Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 ноября 2012 г. N 3-АПГ12-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б., судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А., при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ширяевой Л.В. на решение Верховного Суда Республики Коми от 3 августа 2012 г., которым в удовлетворении её заявления о признании недействующим абзаца 5 подпункта 1 пункта 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 г. N 302, отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Ширяевой Л.В. - Рочевой И.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Правительства Республики Коми Бабенко А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
19 декабря 2007 г. Правительством Республики Коми принято постановление N 302, пунктом 1 которого утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми (далее - Положение).
Данное постановление официально опубликовано в печатных изданиях "Коми му" 22 декабря 2007 г. N 200, "Республика" 25 декабря 2012 г. N 238.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Положения звание "Ветеран труда" присваивается гражданам награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Подпунктом 1 пункта 6 Положения установлено, что для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 3 Положения, основанием для присвоения звания "Ветеран труда" являются правоустанавливающие документы, подтверждающие:
награждение орденами, медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, или награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Документами, подтверждающими награждение орденами или медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, являются наградные удостоверения или другие документы к указанным государственным наградам, учрежденным законодательством СССР, РСФСР или Российской Федерации.
Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", согласно приложению N 2 к указанному Положению.
При присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.
Документами, подтверждающими трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются справки, трудовые книжки, выданные в установленном порядке организациями, учреждениями или органами государственной власти и уполномоченными организациями на основании архивных данных.
Ширяева Л.В. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим абзаца 5 подпункта 1 пункта 6 Положения в части слов "состоявшего в штате учреждения, организации", ссылаясь на то, что с 2008 года ей назначена трудовая пенсия по старости, а приказом Федеральной службы государственной статистики от 14 мая 2012 г. N 256 она награждена ведомственным знаком отличия - медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", что дает основания для присвоения ей звания "Ветеран труда" и выдачи соответствующего удостоверения.
Между тем, приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 7 июня 2012 г. N 1253 Ширяевой Л.В. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" на основании абзаца 5 подпункта 1 пункта 6 Положения.
По мнению заявительницы, оспариваемая норма противоречит положениям статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", поскольку сужает перечень лиц, относящихся к категории "Ветеран труда".
Решением Верховного Суда Республики Коми от 3 августа 2012 г. в удовлетворении заявления Ширяевой Л.В. отказано.
Ширяева Л.В. в апелляционной жалобе просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Разрешая дело, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый акт принят Правительством Республики Коми в пределах полномочий, с соблюдением процедуры и порядка принятия, и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
При этом суд обоснованно исходил из того, что в силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
В статье 1 указанного Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ определены категории ветеранов, в том числе категория ветеран труда, которые устанавливаются с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
При этом Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что постановление Правительства Республики Коми принято уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросу, находящемуся в его ведении.
При этом суд обоснованно посчитал, что, поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, а также порядок и условия для присвоения указанного звания.
В силу статьи 22.1 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 г. N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" звание "Ветеран труда" присваивается уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми лицам, награжденным орденами или медалями, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (пункт 1); порядок рассмотрения письменных заявлений и документов, а также перечень документов, необходимых для присвоения звания "Ветеран труда", и порядок выдачи удостоверений "Ветеран труда" определяются Правительством Республики Коми (пункт 4).
В целях реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" Правительством Республики Коми принято постановление от 19 декабря 2007 г. N 302, пунктом 1 которого утверждено Положение, отдельные нормы которого оспариваются Ширяевой Л.В.
При этом в Приложении N 2 к Положению приведен перечень ведомственных знаков отличия в труде, под которыми, в частности, понимаются медали, почетные звания, почетные грамоты, нагрудные знаки и значки отличия, учрежденные правовыми актами ведомств и являющиеся индивидуальной формой поощрения за высокие достижения в труде и большие заслуги в служебной и иной общественно полезной деятельности.
Постановлением Конституционного суда Республики Коми от 30 сентября 2011 г. "По делу о проверке конституционности Приложения N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 г. N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми" по запросу прокурора Республики Коми, Приложение N 2 к Положению, в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", был признан несоответствующими Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.
Как следует из абзаца 5 пункта 6 оспариваемого Положения для присвоения звания "Ветеран труда" необходимо, чтобы работник ранее состоял в штате учреждения (организации) и был награжден ведомственным знаком за отличие в труде в соответствии с профессиональной деятельностью.
Учитывая положения статей 1, 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", суд пришел к правильному выводу о том, что определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин и награжден ведомственным знаком отличия в труде.
Оставляя без удовлетворения заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что положения Трудового кодекса Российской Федерации регулируют общественные отношения в сфере реализации права граждан на труд путем заключения трудовых договоров, и как следствие, выполнение работником работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы, прописанных в трудовом договоре. Указанных условий применительно к деятельности внештатного работника Трудовой кодекс Российской Федерации не предъявляет в силу специфики и особенностей такой работы, регулирование которой предусмотрено иными нормами права.
Таким образом, труд, в том числе продолжительный и добросовестный, подразумевает трудовые отношения, возникшие между работодателем и работником на основании трудового договора и по должности, которая предусмотрена в штатном расписании (штате организации (учреждении и т.д.).
Разрешая заявленные требования, суд, проанализировав содержание оспариваемого абзаца 5 пункта 6 Положения и статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" правомерно указал на то, что оба нормативных правовых акта предусматривают одинаковые обстоятельства отнесения гражданина к категории "Ветеран труда", в связи с чем в удовлетворении заявления Ширяевой Л.В. отказал. При этом оспариваемая норма не определяет круг лиц, которые могут быть признаны ветеранами труда и не сужает круг названных лиц, по сравнению с установленным федеральным законом, а устанавливает порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда".
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что выводы суда являются правильными, основаны на законе и материалах дела, и не усматривает оснований к отмене решения суда.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 3 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ширяевой Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 ноября 2012 г. N 3-АПГ12-3
Текст определения официально опубликован не был