Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина О.И. Алексеева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин О.И. Алексеев оспаривает конституционность абзаца двадцать второго подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет при приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме договор о приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме, акт о передаче квартиры, комнаты, доли (долей) в них налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру, комнату или долю (доли) в них.
Как следует из представленных материалов, в 2008 году было признано право собственности О.И. Алексеева на квартиру. Впоследствии налоговый орган отказал ему в предоставлении имущественного налогового вычета за 2008 год, поскольку право на указанный вычет возникло у него в 2007 году в связи с подписанием акта о передаче квартиры в строящемся доме.
По мнению заявителя, который лишился возможности получить имущественный налоговый вычет в увеличенном с 2008 года размере, абзац двадцать второй подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающий - по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, - что право на налоговый вычет налогоплательщик приобретает не только с момента возникновения права собственности на объект, но и с момента подписания акта о передаче квартиры, противоречит статьям 19, 46 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации.
Оспариваемое законоположение было применено в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные О.И. Алексеевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Право плательщиков налога на доходы физических лиц на получение имущественного налогового вычета при совершении сделок купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них закреплено в статье 220 Налогового кодекса Российской Федерации в целях стимулирования граждан к улучшению их жилищных условий. Смысл имущественного налогового вычета состоит в предоставлении физическим лицам налоговой льготы при строительстве либо приобретении на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 марта 2008 года N 5-П). Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 года N 5-П и от 28 марта 2000 года N 5-П).
Как следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 220 и пункта 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, право налогоплательщика уменьшить налоговую базу на сумму имущественного налогового вычета с учетом его предельно допустимого размера возникает с момента приобретения жилья: при приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них на основании договора купли-продажи - с момента регистрации права собственности, а при приобретении прав на квартиру (доли в ней) в строящемся доме - с момента подписания акта о передаче квартиры. Возможность получения имущественного налогового вычета с момента подписания акта о передаче квартиры предусмотрена Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 112-ФЗ "О внесении изменений в статьи 220 и 224 Налогового кодекса Российской Федерации", что позволяет освобождать от обложения налогом на доходы физических лиц именно те доходы, которые были направлены на приобретение квартиры в строящемся доме. Это, в свою очередь, обеспечивает достижение цели соответствующего имущественного налогового вычета - предоставление физическим лицам налоговой льготы при строительстве либо приобретении на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Такое законодательное регулирование с учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Разрешение же вопроса о том, с какого момента заявитель получил право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц, как связанного с изучением фактических обстоятельств конкретного дела, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Алексеева Олега Игоревича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 1999-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Алексеева Олега Игоревича на нарушение его конституционных прав абзацем двадцать вторым подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был