Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 августа 2012 г. N 03-03-10/96
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета полученных в 2008-2010 гг. унитарным предприятием субсидий для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
Основы деятельности унитарных предприятий определены в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) (статьи 215, 294 и 295 ГК РФ) и в Федеральном законе от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Из положений указанных актов законодательства следует, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
При этом положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ не распространяются на доходы, полученные унитарным предприятием в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, включая реализацию товаров, работ, услуг или имущественных прав.
В соответствии с положениями статьи 41 НК РФ, закрепляющей принципы определения доходов, доходом для целей главы 25 НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить в соответствии с названной главой НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
Положениями статьи 249 НК РФ установлено, что в целях главы 25 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Информационного письма от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что средства, получаемые организацией от публично-правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги.
Аналогичный вывод содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 15187/09.
Что касается положений пункта 2 статьи 251 НК РФ в редакции, действовавшей до 2010 года, то для целей налогообложения прибыли в соответствии с указанной нормой не учитывались, в том числе, доходы в виде целевых поступлений из бюджета.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, предусматривалось, что получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.
На основании статьи 6 БК РФ коммерческие организации получателями средств из бюджета не являются, и, соответственно, положения пункта 2 статьи 251 НК РФ на доходы унитарных предприятий не распространяются.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В рассматриваемой ситуации недополученные доходы унитарного предприятия компенсировались за счет выделения субсидий собственником имущества налогоплательщика - Федеральным агентством связи, являющимся получателем бюджетных средств.
Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Таким образом, отдельный учет расходов, произведенных за счет полученных средств, является одним из критериев целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы. При этом расходы, произведенные за счет целевых поступлений, не учитываются для целей налогообложений прибыли организаций.
Субсидии, выделяемые унитарному предприятию на компенсацию потерь в доходах, не соответствуют указанным критериям целевых поступлений, и не предполагают отдельного учета расходов, произведенных за счет полученных субсидий.
Учитывая изложенное, субсидии, полученные унитарным предприятием от собственника на компенсацию потерь в доходах, связанных со сдерживанием предприятием роста тарифов на услуги по приему заказов на подписку и доставку периодических изданий, а также на компенсацию потерь в доходах от предоставления услуги по доставке пенсий и пособий, в период 2008-2010 годов подлежали учету в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.