Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минпроса СССР
от 21 ноября 1979 г. N 202
Положение
о научно-методических советах Министерства просвещения СССР по высшему и среднему педагогическому образованию
Научно-методические советы, организуемые при Министерстве просвещения СССР, являются совещательными органами, способствующими разработке и проведению мероприятий, направленных на совершенствование высшего и среднего педагогического образования.
Научно-методические советы организуются по специальностям или группам специальностей, а также по отдельным фундаментальным дисциплинам сроком на 5 лет.
В своей деятельности научно-методические советы руководствуются решениями партии и правительства по вопросам народного образования, приказами, инструкциями и решениями коллегий Минвуза СССР и Минпроса СССР и другими документами, определяющими работу педагогических институтов и училищ.
Руководство работой научно-методических советов непосредственно осуществляет Управление учебных заведений Министерства просвещения СССР.
I. Задачи и содержание работы научно-методических советов
Научно-методические советы:
- глубоко изучают состояние преподавания, организацию научно-методической и научно-исследовательской работы в высших и средних педагогических учебных заведениях и разрабатывают рекомендации по совершенствованию подготовки учительских кадров;
- в порядке обмена опытом заслушивают сообщения представителей высших и средних педагогических учебных заведений об организации состояния учебно-воспитательного процесса по отдельным дисциплинам или специальностям /группам специальностей/, а также о проводимой соответствующими кафедрами методической и научно-исследовательской работе;
- организуют разработку и обсуждение учебных планов и учебник программ по своей специальности, а также по родственным дисциплинам других специальностей;
- анализируют состояние и перспективы развития научных исследований по своей специальности, добиваются повышения их эффективности и качества, более тесного увязывания проводимых научно-исследовательских работ с учебным процессом;
- принимают участие в разработке программ педагогической и учебно-полевой практик и стажировки выпускников пединститутов;
- представляют рекомендации по составу авторов и авторских коллективов для написания учебников и учебных пособий по курируемым дисциплинам или специальностям, обсуждают проспекты и изданные книги;
- по поручению Управления учебных заведений осуществляют подготовку методических рекомендаций и инструктивных писем, направленных на совершенствование учебно-воспитательной работы в педвузах и педучилищах;
- принимают участие в создании типовых перечней учебно-лабораторного оборудования и наглядных пособий, а также учебной литературы по своей специальности и в их методической апробации в высших и средних педагогических учебных заведениях;
- изучают состояние подготовки научно-педагогических кадров по своей специальности и разрабатывают соответствующие рекомендации;
- проводят выборочный анализ научной печатной продукции педагогических учебных заведений и разрабатывает рекомендации по улучшению ее качества;
- участвуют в планировании, организации и проведении всесоюзных совещаний, семинаров и конференций работников педагогических учебных заведений, в разработке проектов рекомендаций этих совещаний, контролируют их выполнение на местах;
- оказывают научно-методическую помощь высшим и средним педагогическим заведениям по своей специальности.
2. Состав научно-методических советов
Научно-методические советы создаются на общественных началах из наиболее активных и высококвалифицированных специалистов-преподавателей вузов, педучилищ, общеобразовательных школ, работников научно-исследовательских учреждений и организаций, аппарата министерств просвещения союзных республик и министерств высшего и среднего специального образования, других учреждений и ведомств, а также из опытных и творчески работающих педагогов-методистов.
Состав научно-методических советов формируется Управлением учебных заведений с учетом рекомендаций министерства просвещения, министерств высшего и среднего специального образования союзных республик, научных организаций и учреждений и утверждается приказом Министерства просвещения СССР.
При формировании научно-методических советов учитывается представительство высших и средних педагогических учебных заведений, расположенных в разных республиках страны. Количественный состав и специальность членов советов определяются в каждом конкретном случае, исходя из особенностей специальности или группы специальностей, или дисциплины /объем, включение во многие учебные планы, различие форм обучения и др./.
Научно-методические советы состоят из президиума и комиссий по отдельным циклам дисциплин данной специальности.
Президиум научно-методического совета состоит из председателя, его заместителей, ученого секретаря и членов. Члены президиума должны представлять все комиссии данного совета.
Комиссии научно-методического совета состоят из председателя, секретаря и членов.
При научно-методических советах могут создаваться, в случае необходимости, рабочие группы для разработки отдельных вопросов или изучения опыта работы педагогических учебных заведений на местах с привлечением профессорско-преподавательского состава педагогических учебных заведений, работников научно-исследовательских учреждений, организаций и органов народного образования.
3. Организация работы научно-методических советов
Научно-методические советы Министерства просвещения СССР работают в тесном контакте о научно-методическими советами Министерства высшего и среднего специального образования СССР и учеными комиссиями министерств просвещения союзных республик.
Работа научно-методических советов организуется по перспективным /пятилетним/ и годовым планам /на учебный год/. Перспективные планы включают разработку вопросов, исходя из задач, определенных данным Положением. Годовые планы составляются на основе перспективных планов с учетом текущих вопросов, стоящих перед Управлением учебных заведений. Комиссии, руководствуясь общим планом, разрабатывают специальные планы работы, составленные с учетом специфики своей дисциплины /группы дисциплин/.
Периодичность проведения пленарных заседаний научно-методических советов один раз в 2-2,5 года. Место и время проведения пленарных заседаний определяются президиумом совета и предусматриваются перспективным планом работы совета. Заседания комиссий и президиумов проводятся, как правило, не реже 3-х раз в год.
Научно-методические советы отчитываются по итогам своей работы перед руководством Управления учебных заведений.
Командирование членов научно-методических советов и рабочих групп осуществляется руководством учебного заведения или организации, в штате которого работает данный специалист, вызванный Управлением учебных заведений по установленной форме.
4. Организация работы президиума научно-методического совета
Президиум научно-методического совета:
- в период между пленарными заседаниями рассматривает все вопросы, относящиеся к компетенции совета, и выносит по ним решения;
- рассматривает и подготавливает к утверждению руководством Управления учебных заведений планы работы совета;
- в соответствии с планом организует работу совета;
- утверждает планы работы комиссий и контролирует их выполнение;
- рассматривает и готовит к утверждению руководством Управления учебных заведений научно-методическую документацию, подготовленную комиссиями и рабочими группами;
- осуществляет организацию и проведение пленарных заседаний совета, всесоюзных совещаний, семинаров и конференций работников педагогических учебных заведений.
5. Оформление решений научно-методического совета
Все решения, принимаемые научно-методическим советом /комиссией/, должны быть обстоятельно мотивированы и носить рекомендательный характер.
Решения принимаются на заседании совета /президиума, комиссии/ большинством голосов при участии 2/3 состава совета открытым голосованием и оформляются протоколом, который подписывается председателем или его заместителем и ученым секретарем и хранится у ученого секретаря.
6. Права и обязанности члена совета
Член совета /комиссии/ имеет право:
- выносить на обсуждение совета /комиссии/ различные вопросы учебно-методического характера, способствующие улучшению постановки учебно-воспитательного процесса и научно-методической работы в педагогических учебных заведениях;
- присутствовать на заседании совета /комиссии/ для обсуждения различных вопросов или быть командированным в установленном порядке в педвузы или педучилища союзных республик для изучения опыта работы по специальностям и дисциплинам, курируемым советом /комиссией/ и оказания научно-методической помощи;
- быть представленным в установленном порядке к поощрениям по рекомендации председателя совета /комиссии/ за плодотворную работу в совете /комиссии/.
Член научно-методического совета обязан:
- посещать все заседания совета /комиссии/ и принимать активное участие в обсуждении рассматриваемых вопросов;
- выполнять поручения совета /комиссии/ в установленные сроки;
- вносить свои предложения к плану работы совета /комиссии/.
Время, затрачиваемое членом научно-методического совета /комиссии/ на работу в составе совета, учитывается при определении различных видов поручений, включая учебные, фиксируется в индивидуальном плане преподавателя /сотрудника/ по месту его основной работы в разделе "Учебно-методическая работа".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Минпроса СССР от 21 ноября 1979 г. N 202 "Об утверждении Положения о научно-методических советах Министерства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.