Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) в соответствии с пунктом 38 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2011 г., утвержденного Приказом ФАС России от 31.03.2011 N 224, направляет разъяснения порядка проведения анализа, состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
Приложение: на 6 листах в 1 экз.
Разъяснения Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (зарегистрировано в Минюсте России 2 августа 2010 г. Регистрационный N 18026), далее - Порядок
Предлагаемые разъяснения касаются применения указанного Порядка в следующих целях:
при определении доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке для формирования реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, и при про ведении опросов с помощью анкет в целях определения показателей на исследуемом рынке.
При определении доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке для формирования реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, необходимо уточнять наименование аналитического отчета с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 11.1 Порядка по результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке составляется аналитический отчет, в котором приводятся результаты проведенного анализа. Если анализ выполнен исключительно в целях определения доли хозяйствующего субъекта на рынке и в нем отсутствуют этапы, указанные в подпунктах "е", "ж", "з" пункта 1.3, предлагается при оформлении аналитического отчета при ссылке на Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, в скобках указывать "в части определения доли Хозяйствующего субъекта на товарном рынке". Порядок проведения анализа состояния Конкуренции на товарном рынке применяется как базовый для решения многих задач, в том числе исследования товарного рынка в целях исполнения подпункта "г" пункта 1.1 Порядка, при котором, согласно последнему абзацу пункта 1.3 Порядка, могут не проводиться следующие этапы:
е) определение уровня концентрации товарного рынка,
ж) определение барьеров входа на товарный рынок,
з) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.
Важно отметить, что определение состояния конкурентной среды на товарном рынке не требуется при установлении доли хозяйствующего субъекта на исследуемом рынке.
Основные понятия, сформулированные, например, в Федеральном законе "О защите конкуренции" и используемые в Порядке, при применении необходимо дополнять ссылками на существующие классификаторы и положения нормативных документов иных федеральных органов исполнительной власти.
Так, при исследовании рынка указанные понятия наполняются конкретикой, соответствующей положениям нормативных актов Росстата, Росстандарта, ФТС России и т.д., а именно:
товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), которая подразделяется на следующие виды:
- реализация хозяйствующим субъектом продукции, работы, услуги собственного производства от собственного имени и за свой счет, - с кодом ОКВЭД по производству продукции, работе, услуге (ОКУН);
- оптовая или розничная торговая деятельность (далее - торговля), то есть перепродажа хозяйствующим субъектом продукции, закупленной у производителя, от собственного имени и за свой счет, - с кодом ОКВЭД по оптовой или розничной торговле (50-51).
В конкретном анализе под хозяйствующим субъектом обычно понимается участник сферы обращения товара (товарного рынка) как собственник товара, реализующий товар собственного производства либо приобретающий товар для предпринимательских нужд, в том числе для перепродажи.
Понятие группы лиц для рассматриваемой задачи должно соответствовать следующим условиям: установленная принадлежность хозяйствующих субъектов к группе лиц согласно основаниям, указанным в статье 9 Закона о защите конкуренции, принадлежность к одному виду рынка, то есть наличие одинакового кода ОКВЭД относительно одного и того же товара (по кодам ОКПД, ОКУН, ТН ВЭД).
При исследовании конкретного рынка следует руководствоваться характеристиками товара, указанного в договоре (спецификации к договору), с приведением кодов (ОКПД, ОКУН, ТН ВЭД) и цены данного товара.
Информация о цене при прочих равных условиях позволяет определить принадлежность товара к одному и тому же рынку или к разным (см. п. 3.5. Порядка).
В зависимости от решаемой задачи, при проведении анализа устанавливается, какие именно показатели в процессе анализа должны быть доказываемыми, а какие могут быть заданы как исходные для определения доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке (руководствуясь имеющейся предварительной информацией о товарном рынке).
Например, могут быть заданными как исходные условия следующие показатели, которые могут варьироваться в каждом конкретном исследовании по одному и тому же товару: временной интервал исследования товарного рынка; географические границы товарного рынка; вид товарного рынка (оптовая реализация, оптовая торговля, розничная торговля, предоставление услуги и т.д.).
Необходимая информация запрашивается у хозяйствующих субъектов, действующих на рынке соответствующего товара, в том числе договоры купли-продажи продукции (предоставления услуг, выполнения работ). Анализ заключенных договоров позволяет выявить принадлежность хозяйствующего субъекта к исследуемому виду рынка в соответствии с основанием возникновения права собственности на товар (реализация продукции собственного производства, перепродажа продукции, приобретенной у производителя на условиях оптовой или розничной торговли и т.д.) - для уточнения состава хозяйствующих субъектов, действующих на указанном рынке.
При проведении анализа следует различать:
- хозяйствующие субъекты - производители товара, являющиеся собственниками товара и реализующие товар от своего имени,
- управляющие компании, являющиеся собственниками товара и реализующие товар от своего имени, в отличие от предприятий, входящих в группу лиц с указанными управляющими компаниями, оказывающих услуги по переработке давальческого сырья и получающих оплату только за эти услуги,
- установленные группы лиц, действующие на рынке одного товара и одного вида,
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие оптовую торговлю (организации оптовой торговли - по методологии Росстата),
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю (организации розничной торговли - по методологии Росстата).
Продуктовые границы товарного рынка могут быть определены в пределах одной из нескольких областей применения товара, например, "Штрипсы листовые в числе проката листового (плоского) для производства электросварных труб нефтегазового сортамента, код ОКП 097600, оптовая реализация" или "картон-основа комбинированного материала для упаковки молока и молочных продуктов в пакеты типа "пюр паю" код ОКП 543441, оптовая реализация". При решении таких задач требуется тщательное обоснование емкости рынка в исследуемой области применения товара.
В качестве методических материалов, используемых при подготовке анкет и последующем проведении опроса участников товарного рынка, ФАС России рекомендует руководствоваться положениями:
- методических указаний, подготовленных структурными подразделениями ФАС России по исследованиям конкретных товарных рынков, которые содержат целевые анкеты с вопросами для определения продуктовых, географических границ исследуемых рынков и иных показателей. Один из вариантов анкеты прилагается,
- опубликованных монографий по маркетингу.
При исследовании рынков потребительских товаров могут быть полезными положения методологических разработок Росстата, размещенных на сайте Росстата gks.ru в рубрике "Метаданные и нормативно-справочная информация".
Территориальные органы Росстата могут оказать консультативную помощь в использовании упомянутых методологических разработок в целях организации опросов, - в соответствии с п. 2.3 - 2.5 Положения об информационном взаимодействии Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы государственной статистики, утвержденного Приказом ФАС России и Росстата от 15.02.2007 N 32/28. Информационное взаимодействие между ФАС России и Росстатом согласно п. 3.4. указанного Положения осуществляется на безвозмездной основе.
Приложение: по тексту на 3 листах.
Начальник Аналитического управления |
А.Г. Сушкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 30 сентября 2011 г. N АЦ/37180 "О разъяснении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220"
Текст письма опубликован в сборнике "Борьба с картелями. Правовое и методическое обеспечение (выпуск 3)"