Приказ Минпроса СССР от 3 июля 1972 г. N 80
"О мерах по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1972 г. N 463 "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы"
Объявляю постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1972 года N 463 "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы":
"ЦК КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что благодаря принятым мерам общеобразовательная школа за последние годы значительно окрепла как школа единая трудовая и политехническая. Выросла сеть средних школ, увеличилось число квалифицированных учителей, совершенствуется учебно-воспитательный процесс. В стране создаются все условия для завершения перехода ко всеобщему среднему образованию как одной из важных предпосылок дальнейшего социально-политического и экономического развития нашего общества по пути к коммунизму, роста социалистической сознательности и культуры трудящихся. Все это является крупным достижением в области народного образования.
Вместе с тем ЦК КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что практическое осуществление решений XXIV съезда КПСС в области экономики, науки и культуры требует дальнейшего улучшения всего дела обучения и воспитания подрастающего поколения, повышения качества работы общеобразовательной школы. Особенно важно в современных условиях привести работу школ в соответствие с новыми задачами коммунистического строительства, с требованиями научно-технического прогресса. В народном образовании есть целый ряд существенных недостатков. Продолжает иметь место значительный отсев учащихся из дневной и особенно вечерней школы, не уменьшается число второгодников. В учебно-воспитательный процесс недостаточно внедряются новые, активные методы и технические средства обучения. Не полностью используются имеющиеся возможности для воспитания школьников в духе коммунистической нравственности, высокой культуры поведения, сознательного отношения к учебе и труду.
Научно-педагогические учреждения медленно разрабатывают важные проблемы образования, воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Подготовка учительских кадров недостаточно увязана с практикой и запросами современной общеобразовательной школы. Повышение квалификации педагогов и руководителей школ осуществляется в малоэффективных формах.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР подчеркивают, что успешное решение задач в области просвещения во многом будет зависеть от деятельности прежде всего органов народного образования, а также от партийных, советских, профсоюзных, комсомольских организаций, от их активного и постоянного внимания к общеобразовательным школам.
ЦК КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют:
1. Министерству просвещения СССР, Советам Министров союзных республик, органам народного образования принять меры к устранению недостатков в работе общеобразовательных школ, направить их усилия на выполнение задач, вытекающих из решений XXIV съезда КПСС в области дальнейшего развития просвещения, завершения перехода ко всеобщему среднему образованию, повышения качества обучения и воспитания подрастающего поколения. Добиваться, чтобы советская школа давала молодежи глубокие и прочные знания о законах природы и общества, формировала марксистско-ленинское мировоззрение, воспитывала стремление молодежи к активной трудовой и общественной деятельности, беззаветному служению социалистической Родине, преданности идеям коммунизма.
2. В целях завершения перехода ко всеобщему среднему образованию обязать органы просвещения, партийные, советские, общественные организации:
принять меры к более полному охвату молодежи средним образованием;
развивать и совершенствовать общеобразовательную школу как трудовую и политехническую, являющуюся основной формой получения молодежью общего среднего образования;
значительно улучшить работу вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных школ, создать необходимые условия для завершения среднего образования работающей молодежью;
совместно с органами профессионально-технического и среднего специального образования обеспечить высокий уровень общеобразовательной подготовки в средних профессионально-технических училищах и техникумах; расширять и закреплять практику продолжения общего образования учащимися одно- и двухгодичных профессионально-технических училищ.
Госплану СССР, Министерству просвещения СССР, Советам Министров союзных республик совместно с ЦСУ СССР ввести единую методику планирования и учета общеобразовательной подготовки молодежи, с тем чтобы обеспечить наиболее полное использование всех форм среднего образования.
3. Министерству просвещения СССР, Академии педагогических наук СССР, Советам Министров союзных республик, органам народного образования, руководителям и учительским коллективам школ усилить внимание к вопросам дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса и повышения теоретического и идейно-политического уровня преподавания.
Завершить к 1975 году введение новых учебных планов и программ по всем школьным курсам. На их основе подготовить и издать стабильные учебники и комплекты учебно-методических пособий, отражающих современный уровень достижений науки и производства.
Улучшить преподавание русского и родного языков в национальных школах. Упорядочить работу школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов.
Оборудовать во всех средних школах необходимое количество учебных кабинетов. Последовательно обновлять и разнообразить методы преподавания, эффективнее применять технические средства обучения, кино, радио и телевидение. Улучшить содержание факультативных занятий.
Принять меры к дальнейшему совершенствованию нравственного, эстетического, правового, военно-патриотического и атеистического воспитания учащихся, проявлять постоянную заботу о физическом развитии школьников. Неуклонно добиваться дальнейшего укрепления связей школы и семьи, единства моральных требований в семье и школе.
4. В целях дальнейшего укрепления связи школы с практикой коммунистического строительства Министерству просвещения СССР, органам народного образования развивать политехническое обучение па базе тесного сочетания изучения школьных предметов и основ современного производства. Систематически проводить экскурсии учащихся на заводы, фабрики, в совхозы и колхозы, знакомить их с технологическими процессами и организацией труда на предприятиях.
Добиваться улучшения трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников на протяжении всего периода обучения. Совместно с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями создавать и оснащать учебные цехи, школьные и межшкольные учебно-производственные мастерские. Развивать и совершенствовать работу ученических производственных бригад, ученических лесничеств и другие педагогически обоснованные формы организации труда учащихся.
Считать целесообразным привлечение школьников, особенно старшеклассников, в период каникул к организованному трудовому участию в народном хозяйстве, благоустройстве и озеленении городов и сел, в охране природы. Министерству просвещения СССР с учетом имеющегося опыта разработать и утвердить положение о летних практических работах учащихся.
5. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых, областных Советов депутатов трудящихся, министерствам и ведомствам СССР, предприятиям и организациям, колхозам и совхозам расширить сеть вечерних школ, их филиалов по месту работы молодежи и укрепить их материальную базу. Определять ежегодные плановые задания по вовлечению в школы молодых рабочих, колхозников и служащих по каждому предприятию, совхозу, колхозу и учреждению.
6. В условиях всеобщего среднего образования возрастает ответственность учителя перед обществом за обучение и воспитание молодого поколения. Учитель всем своим поведением, во всех своих поступках и действиях должен служить примером для учащихся, быть образцом высокой коммунистической нравственности, идейной убежденности, культуры, принципиальности и широкой эрудиции. Для стимулирования постоянного роста квалификации, педагогического мастерства и творческой инициативы преподавательских кадров ввести систематическую аттестацию учителей общеобразовательных школ. Учредить при министерствах просвещения (народного образования) союзных и автономных республик, краевых, областных, Московском и Ленинградском городских отделах народного образования аттестационные комиссии.
Наиболее отличившимся учителям по результатам аттестации присваивать звание "старший учитель" и "учитель-методист". Министерству просвещения СССР совместно с ВЦСПС и Советами Министров союзных республик в течение 1972 года разработать и внести в Совет Министров СССР предложения об аттестационных комиссиях, порядке присвоения званий и мерах морального поощрения работы учителей.
7. В целях обеспечения единства требований в подготовке учителей, приближения педагогических учебных заведений к школе признать необходимым объединить руководство педагогическими институтами и педагогическими училищами в системе министерств просвещения СССР и союзных республик.
Министерству просвещения СССР, Советам Министров союзных республик устанавливать необходимое число мест в педагогических институтах для внеконкурсного приема молодежи, проживающей в отдаленных сельских районах, с последующим направлением ее на работу в эти же районы. Увеличить подготовку учителей начальных классов в педагогических институтах.
8. Министерству высшего и среднего специального образования СССР принять меры к улучшению подготовки учителей и университетах. Внести изменения в учебные планы и программы, направленные на усиление психолого-педагогической подготовки и расширение практики студентов университетов по педагогическим специальностям.
9. Министерству просвещения СССР и Советам Министров союзных республик поднять роль институтов усовершенствования учителей как ведущих учебно-методических центров повышения квалификации педагогических кадров, обобщения и распространения передового опыта. Укрепить их квалифицированными работниками, улучшить учебно-материальную базу. Организовать кафедры педагогики и психологии в республиканских институтах усовершенствования учителей, распространив на работников этих кафедр условия оплаты труда, предусмотренные постановлением Совета Министров СССР от 5 июня 1957 г. N 660.
Признать целесообразным создание в ряде крупных университетов и педагогических институтов факультетов повышения квалификации директоров школ. Министерству просвещения СССР в 6-месячный срок внести на рассмотрение Совета Министров СССР соответствующие предложения.
10. Академии педагогических наук СССР разработать и подготовить для учреждений и органов народного образования рекомендации по следующим направлениям: повышение научного уровня преподавания, его идейной направленности; определение наиболее эффективных путей осуществления политехнического обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации; применение технических средств в обучении и воспитании; совершенствование форм взаимодействия школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодежи; планирование, экономика и организация просвещения, соотношение общего и специального среднего образования; перспективы развития средней школы, ее структуры и организационных форм учебно-воспитательной работы; разоблачение реакционной сущности буржуазных теорий обучения и воспитания молодежи.
11. Академии наук СССР, республиканским и отраслевым академиям, Министерству высшего и среднего специального образования СССР оказывать помощь органам народного образования в повышении научной квалификации учителей, подготовке учебников и учебных пособий, в проведении олимпиад школьников; укреплять и расширять содружество коллективов научно-исследовательских институтов и вузов с общеобразовательными школами и внешкольными учреждениями.
12. Министерству культуры СССР, Комитету по кинематографии при Совете Министров СССР, Союзу писателей СССР, Союзу художников СССР и Союзу композиторов СССР принять меры к созданию высокохудожественных произведений, обогащающих духовный мир детей, подростков и юношества. Усилить помощь школам в эстетическом воспитании учащихся, шире привлекать деятелей литературы и искусства к руководству детскими творческими коллективами, проведению встреч, выставок и концертов для детей.
13. Министерству просвещения СССР, Комитету по печати при Совете Министров СССР улучшить содержание, полиграфическое и художественное исполнение учебников; в течение 3-5 лет издать библиотечки педагогической литературы в помощь учителям, серии книг по вопросам идейно-политического, нравственного и правового воспитания для учащихся и родителей.
14. Министерству просвещения СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, редакциям центральных, республиканских, областных и районных газет и журналов улучшить освещение вопросов народного образования и передового опыта по обучению и коммунистическому воспитанию подрастающего поколения, повысить качество публикуемых материалов, ярко и убедительно раскрывать политическую, экономическую и социальную важность получения молодежью среднего образования.
15. Для лучшего оснащения школ и внешкольных учреждений учебно-наглядными пособиями, материалами, техническими средствами обучения:
а) Госплану СССР в 6-месячный срок внести в Совет Министров СССР предложения о создании новых специализированных предприятий и цехов по производству наглядных пособий и оборудования для школ;
б) Министерству лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР по согласованию с Госпланом СССР дополнительно специализировать ряд предприятий на производстве современной школьной мебели, улучшить ее качество и комплектное производство ее в количествах и по номенклатуре, удовлетворяющих потребности школ;
в) Госплану СССР и Министерству радиопромышленности, Министерству оборонной промышленности, Министерству электротехнической промышленности обеспечить в 1972-1975 годах разработку и внедрение в серийное производство новых технических средств обучения по заказам Министерства просвещения СССР;
г) распространить на учащихся IX-X (XI) классов общеобразовательных школ порядок оказания материальной помощи из фондов всеобуча, установленный для учащихся I-VIII классов.
16. ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии повысить ответственность партийных, профсоюзных, комсомольских организаций и руководителей предприятий, совхозов, колхозов, учреждений, учебных заведений за своевременное завершение перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и коммунистическое воспитание детей. Улучшить работу по укреплению школ и органов народного образования квалифицированными кадрами, усилить контроль за идейно-теоретическим содержанием преподавания общественных дисциплин. Принять меры к дальнейшему повышению уровня организационно-политической работы первичных партийных организаций школ, добиваться, чтобы они создавали атмосферу высокой активности и ответственности учителей за результаты своего труда. Направлять деятельность педагогических коллективов, родительских комитетов, комсомольских, пионерских организаций школ на формирование у школьников ответственного отношения к учебе, соблюдению норм коммунистической морали.
17. Исполкомам Советов депутатов трудящихся обеспечить выполнение ежегодных заданий по охвату молодежи средним образованием, развитию школ и групп с продленным днем. Укреплять учебно-материальную базу школ, строго контролировать сроки и качество строительства и ремонта школьных зданий, пришкольных интернатов, организовать в школах горячее питание, а также подвоз в школы учащихся, проживающих в сельской местности.
Всемерно расширять проверенное жизнью шефство трудовых коллективом над общеобразовательной школой. Поддерживать инициативное строительство зданий школ и пришкольных интернатов предприятиями, передовыми совхозами и колхозами. Госплану СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению, Советам Министров союзных республик выделять для этих целей необходимые фонды на материалы, оборудование и определять подрядно-строительные организации.
18. ВЦСПС и профсоюзным организациям содействовать дальнейшему совершенствованию организации труда учителей, улучшению их жилищно-бытовых условий и отдыха. Активизировать деятельность комиссий и советов содействия семье и школе. Усилить внимание к оздоровительной работе с детьми в период каникул.
В целях массового вовлечения школьников в различные формы технического и художественного творчества и виды спорта совместно с Министерством просвещения СССР и Советами Министров союзных республик осуществить меры по развитию и укреплению внешкольных учреждений, Домов и Дворцов пионеров, станций юных техников и натуралистов, детских музыкальных, художественных, спортивных школ и лагерей труда и отдыха, экскурсионно-туристских станций и спортивных баз.
19. Министерству здравоохранения СССР улучшить профилактическую работу в школах и врачебный надзор за физическим развитием и здоровьем школьников.
Совместно с Министерством просвещения СССР определить и совершенствовать систему мер, обеспечивающих всестороннее развитие и укрепление здоровья учащихся.
20. ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомам и обкомам комсомола направлять деятельность комсомольских организаций на завершение перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи; совершенствовать содержание, формы и методы работы с секретарями комсомольских организаций школ и старшими пионервожатыми; поднять роль учительских комсомольских организаций. Поощрять создание таких добровольных обществ школьников, как "Юный патриот", "Юный натуралист", "Юный техник" и другие.
***
ЦК КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что завершение перехода ко всеобщему среднему образованию в нашей стране является общенародным делом. Активное содействие всех трудящихся в практическом осуществлении этого важного социального мероприятия будет способствовать решению поставленных XXIV съездом КПСС задач по дальнейшему развитию нашей страны по пути к коммунизму.
Секретарь Центрального Комитета КПСС |
Л. Брежнев |
Председатель Совета Министров Союза ССР |
А. Косыгин |
"
Во исполнение указанного постановления ЦК КПСС и Совета Министров Союза ССР приказываю:
1. Министерствам просвещения (народного образования) союзных республик, министерствам просвещения АССР, краевым, областным, окружным, городским и районным отделам народного образования принять постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы" к неуклонному руководству и исполнению. Разработать и утвердить конкретные мероприятия по его реализации.
2. Главному управлению школ (т. Коротову В.М.), Планово-финансовому управлению (т. Усанову В.Н.), министерствам просвещения (народного образования) союзных республик:
принять меры по безусловному выполнению показателей развития народного образования на 1972-1975 гг. и обеспечению завершения перехода ко всеобщему среднему образованию;
разработать и осуществить мероприятия по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению научного и идейно-политического уровня преподавания во всех типах школ;
совместно с органами профессионально-технического и среднего специального образования к 1 октября 1972 года подготовить предложения, направленные на повышение уровня общеобразовательной подготовки учащихся средних профессионально-технических училищ, профессионально-технических училищ со сроком обучения 1-2 года и средних специальных учебных заведений.
3. Планово-финансовому управлению (т. Усанову В.Н.) в трехмесячный срок подготовить для представления в Госплан СССР предложения, согласованные с министерствами просвещения (народного образования) союзных республик и ЦСУ СССР, по введению единой методики планирования и учета общеобразовательной подготовки молодежи с учетом наиболее полного использования всех форм среднего образования.
4. Главному управлению школ (т. Коротову В.М.), Академии педагогических наук СССР (т. Столетову В.Н.), министерствам просвещения (народного образования) союзных республик в двухмесячный срок разработать графики перехода на новые программы по тем дисциплинам учебного плана, по которым они еще не введены.
5. Главному управлению школ (т. Коротову В.М.), Академии педагогических наук СССР (т. Столетову В.Н.):
разработать до 1 января 1973 года рекомендации по совершенствованию политехнического обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации в общеобразовательных школах страны;
подготовить и представить на рассмотрение коллегии к 1 октября 1972 г. "Положение о летних практических работах учащихся";
совместно с соответствующими издательствами в трехмесячный срок разработать планы издания стабильных учебников и комплектов учебно-методических пособий;
осуществлять систематический контроль за преподаванием русского и родного языков в национальных школах;
подготовить к 1 января 1973 года предложения по упорядочению работы школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов и улучшению содержания факультативных занятий.
6. Министерствам просвещения (народного образования) союзных республик, органам народного образования совместно с республиканскими, союзно-республиканскими и союзными министерствами и ведомствами, кооперативно-колхозными организациями определять по каждому министерству, ведомству и организации ежегодные плановые задания по вовлечению в вечерние (сменные) общеобразовательные школы молодых рабочих, колхозников и служащих; расширить сеть вечерних школ, их филиалов по месту работы молодежи, укрепить их материальную базу.
Главному управлению школ (т. Коротову В.М.), Планово-финансовому управлению (т. Усанову В.Н.) и другим подразделениям Министерства просвещения СССР оказывать органам народного образования помощь в осуществлении этих мероприятий.
7. Отделу кадров (т. Мишурову Н.И.), Планово-финансовому управлению (т. Усанову В.Н.), Главному управлению школ (т. Коротову В.М.) подготовить в трехмесячный срок предложения об аттестации учителей, работе аттестационных комиссий, порядке присвоения званий и мерах поощрения работы учителей.
8. Управлению учебных заведений (т. Розову В.К.), министерствам просвещения (народного образования) союзных республик осуществить необходимые организационные мероприятия, связанные с объединением руководства педагогическими институтами и педагогическими училищами в системе министерств просвещения СССР и союзных республик. Разработать до 1 октября 1972 года план и условия внеконкурсного приема на 1973-1975 годы в педагогические институты молодежи, проживающей в отдаленных сельских районах, с последующим направлением ее на работу в эти же районы.
9. Управлению учебных заведений (т. Розову В.К.), Планово-финансовому управлению (т. Усанову В.Н.), министерствам просвещения (народного образования) союзных республик предусматривать в ежегодных планах приема студентов на дневные отделения педагогических институтов увеличение подготовки учителей начальных классов. До 15 июля 1972 г. разработать планы приема на соответствующие факультеты на 1973-1975 гг.
10. Управлению учебных заведений (т. Розову В.К.) к 1 сентября 1972 года подготовить предложения о мерах по улучшению подготовки учителей в университетах для внесения в Министерство высшего и среднего специального образования СССР.
11. Отделу кадров (т. Мишурову Н.И.), Планово-финансовому управлению (т. Усанову В.Н.), Управлению учебных заведений (т. Розову В.К.) совместно с министерствами просвещения (народного образования) союзных республик в месячный срок подготовить предложения по укреплению кадрами и улучшению учебно-материальной базы институтов усовершенствования учителей, по созданию в республиканских институтах кафедр педагогики и психологии. Разработать к 1 сентября 1972 г. документы, регламентирующие деятельность этих кафедр.
12. Управлению учебных заведений (т. Розову В.К.), Отделу кадров (т. Мишурову Н.И.) по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования СССР к 20 июля 1972 года подготовить предложения об открытии факультетов повышения квалификации директоров школ в университетах и педагогических институтах.
13. Академии педагогических наук СССР (т. Столетову В.Н.), Отделу педагогической науки (т. Волкову К.Н.) представить к 1 сентября 1972 года на утверждение Министерства просвещения СССР план разработки рекомендаций для учреждений и органов народного образования по следующим направлениям: повышение научного уровня преподавания, его идейной направленности, определение наиболее эффективных путей осуществления политехнического обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации; применение технических средств в обучении и воспитании; совершенствование форм взаимодействия школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодежи; планирование, экономика и организация просвещения, соотношение общего и специального среднего образования; перспективы развития средней школы, ее структуры и организационных форм учебно-воспитательной работы; разоблачение реакционной сущности буржуазных теорий обучения и воспитания молодежи. Определить сроки выполнения и научные коллективы, ответственные за разработку конкретных проблем.
14. Отделу педагогической науки (т. Волкову К.Н.), Управлению учебных заведений (т. Розову В.К.), Отделу кадров (т. Мишурову Н.И.), Главному управлению школ (т. Коротову В.М.), Ученому методическому совету (т. Горелову В.В.) к 1 октября 1972 года подготовить предложения об оказании практической помощи органам народного образования и общеобразовательным школам со стороны Академии наук СССР, республиканских и отраслевых академий, Министерства высшего и среднего специального образования СССР в повышении научной квалификации учителей, подготовке учебников и учебных пособий, в проведении олимпиад школьников, укреплении и расширении содружества коллективов научно-исследовательских институтов и вузов с общеобразовательными школами и внешкольными учреждениями.
15. Главному управлению школ (т. Коротову В.М.) к 1 октября 1972 года подготовить предложения об усилении помощи со стороны Министерства культуры СССР, Комитета по кинематографии при Совете Министерстве СССР, Союза писателей СССР, Союза художников СССР и Союза композиторов СССР школам и внешкольным учреждениям в эстетическом воспитании учащихся.
16. Главному управлению школ (т. Корогову В.М.), Академии педагогических наук СССР (т. Столетову В.Н.) в трехмесячный срок подготовить предложения для внесения в Комитет по печати при Совете Министров СССР по улучшению полиграфического и художественного исполнения учебников, а также издания библиотечек педагогической литературы в помощь учителям, серий книг по вопросам идейно-политического, нравственного и правового воспитания для учащихся и родителей.
17. Главному управлению школ (т. Коротову В.М.), Академии педагогических наук СССР (т. Столетову В.Н.) к 1 октября 1972 года разработать для внесения в Государственный Комитет по телевидению и радиовещанию предложения по дальнейшему совершенствованию учебного телевидения, улучшению освещения передового опыта по обучению и коммунистическому воспитанию подрастающего поколения, политической, экономической и социальной важности получения молодежью среднего образования.
18. Редактору "Учительской газеты", редакторам журналов Министерства просвещения СССР и Академии педагогических наук СССР систематически и всесторонне освещать деятельность педагогических коллективов школ и органов народного образования по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы.
19. Управлению снабжения школ учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием (т. Дриге И.И.), Академии педагогических наук СССР (т. Столетову В.Н.) совместно с министерствами просвещения (народного образования) союзных республик:
разработать для представления в Госплан СССР к 1 октября 1972 года предложения о создании новых специализированных предприятий и цехов по производству наглядных пособий и оборудования для школ с необходимыми расчетами и обоснованиями;
подготовить в четырехмесячный срок предложения по дополнительному производству школьной мебели, улучшению ее качества, комплектному производству мебели в количествах и по номенклатуре, удовлетворяющих потребности школ, для представления в Министерство лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР;
подготовить в трехмесячный срок для представления в Госплан СССР, Министерство радиопромышленности, Министерство оборонной промышленности, Министерство электротехнической промышленности заказы на разработку и внедрение в серийное производство в 1972-1975 гг. новых технических средств обучения;
завершить в основном к 1975 году разработку новых учебно-наглядных пособий и учебного оборудования в соответствии с новым содержанием образования.
20. Главному управлению школ (т. Коротову В.М.), Планово-финансовому управлению (т. Усанову В.Н.), Управлению снабжения школ учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием (т. Дриге И.И.), Академии педагогических наук СССР (т. Столетову В.Н.) до 20 июля т.г. подготовить предложения о необходимом количестве учебных кабинетов для средней школы с различным контингентом учащихся; до 1 января 1973 года внести необходимые уточнения и дополнения в перечни учебно-наглядных пособий и оборудования кабинетов средней школы.
21. Министерствам просвещения (народного образования) союзных республик, Отделу капитального строительства (т. Савельеву И.А.) и Управлению снабжения школ учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием (т. Дриге И.И.):
обеспечить дальнейшее укрепление учебно-материальной базы средних школ, безусловное выполнение планов строительства школьных зданий и пришкольных интернатов. Строительство зданий общеобразовательных школ осуществлять, как правило, по новым типовым проектам, предусматривающим кабинетную систему и использование современных технических средств обучения;
принять меры к более рациональному распределению выделяемых фондов на учебное оборудование и технические средства обучения;
завершить кинофикацию всех средних школ к 1975 году, регулярно обеспечивать их учебными фильмами и кинофрагментами через фильмотеки;
обеспечить через магазины и базы Главснабпросов и УМТС системы Госснаба поставку комплектно по кабинетам учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для школ-новостроек.
22. Планово-финансовому управлению (т. Усанову В.Н.), Главному управлению школ (т. Коротову В.М.) совместно с министерствами просвещения (народного образования) союзных республик уточнить планы развития и укрепления внешкольных учреждений, дворцов и домов пионеров, станций юных техников и юных натуралистов на девятую пятилетку.
23. Главному управлению школ (т. Коротову В.М.) и Академии педагогических наук СССР (т. Столетову В.Н.) к 1 декабря 1972 года подготовить мероприятия, обеспечивающие улучшение врачебного надзора за физическим развитием и здоровьем учащихся.
24. Главному управлению школ (т. Коротову В.М.), Отделу начальной военной подготовки (т. Аверину А.И.) в трехмесячный срок разработать и внести предложения по созданию добровольных обществ школьников ("Юный патриот", "Юный натуралист", "Юный техник" и других).
25. Управлению международных связей (т. Калюжному В.М.) в месячный срок разработать необходимые предложения по организации международных связей с учетом изложенного выше постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР.
26. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Главную инспекцию народного образования (т. Пузырева Ф.И.) и инспекцию при Министре (т. Макушкина Г.Н.).
|
М.А. Прокофьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минпроса СССР от 3 июля 1972 г. N 80 "О мерах по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1972 г. N 463 "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минпросвещения России от 6 мая 2020 г. N 201 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 6 мая 2020 г.