Приказ Минпроса СССР от 6 июля 1972 г. N 82
"О мероприятиях по выполнению Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июня 1972 г. N 497 "О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования"
Приказом Минобрнауки России от 25 мая 2016 г. N 620 настоящий приказ признан недействующим на территории РФ
Объявляю постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июня 1972 года N 497 "О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования":
"ЦК КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что задачи, выдвинутые XXIV съездом КПСС по развитию народного хозяйства и техническому перевооружению производства, требуют дальнейшего совершенствования профессионально-технического образования и повышения качества подготовки квалифицированных рабочих. Профтехучилища становятся основной школой профессиональной подготовки молодежи и формирования достойного пополнения рабочего класса.
Многие из молодых рабочих, получившие специальности в профессионально-технических училищах, стали передовиками и рационализаторами производства, руководителями трудовых коллективов. За последние годы быстро развиваются средние профтехучилища, в которых молодежь получает и профессию, и общее среднее образование. Эта форма профессиональной подготовки молодежи приобретает все большее значение.
Однако нынешний этап развития производительных сил страны предъявляет профессиональной подготовке советских людей новые, более высокие требования. Нельзя мириться с тем, что в работе профессионально-технических учебных заведений имеются серьезные упущения. В учебном процессе недостаточно обеспечивается единство обучения и воспитания учащихся, не всегда учитываются происходящие изменения в содержании труда рабочих, необходимость повышения идейно-политического их сознания. Медленно разрабатываются научные проблемы профессионально-технического образования.
В ряде республик и областей не обеспечивается своевременное комплектование учебных заведений. Отдельные министерства и ведомства, руководители предприятий, строек и совхозов мало проявляют заботы о выполнении планов строительства профтехучилищ и обеспечении их современным оборудованием.
Многие партийные органы недостаточно оказывают влияние на повышение учебной и воспитательной работы в профтехучилищах.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют:
1. Государственному комитету Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам принять меры по устранению недостатков в работе профтехучилищ, направить их усилия на выполнение постановления ХХIV съезда КПСС в области развития профессионально-технического образования, повышения качества учебной и воспитательной работы. Советская профтехшкола призвана готовить всесторонне развитых, технически образованных молодых рабочих, идейно стойких, владеющих профессиональным мастерством, способных осваивать и совершенствовать новую технику, приумножать революционные и трудовые традиции рабочего класса, идущего в авангарде строителей коммунизма.
2. В целях дальнейшего совершенствования профессионально-технического образования признать необходимым:
а/ расширять и укреплять средние профтехучилища как наиболее перспективную форму подготовки молодого пополнения рабочего класса, обеспечив в них высокий уровень профессионального и общего среднего образования молодежи;
б/ развивать технические училища, дающие рабочую квалификацию молодежи, окончившей среднюю общеобразовательную школу, повышать их роль в системе профессионально-технического образования, в подготовке достойного пополнения рабочего класса, шире популяризировать эту важную форму профессиональной подготовки молодежи;
в/ улучшать работу профтехучилищ, готовящих кадры массовых профессий со сроком обучения 1-2 года, создавать необходимые условия для продолжения учащимися общего образования в вечерних /сменных/ школах рабочей молодежи. Руководители предприятий должны проявлять максимум заботы о завершении общего среднего образования этой молодежью, пришедшей на заводы, стройки, совхозы после окончания училищ.
3. Госплану СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам при разработке долгосрочной перспективы хозяйственного развития страны предусмотреть дальнейшее расширение сети средних профтехучилищ, с тем чтобы последовательно осуществлять переход профтехобразования на подготовку рабочих со средним образованием.
Совершенствовать перспективное планирование подготовки рабочих кадров в училищах, принять меры по своевременному их комплектованию. Увеличить выпуск рабочих, особенно для новых и быстроразвивающихся отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Осуществить меры по дальнейшему развитию и укреплению учебно-материальной базы училищ. Оснастить учебные мастерские и хозяйства, лаборатории и кабинеты современным оборудованием, приборами, инструментами.
4. Государственному комитету Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию совместно с Министерством просвещения СССР, Академией педагогических наук СССР, министерствами и ведомствами в целях повышения качества обучения молодежи в профтехучилищах:
разработать в течение 1972-1974 годов учебные планы и программы для средних профтехучилищ, имея в виду обеспечить в них научно обоснованные соотношения профессиональной и общеобразовательной подготовки, взаимосвязь учебного, воспитательного и производственного процессов;
подготовить и издать в соответствии с новыми учебными программами учебники и учебные пособия для средних профтехучилищ с учетом новейших достижений науки, техники и передового опыта, предусматривать выделение средним профтехучилищам учебников и учебно-наглядных пособий по общеобразовательным предметам на условиях, существующих для средних общеобразовательных школ.
5. Органам профессионально-технического образования обеспечить внедрение эффективных форм и методов обучения учащихся, широко применять современные технические средства в учебном процессе. Особое внимание обратить на усиление идейно-политического, нравственно-этического, эстетического и физического воспитания учащихся.
Директорам профтехучилищ, руководителям предприятий, строек, совхозов и колхозов значительно улучшить организацию и проведение производственной практики учащихся профтехучилищ, сосредоточить внимание на закреплении ими полученных профессиональных знаний и умений, освоении высококвалифицированных методов труда.
Практику организовывать, как правило, на передовых предприятиях, с современной техникой и технологией, с высоким уровнем научной организации труда.
6. Государственному комитету Совета Министров СССР по науке, и технике, Государственному комитету Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию организовать научно-техническую информацию на базе учебно-методических кабинетов органов профтехобразования по обеспечению преподавательского состава и учащихся новыми сведениями о развитии отраслей народного хозяйства. Министерствам и ведомствам систематически направлять в соответствующие данной отрасли учебные заведения информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники, передовом опыте в области подготовки кадров и организации труда рабочих.
7. Государственному комитету Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию и Академии педагогических наук СССР усилить внимание к разработке научных проблем профтехобразования. Объединить усилия ученых на таких направлениях научных исследований, как дальнейшее совершенствование профтехобразования на современном этапе, влияние технического прогресса на изменение содержания труда рабочих, их психологии, сочетание профессиональной и общеобразовательной подготовки в средних профтехучилищах, содержание и организация учебного и воспитательного процессов, рациональное соотношение между различными формами профессионального обучения.
Считать целесообразным организацию в Академии педагогических наук СССР отделения педагогики и психологии профессионально-технического образования.
8. Госплану СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Советам Министров союзных республик предусмотреть подготовку инженерно-педагогических работников для учебных заведений системы профессионально-технического образования в количестве и по специальностям, соответствующим потребностям этой системы.
9. Государственному комитету Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, Советам Министров союзных республик принять меры по повышению квалификации мастеров и преподавателей профтехучилищ, усилить внимание к работе филиалов Всесоюзного института повышения квалификации инженерно-педагогических работников профессионально-технических учебных заведений.
Ввести периодическую, не реже одного раза в 5 лет, переаттестацию инженерно-педагогических работников училищ. Для осуществления аттестации и переаттестации кадров создать аттестационные комиссии при комитетах и управлениях профтехобразования.
Распространить на инспекторов и методистов по общеобразовательным дисциплинам органов профтехобразования продолжительность отпусков, установленную для соответствующих категорий работников органов народного образования.
10. Ввести для выпускников средних профтехучилищ диплом о завершении среднего образования и присвоении разряда по профессии, а для особо отличившихся - диплом с отличием. Распространить на оканчивающих средние профтехучилища порядок поступления в высшие учебные заведения, установленный для выпускников средних специальных учебных заведений.
11. ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии направлять деятельность первичных партийных, комсомольских организаций и коллективов училищ на повышение качества обучения и коммунистического воспитания учащихся, обращать особое внимание на изучение общественных дисциплин, формирование у молодежи основ коммунистического мировоззрения, воспитание высоких моральных качеств, патриотизма и интернационализма, коммунистического отношения к труду и общественной собственности. Создавать в училищах обстановку творческой активности, коллективизма, высокой требовательности к соблюдению норм коммунистической нравственности.
12. Министерству культуры СССР, Комитету по кинематографии при Совете Министров СССР, Союзу писателей СССР, Союзу композиторов СССР, Союзу художников СССР совместно с Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию укреплять связи творческих организаций с училищами профтехобразования, активно привлекать творческих работников к эстетическому воспитанию учащихся, приобщению молодежи к культуре и искусству, создавать высокохудожественные произведения о молодом пополнении рабочего класса. Широко развивать художественную самодеятельность учащихся профтехшкол.
13. Комитету по печати при Совете Министров СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, Всесоюзному обществу "Знание", редакциям газет и журналов, и прежде всего газет "Социалистическая индустрия", "Сельская жизнь", "Труд", "Комсомольская правда", "Учительская газета", широко показывать возможности профтехобразования для получения молодежью производственной квалификации и повышения общего образования, активно способствовать поднятию престижа рабочих профессий и укреплению авторитета училищ, лучше освещать опыт работы педагогических коллективов и общественных организаций учебных заведений, полнее показывать учебу и труд учащихся и выпускников училищ.
14. Государственному комитету Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, Советам Министров союзных республик разработать и в течение 2 лет ввести новую форменную одежду для учащихся профессионально-технических учебных заведений в пределах ассигнований, выделяемых на эти цели.
15. ВЦСПС, профсоюзным организациям полнее использовать возможности трудовых коллективов предприятий и организаций для усиления воспитательной работы в училищах. Активно поддерживать инициативу передовиков производства по шефству над учащимися. Принять меры по эффективному использованию сети культурно-просветительных учреждений и спортивных сооружений для развития технического и художественного творчества, организации спортивной и оборонно-массовой работы. Добиваться улучшения бытовых условий и медицинского обслуживания работников училищ и учащихся.
Совместно с руководителями предприятий и организаций проявлять постоянное внимание к выпускникам училищ с самого начала их трудовой деятельности, создавать им необходимые условия для производительного труда, профессионального и общеобразовательного роста.
16. ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомам и обкомам комсомола обеспечить дальнейшее повышение уровня деятельности комсомольских организаций училищ, совершенствовать формы и методы их работы. Уделять больше внимания воспитанию у молодежи сознательного отношения к учебе и труду, развитию общественно-политической активности, высокой культуры поведения. Укреплять связь комсомольских организаций профтехучилищ и предприятий. Развернуть массовое движение среди учащихся за овладение новым Всесоюзным физкультурным комплексом "Готов к труду и обороне СССР".
17. Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам, Государственному комитету Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию и Госплану СССР принять меры по улучшению строительства учебных заведений профтехобразования и полному освоению выделяемых на эти цели средств. Обратить особое внимание на своевременный ввод в действие учебных заведений, а также расширение строительства общежитий, особенно в сельской местности. Осуществлять проектирование и строительство зданий учебных заведений в комплексе с учебными мастерскими, общежитиями, культурно-бытовыми и спортивными сооружениями.
18. В связи с развитием сети средних профтехучилищ, расширением функций системы профтехобразования Государственному комитету Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию подготовить и в трехмесячный срок внести в Совет Министров СССР предложения о совершенствовании структуры органов профтехобразования.
***
ЦК КПСС и Совет Министров СССР подчеркивают, что дальнейшее развитие профессионально-технического образования, всемерное расширение сети средних профтехучилищ являются важной политической и народнохозяйственной задачей, и выражают уверенность, что партийные, советские, хозяйственные, профсоюзные и комсомольские организации, министерства и ведомства, органы и училища профтехобразования примут все необходимые меры по улучшению подготовки и воспитания достойного пополнения рабочего класса, активного борца за осуществление планов коммунистического строительства.
Секретарь Центрального Комитета КПСС |
Л. Брежнев |
Председатель Совета министров Союза СCP |
А. Косыгин |
"
Во исполнение указанного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР приказываю:
1. Главному управлению школ (т. Коротову В.М.), Академии педагогических наук СССР (т. Столетову В.Н.) принять участие в разработке в течение 1972-1974 годов учебных планов и программ для средних профтехучилищ; до января 1973 года подготовить предложения по повышению общеобразовательного уровня учащихся профтехучилищ общего типа.
2. Планово-финансовому управлению (т. Усанову В.Н.), Главному управлению школ (т. Коротову В.М.) по согласованию с Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию в ежегодных проектах планов развития народного образования определять контингент учащихся вечерних (сменных) общеобразовательных школ с учетом вовлечения в них учащихся профтехучилищ.
3. Планово-финансовому управлению (т. Усанову В.Н.) в перспективных расчетах получения молодежью среднего образования учитывать планируемое Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию расширение сети средних профтехучилищ.
4. Главному управлению школ (т. Коротову В.М.), Управлению снабжения школ учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием (т. Дриге И.И.), министерствам просвещения (народного образования) союзных республик при определении заказов на учебную литературу и учебно-наглядные пособия предусматривать их выделение средним профтехучилищам в соответствии с заявками органов профтехобразования.
5. Академии педагогических наук СССР (т. Столетову В.Н.) внести предложения об организации Отделения педагогики и психологии профессионально-технического образования. Принять меры к развертыванию научных исследований по проблемам профтехобразования, сосредоточив усилия научно-исследовательских институтов на направлениях, указанных в постановлении; в трехмесячный срок внести необходимые изменения в перспективные планы научных исследований.
6. Планово-финансовому управлению (т. Усанову В.Н.), Управлению учебных заведений (т. Розову В.К.) в ежегодных проектах приема студентов в педагогические институты учитывать потребность учебных заведений системы профессионально-технического образования в учителях общеобразовательных дисциплин.
7. Министерствам просвещения (народного образования) союзных республик оказывать всемерную помощь органам профтехобразования в комплектовании средних профтехучилищ квалифицированными преподавателями общеобразовательных предметов. Обеспечить систематическое повышение квалификации учителей общеобразовательных предметов средних профтехучилищ в институтах усовершенствования учителей на общих основаниях с педагогами общеобразовательных школ.
|
М. Прокофьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минпроса СССР от 6 июля 1972 г. N 82 "О мероприятиях по выполнению Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июня 1972 г. N 497 "О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минобрнауки России от 25 мая 2016 г. N 620 настоящий приказ признан не действующим на территории РФ