыми способами, сохраняя экономическую стабильность предприятия. При этом действия монополиста посягают как на публичные, так и на частные интересы.
Следовательно, как негативное влияние на конкуренцию, так и ущемление интересов лиц в нарушение запретов, установленных статьей 10 Закона о защите конкуренции, происходит с использованием рыночного положения и обеспечивается наличием рыночной силы, в связи с чем признается монополистической деятельностью.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
К актам недобросовестной конкуренции, запрещенным указанной нормой, помимо перечисленных в ней, могут быть отнесены не предусмотренные частью 2 статьи 14 и иными нормами названного Закона действия, оказывающие негативное влияние на конкуренцию, конкурента, его товары, результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации путем нерыночного и иного информационного, нечестного, незаконного воздействия.
Следовательно, в статье 14 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией подразумевается применение нерыночных, преимущественно информационных, нечестных способов ведения бизнеса, которые совершаются без использования доминирующего положения на рынке. Такая деятельность не признается монополистической.
В данном случае дело о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено антимонопольным органом на основании статьи 10 Закона о защите конкуренции по жалобам конкурентов на то, что общество "Бурятнефтепродукт", злоупотребляя доминирующим положением на рынке нефтепродуктов, устанавливало и поддерживало монопольно низкие цены.
Общество "Бурятнефтепродукт" занимает доминирующее положение, что было установлено антимонопольным органом и судами и не оспаривалось обществом.
Анализируя состояние конкурентной среды на рынке, суды сочли, что ни один из хозяйствующих субъектов - участников его не обладал такой рыночной властью, таким потенциалом, как общество "Бурятнефтепродукт", а также не имел ни финансовых средств, позволяющих формировать запасы на собственных и/или арендованных нефтебазах на длительный срок, ни нефтебаз.
Суды указали: желаемую прибыль общество получало за счет больших объемов продаж, низкие розничные цены обеспечивали ему высокий спрос и, как следствие, большие объемы продаж, что, в свою очередь, влечет усиление доминирующего положения.
Таким образом, суды, установив, что общество "Бурятнефтепродукт" оказывало негативное влияние на конкуренцию с использованием рыночной власти, сделали вывод, что оно действовало нерыночными способами и в его действиях имеются необходимые признаки недобросовестной конкуренции.
Между тем антимонопольным органом не было доказано совершение обществом "Бурятнефтепродукт" акта недобросовестной конкуренции, запрещенного статьей 14 Закона о защите конкуренции, что привело к неправомерной квалификации действий общества по указанной статье.
Кроме того, по смыслу части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции при отсутствии доказательств совершения действий, прямо не предусмотренных названной нормой, квалификация деяния в качестве недобросовестной конкуренции возможна лишь при наличии всех ее признаков, сформулированных в пункте 9 статьи 4 Закона.
Вместе с тем антимонопольный орган не указал, в чем выразилось получение преимуществ (при отсутствии сравнения финансовых показателей и наличии различных систем налогообложения у общества "Бурятнефтепродукт" и его конкурентов) и нарушение действующего законодательства (при ссылке только на статью 14 Закона). Причинение убытков обосновано только возможным ущемлением интересов конкурентов, что предусмотрено в качестве последствий нарушений, перечисленных в статье 10 Закона. К недобросовестным действиям общества "Бурятнефтепродукт" отнесена возможность приобретения и хранения нефтепродуктов внутри вертикально интегрированной структуры (открытое акционерное общество "НК "Роснефть"), в которую оно входит. При этом возможность приобретения и хранения нефтепродуктов по договорам с теми же контрагентами либо с другими оптовыми продавцами для третьих лиц (конкурентов) антимонопольным органом не исследовалась и не устанавливалась.
С учетом изложенного антимонопольный орган и суды установили признаки монополистической деятельности общества "Бурятнефтепродукт", а не недобросовестной конкуренции.
Поэтому доводы судов о необходимости квалификации действий общества "Бурятнефтепродукт" по статье 14 Закона о защите конкуренции, а не по статье 10 этого Закона являются неправомерными.
При этом недостаточность доказательств для применения статьи 10 Закона о защите конкуренции не может служить основанием для переквалификации действий общества "Бурятнефтепродукт" по статье 14 названного Закона.
Антимонопольный орган также не имел оснований для выдачи предписания и вынесения постановления о привлечении общества "Бурятнефтепродукт" к административной ответственности, поскольку в данном случае имело место неправомерное применение статьи 14 Закона о защите конкуренции.
При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты не соответствуют закону и подлежат отмене согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21.04.2011 по делу N А10-11/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2011 и постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.10.2011 по тому же делу отменить.
Требования открытого акционерного общества "Бурятнефтепродукт" удовлетворить.
Решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 29.11.2010 по делу N 02-03/54-2010 признать недействительными, не соответствующими положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 29.12.2010 по делу N 02-04/149-2010 признать незаконным и отменить.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Компания была оштрафована за недобросовестную конкуренцию.
По мнению антимонопольного органа, компания (занимающая доминирующее положение на рынке) незаконно поддерживала низкие розничные цены на нефтепродукты при устойчивом повышении их закупочной стоимости и оптовых цен. Этим она ограничила конкуренцию.
Президиум ВАС РФ указал на неверную квалификацию действий компании и пояснил следующее.
Закон о защите конкуренции отдельно устанавливает запреты на монополистическую деятельность и на недобросовестную конкуренцию.
При этом факт того, что доминирующее на рынке лицо устанавливает и поддерживает необоснованно низкую цену, является определяющим, чтобы квалифицировать его действия как злоупотребление доминирующим положением.
Возможность устанавливать, поддерживать необоснованно низкую цену - отличительный признак хозяйствующего субъекта, доминирующего на рынке.
Именно наличие рыночной власти и ее составляющих позволяет негативно влиять на конкуренцию и конкурентов такими ценовыми способами, сохраняя экономическую стабильность предприятия. При этом действия монополиста посягают как на публичные, так и на частные интересы.
Между тем под недобросовестной конкуренцией закон подразумевает применение нерыночных, преимущественно информационных, нечестных способов ведения бизнеса, которые совершаются без использования доминирующего положения на рынке. Такая деятельность не признается монополистической.
Закон о защите конкуренции определяет, что следует понимать под недобросовестной конкуренцией. К ней могут относиться и действия, которые прямо не перечислены в нормах. Однако такое возможно, только если имеются все признаки недобросовестной конкуренции.
Т. е. это любые действия, которые направлены на получение преимуществ при ведении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили (или могут) убытки конкурентам либо нанесли (или могут) вред их деловой репутации.
С учетом этого в данном деле не доказано, что со стороны компании имела место недобросовестная конкуренция.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2012 г. N 1063/12
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2013 г., N 1
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 15.11.2012
Номер дела в первой инстанции: А10-11/2011
Истец: ОАО Бурятнефтепродукт
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
Третье лицо: Власов И Г, ООО "Октан плюс", ООО ПетролПремиум
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 1063/12
12.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1063/12
27.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1063/12
01.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1063/12
05.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4200/11
15.06.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1953/11
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 1063/12
12.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1063/12
27.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1063/12
01.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1063/12
05.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4200/11
15.06.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1953/11