Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 ноября 2012 г. N 69-АПГ12-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле, апелляционным жалобам правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и ОАО "Ипотечное агентство Югры" на решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 июля 2012 г., которым удовлетворено заявление Васильевых О.О. и В.Г. о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 апреля 2011 г. N 108-п "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" и постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 ноября 2011 г. N 442-п, внесшим в вышеуказанное постановление соответствующие изменения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и департамента жилищной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Лазаревой О.А., представителя ОАО "Ипотечное агентство Югры" Гавриловича Е.Н., поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
5 апреля 2011 года Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято постановление N 108-п "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года".
Пунктом 1 постановления N 108-п утвержден Порядок реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 статьи 4 Порядка участники целевой программы (подпрограммы) должны приобрести жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям и пригодное для постоянного проживания, общей площадью не менее 12 квадратных метров на одного члена семьи.
24 ноября 2011 года Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято постановление N 442-п с изложением пункта 2 статьи 4 Порядка в новой редакции:
"Участники целевой программы (подпрограммы) должны приобрести жилое помещение (одно или несколько), соответствующее санитарно-техническим требованиям и пригодное для постоянного проживания, расположенное на земельном участке, относящемся к зонам жилой застройки, за исключением садовых, огородных и дачных участков, общей площадью не менее 12 квадратных метров на одного члена семьи, за исключением участников подпрограммы 2.1, для которых общая площадь приобретаемого (строящегося) жилого помещения должна быть не менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в месте его приобретения (строительства).
В соответствии с целевой программой не допускается (за исключением участников подпрограмм 1 и 2.1) приобретение жилых помещений в домах, срок эксплуатации которых на дату заключения договора купли-продажи жилого помещения превышает 15 лет с момента введения его в эксплуатацию, за исключением приобретения жилых помещений в домах деревянного исполнения, срок эксплуатации которых на дату заключения договора купли-продажи жилого помещения не должен превышать 7 лет с момента введения его в эксплуатацию.".
Васильевы О.О. и В.Г. обратились в суд с заявлением о признании недействующими пункта 2 статьи 4 Порядка и пункта 1.2 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 ноября 2011 г. N 442-п, в той части, в которой они запрещают приобретение жилых помещений в домах, срок эксплуатации которых на дату заключения договора купли-продажи жилого помещения превышает 15 лет с момента введения его в эксплуатацию, за исключением приобретения жилых помещений в домах деревянного исполнения, срок эксплуатации которых на дату заключения договора купли-продажи жилого помещения не должен превышать 7 лет с момента введения его в эксплуатацию.
По мнению заявителей, обжалуемые положения противоречат федеральному законодательству и нарушают их конституционное право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 июля 2012 г. заявление Васильевых О.О. и В.Г. удовлетворено.
В апелляционном представлении прокурора, участвующего в деле, апелляционных жалобах Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и ОАО "Ипотечное агентство Югры" ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что оспариваемые Васильевыми О.О. и В.Г. нормы противоречат общим принципам, заложенным в постановлении Правительства Российской Федерации о федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы, что заявители имели право на одновременное участие в подпрограмме 2 "Доступное жилье молодым" до приобретения ими жилья по подпрограмме 4 "Ипотечное жилищное кредитование".
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с указанными выводами суда согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
В соответствии с пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Пунктом 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы (далее - Программа), включающая в себя ряд подпрограмм, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Механизмом реализации Программы на уровне субъектов Российской Федерации служит разработка и реализация региональных программ. Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-ОЗ "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" к полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области жилищных отношений отнесены разработка, утверждение и реализация целевых программ автономного округа.
Пунктом 4 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. N 57-ОЗ установлено, что не допускается приобретение жилых помещений в домах (за исключением случаев приобретения жилых помещений участниками подпрограмм "Обеспечение жильем граждан, выезжающих из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" и "Обеспечение жильем молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы"), срок эксплуатации которых на дату заключения договора купли-продажи жилого помещения превышает 15 лет с момента введения его в эксплуатацию. В случаях приобретения жилых помещений в домах деревянного исполнения срок их эксплуатации на дату заключения договора купли-продажи жилого помещения не должен превышать семи лет.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Правительством автономного округа издано постановление от 23 декабря 2010 г. N 368-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", в состав которой вошли подпрограммы: "Обеспечение жильем граждан, выезжающих из Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в субъекты Российской Федерации, не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" (подпрограмма 1); "Доступное жилье молодым" (подпрограмма 2), "Обеспечение жильем молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы" (подпрограмма 2.1); "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (подпрограмма 3); "Ипотечное жилищное кредитование" (подпрограмма 4); "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан" (подпрограмма 5) целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года".
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 г. N 368-п, Правительством автономного округа издано постановление от 5 апреля 2011 г. N 108-п об утверждении Порядка, устанавливающего правила осуществления государственной поддержки граждан Российской Федерации - участников целевой программы, отдельные положения которого в редакции постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 ноября 2011 г. N 442-п и оспариваются заявителями.
Из содержания названных постановлений следует, что оказание мер социальной поддержки в рамках региональной целевой программы и входящих в её состав подпрограмм осуществляется на условиях финансирования из бюджета автономного округа, за исключением подпрограмм 1 и 2.1, которые финансируются, в том числе из федерального бюджета.
Оставив без внимания то обстоятельство, что оспариваемые заявителями положения на установленные Правительством Российской Федерации правила реализации автономным округом федеральной программы "Жилище" (подпрограммы 1 и 2.1) не распространяются, суд сделал неправильный вывод о том, что эти положения должны соответствовать федеральной программе.
Нельзя согласиться с суждениями суда и о том, что введённые правительством округа ограничения в приобретении жилых помещений в домах с определённым сроком эксплуатации не отвечают общим принципам федеральной программы по формированию рынка доступного жилья, обеспечению повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и т.д.
Скорее, наоборот, подобные ограничения предусмотрены в целях создания условий, способствующих улучшению жилищных условий населения, стимулированию строительства нового жилья, развитию индивидуального жилищного строительства и направлены на исключение расходования бюджетных средств на приобретение жилищного фонда с высоким уровнем износа (ветхого жилья), что полностью соответствует основным целям и задачам федеральной жилищной программы.
Разрешение судом вопроса о праве заявителей на одновременное участие в двух подпрограммах представляется необоснованным, поскольку данное обстоятельство правового значения для правильного разрешения дела в порядке главы 24 ГПК РФ не имеет.
Учитывая, что оспариваемые положения постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа не противоречат Закону автономного округа от 6 июля 2005 г. N 57-ОЗ (пункт 4 статьи 5), как нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в удовлетворении заявления Васильевым О.О., В.Г. должно быть отказано.
На основании изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 июля 2012 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Васильевой О.О. и Васильева В.Г. о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 апреля 2011 г. N 108-п "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" и постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 ноября 2011 г. N 442-п "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 апреля 2011 г. N 108-п "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" отказать.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 ноября 2012 г. N 69-АПГ12-4
Текст определения официально опубликован не был