Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 октября 2012 г. N 53-АПГ12-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкове В.Н.,
судей Калининой Л.А., Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Тихонове М.Д.
рассмотрела дело по апелляционной жалобе Правительства Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 19 июня 2012 года об удовлетворении заявлении Шульги Дарьи Ивановны о признании недействующим абзаца четвёртого подпункта 2.3.1 пункта 2.3 раздела 2 долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010-2012 годы, утверждённой постановлением Правительства Красноярского края от 23 ноября 2009 года N 600-П в части слов "постоянно зарегистрированным".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Губернатора и Правительства Красноярского края Савельевой С.Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, и поэтому не подлежащим отмене. Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Красноярского края от 23 ноября 2009 года N 600-П утверждена долгосрочная целевая программа "Дети" на 2010-2012 годы (далее - Программа).
Данное постановление опубликовано в официальном печатном издании "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", 14 декабря 2009 года, N 66 (362) и вступило в силу с 1 января 2010 года.
Согласно подпункту 2.3.1 пункта 2.3 раздела 2 Программы ежемесячная компенсационная выплата предоставляется родителю (законному представителю - опекуну, приёмному родителю), совместно проживающему с ребёнком в возрасте от 1,5 до 3 лет, которому:
временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении (при условии постановки ребёнка на учёт в муниципальном органе управления образованием для определения в дошкольное образовательное учреждение);
предоставлено место в группе кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения.
Ежемесячная компенсация назначается и выплачивается гражданам Российской Федерации, постоянно зарегистрированным по месту жительства в муниципальных образованиях Красноярского края.
Шульга Д.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным абзаца четвёртого подпункта 2.3.1 пункта 2.3 раздела 2 долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010-2012 годы, утверждённой постановлением Правительства Красноярского края от 23 ноября 2009 года N 600-П в части слов "постоянно зарегистрированным".
В обоснование заявления указывала на то, что она имеет временную регистрацию в ... крае по адресу: город ..., улица ..., дом ..., квартира ..., проживает по указанному адресу с ноября 2009 года, переехала в город ... на постоянное место жительства из ... края, имеет малолетнюю дочь Шульгу Е.И., ... года рождения, которая также зарегистрирована по адресу: город ..., улица ... квартира .... С 20 июля 2011 года её дочь поставлена на очередь в Управлении образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района для определения в дошкольное учреждение.
Управлением социальной защиты населения администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района ей отказано в назначении ежемесячной компенсационной выплаты, предусмотренной на ребёнка, состоящего на учёте в муниципальном органе управления образования, которому временно не предоставлено место в дошкольном учреждении в рамках долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010-2012 годы, утверждённой постановлением Правительства Красноярского края от 23 ноября 2009 года N 600-П, в связи с отсутствием постоянной регистрации на территории Красноярского края.
Шульга Д.И. считала, что местом её жительства является город ... края, где она со своим ребенком преимущественно проживает в течение двух лет. Отсутствие постоянной регистрации по месту постоянного жительства в городе ..., по мнению заявителя, не должно нарушать её права на ежемесячную компенсацию, предусмотренную Программой.
Представитель Правительства Красноярского края Савельева С.Б. с требованиями заявителя не согласилась, считая, что Правительство Красноярского края при разработке и принятии Программы обладало полномочиями по установлению порядка и условий предоставления данного вида материальной поддержки жителей Красноярского края. Федеральное законодательство не предусматривает обязательность такого рода компенсационных выплат, эти мероприятия со стороны субъекта Российской Федерации - Красноярского края носят самостоятельный и инициативный характер, указанная компенсационная выплата является дополнительной по отношению к установленным федеральным законодательством видам выплат, направлена на реализацию конституционной гарантии по обеспечению детей местами в дошкольных детских учреждениях только по отношению к жителям Красноярского края. С этой целью в Программе заложена норма о наличии постоянной регистрации по месту жительства в муниципальных образованиях Красноярского края как обязательное условие для получения компенсационной выплаты. Наличие постоянной регистрации, по мнению представителя Правительства Красноярского края, является доказательством того, что лицо является жителем Красноярского края, на него распространяются дополнительные социальные гарантии в виде ежемесячной компенсационной выплаты.
Решением Красноярского краевого суда от 19 июня 2012 года заявление Шульги Д.И. удовлетворено частично, признан недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу оспариваемый абзац четвёртый подпункта 2.3.1 пункта 2.3 раздела 2 Программы в части слов "постоянно зарегистрированным".
В апелляционной жалобе Правительство Красноярского края просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением материального и процессуального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела. Судебная коллегия по административным делам полагает решение Красноярского краевого суда не подлежащим отмене.
При вынесении решения Красноярский краевой суд справедливо исходил из общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей, обязывающих органы власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации надлежащим образом осуществлять государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7, статьи 31 и 41 Конституции Российской Федерации), в том числе в отношении такой особой категории как родители, осуществляющие уход за малолетними детьми, что бесспорно предполагает установление таких условий назначения и предоставления мер социальной поддержки, которые гарантировали бы надлежащее выполнение взятых на себя, в нашем случае органами государственной власти субъекта Российской Федерации, обязательств по соответствующим ежемесячным денежным выплатам и компенсациям всем проживающим на территории Красноярского края родителям, оказавшимся в одинаковой жизненной ситуации.
Из текста оспариваемого заявителем положения следует, что назначение и выплата ежемесячной компенсационной выплаты родителю (законному представителю - опекуну, приемному родителю), совместно проживающему с ребёнком в возрасте от 1,5 до 3 лет, предусмотренной абзацем четвёртым подпункта 2.3.1 пункта 2.3 раздела 2 долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010-2012 годы, утверждённой постановлением Правительства Красноярского края от 23 ноября 2009 года N 600-П, поставлены Правительством Красноярского края исключительно в зависимость от наличия постоянной регистрации родителя по месту жительства в муниципальных образованиях Красноярского края, что по сути является недопустимым ограничением реализации права на получение указанной выше меры социальной поддержки родителями, не имеющими постоянной регистрации в Красноярском крае, и, как следствие, противоречит федеральному закону.
Исходя из предписаний Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" (статьи 2, 3), Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 20), с учётом сохраняющей свою силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 2 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности ряда положений Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, регистрация или отсутствие таковой (в силу юридической природы регистрации) не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов Федерации.
Таким образом, выводы суда о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца четвёртого подпункта 2.3.1 пункта 2.3 раздела 2 долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010-2012 годы, утверждённой постановлением Правительства Красноярского края от 23 ноября 2009 года N 600-П, в части слов "постоянно зарегистрированным" основаны на правильном толковании материального права.
В связи с изложенным, руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 19 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 октября 2012 г. N 53-АПГ12-13
Текст определения официально опубликован не был