1. ФАС России рассмотрела обращение заказчика (далее - Обращение) о разъяснении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2007 N 14902-АП/Д04 (далее - Письмо) отношения, связанные с арендой недвижимого имущества, не являются предметом регулирования Закона о размещении заказов.
Таким образом, заказчики не обязаны применять предусмотренные Законом о размещении заказов процедуры размещения заказов при заключении договоров на аренду недвижимого имущества. При этом, заказчики имеют право, а не обязанность, при заключении договоров по предоставлению им в аренду недвижимого имущества руководствоваться Законом о размещении заказов.
Вместе с тем, в соответствии с решением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.04.2011 N ВАС-2237/11 (далее - Решение) заключение договоров по предоставлению в аренду движимого имущества государственным (муниципальным) заказчикам должно осуществляться в соответствии с положениями Закона о размещении заказов при наличии следующих условий: если он заключается в интересах Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации либо соответствующего муниципального образования; целью его заключения выступает удовлетворение государственных (муниципальных) нужд; финансирование указанных потребностей осуществляется за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования.
При этом, Законом о размещении заказов установлено, что заказчиками, которые должны руководствоваться законодательством Российской Федерации о размещении заказов при обеспечении своих нужд, также выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.
На основании изложенного, ФАС России считает, что бюджетные учреждения, учитывая положения Закона о размещении заказов и Решение, при заключении договоров по предоставлению им в аренду движимого имущества также должны руководствоваться законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
2. В ФАС России поступило обращение о применении заказчиками положений пунктов 14 и 14.1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов заказчики, определенные в части 1 статьи 4 Закона о размещении заказов, вправе без проведения торгов, запроса котировок осуществлять размещение заказа на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг до 100 тысяч в течение квартала.
При этом в соответствии с пунктом 14.1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов для заказчиков из числа театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность, государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждений, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов, принимая характер их деятельности, установлено повышенное пороговое значение (400 тысяч рублей в квартал) в рамках которого они вправе без проведения торгов, запросов котировок размещать заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг.
При осуществлении закупок на основании пункта 14.1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов заказчики из числа указанных в данном пункте организаций не применяют положения пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, поскольку совместное применение пунктов 14 и 14.1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов приведет к превышению установленного порогового значения по каждому из указанных оснований и, как следствие, к неэффективному расходованию средств и необоснованному ограничению конкуренции.
3. ФАС России рассмотрела обращение заказчика о заключенном договоре с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 14.1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов и о необходимости размещения сведений о нем в реестре контрактов.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о размещении заказов в реестр контрактов не включаются сведения о контрактах и об иных заключенных в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов гражданско-правовых договорах.
Вместе с тем, вышеуказанная норма не распространяется на контракты и иные гражданско-правовые договоры, заключенные на основании пункта 14.1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.
Таким образом, заказчик обязан направлять в соответствующий орган сведения о контрактах и иных гражданско-правовых договорах заключенных на основании пункта 14.1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов в соответствии с требованиями положений статьи 18 Закона о размещении заказов.
Кроме того, согласно статье 19.7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление сведений либо несвоевременное представление должностным лицом заказчика сведений о заключении контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в уполномоченный на ведение реестров контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, орган власти, если представление таких сведений является обязательным в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов, а равно представление заведомо недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.
4. Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение заказчика о разъяснении положений Закона о размещении заказов по вопросам поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ для защищаемых лиц, и сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.
Таким образом, Закон о размещении заказов регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.
Таким образом, в случае если финансирование Государственной программы осуществляется путем предоставления субсидии для конкретных физических лиц, проведение процедур по отбору поставщика (исполнителя, подрядчика) на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ для защищаемых лиц в соответствии с Законом о размещении заказов не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В обзоре разъяснены отдельные требования законодательства о госзакупках.
Указано, что при заключении договоров аренды движимого имущества бюджетные учреждения должны руководствоваться нормами о размещении заказов.
Дано разъяснение по применению норм в части размещения заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). В соответствии с п. 14 ч.2 ст. 55 Закона госорганы, казенные и бюджетные учреждения могут размещать заказы на одноименные товары, работы, услуги на сумму до 100 тыс. руб. в течение квартала. А п.14.1 ч.2 ст. 55 Закона предусматривает, что заказчики из числа театров, концертных, телерадиовещательных и государственных образовательных учреждений, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов могут размещать таким образом заказы на сумму до 400 тыс. руб. в квартал. Одновременное применение этих норм невозможно. Кроме того, последние обязаны представлять сведения о таких контрактах в соответствующий реестр. За их неподачу предусмотрен административный штраф.
Разъяснено, что закон, регулирующий размещение заказов, направлен на отношения, связанные с государственными нуждами. Поэтому, если госпрограммы финансируются через предоставление субсидий конкретным физическим лицам, процедуры по отбору поставщика (исполнителя, подрядчика) товаров (работ, услуг) для защищаемых лиц в таком случае не проводятся.
Указано, что изменение существенных условий госконтракта, в том числе его предмета, не допускается. В случае принятия акта госоргана, препятствующего исполнению контракта, сторона должна письменно уведомить об этом контрагента и исполнить контракт в оставшейся части.
Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Кашиной М.Н.