Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5 к
Методическим рекомендациям
Модельный закон "Об общественной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
Наименование субъекта Российской Федерации
Закон
"Об общественной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в
_______________________________________________________________"
(наименование субъекта Российской Федерации)
Принят законодательным органом
___________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)
"____" _________ 20__ года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:
1) общественная палата - постоянно действующий самостоятельный консультативный и совещательный орган субъекта Российской Федерации, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
2) общественная экспертиза - деятельность лиц и социально ориентированных некоммерческих организаций (общественных и гражданских экспертов), направленная на исследование, анализ и оценку нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации на предмет их соответствия интересам личности, общества и государства;
3) общественный совет - совещательный орган, постоянно действующий при органе государственной власти субъекта Российской Федерации и сформированный из представителей гражданского общества;
4) органы государственной власти субъекта Российской Федерации - органы власти, указанные в соответствующей главе (разделе) Конституции (Устава) субъекта Российской Федерации, регламентирующей организацию государственной власти;
5) экспертное заключение - представленные в письменном и (или) электронном виде содержание исследования и выводы по вопросам общественной экспертизы.
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий закон устанавливает правовые и организационные основы проведения общественной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
Действие настоящего закона не распространяется на положения нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.
Статья 3. Цели и задачи общественной экспертизы
1. Общественная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации проводится в целях:
1) реализации гражданами государства закрепленного за ними Конституцией (Основным законом) государства права на участие в управлении делами государства;
2) соблюдения прав и свобод человека и гражданина, обеспечения общественного интереса в региональном законодательном процессе;
3) повышения эффективности действующего законодательства субъекта Российской Федерации.
2. Задачами общественной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации являются:
1) выявление положений нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, противоречащих интересам личности, общества и государства;
2) оценка социально-экономических и (или) иных последствий принятия проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также реализации нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации;
3) выработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков, а также негативных последствий.
Статья 4. Основные принципы общественной экспертизы
Проведение общественной экспертизы основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность проведения и открытость результатов общественной экспертизы;
4) добровольность осуществления общественной экспертизы;
5) невмешательство органов государственной власти субъекта Российской Федерации и их должностных лиц в проведение общественной экспертизы;
6) независимость экспертов;
7) объективность, полнота и достоверность экспертных заключений.
Статья 5. Виды общественной экспертизы
В соответствии с настоящим Законом осуществляются обязательная общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов и инициативная общественная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
Глава 2. Обязательная общественная экспертиза
Статья 6. Обязательность общественной экспертизы
Обязательная общественная экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы реализации прав человека и гражданина в сферах:
1. государственной политики в области социального обеспечения;
2. обеспечения общественной безопасности и правопорядка.
3. охраны окружающей среды и здоровья населения;
4. поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
5. межнациональных и межконфессиональных отношений;
6. бюджета и финансов;
7. образования, культуры и спорта.
Статья 7. Субъекты обязательной общественной экспертизы
Обязательная общественная экспертиза может осуществляться:
1) Общественной палатой субъекта Российской Федерации;
2) Общественными советами и аналогичными структурами при органах государственной власти субъекта Российской Федерации (включая молодежные парламенты, ассамблеи, правительства и аналогичные структуры);
3) гражданами, имеющими высшее профессиональное образование и стаж работы в одной из сфер, перечисленных в статье 6 настоящего закона, не менее трех лет за последние десять лет, аккредитованными при субъектах обязательной общественной экспертизы, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи;
4) социально ориентированными некоммерческими организациями, зарегистрированными в установленном законом порядке и осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации не менее двух лет, аккредитованными при субъектах обязательной общественной экспертизы, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи.
Статья 8. Аккредитация общественных экспертов при общественных палатах (советах)
1. Граждане, а также социально ориентированные некоммерческие организации, отвечающие требованиям статьи 7 настоящего Закона, имеют право подать уведомление об аккредитации в качестве общественного эксперта.
2. Общественные палаты (советы) бесплатно аккредитуют заявленных общественных экспертов в уведомительном порядке при условии соблюдения ими условий, установленных статьей 7 настоящего Закона.
3. Аккредитовавшие общественных экспертов общественные палаты (советы) обязаны предварительно извещать их о заседаниях экспертных групп и рабочих комиссий, а также других мероприятиях, проводимых в целях исследования, анализа и оценки проектов нормативных правовых актов; обеспечивать возможность ознакомления общественных экспертов или их представителей с проектами нормативных правовых актов, а также иными сопроводительными документами и материалами.
4. Аккредитованные общественные эксперты имеют право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его общественными палатами (советами), за исключением случаев, когда принято решение о проведении закрытого мероприятия в связи с необходимостью обеспечения государственной тайны.
5. Общественные палаты (советы) формируют, ведут и размещают на своих официальных сайтах в сети Интернет или на сайте единого информационного портала региональные реестры аккредитованных общественных экспертов.
Статья 9. Порядок проведения обязательной общественной экспертизы
1. Решение о проведении обязательной общественной экспертизы проекта закона субъекта Российской Федерации, внесенного в установленном порядке в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по собственной инициативе либо по предложению субъекта законодательной инициативы, которым был внесен данный проект закона субъекта Российской Федерации.
Решение о проведении обязательной общественной экспертизы проектов законов субъекта Российской Федерации, разрабатываемых высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может приниматься высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации до внесения проекта закона субъекта Российской Федерации на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан принять решение о проведении обязательной общественной экспертизы проекта подзаконного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, затрагивающего вопросы в сферах, указанных в статье 6 настоящего закона, в течение трех дней с момента принятия его к рассмотрению.
2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о проведении общественной экспертизы, размещает на своем официальном сайте в сети Интернет либо едином информационном портале официальное извещение, содержащее следующую информацию:
1) полный текст проекта нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, подлежащего общественной экспертизе, а также, при наличии, сопроводительные документы к нему (пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование);
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение о проведении общественной экспертизы;
3) срок проведения общественной экспертизы;
4) порядок приема и рассмотрения экспертных заключений.
3. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, получивший обращение общественной палаты субъекта Российской Федерации либо общественного совета (указанных в частях 1 и 2 статьи 7 настоящего Закона) о необходимости проведения обязательной общественной экспертизы, обязан назначить проведение общественной экспертизы проекта нормативного правового акта субъекта Российской Федерации.
4. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о проведении общественной экспертизы, обязан предварительно извещать субъектов обязательной общественной экспертизы о заседаниях экспертных групп и рабочих комиссий, а также других мероприятиях, проводимых в целях исследования, анализа и оценки проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
5. Срок проведения обязательной общественной экспертизы не может составлять менее десяти дней с момента официального размещения в сети Интернет либо едином информационном портале извещения, указанного в части 2 настоящей статьи.
6. Юридические лица и граждане, не аккредитованные в качестве общественных экспертов, имеют право направлять в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшие решение о проведении обязательной общественной экспертизы, а также субъектам обязательной общественной экспертизы свои замечания и предложения относительно проектов нормативных правовых актов.
7. Обязательная общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации не может проводиться гражданами, социально ориентированными некоммерческими организациями, принимавшими участие в разработке проекта нормативного правового акта.
Глава 3. Инициативная общественная экспертиза
Статья 10. Субъекты инициативной общественной экспертизы
Граждане, достигшие возраста 18 лет, а также социально ориентированные некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном законом порядке, имеют право осуществления за счет собственных средств инициативной общественной экспертизы нормативных правовых актов в качестве гражданских экспертов.
Статья 11. Порядок проведения инициативной общественной экспертизы
Гражданский эксперт имеет право осуществить инициативную общественную экспертизу действующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, затрагивающего вопросы реализации прав человека и гражданина в сферах, определенных статьей 6 настоящего Закона, и направить свое заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Глава 4. Порядок оформления и рассмотрения результатов общественной экспертизы
Статья 12. Экспертное заключение
1. Заключение по результатам общественной экспертизы должно содержать указание на положения нормативных правовых актов или проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, противоречащие интересам личности, общества и государства, и рекомендации по устранению указанных противоречий. Заключение может также содержать оценку социально-экономических и (или) иных последствий принятия проекта нормативного правового акта, а также предложения по устранению выявленных недостатков, а также негативных последствий.
2. Экспертное заключение не должно содержать информации, нарушающей действующее законодательство и общепринятые нормы морали.
3. Экспертное заключение, отвечающее требованиям настоящего Закона, подлежит обязательному размещению в сети Интернет на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение о проведении обязательной общественной экспертизы либо получившего экспертное заключение гражданского эксперта.
Статья 13. Рассмотрение экспертного заключения органами государственной власти субъекта Российской Федерации
1. Заключение по результатам общественной экспертизы носит рекомендательный характер, но подлежит обязательному рассмотрению органом государственной власти субъекта Российской Федерации, назначившим ее проведение, либо получившим экспертное заключение гражданского эксперта, не более чем в тридцатидневный срок со дня его получения.
2. По результатам рассмотрения экспертного заключения, субъекту общественной экспертизы направляется мотивированный ответ, который подлежит обязательному размещению в сети Интернет на официальном сайте соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо едином информационном портале, за исключением случаев, когда заключение не соответствует требованиям, установленным частью 2 статьи 12 настоящего Закона, либо было представлено в нарушение установленного срока.
Статья 14. Информационная поддержка общественной экспертизы
1. В целях оказания информационной поддержки проведения общественной экспертизы уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в сети Интернет создается и поддерживается информационный портал - информационная система, объединяющая и представляющая в сети Интернет общественно значимую информацию о нормотворческом процессе и общественной экспертизе (далее - единый информационный портал).
2. Высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает размещение на едином информационном портале информации:
1) извещений о проведении общественной экспертизы;
2) экспертных заключений;
3) мотивированных ответов органов государственной власти субъекта Российской Федерации на экспертные заключения;
4) реестров аккредитованных общественных экспертов.
3. Информация, размещаемая на едином информационном портале, является общедоступной.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 15. Сотрудничество органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере общественной экспертизы
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации сотрудничают в сфере проведения общественной экспертизы с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, научными организациями, образовательными учреждениями.
Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Высшее должностное лицо
________________________________
(наименование субъекта Российской
Федерации)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.