Методические рекомендации
органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Методические рекомендации)
Введение
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 05 апреля 2010 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" и постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям", с учетом положений законодательства, регулирующего взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления с некоммерческими организациями.
Методические рекомендации подготовлены в целях оказания содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в разработке нормативных правовых актов по поддержке некоммерческих организаций (далее - НКО), которые являются социально ориентированными, в формах предусмотренных указанными нормативными правовыми актами, в том числе по следующим направлениям:
- общие положения регулирования поддержки социально ориентированных НКО;
- финансовая поддержка социально ориентированных НКО;
- информационная поддержка социально ориентированных НКО;
- имущественная поддержка социально ориентированных НКО;
- участие социально ориентированных НКО в экспертизе нормативных правовых актов, затрагивающих сферы интересов (деятельности) социально ориентированных НКО;
- предоставление налоговых льгот;
- обеспечение прозрачности в деятельности социально ориентированных НКО;
- порядок и процедуры организации и проведения публичных слушаний.
В приложении приводятся модельные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по соответствующим направлениям деятельности.
Модельные акты могут применяться, как связанно и имеют внутреннюю взаимосвязь, так и отдельно по выбранным направлениям поддержки, в соответствии с приоритетами конкретных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Ряд модельных актов содержит варианты регулирования и комментарии по эффективному применению каждой из предложенных альтернатив.
Методические рекомендации предназначены для использования органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных федеральным законодательством.
Наиболее общие, принципиальные вопросы построения системы поддержки социально ориентированных НКО должны быть отражены в нормативном правовом акте законодательного органа субъекта Российской Федерации или муниципального образования (законы, постановления думы и т.д.).
В частности, в нормативном правовом акте представительного органа власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования рекомендуется отражать следующие вопросы:
1) разграничение полномочий между различными органами власти субъекта Российской Федерации (или муниципального образования) по вопросам поддержки социально ориентированных НКО;
2) определение видов деятельности, при осуществлении которых социально ориентированные НКО получают поддержку на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
3) определение форм поддержки социально ориентированных НКО и способов поддержки в рамках каждой формы.
Целесообразно закрепить принципы публичности при предоставлении поддержки социально ориентированным НКО, в том числе требования к комиссиям (иным коллегиальным органам), формируемым для принятия решения по вопросам предоставления поддержки социально ориентированным НКО. Например, распределение имущества или субсидий.
Также на уровне нормативного правового акта законодательного органа власти субъекта Российской Федерации должны быть решены вопросы предоставления налоговых льгот социально ориентированным НКО.
Конкретизация нормативного правового акта законодательного органа осуществляется на уровне нормативных правовых актов высшего органа исполнительной власти на территории субъекта Российской Федерации (актов органов местного самоуправления).
В частности, нормативными правовыми актами высшего органа исполнительной власти (местной администрации) могут утверждаться:
1) программы поддержки социально ориентированных НКО;
2) положения об отдельных видах поддержки социально ориентированных НКО, включая финансовую, имущественную и информационную поддержку.
В развитие нормативных правовых актов законодательного органа и высшего органа исполнительной власти иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования будут принимать свои нормативные правовые акты.
Нормативные правовые акты должны устанавливать такие общие принципы предоставления поддержки социально ориентированным НКО, чтобы эти принципы не носили характер барьеров при получении поддержки для большинства социально ориентированных НКО. Любые условия получения поддержки должны быть разумными и обусловленными объективными факторами.
Учет экономико-социальных и иных особенностей субъекта Российской Федерации или муниципального образования при подготовке нормативных правовых актов, посвященных социально ориентированным НКО, является обязательным условием эффективности работы всей системы поддержки социально ориентированных НКО.
Социально-экономические и иные особенности субъекта Российской Федерации должны быть учтены при определении видов деятельности, осуществление которых позволяет относить НКО к социально ориентированным, при разграничении полномочий между органами исполнительной и законодательной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Модельный акт представительного органа приводится в Приложении 1.
1. Финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций
Основы регулирования предоставления финансовых средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Выделение бюджетных ассигнований социально ориентированным НКО может осуществляться в соответствии со следующими законодательными нормами:
1) статьями 69.1 и 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятым в развитие данных норм Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), как закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд;
2) статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации - предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг;
3) статьей 69.1 и пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации - предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд предполагает разработку соответствующего обеспечения, включающего:
а) стандарты услуг или требования к качественным характеристикам их предоставления;
б) нормативы стоимости услуг (для формирования начальной цены);
в) процедуры размещения государственного (муниципального) заказа.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) может осуществляться в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете), а также принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами местной администрации). В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 78) в них должны определяться:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Выделение средств в рамках закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, а также предоставление субсидий юридическим лицам по существу не являются как такой поддержкой социально ориентированных НКО. Через эти механизмы допускается привлечение на равных условиях к оказанию социально значимых услуг не только негосударственных НКО, но и коммерческих организаций, государственных, муниципальных учреждений.
Исходя из изложенного, в качестве механизма финансовой поддержкой социально ориентированных НКО за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования, должно рассматриваться предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Такие субсидии предусматриваются в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете). Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрацией.
Целесообразно применять конкурсные подходы при предоставлении субсидий, предусматривая, в том числе требования к категориям организаций, имеющих право на получение субсидий и регулирование требования к комиссии по отбору организаций и регламенту ее деятельности.
Такие субсидии могут предоставляться, прежде всего, на реализацию общественно значимых программ (проектов) социально ориентированных НКО, через частичное возмещение затрат при условии софинансирования программы (проекта). Также за счет средств могут финансироваться закупки оборудования, товаров, работ, услуг, расходы по арендной плате за аренду нежилых помещений; затраты на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников и добровольцев социально ориентированных НКО, а также другие расходы, связанные с функционированием и развитием организации.
Порядок может предусматривать требования к собственному вкладу социально ориентированных НКО в осуществление финансируемой за счет субсидии деятельности. Такой вклад может включать денежную оценку используемого имущества и труда добровольцев, целевые поступления из других источников.
Для проведения конкурса образуется комиссия (комиссии) по проведению конкурсного отбора на получение финансовой поддержки. Персональный состав, порядок работы и принятия решений, права и обязанности конкурсной комиссии утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией.
Существуют различные варианты утверждения состава комиссии:
1) в составе постановления (решения местной администрации),
2) уполномоченным органом.
Конкурсную комиссию рекомендуется формировать из представителей:
- органов государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации);
- общественности - лиц, обладающих признанной высокой квалификацией по видам деятельности, в которых планируется проведение конкурса для предоставления финансовой поддержки. Это могут быть, например, представители общественной палаты субъекта Российской Федерации, коммерческих организаций, осуществляющих благотворительную деятельность, НКО, средств массовой информации, а также граждане.
Число членов конкурсной комиссии должно быть нечетным и составлять не менее 9 человек.
Число членов конкурсной комиссии, замещающих государственные (муниципальные) должности и должности государственной (муниципальной) гражданской службы, должно составлять менее половины числа членов конкурсной комиссии.
Организации, претендующие на участие в конкурсном отборе, представляют следующие документы:
- заявление установленной формы на печатном и электронном носителях;
- программу (проект) на печатном и электронном носителях по установленной форме;
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц со сведениями о заявителе, выданную не ранее чем за полгода до окончания срока приема заявок на участие в конкурсе;
- копию учредительных документов заявителя;
- копию отчетности, представленной заявителем в Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальный орган) за предыдущий отчетный год.
Поданные на участие в конкурсе программы (проекты) могут рассматриваться с точки зрения следующих критериев оценки:
1) соответствие приоритетным направлениям поддержки (оценивается соответствие целей, мероприятий программы (проекта) выделенным приоритетным направлениям для предоставления поддержки);
2) актуальность (оценивается вероятность и скорость наступления отрицательных последствий в случае отказа от реализации мероприятий программы (проекта), масштабность негативных последствий, а также наличие или отсутствие государственных (муниципальных) мер для решения таких же или аналогичных проблем);
3) социальная эффективность (улучшения состояния целевой группы, воздействие на другие социально значимые проблемы, наличие новых подходов и методов в решении заявленных проблем);
4) реалистичность (наличие собственных квалифицированных кадров, способность привлечь в необходимом объеме специалистов и добровольцев для реализации мероприятий программы (проекта), наличие необходимых ресурсов, достаточность финансовых средств для реализации мероприятий и достижения целей программы (проекта), а также наличие опыта выполнения в прошлом мероприятий, аналогичных по содержанию и объему заявляемым в программе (проекте), предоставление информации об организации в сети-Интернет);
5) обоснованность (соответствие запрашиваемых средств на поддержку целям и мероприятиям программы (проекта), наличие необходимых обоснований, расчетов, логики и взаимоувязки предлагаемых мероприятий);
6) экономическая эффективность (соотношение затрат и полученных результатов (в случаях, когда такая оценка возможна), количество создаваемых рабочих мест, количество привлекаемых к реализации программы (проекта) добровольцев, возможности увеличения экономической активности целевых групп населения в результате реализации мероприятий).
Оценка критериев может производиться по шестибальной шкале (высший уровень показателя - 5 баллов, высокий уровень показателей - 4 балла, средний уровень показателей - 3 балла, ниже среднего уровня показателей - 2 балл, низкий - 1 балл, низшее значение показателя - 0 баллов). Сумма средних арифметических баллов, выставленных по критериям на основании заключений на проект, составляет коэффициент рейтинга.
Победители конкурса определяются на итоговом заседании комиссии на основе полученных заключений. Комиссия по каждому участнику конкурса принимает решение о победителях конкурса открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании.
На основании итогового протокола заседания комиссии высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации или местная администрация принимает постановление о предоставлении субсидий социально ориентированным НКО - победителям конкурсного отбора, которое является основанием для заключения договора между администрацией муниципального образования или субъекта Российской Федерации и социально ориентированными НКО. На основании данного договора осуществляется предоставление субсидии.
В договоре о предоставлении субсидии должны быть указаны обязательства сторон, условия и порядок перечисления субсидии, цели использования, срок действия договора, порядок предоставления отчетности об использовании субсидии и возврата средств в случае нецелевого использования, ответственность сторон, порядок расторжения договора
Средства, полученные в виде субсидии, носят целевой характер и не могут быть израсходованы на другие цели, поэтому необходимо нормативно закрепить полномочия по осуществлению контроля за целевым расходованием средств за соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией. В случаях нецелевого использования субсидия подлежит возврату в соответствующий бюджет.
Определение размера субсидии является ключевым вопросом. В настоящее время данный вопрос в основном решается двумя способами:
1) средства между отобранными организациями распределяются равномерно с учетом заявок организаций участников и имеющихся бюджетных ограничений;
2) размер субсидии определяется решением конкурсной комиссии или уполномоченного органа государственной власти, исходя из заявок участников и имеющихся бюджетных ограничений.
В целях обеспечения наиболее прозрачного и эффективного распределения средств можно предложить следующий порядок распределения средств.
На основе коэффициентов рейтинга, полученного программой (проектом) при её рассмотрении, формируется рейтинг программ (проектов) - перечень программ (проектов), упорядоченный по убыванию коэффициентов рейтинга.
Средства предоставляются первой в рейтинге организации в объеме необходимом на реализацию программы (проекта). Необходимо отметить, что наряду с общим рейтингом должна учитываться оценка по критерию обоснованности программы (проекта). В случае наличия высокого коэффициента рейтинга, но низкой оценки по критерию обоснованности, могут быть привлечены эксперты для проведения экономической экспертизы программы (проекта), по результатам которой объем средств может быть сокращен по сравнению с требованиями социально ориентированной НКО. Далее при наличии средств к распределению выбирается следующая организация из рейтинга для предоставления средств ей средств. Для реализации такого порядка также должно быть определено, каков предел средств, который может быть предоставлен одной организации. Например, в зависимости от того какое минимальное число программ (проектов) предполагается поддержать, можно установить ограничение, что конкретной организации не могут быть предоставлены средства в объеме превышающем 10% или 15% от объема средств предназначенных на соответствующие цели. Также ограничение может быть выражено в абсолютном значении, например, 150 или 300 тыс. рублей.
Кроме того, целесообразно установить максимальный размер запрашиваемой социально ориентированной НКО субсидии. Рекомендуемый максимальный размер субсидии может составлять от 300 тыс. рублей до 1 миллиона рублей.
Соответствующий модельный нормативный правовой акт приводится в Приложении 2.
2. Информационная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций
К числу рекомендуемых способов информационной поддержки социально ориентированных НКО, которые в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть предусмотрены в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в первую очередь относится создание информационного портала в сети Интернет. Под информационным порталом понимается информационная система, объединяющая и представляющая в сети Интернет общественно значимую информацию о реализации государственной (муниципальной) политики в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Адрес информационного портала либо ссылку на него целесообразно размещать для всеобщего сведения на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
На сайте возможно размещение информации:
- органами государственной власти или органами местного самоуправления (в том числе о формах, видах, условиях и порядке предоставления поддержки социально ориентированным НКО; о реализации региональных и межмуниципальных программ, муниципальных программ поддержки социально ориентированных НКО; о социально ориентированных НКО, получающих государственную (муниципальную) поддержку с указанием видов деятельности, осуществляемых каждой социально ориентированной НКО, получившей поддержку, а также о целях, ходе и результатах общественно значимых (социальных) программ социально ориентированных НКО, на реализацию которых предоставлены субсидии);
- социально ориентированными НКО о своей деятельности.
На информационном портале должна быть предусмотрена возможность обратной связи от граждан с целью получения отзывов и рекомендаций, касающихся реализации программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Вся информация, размещаемая в информационной системе в открытом доступе, должна быть бесплатной. Большая часть информации, кроме того, должна быть общедоступной, однако возможно размещение отдельной информации социально ориентированными НКО, которая будет доступна только органам государственной власти или органам местного самоуправления. Органы государственной власти (органы местного самоуправления) в рамках своей компетенции предпринимают усилия для продвижения информационного портала среди общественности и населения субъекта Российской федерации.
Модельный акт с положением о региональной (муниципальной) информационной системе в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций содержится в Приложении 3.
Кроме создания специального портала в сети Интернет, органы власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) могут предоставлять социально ориентированным НКО возможность публиковать информацию о своих проектах/деятельности, в том числе анонсы мероприятий, приглашения/обращения к целевым группам, пресс-релизы и другую информацию на сетевых ресурсах органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации и СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти или органы местного самоуправления, либо которые получают субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета.
Вторым крупным направлением является распространение социальной рекламы. Если в первом блоке предусматривается сбор и распространение информации в едином формате обо всех социально ориентированных НКО, то второе направление задает возможности для представления информации о направлениях деятельности и программах самих социально ориентированных НКО в средствах массовой информации (телевидение, радио и др.), а также размещения наружной социальной рекламы.
Данное направление рассматривается как отдельная форма поддержки в силу того, что, фактически, предоставление средств осуществляется средствам массовой информации, а не социально ориентированным НКО. В этой связи необходимо учитывать практику взаимодействия со средствами массовой информации, которая сложилась в конкретном регионе или муниципальном образовании. Возможны несколько вариантов такого взаимодействия, в рамках которых может быть предусмотрена поддержка средств массовой информации в обмен на обязательства СМИ по размещению социальной рекламы, которая может предоставляться (заказываться) социально ориентированными НКО.
Взаимоотношения между органами власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) могут осуществляться в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом. В этом случае в составе конкурсной документации при размещении государственного (муниципального) заказа необходимо предусматривать публикацию (размещение) в СМИ социальной рекламы, в том числе представляемой социально ориентированными НКО. В целях предварительного рассмотрения и одобрения для размещения может быть создан при органах исполнительной власти (органах местного самоуправления) экспертный совет.
Возможен вариант, когда взаимодействие со СМИ осуществляется в рамках государственных (муниципальных) программ. В этом случае также в составе мероприятий программы можно предусмотреть размещение социальной рекламы представляемой социально ориентированными НКО. Также СМИ могут существовать в форме государственных (муниципальных) учреждений. В этом случае положения о размещении в них социальной рекламы могут включаться в состав государственного (муниципального) задания.
В случае же отсутствия каких-либо системных механизмов взаимодействия органов государственной власти (органов местного самоуправления) со средствами массовой информации можно предложить механизм возмещения затрат в связи с размещением социально рекламы, представляемой социально ориентированными НКО. Такой механизм предусмотрен статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как предоставление субсидий юридическим лицам. Соответствующие случаи и порядок предусматриваются законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации). Соответствующий модельный нормативный правовой акт приводится в Приложении 3.
Наиболее эффективно меры по информационной поддержке социально ориентированных НКО будут реализованы в случае принятия целевой программы поддержки социально ориентированных НКО, которая предусмотрит проведение тех или иных мероприятий по информационной поддержке социально ориентированных НКО и их количественную и качественную оценку.
Третье направление - оказание информационной поддержки конкретным проектам и мероприятиям, проводимым СО НКО, получившим государственную поддержку: помощь в привлечении СМИ для освещения событий, анонсировании мероприятия среди целевых аудиторий, при необходимости личном участии представителей органов власти и муниципального управления в мероприятии.
3. Имущественная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций
Имущественная поддержка социально ориентированных НКО может осуществляться следующими способами:
1) передача социально ориентированным некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества (за исключением земельных участков), не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в безвозмездное пользование или в аренду (в том числе по льготным ставкам арендной платы);
2) установление для социально ориентированных некоммерческих организаций льготных ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;
3) закрепление государственного или муниципального имущества на праве оперативного управления за государственным или муниципальным учреждением, созданным для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, для последующего предоставления такого имущества в пользование указанным организациям как для осуществления постоянной деятельности, так и для проведения отдельных мероприятий (в соответствующих случаях - с согласия уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления);
4) учреждение субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием автономной некоммерческой организацией на основе имущественного взноса для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе путем предоставления имущества в безвозмездное пользование или в аренду (в том числе по льготным ставкам арендной платы) как на краткосрочной, так и на долгосрочной основе.
Указанное в первом случае имущество может предоставляться на долгосрочной основе в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а также в ином порядке, если он предусмотрен законом субъекта Российской Федерации или решением представительного органа местного самоуправления.
Согласно пунктам 7 и 8 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.
Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных перечней, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В собственности субъектов Российской Федерации, поселений, муниципальных районов и городских округов может находиться имущество, необходимое для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.
Состав такого имущества может пополняться в рамках частно-государственного партнерства (передача нежилых помещений в возводимых коммерческими организациями многоквартирных домах и иных зданиях, строительство при комплексном освоении территорий зданий для предоставления в пользование социально ориентированным некоммерческим организациям и др.), а также за счет неэффективно используемых нежилых помещений в зданиях, закрепленных за на праве оперативного управления за государственными или муниципальными учреждениями либо путем приобретения за счет бюджетных средств.
Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям рекомендуется осуществлять на основе открытых конкурсных процедур.
Модельный акт об имущественной поддержке путем передачи социально ориентированным некоммерческим организациям государственного или муниципального недвижимого имущества (за исключением земельных участков), не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в безвозмездное пользование или в льготную аренду на долгосрочной основе приводится в Приложении 4.
4. Участие социально ориентированных некоммерческих организаций в экспертизе нормативных правовых актов, затрагивающих сферы интересов (деятельности) социально ориентированных некоммерческих организаций
Для целей настоящего раздела Методических рекомендаций под общественной экспертизой понимается деятельность лиц и социально ориентированных некоммерческих организаций (общественных и гражданских экспертов), направленная на исследование, анализ и оценку нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
Необходимо определение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за разработку нормативного правового акта, регулирующего порядок участия социально ориентированных некоммерческих организаций в проведении общественной экспертизы, а также органов исполнительной власти и организаций, участвующих в его реализации.
К разработке данного нормативного правового акта рекомендуется привлечь представителей социально ориентированных некоммерческих организаций региона, имеющих опыт взаимодействия с органами власти и осуществления экспертной деятельности, членов общественной палаты субъекта Российской Федерации, общественных советов при органах государственной власти субъекта Российской Федерации.
Целесообразно проведение общественной экспертизы в отношении самого проекта данного нормативного правового акта. Участие в разработке проекта нормативного правового акта и проведении его экспертизы может быть предложено представителям институтов гражданского общества региона, Общественной палаты Российской Федерации и некоммерческих организаций.
Предметом правового регулирования проекта нормативного правового акта являются общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов и действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы, обязанности и законные интересы граждан Российской Федерации.
Основные цели развития системы общественного участия социально ориентированных некоммерческих организаций в экспертизе нормотворческих решений заключаются в следующем:
1) вовлечение граждан в процессы государственного управления в субъектах Российской Федерации;
2) содействие развитию институтов гражданского общества на территории субъектов Российской Федерации;
3) формирование и регламентация действенного механизма учета общественного мнения при принятии органами власти значимых решений.
Действие нормативного правового акта распространяется на общественную палату и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, граждан Российской Федерации, которые в установленном Законом порядке имеют право участвовать в проведении обязательной либо инициативной общественной экспертизы, общественные советы, участвующие в обсуждении вопросов, входящих в сферу их компетенции, а также социально ориентированные некоммерческие организации. При этом, действие Закона не распространяется на объекты, составляющие государственную тайну.
В настоящее время на федеральном уровне в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 167 от 09 февраля 2011 г. "Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов", а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации организуется размещение в сети Интернет на официальных сайтах органов государственной власти либо специально созданных сайтах проектов нормативных правовых актов. Предполагается, что аналогичная практика должна быть сформирована и в субъектах Российской Федерации, что может потребовать принятия дополнительного подзаконного акта. Создание единого информационного портала общественной экспертизы в субъектах Российской Федерации может являться вспомогательным инструментом для поддержки органами государственной власти и продвижения гражданами и институтами гражданского общества законотворческих инициатив.
Предполагается, что принятие нормативного правового акта позволит устранить пробелы действующего законодательства, наличие которых в настоящее время не позволяет успешно осуществлять необходимый общественный контроль деятельности органов государственной власти, ответственных за принятие и исполнение значимых решений, а также осуществить гармонизацию регионального законодательства в данной сфере. Нормативный правовой акт создаст единый правовой механизм, позволяющий упорядочить отношения, связанные с порядком назначения и организацией проведения экспертизы, а также будет способствовать развитию общественных отношений в сфере проведения общественной экспертизы, т.е. будет являться "законом развития".
Особое внимание следует уделить определению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за проведение мониторинга применения нормативного правового акта после его утверждения в установленном законодательством порядке.
Соответствующий модельный нормативный правовой акт приводится в Приложении 5.
5. Предоставление налоговых льгот
С учетом установленного статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации деления налогов на виды органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать льготы по двум видам налогов:
по региональными налогам;
по федеральным налогам в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы только по местным налогам.
При установлении налоговых льгот для социально ориентированных НКО целесообразно учитывать следующую специфику деятельности некоммерческих организаций.
Получение прибыли некоммерческой организацией - лишь средство, условие, предпосылка достижения ее основных целей, которые в свою очередь не включают получение прибыли. Закон Российской Федерации "О некоммерческих организациях" достаточно надежно гарантирует целевое, некоммерческое по своей природе использование тех сумм, на которые доходы организации могут превысить ее текущие расходы. Прибыль некоммерческих организаций по своей функциональной роли принципиально отличается от прибыли предприятий, которая составляет основную цель деятельности последних. Имея в виду принципиальную важность стимулирования развития сектора НКО в целом, следует предоставлять льготы по налогу на прибыль в первую очередь социально ориентированным некоммерческим организациям.
Аналогично обстоит дело с налогом на имущество, земельным налогом и транспортным налогом. Указанные налоги распространяются на часть некоммерческих организаций, и такое налогообложение довольно существенно сужает возможности тех организаций, которые ему подвергаются.
Таким образом, с учетом финансовых возможностей субъекта Российской Федерации или муниципального образования оправданным был бы отказ от взимания налога на имущество организаций, если плательщиками налога выступают социально ориентированные некоммерческие организации. Также целесообразно освобождать социально ориентированные некоммерческие организации от земельного налога и транспортного налога.
В любом случае субъект Российской Федерации или муниципальное образование вправе самостоятельно определить, по каким налогам и в каком объеме они готовы представлять налоговые льготы социально ориентированным НКО или юридическим лицам, оказывающим поддержку социально ориентированным НКО.
В связи с тем, что большинство налогов являются федеральными, то субъекты Российской Федерации имеются следующие возможности по установлению налоговых льгот для социально ориентированных НКО путем внесения изменений в соответствующие законодательные акты субъекта Российской Федерации, которыми устанавливаются и вводятся в действие налоги:
1) освобождение социально ориентированных НКО от уплаты транспортного налога (или уплата налога по пониженной ставке);
2) освобождение социально ориентированных НКО от уплаты налога на имущество организаций (или уплата налога по пониженной ставке);
3) установление для социально ориентированных НКО пониженной ставки налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации.
Муниципальные образования могут установить для социально ориентированных НКО льготы по уплате земельного налога, путем внесения соответствующих изменений в решения, которыми вводится в действие земельного налога на территории муниципального образования.
Для юридических лиц, оказывающих материальную поддержку социально ориентированных НКО, целесообразно установить пониженную ставку налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации и налога на имущество юридических лиц.
При установлении указанных налоговых льгот наиболее проблемным вопросом является способ их администрирования.
При введении налоговых льгот как на региональном, так и на местном уровне целесообразно исходить из следующих принципов:
1) в законодательном акте субъекта Российской Федерации или акте представительного органа муниципального образования должен быть установлен исчерпывающий перечень условий, выполнение которых влечет за собой возникновение права на льготу;
2) социально ориентированные НКО не должны представлять каких-либо дополнительных документов, расчетов и справок при сдаче налоговых деклараций по соответствующему налогу в целях применения налоговой льготы;
3) проверка правомерности использования социально ориентированной НКО налоговой льготой должна осуществляться налоговыми органами в ходе камеральных или выездных налоговых проверок на основании документов налогового учета и отчетности социально ориентированных НКО.
В качестве условия для предоставления налоговых льгот социально ориентированным НКО возможно установить определенные требования к составу доходов социально ориентированных НКО за налоговый период, предшествующий тому периоду в котором представляется льгота. В частности, целесообразно предусмотреть, что для получения налоговых льгот не менее определенного процента всех доходов некоммерческой организации составляют целевые поступления и средства целевого финансирования, не включаемые в состав доходов в целях обложения налога на прибыль, а также прибыль, полученная от осуществления видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1. Федерального закона "О некоммерческих организациях" (перечень указанных видов деятельности может быть дополнен на уровне субъекта Российской Федерации).
Сведения о составе доходов налогоплательщика содержатся, во-первых, в данных налоговой декларации по налогу на прибыль (в том числе сведения о доходах, не включаемых в состав доходов в целях обложения налога на прибыль), а во-вторых, в данных бухгалтерской отчетности, в связи с чем налоговый орган при проведении проверки имеет возможность даже без затребования дополнительных документов у налогоплательщика определить состав доходов некоммерческой организации. Если некоммерческая организация применяет упрощенную систему налогообложения, то сведения о составе доходов некоммерческой организации содержатся в книге доходов и расходов и в данных налоговой отчетности.
Для юридических лиц, оказывающих материальную поддержку социально ориентированным НКО, целесообразно в качестве условия предоставления поддержки предусмотреть направление не менее определенной части всей прибыли (валовой выручки) на поддержку некоммерческих организаций, которые отвечают вышеуказанным требованиям по составу доходов.
Модельные нормативные акты субъекта Российской Федерации и муниципального образования о предоставлении налоговых льгот содержатся в Приложении 6.
6. Обеспечение прозрачности в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций
Обеспечение прозрачности в деятельности организаций, оказывающих социально значимые услуги, способствует более эффективному взаимодействию государственных органов власти или органов местного самоуправления, социально ориентированных НКО и потребителей услуг в области решения проблем в социально значимой сфере.
В законодательстве Российской Федерации существуют следующие нормы, касающиеся раскрытия информации о деятельности НКО и доступа к годовой отчетности организаций:
- п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в соответствии с которым НКО, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до 3 млн. рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом. Уполномоченным органом является Министерство юстиции Российской Федерации;
- п. 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в соответствии с которым НКО, за исключением указанных в п. 3.1 ст. 32, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Минюст России (его территориальный орган), а НКО, указанные в п. 3.1 ст. 32 - сообщение о продолжении своей деятельности;
- Приказ Минюста России от 07 октября 2010 г. N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", который был принят во исполнении п. 3.2. ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в соответствии с которой фонды обязаны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества;
- ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях": общественные объединения обязаны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
- ст. 19 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях": благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:
1) финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
2) персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
3) составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
4) содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
5) нарушениях требований федерального законодательства, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
- орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, и сама благотворительная организация обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к данным ежегодным отчетам;
- п. 89 Приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации": годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей - банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью. Данный пункт применяется к НКО с общей системой налогообложения;
- ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете": фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.
Как видно, требования к раскрытию информации о деятельности НКО предъявляются не ко всем НКО в равной степени, и не во всех законах определены механизмы обеспечения доступа к информации.
В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в настоящее время имеются примеры лишь установления возможности размещения на информационном портале в сети Интернет (созданном в рамках информационной поддержки социально ориентированных НКО) информации как органами государственной власти или органами местного самоуправления (о способах поддержки социально ориентированных НКО, проектах реализуемых социально ориентированными НКО и т.д.), так и самими социально ориентированными НКО о своей деятельности.
Следует отметить, что в целях регулирования данного вопроса возможно принятие дополнительного нормативного правового акта, который будет реализован при предоставлении конкретных форм поддержки. Выполнение требований к раскрытию информации о деятельности социально ориентированных НКО может служить дополнительным критерием для оценки социально ориентированных НКО, участвующих в конкурсе на получение финансовой или имущественной поддержки, может быть включено в положение о конкурсе на предоставление государственной поддержки, а также в договор о предоставлении поддержки социально ориентированным НКО.
Таким образом, необходимость раскрытия информации о деятельности социально ориентированных НКО привязывается к оказываемому ей способу (и объему) поддержки. Если организация участвует в конкурсе на получение поддержки, то конкурсная комиссия вправе требовать представления определенной в конкурсной документации информации об организации и её деятельности, необходимой для принятия решения (содержание возможной информации приводится далее), и в последующем, заключая договор об оказании поддержки социально ориентированным НКО, требовать от нее публикации отчета о целевом использовании средств.
Вне зависимости от уровня предоставляемой поддержки является крайне важным стимулирование и формирование практики прозрачности в деятельности социально ориентированных НКО. Различные инструменты прозрачности способствуют повышению доверия к социально ориентированным НКО со стороны населения и заинтересованных сторон и устойчивому развитию организаций. Такими практиками, в частности, могут считаться:
- налаженное взаимодействие социально ориентированных НКО со СМИ, регулярное освещение ее деятельности в СМИ;
- наличие и распространение информационно-рекламных презентационных материалов социально ориентированных НКО в ее целевых аудиториях;
- наличие и эффективная работа сайта организации или других видов присутствия в сети Интернет;
- наличие и доступность годового публичного отчета социально ориентированных НКО;
- участие социально ориентированных НКО в конкурсах, фестивалях, выставках, в которых отмечаются или демонстрируются лучшие практики НКО в области прозрачности, в частности, конкурсах на лучший годовой отчет, лучший сайт и других;
- наличие постоянной практики взаимодействия с заинтересованными сторонами (проведение публичных мероприятий, дней открытых дверей, распространение отчетных материалов и др.).
Органы власти и местного самоуправления могут содействовать повышению прозрачности социально ориентированных НКО:
1) проводить конкурсы или содействовать организации конкурсов публичных отчетов социально ориентированных НКО и их сайтов;
2) проводить (содействовать проведению) образовательные мероприятия (семинары, вебинары, консультации и пр.) на тему эффективных практик прозрачности НКО;
3) содействовать тиражированию и распространению уже имеющихся и новых методических материалов по прозрачности НКО (например, о выпуске годовых отчетов, завоевании доверия ключевых аудиторий и др.);
4) содействовать в распространении публичных годовых отчетов НКО;
5) поощрять наиболее прозрачные НКО различными способами (предоставление ресурсов, награды, публичное одобрение и др.).
Структура информации о социально ориентированных НКО и их деятельности, которая может быть принята во внимание для принятия решения при проведении конкурсных процедур, а также рекомендуемая для размещения в открытом доступе, в том числе в сети Интернет:
Вариант I:
1) полное наименование организации (с указанием организационно-правовой формы);
2) миссия (цели), задачи деятельности;
3) контактный телефон, почтовый адрес (как связаться с организацией), адрес электронной почты, веб-сайт (если есть);
4) информацию о руководителе организации, контактная информация (может повторять указанную в предыдущем пункте);
5) структура управления организации (без персональных данных);
6) региональные отделения, представительства и представители (если имеются);
7) формы работы с волонтерами (рассылка информации, обучение, организация практики, включение в проекты и т.д.) (если такая работа ведется);
8) сведения о деятельности и итогах работы организации за отчётный период (описание услуг и/или проектов, целевой/клиентской группы, источники финансирования, сроки реализации, выполненных за отчетный период, проектов, качественные и количественные результаты);
9) финансовая часть всего, в том числе:
а) доходы организации:
- целевые поступления;
- доходы от предпринимательской деятельности;
б) расходы всего, в том числе:
- расходы по целевым средствам (программная деятельность);
- расходы на коммерческую деятельность;
- административные расходы.
Вариант II (развернутый):
1) полное наименование организации (с указанием организационно-правовой формы);
2) контактный телефон, почтовый адрес, адрес электронной почты, веб-сайт;
3) миссия организации (цели) и задачи организации в соответствии с Уставом;
4) организационная структура, распределение ответственности, состав правления (других коллегиальных органов управления) и исполнительных органов организации (ФИО, должность, когда и на каком заседании избран, место работы), учредители;
5) проекты/программы, которые реализовывались в отчетном году. Описание каждого проекта/программы должно включать:
- цель;
- целевая группа, клиенты;
- сроки реализации проекта/программы;
- результаты деятельности в количественных показателях;
- результаты деятельности в качественных показателях;
- дополнительно может быть указан донор проекта, статус проекта (текущий, завершенный и т.д.), способ и критерии оценки эффективности.
Для организаций, осуществляющих только один проект либо не оформляющих свою деятельность как проект (например, клубы по интересам и т.п.), в данном пункте достаточно указать только целевую группу, результаты деятельности;
6) в свободной форме описание того, что организация считает своим самым большим достижением в отчетном году;
7) публикации, созданные при участии сотрудников организации в рамках основной деятельности;
8) финансовая часть:
а) доходы организации всего, в том числе:
- денежные поступления от доноров;
- денежные поступления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- членские взносы;
- денежный эквивалент материальных вкладов;
- оплата счетов НКО партнерскими и поддерживающими организациями;
- доходы от реализации товаров, работ, услуг;
б) расходы организации всего, в том числе:
- прямые расходы, связанные с благотворительной деятельностью в пользу физических лиц;
- средства, перечисленные безвозмездно в пользу иных НКО;
- расходы на проведение мероприятий, связанных с основной (уставной) деятельностью (в том числе семинары, совещания, съезды, и т.п.);
- расходы, связанные с оказанием деятельности за плату;
- расходы на осуществление благотворительной (уставной) деятельности, за исключением административных расходов;
- административные расходы:
- оплата труда административного персонала, включая налоги;
- командировки административного персонала;
- оплата аренды и коммунальных платежей;
- канцелярские и офисные расходы;
- связь и Интернет;
9) сведения о решениях принимаемых коллегиальными органами управления организации.
Формы представления отчетности:
- публикация в газетах и журналах;
- распространение брошюр, буклетов и других изданий;
- размещение отчета на сайте организации;
- размещение отчета на едином информационном портале социально ориентированных НКО в сети Интернет;
- передача территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.
Модельный правовой акт приводится в Приложении 7.
7. Порядок и процедуры организации и проведения публичных слушаний
Публичные слушания - важный инструмент, при правильном использовании которого, органы власти получают обратную связь по важным для данной территории вопросам.
Проведение публичных слушаний позволяет органам власти узнать отношение жителей территории к тому или иному планируемому властному решению, разрабатываемому нормативному правовому акту, заранее увидеть назревающий конфликт и протестное настроение населения.
Институт публичных слушаний позволяет обсудить с населением все возможные варианты решения того или иного вопроса, выбрав наиболее удобный для власти и жителей вариант. Привлечение на стадии подготовки слушаний экспертного сообщества, в том числе, привлечение экспертного потенциала социально ориентированных НКО региона, позволяет услышать не только мнение населения, но и, получить и обсудить с населением заключение специалиста.
Рекомендации по содержанию нормативного правового акта, регламентирующего процедуру проведения публичных слушаний.
В тексте модельного акта используются следующие понятия.
Публичные слушания - форма реализации прав жителей муниципального образования на участие в процессе принятия органами местного самоуправления проектов муниципальных нормативных правовых актов по вопросам местного значения путем их публичного обсуждения;
Организация публичных слушаний - деятельность, направленная на оповещение о времени и месте проведения слушаний, ознакомление с проектом муниципального нормативного правового акта, обнародование результатов публичных слушаний и иных организационных мер, обеспечивающих участие населения муниципального образования в публичных слушаниях;
Участники публичных слушаний - заинтересованные жители муниципального образования, эксперты, представители органов местного самоуправления, средств массовой информации, общественных объединений и иные лица, пожелавшие принять участие в публичных слушаниях;
Эксперт публичных слушаний - это лицо, обладающее специальными знаниями по вопросам публичных слушаний, подготовившее и представившее в письменном виде предложения и рекомендации по вопросу, выносимому на публичные слушания, озвучивающее их на публичных слушаниях;
Инициатор публичных слушаний - органы местного самоуправления, а также инициативная группа совершеннолетних граждан, численностью не менее 10 человек, выступившая с инициативой проведения публичных слушаний;
Итоговый документ публичных слушаний - рекомендации (предложения), принятые большинством голосов от числа зарегистрированных участников публичных слушаний.
Регламентация процесса организации и проведения публичных слушаний может производиться как на региональном уровне, так и на муниципальном. Принятие регионального нормативного правового акта (скорее рамочного - как модель для муниципальных образований) о публичных слушаниях является целесообразным в случае разработки в нем четкой процедуры подготовки и проведения слушаний, в рамках которой были бы выведены этапы реализации данной формы учета мнения граждан; сроки проведения слушаний. Как форма учета мнения граждан публичные слушания являются более эффективными на муниципальном уровне, т.к. решения, выносимые на слушания, имеют непосредственное отношение к конкретной территории, воспринимаемой жителями, как "своей", что порождает меньшее чувство безразличия, присущее большинству российских граждан, к решениям органов власти, и при действительном учете органами местного самоуправления результатов публичных слушаний (всего спектра мнений, высказанных в рамках слушаний по аспектам принимаемого нормативного правового акта), данный процесс сможет привлечь и вовлечь в себя значительное число жителей, переведя данную форму из разряда имитационной в категорию реально действующих.
Вопросы, выносимые на публичные слушания, должны включать в себя как те, которые прямо предусмотрены федеральным законодательством, так и дополнительные вопросы местного/регионального значения.
Так, на федеральном уровне проведению общественных слушаний предусмотрено Градостроительным кодексом Российской Федерации N 190-ФЗ (ст. 28), Земельным кодексом Российской Федерации N 136-ФЗ (ст. 23, п. 2), федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ (ст. 26.13, п. 6), "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ (глава 5), Положением "Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации",утвержденное приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16.05.2000, N 372.
Публичные слушания должны предусматривать вариативность решения выносимых на обсуждение проблем.
Вариативность должна обеспечиваться за счет приглашения к разработке проблем, выносимых на слушания, внешних экспертов, в том числе экспертов из профильных социально ориентированных некоммерческих организаций, которые бы, предлагали участвующим в слушаниях гражданам подробную всестороннюю проработку выносимых на слушания вопросов. Оплата приглашенных экспертов должны осуществляться из бюджета.
В рамках нормативного регулирования процедуры проведения публичных слушаний муниципальном уровне должны быть максимально снижены барьеры для реализации гражданами инициативы проведения публичных слушаний: закрепление минимального количества членов инициативной группы (не более 20 - 30 человек).
Должен быть закреплен механизм преодоления вето на проведение публичных слушаний представительного органа. При отклонении инициативы о проведении слушаний ее инициаторы должны иметь возможность повторно внести предложение о назначении слушаний по данной теме с приложением большего количества собранных подписей жителей муниципального образования (300-500). В этом случае слушания по данному вопросу местного значения назначаются представительным органом в обязательном порядке.
Процедура публичных слушаний должна предусматривать удобное время проведения (выходные, вечернее время в будние дни), дающее возможность гражданам и их объединениям принять участие в слушаниях. Публичные слушания должны проводиться в отапливаемом, электрифицированном помещении, находящемся в транспортной доступности, вместимость не менее 200 посадочных мест.
Процедура организации и проведения публичных слушаний должна в обязательном порядке освещаться в средствах массовой информации. В СМИ должны размещаться материалы, относящиеся к вопросу, выносимому на публичные слушания, должно вестись широкое информирование населения о проведении публичных слушаний. Решения, принятые гражданами на публичных слушаниях, в обязательном порядке должны публиковаться и доноситься до органов региональной/местной власти, которые, в свою очередь, в обязательном порядке в указанные в нормативном правовом акте сроки, должны принимать решение по учету/не учету результатов публичных слушаний и публиковать в официальной прессе объяснение причин, которые не позволили учесть мнение граждан.
Должна быть предусмотрена ответственность должностных лиц за нарушение процедуры проведения публичных слушаний. Должен быть предусмотрен механизм признания слушаний несостоявшимися (нарушение процедуры оповещения, умышленное назначение слушаний в неудобное для граждан время и в неудобном месте и т.д.).
Модельный правовой акт приводится в Приложении 8.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Методические рекомендации)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был