Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 ноября 2012 г. N 03-02-07/1-291
Вопрос: ООО (далее - Основное общество) рассматривает возможность реорганизации в форме присоединения аффилированного юридического лица, зарегистрированного в одном из субъектов РФ (далее - Присоединяемое общество). При этом деятельность Основного Общества будет фактически продолжена в данном субъекте РФ, поскольку оно встанет на налоговый учет по месту нахождения соответствующего филиала.
В соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 58 Гражданского Кодекса РФ, далее - ГК РФ) при реорганизации в форме присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Также в данном случае присоединяемое лицо считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении его деятельности (п. 4 ст. 57 ГК РФ).
Налоговый Кодекс РФ предусматривает (п. 5 ст. 84), что в случае прекращения деятельности юридического лица в результате реорганизации, осуществляется снятие данного лица с учета на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Процедура снятия юридического лица с учета предусмотрена приказом ФНС от 30 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/141@.
Одновременно в соответствии с Налоговым Кодексом (ст. 50) при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо. Таким образом, к присоединившему юридическому лицу переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в части обязательств по налогам и сборам.
В связи с вышеизложенным просим подтвердить правомерность позиции Основного общества в отношении того, что в соответствии с федеральным законодательством РФ при реорганизации в форме присоединения Основное общество в качестве правопреемника сохраняет возможность использовать региональные налоговые льготы, которые были до реорганизации получены Присоединяемым обществом в соответствии с региональным законодательством субъекта РФ (несмотря на то, что Присоединяемое общество будет снято с налогового учета в данном субъекте РФ). При этом необходимо отметить, что льготы были получены Присоединяемым обществом для реализации определенного инвестиционного проекта, который будет и далее осуществляться Основным обществом в качестве правопреемника по согласованному бизнес-плану и в соответствии с ранее принятыми Присоединяемым обществом обязательствами.
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о переходе прав на использование налоговых льгот к правопреемнику-организации и сообщается следующее.
Статьей 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) регулируется порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, пеней, штрафов реорганизованного юридического лица.
Правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него статьей 50 Кодекса обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков.
Кодексом не предусмотрено правопреемство по использованию льгот по налогам и сборам.
Согласно пункту 1 статьи 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Таким образом, налоговые льготы используются лицами, относящимися к определенной категории налогоплательщиков, для которых соответствующие налоговые льготы установлены.
Вопросы практики применения законодательства о налогах и сборах разрешаются налоговыми органами по месту учета налогоплательщика.
Информирование налогоплательщиков осуществляется на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 21, подпункта 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса и Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения (утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008 N 9н).
Учитывая, что в письме недостаточно информации, полагаем, что по вопросу об использовании конкретной налоговой льготы, установленной законом субъекта Российской Федерации, на территории которого будет реализовываться инвестиционный проект, налогоплательщик вправе обратиться в соответствующий налоговый орган.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.