Приказ Минпроса СССР от 21 августа 1972 г. N 96
"О мерах по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июля 1972 г. N 535 "О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране"
Приказом Минобрнауки России от 25 мая 2016 г. N 620 настоящий приказ признан недействующим на территории РФ
Объявляю постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июля 1972 г. N 535 "О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране":
"Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что Советская высшая школа в основном успешно осуществляет решение важнейшей задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов для всего народного хозяйства, занимает важное место в ускорении темпов научно-технического прогресса, оказывает возрастающее влияние на развитие экономики и культуры. В высших учебных заведениях занято более одной трети всех научных работников страны. За последние годы расширена сеть высших учебных заведений, увеличен прием студентов, особенно по новым направлениям науки и техники. Положительную роль играют созданные при вузах подготовительные отделения для рабочей и сельской молодежи. Проводится значительная работа но укреплению учебно-материальной базы вузов, улучшению жилищно-бытовых условий студентов.
Вместе с тем задачи современного этапа коммунистического строительства, поставленные XXIV съездом КПСС, требуют дальнейшего совершенствования обучения и воспитания специалистов. В условиях быстрого роста производства и его непрерывного технического переоснащения важнейшее значение имеет способность специалистов видеть перспективы развития отрасли и в целом экономики страны, квалифицированно решать задачи научной организации труда и управления производством.
Для повышения качества подготовки специалистов необходимо устранить недостатки, имеющиеся в работе высшей школы. Уровень теоретических и профессиональных знаний выпускников некоторых вузов не отвечает возросшим требованиям науки и производства. Все еще медленно разрабатываются и применяются современные научные методы организации учебно-воспитательного процесса, а также технические средства обучения. В отдельных учебных планах, программах и учебниках не находят должного отражения новейшие достижения науки и техники. Не всегда предъявляются высокие требования к студентам в отношении качества учебы и соблюдения дисциплины. Нуждаются в совершенствовании заочная и вечерняя формы высшего образования.
Многие высшие учебные заведения слабо еще связаны с промышленными, сельскохозяйственными предприятиями, научно-исследовательскими учреждениями, не уделяют необходимого внимания решению актуальных научных и технических проблем. Серьезные упущения имеются в работе аспирантуры, в подготовке научно-педагогических кадров для вузов отдаленных районов страны.
Планирование подготовки, распределение и использование специалистов не в полной мере отвечают потребностям народного хозяйства. Некоторые отраслевые министерства и ведомства не оказывают вузам существенной помощи в укреплении их материальной базы, оснащении современным лабораторным оборудованием, мало проявляют заботы о молодых специалистах.
Органы высшего образования, министерства и ведомства, имеющие вузы, недостаточно глубоко вникают в деятельность высших учебных заведений, не осуществляют должного контроля за качеством подготовки специалистов, слабо разрабатывают перспективные проблемы развития высшей школы.
Местные партийные органы не всегда оказывают необходимое влияние на подбор и расстановку преподавательских кадров, на повышение их ответственности за состояние учебной и идейно-воспитательной работы в вузах.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют:
1. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам, имеющим вузы, Советам Министров союзных республик направить усилия высших учебных заведений на успешное осуществление поставленных XXIV съездом КПСС задач в области развития высшей школы, дальнейшее улучшение качества подготовки кадров для народного хозяйства, науки и культуры в соответствии с требованиями научно-технического прогресса. Добиваться, чтобы молодые специалисты владели основами марксистско-ленинской науки, имели глубокую теоретическую и профессиональную подготовку, обладали высокими моральными качествами и умели работать с людьми, были активными проводниками политики партии. Высшая школа призвана воспитывать у специалистов стремление к постоянному обогащению и обновлению приобретенных знаний, что должно стать непреложным правилом всей их жизни и деятельности.
2. В целях улучшения руководства высшими учебными заведениями в стране и координации их деятельности создать Совет по высшей школе при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР, включив в него руководящих работников министерств и ведомств СССР, имеющих вузы, Госплана СССР, Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике, Академии наук СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, министров высшего и среднего специального образования союзных республик, а также представителей студенчества. Поручить Министерству высшего и среднего специального образования СССР утвердить персональный состав указанного Совета. Сосредоточить внимание Совета по высшей школе на выработке научно обоснованных рекомендаций по улучшению учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы в вузах, на вопросах перспективного планирования подготовки специалистов, их распределения и использования, повышения квалификации научно-педагогических кадров.
3. Признать целесообразным создать в крупных вузовских центрах советы ректоров высших учебных заведений, возложив на них координацию деятельности вузов, обобщение и распространение положительного опыта по организации учебного процесса, идейно-воспитательной и научно-исследовательской работы, повышению квалификации преподавателей. Министерству высшего и среднего специального образования СССР разработать и утвердить положение об этих советах, предусмотрев участие в них представителей студенческих организаций.
4. В целях повышения ответственности Министерства высшего и среднего специального образования СССР за подбор и расстановку руководящих кадров высшей школы установить, что ректоры высших учебных заведений независимо от их ведомственной подчиненности (за исключением руководителей учебных заведений Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР) назначаются и освобождаются от должности в установленном порядке вышестоящим органом с учетом рекомендации коллегии Министерства высшего и среднего специального образования СССР.
5. Для обеспечения высокого уровня подготовки специалистов Министерству высшего и среднего специального образования СССР совместно с Академией наук СССР и соответствующими министерствами и ведомствами осуществить в течение 1972-1974 годов меры по совершенствованию учебных планов и программ высших учебных заведений в направлении усиления подготовки студентов по общенаучным и общетехническим дисциплинам и проведения практики с учетом современных требований науки и производства, улучшения подготовки специалистов в области научной организации труда и управления, инженерной психологии, промышленной эстетики и электронно-вычислительной техники.
Постоянно повышать роль ведущих научно-педагогических работников в учебно-воспитательном процессе. Систематически обновлять содержание всех преподаваемых учебных дисциплин, активнее внедрять новые, прогрессивные методы обучения студентов с применением технических средств, всемерно развивать формы творческого овладения знаниями.
По согласованию с Госпланом СССР и заинтересованными министерствами и ведомствами уточнить профили подготовки специалистов и привести их в соответствие с требованиями современного производства, обратив особое внимание на подготовку специалистов широкого профиля.
6. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, ректорам вузов поднять уровень учебно-воспитательной и научно-методической работы кафедр общественных наук, полнее использовать их возможности в формировании марксистско-ленинского мировоззрения и идейной убежденности студентов. Обеспечить высокое качество преподавания общественных наук, глубокое изучение студентами трудов основоположников марксизма-ленинизма, документов КПСС, вырабатывать у студенческой молодежи классовый подход к явлениям и событиям общественной жизни, умение аргументированно критиковать антимарксистские взгляды. Улучшить подготовку преподавательских кадров обществоведов, повысить их ответственность за коммунистическое воспитание молодых специалистов.
7. Обязать Министерство высшего и среднего специального образования СССР, министерства и ведомства, имеющие вузы, значительно улучшить подготовку специалистов по вечерней и заочной формам высшего образования. Пересмотреть перечень специальностей, по которым осуществляется вечерняя и заочная подготовка кадров. Укрепить кафедры высококвалифицированными преподавателями. При поступлении в вузы без отрыва от производства обеспечивать предоставление преимуществ лицам со стажем практической работы по избранной специальности.
Укреплять и улучшать деятельность подготовительных отделений при вузах как важную форму пополнения студентов из числа молодежи, работающей в сфере материального производства.
8. Министерству высшего и среднего специального образования СССР совместно с Академией наук СССР и Комитетом по печати при Совете Министров СССР обеспечить своевременную подготовку и издание учебников, учебно-методических пособий, особенно по новейшим направлениям науки и техники, тиражами, удовлетворяющими потребности вузов.
Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и технике, Министерству высшего и среднего специального образования СССР разработать и осуществить меры по обеспечению профессорско-преподавательского состава и студентов вузов научно-технической информацией, содержащей новейшие сведения об отечественной и зарубежной науке и практике.
9. Министерству высшего и среднего специального образования СССР с участием заинтересованных министерств и ведомств и по согласованию с Госпланом СССР и Советами Министров союзных республик разработать систему переподготовки кадров на специальных факультетах вузов по новым, перспективным направлениям науки и техники из числа специалистов, имеющих высшее образование, стаж практической работы, и внести соответствующие предложения в Совет Министров СССР.
10. Обязать Министерство высшего и среднего специального образования СССР, отраслевые министерства и ведомства разработать и осуществить меры по усовершенствованию производственной практики студентов. Закрепить за вузами базовые предприятия, производственные объединения, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, учреждения культуры для прохождения производственной практики студентов.
Установить, что выпускники высших учебных заведений для приобретения необходимых практических навыков проходят по месту распределения на предприятиях, в организациях и учреждениях стажировку сроком до одного года, в течение которого выполняют должностные обязанности и получают заработную плату согласно штатному расписанию. Общее руководство стажировкой возложить на отраслевые министерства и ведомства, в ведении которых находятся эти предприятия, организации и учреждения.
Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС, Министерством высшего и среднего специального образования СССР утвердить положение о стажировке молодых специалистов.
11. Признать необходимым поднять роль университетов в системе высшего образования страны, превратить их в ведущие учебно-методические центры высшей школы. Направить усилия университетов на подготовку квалифицированных кадров педагогов и научных работников для общеобразовательной школы, вузов и научно-исследовательских учреждений, на дальнейшее развитие исследований в области фундаментальных наук.
Министерству высшего и среднего специального образования СССР и Госплану СССР совместно с Академией наук СССР и Советами Министров союзных республик разработать и осуществить мероприятия по улучшению подготовки специалистов с университетским образованием, их распределения и использования, а по вопросам, требующим решения Правительства СССР, внести предложения в Совет Министров СССР.
12. Поручить Госплану СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и технике, Академии наук СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР представить в Совет Министров СССР к 1 января 1973 г. мероприятия по техническому переоснащению высшей школы, предусматривающие расширение производства для вузов учебно-лабораторного оборудования и технических средств обучения, внедрение в учебный процесс кино, радио и телевидения, обеспечение высших учебных заведений новейшими приборами и оборудованием, электронно-вычислительной техникой.
Отраслевым министерствам и ведомствам принять меры к своевременному оснащению вузов научным и учебным оборудованием, укреплению их материальной базы.
13. В целях дальнейшего улучшения подготовки, использования и повышения квалификации научно-педагогических кадров высшей школы:
а) Министерству высшего и среднего специального образования СССР совместно с ВЦСПС разработать новое положение о порядке замещения должностей профессоров и преподавателей, предусмотрев в нем повышение требований к уровню квалификации и идейно-политической подготовки преподавателей, роли комиссий по замещению должностей профессорско-преподавательского состава вузов в оценке качества учебно-воспитательной работы преподавателей со студентами;
б) организовать в 1973 году институты повышения квалификации преподавателей общественных наук при Белорусском и Новосибирском государственных университетах со сроком обучения до 5 месяцев и общим контингентом слушателей 400 человек;
в) ввести в штаты высших учебных заведений должности стажеров-преподавателей со сроком стажировки один год в счет уменьшения плана приема в аспирантуру с выплатой им заработной платы в размере 100 рублей в месяц за счет стипендиального фонда. Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и технике и Министерству высшего и среднего специального образования СССР ежегодно устанавливать по представлениям министерств и ведомств, имеющих вузы, план приема стажеров-преподавателей. Поручить Министерству высшего и среднего специального образования СССР разработать и по согласованию с Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике утвердить Положение о стажерах-преподавателях;
г) расширить практику командирования квалифицированных научно-педагогических работников в вузы отдаленных районов страны для чтения лекционных курсов, оказания помощи в совершенствовании учебно-воспитательного процесса и организации научных исследований.
14. Министерству высшего и среднего специального образования СССР совместно с Госпланом СССР осуществить меры по расширению и совершенствованию подготовки научно-педагогических кадров для гуманитарных высших учебных заведений. Повысить ответственность ректоров вузов за эффективность работы аспирантуры по гуманитарным специальностям, улучшение ее качественного состава; организовать глубокое изучение аспирантами марксистско-ленинской теории, методики преподавания и коммунистического воспитания в высшей школе.
15. Министерству высшего и среднего специального образования СССР с участием Академии наук СССР, отраслевых министерств и ведомств привлекать крупных ученых, ведущих специалистов народного хозяйства к подготовке молодых специалистов по наиболее актуальным научно-техническим проблемам, руководству дипломным проектированием и производственной практикой студентов, научно-исследовательской работой и аспирантами. Привлекать в отдельных случаях указанных специалистов на условиях штатного совместительства (на 0,5 или 0,25 ставки преподавателя вуза). Штатное совместительство не должно превышать 2 процента общей численности штатных должностей профессорско-преподавательского состава вузов.
16. Сосредоточить внимание Высшей аттестационной комиссии при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР на улучшении качества аттестации научно-педагогических кадров, повышении требовательности к уровню научной и педагогической подготовки соискателей ученых степеней и званий, на усилении контроля за работой ученых советов.
17. Министерству высшего и среднего специального образования СССР обеспечить повышение теоретического уровня и эффективности научных исследований в высших учебных заведениях в тесной связи с задачами улучшения качества подготовки кадров для народного хозяйства. Научную разработку комплексных проблем осуществлять в сотрудничестве вузов с институтами Академии наук СССР, отраслевых министерств и ведомств. Активнее внедрять результаты научных исследований в сферу материального производства, учебно-воспитательный процесс, создавать необходимые условия для более широкого вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу.
18. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии направлять деятельность первичных партийных организаций и коллективов вузов на дальнейшее улучшение подготовки и коммунистического воспитания будущих специалистов, укреплять партийное влияние во всех звеньях высших учебных заведений. Усилить внимание к пополнению партийных рядов в вузах за счет лучшей части профессорско-преподавательского состава и студенчества. Повысить роль партийных организаций вузов в формировании научного, коммунистического мировоззрения студентов, в воспитании их в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма, непримиримости к проявлениям буржуазной идеологии.
Воспитывать у студентов организованность и дисциплинированность, нетерпимость к антиобщественным проявлениям, высокие нравственные и морально-этические качества. Развивать общественно-политическую активность студенческой молодежи, прививать ей навыки организаторской и воспитательной работы.
19. ВЦСПС и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений уделять больше внимания работе профсоюзных организаций высших учебных заведений. Сосредоточить усилия профсоюзных организации вузов на создании необходимых условий для учебы, труда и отдыха студентов и преподавателей, улучшении их культурно-бытового обслуживания. Обеспечить дальнейшее развитие физкультурно-массовой работы, повышение идейного уровня студенческой художественной самодеятельности.
20. ЦК ВЛКСМ активизировать деятельность комсомольских организаций высших учебных заведений по коммунистическому воспитанию студентов. Разнообразить формы и средства идейного и морального воздействия комсомольских организаций на студенческую молодежь, воспитывать у нее чувство высокого долга и ответственности за учебу, поведение в коллективе и в быту. Усилить внимание к проведению оборонно-массовой и спортивной работы, улучшать деятельность студенческих советов в общежитиях, штабов студенческих строительных отрядов.
21. Учитывая большое значение подготовки кадров со средним специальным образованием для народного хозяйства страны, поручить Госплану СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР и Советам Министров союзных республик совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в 6-месячный срок разработать и внести в Совет Министров СССР предложения о дальнейшем совершенствовании руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов средней квалификации.
22. Протокольно.
***
ЦК КПСС и Совет Министров СССР выражают уверенность, что профессорско-преподавательский состав, все работники высшей школы, партийные, профсоюзные и комсомольские организации, руководствуясь решениями ХХIV съезда КПСС, приложат все усилия к дальнейшему развитию и совершенствованию высшего образования, внесут достойный вклад в дело строительства коммунизма в нашей стране".
Секретарь Центрального Комитета КПСС |
Л. Брежнев |
Председатель Министров Союза ССР |
А. Косыгин |
"
Во исполнение указанного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР приказываю:
1. Министерствам просвещения (народного образования) союзных республик, ректорам педагогических высших учебных заведений принять к неуклонному руководству и исполнению постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июля 1972 года N 535 "О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране". В этих целях министерствам просвещения /народного образования/ союзных республик:
а/ разработать до 10 сентября 1972 года и осуществить план конкретных мероприятий по реализации указанного постановления, обратив особое внимание на улучшение качества подготовки учительских кадров для общеобразовательной школы и других учреждений народного образования, повышение уровня марксистско-ленинского мировоззрения и идейной убежденности студентов педагогических институтов; совершенствование преподавания общественно-экономических, психолого-педагогических и специальных дисциплин, на внедрение в учебный процесс прогрессивных форм и методов учебно-воспитательной работы; введение новых учебных планов, учебных программ, учебников и учебных пособий в практику работы педагогических институтов; совершенствование заочного и вечернего высшего педагогического образования как основных форм повышения квалификации работающих учителей и других работников просвещения, не имеющих соответствующего образования; улучшение работы подготовительных отделений педагогических институтов и совершенствование социальной структуры студенческих коллективов; повышение уровня и эффективности научных исследований, особенно по актуальным вопросам педагогики общеобразовательной школы, возрастной и педагогической психологии и частных методик; дальнейшее улучшение работы аспирантуры и других форм подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров; укрепление связи педагогического вуза с общеобразовательной школой, оказание ей помощи в завершении перехода ко всеобщему среднему образованию и овладении новым содержанием среднего образования; обеспечение педагогических институтов научным и учебным оборудованием, техническими средствами обучения, применение в учебном процессе современной техники, укрепление и развитие их материальной базы.
б/ Разработать перспективный план подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров до 1980 года и представить его в Министерство просвещения СССР до 1 мая 1973 года.
в/ Подготовить и представить до 10 сентября 1972 года в Министерство просвещения СССР предложения по командированию квалифицированных научно-педагогических работников в педагогические вузы отдаленных районов страны для оказания помощи в совершенствовании учебно-воспитательного процесса и организации научных исследований.
г/ Ежегодно разрабатывать планы приема стажеров-преподавателей в педагогические институты за счет соответствующего уменьшения плана приема в аспирантуру этих учебных заведений и представлять их в Министерство просвещения СССР.
2. Управлению учебных заведений /тов. Розову В.К./ до 1 декабря 1972 года подготовить и внести на рассмотрение коллегии предложения о порядке подбора, назначения и освобождения ректоров педагогических институтов.
3. Управлению учебных заведений /тов. Розову В.К./:
до 1 декабря 1972 года уточнить перечень специальностей, по которым целесообразно проводить подготовку учительских кадров /в особенности широкого профиля/ и представить предложения на рассмотрение коллегии Министерства просвещения СССР;
завершить в 1972/73 учебном году подготовку новых учебных планов педагогических институтов по всем специальностям дневного заочного и вечернего обучения и принять меры к более активному внедрению новой учебно-методической документации в практику работы педагогических учебных заведений;
обеспечить повышение научно-теоретического уровня учебников и учебных пособий, готовящихся для педагогических вузов; к 1 октября 1973 годе подготовить и внести на рассмотрение коллегии Министерства просвещения СССР предложения к перспективному плану издания учебников и учебных пособий для студентов педагогических институтов на 1975-1980 годы;
усилить контроль за подготовкой и повышением квалификации научно-педагогических кадров через аспирантуру педагогических институтов.
4. Провести в 1974 году Всесоюзное совещание по вопросам подготовки учительских кадров через систему заочного и вечернего высшего педагогического образования.
Поручить Управлению учебных заведений /тов. Розову В.К./ подготовить план и программу проведения указанного совещания.
5. Академии педагогических наук СССР /тов. Столетову В.Н./, ректорам педагогических институтов усилить внимание к разработке научных проблем обучения и воспитания в высшей педагогической школе и составлению обоснованных рекомендаций по улучшению учебно-воспитательного процесса педагогических институтов. Провести в 1973 году Всесоюзную научно-практическую конференцию по проблемам педагогики высшей школы.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление учебных заведений /тов. Розова В.К./ и Инспекцию при Министре /тов. Макушкина Г.Н./
|
Ф.Г. Паначин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минпроса СССР от 21 августа 1972 г. N 96 "О мерах по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июля 1972 г. N 535 "О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минобрнауки России от 25 мая 2016 г. N 620 настоящий приказ признан не действующим на территории РФ