Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Методика
организации достижения контрольных показателей безопасности движения для филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД"
1. Основные подходы к методике организации достижения контрольных показателей
1.1. Достижение контрольных показателей, как и целевых показателей, приведенных в документе "Номенклатура и численные значения целевых показателей безопасности движения в ОАО "РЖД" до 2030 года", тесно связано с реально выделяемыми инвестициями на модернизацию инфраструктуры и подвижного состава, а также эффективностью механизмов управления в компании. Поэтому в разработанном документе отмечено, что при отклонениях фактически достигнутых показателей безопасности движения ОАО "РЖД" от установленных целевых (контрольных) показателей в сторону увеличения руководители ОАО "РЖД", его филиалов и их структурных подразделений должны рассмотреть:
эффективность распределения ресурсов, направленных (в том числе в предыдущие годы) на повышение уровня безопасности движения;
наличие ограничений в инновационном развитии ОАО "РЖД" за предшествующие и текущий годы;
результаты анализа деятельности ОАО "РЖД", его филиалов и их структурных подразделений.
1.2. Реализация соблюдения контрольных, как и целевых показателей должна проводиться путем создания механизмов управления развитием ОАО "РЖД", в общем виде указанных в Стратегии развития.
1.3. В целях выполнения требования о соблюдении контрольных показателей руководителям филиалов следует использовать управленческие технологии и меры, рассчитанные как на быстрое решение отдельных проблем (первоочередные меры), так и учитывающие стратегический характер отдельных мероприятий.
Кроме того, для выполнения заданий по достижению контрольных показателей целесообразно ежегодное составление скоординированных для всех филиалов ОАО "РЖД" программ мероприятий и рассмотрение результатов их выполнения.
2. Разработка мероприятий, определяющих готовность хозяйств филиалов ОАО "РЖД" к достижению установленных для них целевых (контрольных) показателей
2.1. В целях достижения установленных для различных филиалов ОАО "РЖД" целевых (контрольных) показателей необходимо, чтобы в этих филиалах проводились соответствующие мероприятия, направленные на улучшение состояния безопасности движения. Проведение этих мероприятий можно рассматривать как необходимое условие начала преодоления имеющихся в хозяйствах филиалов недостатков и снижения различного рода несоответствий, из-за которых происходят нарушения безопасности движения.
2.2. Прежде чем приступать к разработке мероприятий, в хозяйствах различных филиалов должны быть рассмотрены различные негативные факторы, влияющие на показатели качества процессов деятельности этих филиалов, в том числе и на показатели аварийности.
Такими факторами могут быть:
1) применительно к технике:
наличие просроченных ремонтом технических средств инфраструктуры (оборудования), подвижного состава, сооружений или их элементов;
наличие морально устаревших или выработавших свой ресурс технических средств инфраструктуры (оборудования), подвижного состава, сооружений или их элементов, не соответствующих установленным или перспективным требованиям;
наличие у ремонтных предприятий технологического оборудования, не отвечающего установленным или современным требованиям;
наличие недостающего по нормативам или иным расчетам оборудования для выполнения задач филиала, связанных с обеспечением безопасности движения;
2) применительно к персоналу:
состояние учебно-методической базы, используемой для подготовки персонала;
степень профессиональной компетентности персонала в обеспечении способности безопасного выполнения им соответствующих задач;
наличие случаев направлений на работы работников с заведомо более низкими разрядами или несоответствующей профпригодностью, чем требуется для выполнения таких работ;
степень укомплектованности бригад в подразделениях каждого филиала;
наличие сверхурочных часов и случаев преждевременного вызова на работу персонала, непосредственно связанного с движением поездов и маневровой работой;
наличие случаев допуска персонала с недопустимыми параметрами по физическому состоянию и утомляемости к работе, непосредственно связанной с обеспечением безопасности движения поездов и маневровой работы;
степень обеспечения заинтересованности персонала в хорошей работе (наличие моральных и материальных стимулов);
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2) применительно к организации деятельности:
наличие линейных предприятий или участков их обслуживания с устаревшими управленческими технологиями или устаревшей системой технического обслуживания оборудования или подвижного состава или текущего содержания сооружений и их элементов;
наличие ремонтных предприятий, использующих морально устаревшие управленческие технологии в своей деятельности и системы ремонта;
степень реализации системных мер в хозяйстве филиала, в том числе приведенных в "Методических указаниях по внедрению системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов для филиалов ОАО "РЖД", участвующих в перевозочном процессе", утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" 03 января 2011 г. N 1р.
2.3. На основании рассмотрения указанных выше факторов каждым филиалом может быть сформирован некоторый набор мероприятий, который способен в их совокупности повлиять на снижение числа нарушений безопасности движения до уровня, соответствующего целевому показателю.
Приведенное ниже представляет собой попытку перечислить максимально возможный набор мероприятий, часть которых может быть взята на вооружение филиалами ОАО "РЖД" в зависимости от видов деятельности, сложившегося уровня безопасности движения применительно к хозяйствам этих филиалов и поставленных перед ними целевых задач:
1) для филиалов, занимающихся эксплуатацией технических средств:
создание условий для снижения численности или протяженности просроченного ремонтом технических средств инфраструктуры (оборудования), подвижного состава, сооружений или их элементов и повышение доли эксплуатируемого непросроченного ремонтом оборудования, подвижного состава, сооружений или их элементов (отношение численности или протяженности непросроченного ремонтом оборудования, подвижного состава, сооружений или их элементов, к общей численности или протяженности эксплуатируемого оборудования, подвижного состава, сооружений или их элементов);
создание условий для снижения численности или протяженности морально устаревших технических средств инфраструктуры (оборудования), подвижного состава, сооружений или их элементов, не соответствующих установленным или перспективным требованиям, и повышение доли эксплуатируемого оборудования, подвижного состава, сооружений или их элементов, отвечающих установленным или современным требованиям и планово внедряемых на сети железных дорог (отношение численности или протяженности оборудования, подвижного состава, сооружений или их элементов, планово внедренных на сети железных дорог, к общей численности или протяженности оборудования, подвижного состава, сооружений или их элементов, подлежащих внедрению);
снижение числа линейных предприятий или участков их обслуживания с устаревшей системой технического обслуживания оборудования или подвижного состава или текущего содержания сооружений и их элементов и повышение доли линейных предприятий, переведенных на новую планово внедряемую систему технического обслуживания оборудования или подвижного состава или текущего содержания сооружений и их элементов (отношение численности линейных предприятий, переведенных на новую планово внедряемую систему технического обслуживания оборудования или подвижного состава или текущего содержания сооружений и их элементов или протяженности участков их обслуживания, к общей численности линейных предприятий или протяженности участков их обслуживания);
2) для филиалов, занимающихся ремонтом технических средств:
снижение численности технологического оборудования, не отвечающего установленным или современным требованиям, и повышение доли технологического оборудования, отвечающего установленным или современным требованиям и планово устанавливаемого на производственных участках (отношение численности технологического оборудования, планово внедренного на ремонтных предприятиях, к общей численности подлежащего внедрению оборудования);
снижение числа ремонтных предприятий, использующих морально устаревшие управленческие технологии в своей деятельности, и повышение доли производственных единиц (предприятий), сертифицированных по стандартам системы менеджмента качества (СМК), внедривших управленческие технологии типа "бережливое производство", ("6 сигм") и т.п. (отношение численности сертифицированных ремонтных предприятий или внедривших новые управленческие технологии к общему числу ремонтных предприятий);
снижение числа ремонтных предприятий с устаревшей системой ремонта оборудования, подвижного состава или сооружений и их элементов и повышение доли ремонтных предприятий, переведенных на новую планово внедряемую систему ремонта оборудования, подвижного состава или сооружений и их элементов (отношение численности ремонтных предприятий, переведенных на новую планово внедряемую систему ремонта оборудования, подвижного состава или сооружений и их элементов или протяженности участков их обслуживания, к общей численности ремонтных предприятий или протяженности участков их обслуживания);
3) для любых филиалов, в том числе указанных выше:
укрепление учебно-методической базы, используемой для подготовки персонала, и повышение доли современной учебно-методической базы по отношению к общей ее потребности (по признакам наличия и создания современных центров обучения, классов, кабинетов, их оснащения необходимыми тренажерами, обучающими системами, наглядными пособиями, макетами, видеофильмами, программами обучения и т.п.);
повышение профессиональной компетентности персонала в обеспечении способности безопасного выполнения им соответствующих задач с повышением доли обученного и подготовленного к выполнению требуемых работ персонала (способного к работе в новых условиях структурного реформирования, при внедрении новых технологий, новой поступившей техники, владеющего методикой устранения неисправностей и т.п.);
снижение числа направлений на работы работников с заведомо более низкими разрядами, чем требуется для выполнения таких работ, и повышение доли выполнения персоналом работ, соответствующих квалификационным требованиям и положениям нормативных документов в соответствии с должностными обязанностями (отношение числа направлений на работы работников с разрядами и должностными обязанностями, которые требуются для выполнения таких работ, к общему числу направлений на работы);
повышение доли укомплектованности бригад в подразделениях каждого филиала (отношение числа укомплектованных по нормативам или иным расчетам бригад к общему числу бригад);
повышение фонда материальной заинтересованности и числа различного рода наград персонала за достижения в обеспечении высокого уровня безопасности движения;
ввод в эксплуатацию недостающего по нормативам или иным расчетам оборудования для выполнения задач филиала, связанных с обеспечением безопасности движения, и повышение доли укомплектованности оборудованием производственных процессов каждого филиала (отношение числа находящегося в эксплуатации оборудования к потребному числу, соответствующему нормативам или иным расчетам);
4) специфические мероприятия для хозяйства Дирекции тяги:
улучшение параметров соблюдения режима труда и отдыха локомотивных бригад (сокращение сверхурочных часов и случаев преждевременного вызова в депо для направления в рейс);
повышение качества предрейсового контроля (снижение числа случаев допуска в рейс машинистов локомотивов и их помощников с недопустимыми параметрами по физическому состоянию и утомляемости);
забота о состоянии здоровья локомотивных бригад.
2.4. Набором указанных выше мероприятий и отслеживанием их выполнения не исключается, а дополняется применение таких управленческих инструментов, как "8 шагов" (СТО РЖД 1.05.515.1-2009 Методы и инструменты улучшений. Методы решения проблем. 8 шагов) или метод "5W+1H+1S" (СТО РЖД 1.05.515.1-2009 Методы и инструменты улучшений. Формат корректирующих действий. Метод "5W+1H+1S"), а также аналитические методы анализа (анализ Парето, диаграммы рассеяния, гистограммы, причинно-следственные диаграммы (или диаграммы Исикава), "Z-график", контрольные карты). Аналитические методы анализа изложены в стандартах ОАО "РЖД" или национальных российских стандартах, гармонизированных с международными. Применение этих управленческих инструментов кратко отражено ниже.
3. Принятие первоочередных мер
3.1. Прежде всего должны быть привлечены те управленческие технологии, которыми потенциально располагает ОАО "РЖД", однако, не использует их в должной мере.
К числу таких управленческих технологий относятся инструменты, изложенные в серии из семи стандартов ОАО "РЖД" "Методы и инструменты улучшений", утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 02 июня 2009 г. N 1150р.
3.2. Превышение достигнутого показателя безопасности движения над установленным следует рассматривать как важнейшую проблему, требующую решения. Поэтому в этом случае следует выполнить тот набор процедур, который обычно предшествует методу решения проблем "8 шагов"*(1) и изложен в разделе "Подготовка к процессу решения проблем" указанного в ссылке стандарта. При этом вовсе не обязательно использовать сам метод "8 шагов". Важным является то, что этот набор процедур позволит руководителю принять первоочередные срочные меры и оценить необходимость применения тех или иных других методов и инструментов, в том числе и самого метода "8 шагов".
Для внедрения первоочередных срочных мер рекомендуется использовать метод "5W+1H+1S"*(2). Название метода - это первые буквы вопросов, на которые следует ответить при формулировании мероприятий:
5W:
ЧТО нужно сделать?
ЗАЧЕМ это нужно сделать?
КТО это должен сделать?
ГДЕ это следует делать?
КОГДА это следует сделать?
1Н:
КАК это следует делать?
1S:
СТАТУС мероприятий.
Результатом использования метода "5W+1H+1S" являются срочные меры, направленные на повышение результативности и эффективности корректирующих или предупреждающих действий.
3.3. Параллельно с этим должны быть подготовлены результаты анализа деятельности филиала или его структурного подразделения.
К аналитическим методам выполнения такого анализа относятся:
анализ Парето*(3), позволяющий расположить (ранжировать) факторы, влияющие на ту или иную характеристику безопасности процесса, разделяя их на немногочисленные важные и многочисленные несущественные факторы, что позволяет сконцентрировать усилия при решении проблем.
диаграммы рассеяния*(4), позволяющие определить вид и степень связи между парами соответствующих переменных, например, вид и степень связи между процентом охваченных технической учебой работников в различные годы и числом нарушений безопасности движения в эти же годы;
гистограммы*(5), представляющие собой диаграммы распределения измеряемых или контролируемых данных, например, распределения средних значений продолжительности времени, приходящейся на подъем одного сошедшего вагона при различных сходах подвижного состава в грузовых поездах.
3.4. Особое место для анализа данных принадлежит причинно-следственным диаграммам (или диаграммам Исикава)*(6). Они применяются в тех случаях, когда требуется исследовать и изобразить все возможные причины определенных проблем или условий в их взаимосвязи, например, причин различных событий в конкретном филиале ОАО "РЖД". Их преимущество заключается в том, что они дают возможность наглядно отобразить не столько распределение частот этих причин, сколько взаимные связи различных причин, влияющих на конкретный вид события.
3.5. Так называемый "Z-график"*(7) также применяют на начальном этапе количественного анализа данных в целях их наглядного представления для выбора последующих методов и инструментов анализа. Он помогает оценить особенности и закономерности поведения показателя в изучаемый период времени, оценивая достижение цели в каждый момент времени. На "Z-график" наносят данные за текущий период за каждый единичный отрезок времени с принятой дискретностью этого времени, кумулятивную линию (сумму нарастающим итогом данных за текущий период) и скользящую сумму (сумма нарастающим итогом за определенный период, предыдущий текущему периоду, но в обратном порядке) со сдвигом на единичную дискретную величину внутри периода. "Z-график" позволяет увидеть, в какую сторону происходит развитие изучаемого процесса, благоприятную или неблагоприятную сторону развивается процесс.
3.6. Весьма важное место в системе принятия решений руководителем филиала занимают контрольные карты. Они представляют собой временные ряды со статистически определяемыми верхними и нижними границами, нанесенными по обе стороны от средней линии, отображающей ход развития какого-либо процесса*(8). По удалению характеристик процесса от верхних и нижних границ судят о том, что за управляемым процессом имеется контроль, а по выходу за пределы границ выявляются неуправляемые процессы. Например, с помощью контрольной карты, на которую нанесен процесс изменения числа событий в каком-либо филиале по месяцам, можно определить, насколько отлаженной является система обеспечения безопасности движения в этом филиале.
Для примера на рисунке 2.1 приведена контрольная карта, построенная по ежемесячным данным за 2010 г. применительно к производственному комплексу Управления электрификации и электроснабжания Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД". На ней нанесены и соединены ломаной линией значения числа нарушений безопасности движения (в терминологии карт Шухарта - альтернативные данные) за каждый месяц 2010 г. Центральная линия проведена по среднеарифметическому значению , а контрольные границы рассчитаны по формуле
исходя из предполагаемого распределения данных в соответствии с распределением Пуассона.
Рассмотрение построенной карты показывает, что обеспечение безопасности движения в производственном комплексе находится в статистически управляемом состоянии.
3.7. При использовании контрольных карт критерием "разладки" процесса является не только выход некоторой контрольной точки за установленные пределы (в процессах, связанных с безопасностью движения и при оценке состояния безопасности движения нижняя граница может не строиться). Обычно для задания критериев область контрольной карты над центральной линией и под ней делится на три зоны в порядке удаления от центральной линии: зона С (на расстоянии одного среднеквадратического отклонения), зона В (на расстоянии от одного до двух среднеквадратических отклонений) и зона А (на расстоянии от двух до трех среднеквадратических отклонений). Тогда критериями "разладки" или раннего предупреждения о "разладке" процесса являются:
9 точек в зоне С или за ее пределами (с одной верхней стороны от центральной линии), что является признаком "разладки" процесса;
6 точек монотонного роста, расположенные подряд, что также является признаком "разладки" процесса;
14 точек подряд в "шахматном" порядке (то выше, то ниже предыдущей, что указывает на систематически меняющиеся причины, например, различие в работе в ночную и дневную рабочие смены, если при этом на горизонтальной оси отложены интервалы времени, соответствующие периоду работы смены);
2 из 3-х расположенных подряд точек попадают в верхнюю зону А или выходят за ее пределы (что является признаком раннего предупре
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.