Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минпроса СССР
от 1 ноября 1979 г. N 197
Учебно-тематический план и программа повышения квалификации воспитателей и старших воспитателей общеобразовательных специальных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания
Подготовлено НИИ общего
образования взрослых АПН СССР
На современном этапе коммунистического строительства наиболее важное значение приобретает воспитание у подрастающего поколения гражданской ответственности и сознательности, убежденности в необходимости строгого соблюдения моральных и правовых норм социалистического общества.
Серьёзное внимание в нашей стране уделяется вопросам ликвидации педагогической запущенности детей и подростков, допустивших в своем поведении более или менее серьёзные нарушения норм морали и права, нуждающихся в особых условиях воспитания. Эта работа возложена на специальные школы.
Эффективность воспитательного процесса в специальных школах во многом зависит от уровня теоретической и методической подготовленности воспитателей и старших воспитателей специальных школ.
В целях улучшения содержания повышения квалификации, совершенствования идейно-теоретического и научно-методического уровня учебных занятий на курсах в институтах усовершенствования учителей Академией педагогических наук СССР разработан учебно-тематический план и программа повышения квалификации воспитателей и старших воспитателей общеобразовательных специальных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания.
Впервые к учебно-тематическому плану дано программное раскрытие основных разделов и тем, что значительно поможет организаторам и преподавательскому составу курсов.
Настоящий учебно-тематический план и программа разработаны старшим научным сотрудником сектора воспитательной работы НИИ общего образования взрослых АПН СССР В.Д. Лутанским.
Отзывы и замечания просим направлять в АПН СССР и Министерство просвещения СССР. Они будут учтены при повторном издании программы.
|
Управление кадров |
Объяснительная записка
Всестороннее и гармоническое воспитание подрастающего поколения является важнейшей задачей Коммунистической партии Советского Союза и всего нашего общества. Серьёзное внимание в нашей стране уделяется проблеме ликвидации педагогической запущенности детей и подростков, правонарушений несовершеннолетних.
В этом плане важная роль отводится специальным школам, перед которыми поставлена задача исправления и воспитания педагогически запущенных детей и подростков - малолетних правонарушителей, допустивших в своем поведении более или менее серьезные нарушения норм морали и права, а поэтому нуждаются в особых условиях воспитания.
Эффективность процесса исправления и воспитания педагогически запущенных детей и подростков - малолетних правонарушителей в специальных школах во многом зависит от уровня теоретической и методической подготовленности воспитателей в работе с учащимися, в процессе которой реализуется система их должностных обязанностей.
Особую значимость в настоящее время приобретает курсовая система повышения воспитателями и старшими воспитателями специальных школ своей педагогической квалификации.
Значение ее объясняется еще и тем, что в процессе обучения в педагогических институтах воспитатели и старшие воспитатели спецшкол специально не готовились к работе с педагогически запущенными подростками - малолетними правонарушителями, а выполнение ими своих должностных обязанностей требует от них не только общей теоретической и методической, но и специальной подготовки.
Планомерно организованные, постоянно действующие месячные курсы для воспитателей и старших воспитателей специальных школ (с отрывом от производства) могут в определенной степени восполнить этот пробел. С учетом этой задачи разработан учебно-тематический план.
Учебно-тематический план рассчитан на 156 часов и состоит из 6 разделов:
1. Актуальные проблемы марксистско-ленинской теории и политики КПСС (20 час.).
2. Вопросы теории и методики коммунистического воспитания учащихся (20 час.).
3. Вопросы педагогической и психологической подготовки (38 час.).
4. Специальная методическая подготовка воспитателя (ст. воспитателя) специальной школы и воспитательной работе с учащимися (58 час.).
5. Актуальные вопросы правового просвещения воспитателей специальной школы (16 час.).
6. Вопросы общей культуры воспитателей, этика и эстетика (4 час.).
Учебно-тематический план направлен на подготовку воспитателей специальных школ к управлению сложной педагогической системой воспитательного воздействия на сознание, чувства и поведение трудных детей и подростков, а его структура определена задачами и требованиями, стоящими перед специальной школой, с учетом знаний и умений, необходимых воспитателям для выполнения своих функциональных обязанностей, а также с учетом их интересов и потребностей, которые выявились в процессе изучения опыта работы специальных школ.
В учебно-тематическом плане используются различные формы занятий со слушателями: лекции, семинарские и практические занятия.
I-й раздел плана "Актуальные проблемы марксистско-ленинской теории и политики КПСС преследуют цель обеспечить высокую идейную направленность, партийный подход в работе воспитателей на основе марксистско-ленинской методологии.
Во втором разделе "Вопросы теории и методики коммунистического воспитания учащихся" излагаются актуальные проблемы современной советской школы по коммунистическому воспитанию подрастающего поколения, усвоению которых поможет обеспечить глубокую и целенаправленную работу педагогов по всестороннему исправлению и воспитанию учащихся специальной школы.
Третий раздел плана "Вопросы педагогической и психологической подготовки" имеет целью обеспечить в определенной степени теоретическую подготовку слушателей, расширить их теоретические (общие и специальные) знания в области общей педагогики, возрастной физиологии, дидактики, школоведения, исправительно трудовой педагогики, психологии; усилить психолого-педагогическую направленность их воспитательной деятельности в специальной школе.
Четвертый раздел плана направлен на повышение методического мастерства воспитателей и старших воспитателей специальных школ, овладение ими общей и специфической методикой исправления и воспитания учащихся. В данном разделе плана выделены часы для семинарских и практических занятий (22 часа), которые должны быть использованы для пропаганды передового опыта работы специальных школ, достижений науки в области исправления и воспитания трудных детей и подростков, обмена опытом работы воспитателей (вооружение их практическими умениями изучать учащихся, составлять на них педагогические характеристики), планирования воспитательной работы с коллективом учащихся.
Современный воспитатель в специальной школе должен обладать высокой общей и правовой культурой. Поэтому в пятом и шестом разделах учебного плана включены ряд актуальных проблем советского права, этики и эстетики.
Главное место в учебно-тематическом плане занимают вопросы профессиональной подготовки педагогических кадров специальных школ, занимающих должности воспитателей и старших воспитателей, которые должны быть изложены в лекциях и семинарских занятиях на уровне современных достижений психолого-педагогических и смежных наук, анализа передового педагогического опыта работы специальных школ.
К учебно-тематическому плану приложены программное раскрытие тем лекций и список литературы для лекторов и слушателей докурсовые и послекурсовые задания.
Учебный план (156 час.)
Учебно-тематический план
Нумерация разделов таблицы приводится в соответствии с источником
Программа
Раздел I. Актуальные проблемы марксистско-ленинской теории и политики КПСС (см. "Учебно-тематические планы и программы курсов повышения квалификации учителей (общие разделы)", М., "Педагогика", 1977, стр. 5-42
Раздел II. Вопросы теории и методики коммунистического воспитания учащихся
Тема 1. Задачи общеобразовательной школы по формированию у учащихся коммунистического мировоззрения в свете решений ХХV съезда КПСС
Сущность и значение коммунистического мировоззрения. Определяющие черты человека с коммунистическим мировоззрением. Моральный облик современного советского человека (по материалам ХХV съезда КПСС). Проблемы формирования нового человека и задачи школы. Пути и средства формирования основ коммунистического мировоззрения. Роль школьных предметов - гуманитарного и естественно-научного циклов, межпредметных связей в формировании научного мировоззрения. Единство обобщенного и конкретного в знаниях учащихся как необходимое условие формирования научного мировоззрения.
Выработка у учащихся атеистических взглядов и убеждений - важное направление в формировании коммунистического мировоззрения. Методические рекомендации Министерства просвещения СССР об усилении научно-атеистического воспитания учащихся.
Пути и методы формирования коммунистического мировоззрения во внеурочной воспитательной работе. Приобщение учащихся к ленинскому теоретическому наследию в ходе изучения основ наук и во внеурочной работе - важнейшее условие воспитания их в духе марксистско-ленинского мировоззрения.
Органическое единство учебной и внеурочной воспитательной работы. Соотношение знаний и убеждений. Пути и методы формирования стойких коммунистических убеждений через предмет и во внеклассной работе.
Социальная активность и целеустремленность человека как высшая форма проявления коммунистического мировоззрения. Пути и методы формирования социальной активности.
Тема 2. Органическое единство обучения и воспитания, их связь с практикой коммунистического строительства, с жизнью
Основы законодательства Союза ССР и Союзных республик о народном образовании. Устав средней общеобразовательной школы о принципах единства обучения и коммунистического воспитания, о связи обучения и воспитания с жизнью, с практикой коммунистического строительства.
Сущность воспитывающего обучения в условиях перехода ко всеобщему среднему образованию.
Тесная связь изучения основ наук в школьном курсе с современностью, с научно-техническим прогрессом, практикой коммунистического строительства в нашей стране - важнейшее требование нового содержания образования.
Формирование познавательных интересов у учащихся и дальнейшее совершенствование методов преподавания - главная основа воспитывающего обучения на современном этапе.
Требование ХХV съезда КПСС о необходимости прививать учащимся умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации - важнейший путь дальнейшего совершенствования методов обучения и воспитания, формирования учащихся в духе высокой сознательности, классового подхода к явлениям общественной жизни и социальной активности.
Органическое единство урочной и внеурочной воспитательной работы.
Комплексный подход в учебно-воспитательной работе по формированию у учащихся сплава знаний, убеждений и практических дел.
Тема 3. Единство основных принципов коммунистического воспитания, их реализация в содержании учебной и внеурочной работы
Сущность основных принципов коммунистического воспитания подрастающего поколения и их единство в учебно-воспитательном процессе.
Подчинение всей учебно-воспитательной работы школы целям коммунистического воспитания. Четкое понимание педагогом целей своей деятельности по формированию всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Советская действительность, самоотверженный труд советского народа, новые отношения между людьми, социалистический образ жизни, пафос коммунистического строительства - основа для формирования коммунистической целеустремленности, высокой идейности и всесторонне развитой личности.
Ознакомление учащихся с политикой партии и Советского правительства, с планами партии, идеями ХХV съезда КПСС - важнейшая основа идейно-политического воспитания, необходимое условие тесной связи учебно-воспитательного процесса с жизнью, с практикой коммунистического строительства.
Правовое воспитание школьников. Методические рекомендации Министерства просвещения СССР о правовом просвещении и воспитании школьников. Роль эстетического воспитания во всестороннем развитии личности. Эстетическое воспитание в процессе учебной, трудовой деятельности и во внеурочной воспитательной работе.
Физическое воспитание - неотъемлемая часть коммунистического воспитания. Цели и задачи физического воспитания.
Отношение педагога к учащимся и формирование правильных взаимоотношений учащихся в коллективе. Влияние коллектива на личность и роль общественного мнения в воспитательном процессе. Реализация целей коммунистического воспитания через классный и школьный коллектив, пионерскую и комсомольскую организации.
Развитие активности и самодеятельности учащихся, принципиального, творческого подхода к решению задач, стоящих перед ними. Уважительное отношение к старшему поколению, к младшим детям и своим сверстникам. Бережное отношение к природе, к социалистической собственности и к личным вещам. Методическое письмо Министерства просвещения СССР об усилении природоохранительной работы в общеобразовательной деятельности.
Воспитание сознательной дисциплины, культуры поведения, ответственности за свои дела и поступки в школе, дома и в общественных местах. Приказ Министерства просвещения СССР "Об улучшении работы по воспитанию сознательной дисциплины школьников".
Обеспечение единства требований к учащимся со стороны школы и семьи, всех, кто с ними работает. Преемственность в работе с учащимися на разных возрастных этапах.
Тесная связь школы, семьи и общественности в реализации принципов коммунистического воспитания.
Тема 4. Комплексный подход в воспитании. Единство политического, трудового и нравственного воспитания учащихся
ХХV съезд КПСС о дальнейшем усилении и совершенствовании идеологической работы, практики коммунистического воспитания подрастающего поколения.
Сущность и значение идейно-политического воспитания учащихся для их всестороннего и гармонического развития.
Современные формы и методы идейно-политического, трудового и нравственного воспитания.
Методика выявления уровня идейно-нравственной воспитанности учащихся, их отношения к труду, готовности активно и сознательно участвовать в общественно полезном и производительном труде.
Планирование и методика организации работы по идейно-политическому, нравственному и трудовому воспитанию. Особенности методики идейно-политического, трудового и нравственного воспитания на уроках и во внеурочное время.
Методика организации с учащимися политинформаций, бесед, диспутов, этических бесед, встреч со знатными людьми, с героями Великой Отечественной войны, передовиками производства.
Использование наглядности, кино, телевидения и других современных средств в этой работе.
Формирование у учащихся коммунистического отношения к труду. Вовлечение учащихся в различные формы трудовой деятельности: участие их в коммунистических субботниках, в посильном труде на шефствующих предприятиях, колхозах и совхозах, в лагерях труда и отдыха, в озеленении и благоустройстве школы, района, поселка, города, включение их в различные формы социалистического соревнования. Циркулярное письмо Министерства просвещения СССР об организации общественно полезного труда учащихся в общеобразовательной школе. Типовое положение о межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. Положение о летних практических работах учащихся общеобразовательной школы. Примерное положение об ученической бригаде в колхозе, совхозе. Примерное положение о школьном лесничестве.
Методика выявления результативности проводимой работы по идейно-политическому, трудовому и нравственному воспитанию учащихся.
Роль личного примера педагога в воспитательной работе.
Тема 5. Воспитание учащихся на примере жизни и деятельности Владимира Ильича Ленина, революционных, боевых и трудовых традициях партии и Советского народа
Изучение жизни и деятельности В.И. Ленина, идей Ленинизма, заветов В.И. Ленина молодежи, революционных, боевых и трудовых традиций КПСС и Советского народа - основа идейно-политического воспитания молодежи, формирования марксистско-ленинского мировоззрения, идейной убежденности, классового самосознания. Приветствие Л.И. Брежнева участникам III Всесоюзной научно-практической конференции "Изучение в средней школе жизни, деятельности, произведений В.И. Ленина, документов КПСС" (9 октября 1975 г.).
Н.К. Крупская о важности и необходимости изучения жизни и революционной деятельности В.И. Ленина и его теоретического наследия.
Современные формы и методы этой работы с учетом возрастных особенностей учащихся. Сущность и воспитательное значение революционных, боевых и трудовых традиций КПСС и Советского народа.
Значение идеала и положительного примера в воспитательном процессе. Активные формы воспитания учащихся на революционных, боевых и трудовых традициях партии и советского народа: походы по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, походы по Ленинским местам, создание школьных залов и музеев, встречи с героями Гражданской и Великой Отечественной войн, слеты пионеров и комсомольцев городов-героев, Ленинский зачет, Тимуровское движение, охрана памятников и братских могил, летопись шефствующих предприятий, праздники улиц, носящих имена героев страны, движение за присвоение имени героя комсомольским и пионерским организациям, пионерские экспедиции и трудовые десанты и др. (опыт передовых школ).
Тема 6. Формирование у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу - важнейшая задача нравственного воспитания
ХХV съезд КПСС о формировании высокой сознательности, чувства общественного долга у советских людей.
Сущность общественного долга, его исторический и классовый характер. Основные направления развития общественного долга у членов развитого социалистического общества (патриотического, интернационального, гражданского, трудового, семейного долга и др.). Сущность общественного долга школьников. Задачи классного руководителя и воспитателя по воспитанию общественной активности у учащихся. Методика формирования общественного долга у учащихся разных возрастных групп в процессе учебно-воспитательной работы (через учебные предметы и во внеурочной воспитательной работе).
Формирование социально-ценных мотивов ответственного выполнения учащимися своих обязанностей - основа формирования их активной жизненной позиции. Единство слова и дела - главный критерий отношения учащихся к своему общественному долгу, их участия в общественно-политической и трудовой жизни школы. Использование ярких примеров из жизни советского народа, практики коммунистического строительства в формировании у учащихся общественного долга.
Взаимосвязь и контакт в работе классного руководителя и воспитателя с учителями, пионервожатыми, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы, родителями учащихся, общественностью, пионерской и комсомольской организациями по формированию у учащихся активной жизненной позиции и чувства общественного долга.
Тема 7. Возрастающая роль пионерской и комсомольской организаций в системе коммунистического воспитания учащихся
ХХV съезд КПСС о целях и задачах Ленинского комсомола и Всесоюзной пионерской организаций имени В.И. Ленина по коммунистическому воспитанию учащихся.
Школьная комсомольская организация - руководитель ученического коллектива, помощник партийной организации и педагогического коллектива в совершенствовании воспитательной работы в школе.
Комсомол, пионерская организация и школа. Рекомендации ХVIII съезда ВЛКСМ.
Основные требования Устава ВЛКСМ. Положения о Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина.
Формы и методы совместной работы классного руководителя и воспитателя с пионерской и комсомольской организациями; их роль в развитии инициативы и творческой самодеятельности пионеров и комсомольцев.
Планирование внеклассных воспитательных мероприятий с учетом планов работы пионерской и комсомольской организаций.
Тема 8. Личность советского педагога и формирование его авторитета во взаимоотношениях с учащимися спецшколы
В.И. Ленин, КПСС о роли советского учителя в воспитании нового человека в коммунистическом строительстве. Забота партии и народа о советском учителе.
Советский педагог - идейный борец за коммунизм. Его права и обязанности в обществе. Духовное богатство, нравственный облик советского педагога. Профессиональная этика воспитателя в спецшколе. Личный пример педагога в исправлении и воспитании учащихся. Роль воспитателя в исправлении и воспитании педагогически запущенных подростков.
Личностные и профессиональные качества воспитателя спецшколы. Педагогические требования к деловым и политическим качествам воспитателя спецшколы.
Общественно-политические требования к воспитателю спецшколы: верность служебному долгу, высокая идейность и принципиальность, неукоснительное соблюдение законности. Глубокое знание детской психологии и педагогики, методики исправления и воспитания педагогически запущенных подростков.
Авторитет и педагогический такт воспитателя. Педагогическое мастерство. Задачи педагогической подготовки воспитателей спецшкол.
Раздел 3. Вопросы педагогической и психологической подготовки
А. Общие вопросы педагогической и психологической подготовки
Тема 1. Психолого-педагогические проблемы современной теории коммунистического воспитания и развития личности учащегося
Марксистско-ленинское учение о воспитании как общественном явлении. В.И. Ленин, ХХV съезд о задачах коммунистического воспитания молодежи. Воспитание и развитие нового человека - одна из главных задач коммунистического строительства. Воспитание как процесс формирования целостной личности, взаимодействия внешних и внутренних условий ее жизни и развития. Социальная сущность человека. Определяющая роль общественных отношений в формировании личности. Роль наследственности, среды в воспитании и развитии человека.
Советская педагогика как наука о коммунистическом воспитании учащихся. Ее предмет и задачи, основные педагогические понятия. Понятие цели, средства, метода и приема в педагогике. Проблема коллектива и личности в современной педагогической теории.
Проблема возраста и индивидуальности личности. Последние достижения советской психолого-педагогической науки в воспитании и развитии личности учащегося как комплексной проблемы. Механизм и пути формирования личности учащегося. Критика буржуазных концепций развития личности.
Тема 2. Возрастные психологические особенности учащихся младшего и среднего школьного возраста
Возрастные психологические особенности младшего школьника. Анатомо-физиологические особенности младших школьников.
Развитие у них познавательных интересов. Особенности возникновения капризов у детей младшего школьного возраста и пути их преодоления. Основные психолого-педагогические условия формирования личности в младшем школьном возрасте.
Анатомо-физиологические и психологические особенности подростка. Почему этот возраст называют трудным? Особенности формирования личности подростка.
Место и значение подросткового периода в развитии личности. Основные факторы развития и формирования личности подростка. Система отношений подростка и взрослого. Жизненные ценности подростка и условия их формирования. Подросток и микросреда. Особенности работы школы с учащимися-подростками. Учет возрастных и индивидуальных особенностей подростка в учебно-воспитательной работе. Роль и задачи индивидуальной воспитательной работы учителя, воспитателя с подростками. Профилактика правонарушений подростков.
Тема 3. Способности учащихся и их развитие в учебно-воспитательной работе
Общее понятие о способностях. Способности и задатки. Общественно-историческая обусловленность способностей. Способности, знания, навыки и умения. Роль обучения и воспитания в школе в развитии способностей. Внеклассная воспитательная работа и ее возможности в развитии способностей учащихся. Технические, литературные, поэтические кружки.
Забота учителей и воспитателей о всестороннем развитии способностей учащихся. Роль самовоспитания в развитии способностей личности.
Тема 4. Темперамент и характер. Психические состояния
Понятие о темпераменте. Классификация темпераментов. И.П. Павлов о типах высшей нервной деятельности. Психологическая характеристика темпераментов. Положительные и отрицательные стороны темпераментов. Использование данных психологии о темпераменте в учебно-воспитательной работе с учащимися.
Общее понятие о характере. Характер и темперамент. Характер и психические состояния человека. Интеллектуальные состояния. Эмоциональные состояния. Психические состояния в волевой деятельности у учащегося. Изменение психических состояний под воздействием воспитательного процесса. Характер и привычки. Влияние мировоззрения и мотивов деятельности учащегося на развитие его характера. Проявление и развитие характера учащегося в различных видах деятельности учащегося. Система основных отношений учащегося - сущность его характера. Индивидуальный подход в воспитании характера учащегося. Основные пути влияния на характер учащегося. Самовоспитание характера.
Тема 5. Направленность личности и мотивы деятельности учащегося
Понятие о направленности личности. Общественная обусловленность направленности личности.
Потребности. Виды потребностей, их характеристика. Извращение духовных и материальных потребностей. Основы психологического воздействия на учащихся, имеющих отклонения в удовлетворении своих потребностей.
Интересы. Их понятие и сущность. Интересы и склонности. Виды интересов. Характеристика интересов учащихся подросткового возраста по содержанию и объему, устойчивости. Формирование у учащихся общественно и лично ценных, широких, устойчивых интересов.
Идеалы. Содержание и направленность идеалов у учащихся среднего школьного возраста. Воспитание у них нравственных идеалов.
Мировоззрение. Характеристика его у учащихся среднего школьного возраста по содержанию.
Роль мировоззрения и мотивации деятельности учащихся.
Мотивы деятельности. Их сущность и значение в жизни человека. Классификация мотивов.
Формирование широких положительных мотивов деятельности у учащихся - важное условие их всестороннего воспитания и развития.
Б. Специальные вопросы педагогической и психологической подготовки воспитателей специальных школ
Тема 1. Исправительно-трудовая педагогика - специфическая отрасль педагогической науки
Марксизм-ленинизм о воспитании как общественном явлении. В.И. Ленин о сущности коммунистического воспитания личности и общества.
Педагогика - наука о коммунистическом воспитании.
Исправительно-трудовая педагогика - отрасль педагогической науки об исправлении, перевоспитании и воспитании лиц с отклоненным поведением. Основные понятия педагогической науки: обучение, воспитание, развитие, исправление, перевоспитание, самовоспитание.
Предмет и задачи исправительно-трудовой педагогики, ее связь с другими отраслями педагогики и другими науками. Развитие исправительно-трудовой педагогики на разных этапах педагогической науки.
Партийность исправительно-трудовой педагогики. Понятие цели, средства, методы, приемы в исправительно-трудовой педагогике.
Значение специальных педагогических знаний в работе с учащимися в спецшколе.
Тема 2. Социально-психологические условия возникновения педагогической запущенности несовершеннолетних
Понятие "педагогическая запущенность" детей и подростков, "отклоненное поведение", "асоциальное поведение", "трудновоспитуемый подросток", "несовершеннолетний правонарушитель".
Многофакторность отклоненного поведения педагогически запущенных детей и подростков. Неблагоприятные условия воспитания - основное условие возникновения педагогической запущенности. Окружающая среда как фактор морального развития ребенка и подростка. Социальные основы создания социалистической семьи. Необходимость дальнейшего укрепления социалистической семьи.
Ошибки и недостатки семейного воспитания. Роль школьного воспитания и некоторые педагогические упущения в работе с трудными детьми и подростками.
Чуткое отношение и забота об исправлении и воспитании педагогически запущенных подростков - важный путь формирования правильного поведения их в обществе.
Тема 3. Психолого-педагогическая характеристика контингента учащихся спецшколы
Особенности возраста, пола, психики и общественного поведения учащихся спецшколы. Анатомо-физиологические особенности учащихся. Формирование личности подростка в спецшколе.
Основные нравственные дефекты педагогически запущенных детей и подростков в спецшколе.
Коммуникативные качества учащихся спецшколы.
Основные психологические особенности учащихся спецшколы: характер, волевые качества, особенности внимания, памяти.
Особенности отношений учащихся спецшколы к учебе, труду, общественной работе. Особенности первичного коллектива учащихся, его структура.
Дифференциация учащихся спецшколы по степени их моральной запущенности и учет ее в воспитательной работе с ними.
Тема 4. Роль и задачи специальной школы в исправлении и воспитании педагогически запущенных учащихся - малолетних правонарушителей
В.И. Ленин о коммунистическом воспитании.
Спецшкола как педагогическая система. Основные ее звенья и службы. Определяющая роль задач коммунистического воспитания в исправлении учащихся спецшколы. Всестороннее развитие и проектирование качеств личности учащегося в спецшколе. Психолого-педагогическая сущность исправления учащихся. Специфика условий и возможности исправления и воспитания учащихся в спецшколе. Научные основы планирования воспитательной работы с учащимися.
Педагогическая сущность учебного процесса. Общественно-полезный труд учащихся. Профессиональная ориентация учащихся. Педагогическое содержание режима. Педагогическая сущность политико-воспитательной и культурно-массовой работы с учащимися. Педагогическое содержание работы с педколлективом в спецшколе.
Тема 5. Особенности анатомо-физиологического и психического развития детей и подростков с отклоненным поведением
Учащиеся спецшколы - физически и психически здоровые дети.
Некоторые особенности анатомо-физиологического и психического развития учащихся спецшколы. Половое созревание. Установление новых связей с окружающей жизнью. Стремление к самостоятельности и независимости. Общее понятие о психическом развитии. Психические состояния и их характеристика. Изменение психических состояний у учащегося в процессе его исправления и воспитания в спецшколе. Влияние режима на психику учащегося.
Неустойчивость интересов, внимания и легкая внушаемость.
Замкнутость, скрытность, равнодушие к окружающим, сниженный интерес к учебной и трудовой деятельности. Стремление казаться более взрослым, знающим и опытным. Самостоятельность мышления.
Учет особенностей анатомо-физиологического и психического развития подростка в работе спецшколы - основа развития у него чувства товарищества, коллективизма, дружбы.
Тема 6. Особенности педагогического процесса в спецшколе
Понятие о педагогическом процессе и его закономерностях. Общие и особые закономерности педагогического процесса в спецшколе. Специфика организации учебного процессе в спецшколе. Особенности самоподготовки учащихся.
Взаимосвязь и взаимообусловленность педагогического процесса и режимно-правовой регламентации условий содержания учащихся в спецшколе.
Учебная, трудовая и общественная деятельность учащихся - основа их исправления и воспитания в спецшколе.
Общие и специфические условия осуществления воспитательного процесса в спецшколе. Структура и содержание воспитательной работы с учащимися.
Направленность педагогического процесса в спецшколе на исправление нравственных дефектов учащихся и воспитание всесторонне развитой личности.
Особенности педагогического процесса в спецшколах: личностные особенности трудных детей и подростков, малолетних правонарушителей.
Тема 7. Научно-организационные основы формирования у учащихся спецшколы жизненно значимых перспектив
Включение учащегося спецшколы в активную положительно направленную деятельность - основной путь формирования у него жизненно значимых перспектив. Создание условий в спецшколе для всестороннего и гармонического воспитания учащихся.
Взаимосвязь педагогического процесса в спецшколе с жизнью и деятельностью советского народа, практикой коммунистического строительства.
Материальное обеспечение спецшколы.
Вовлечение учащихся в многогранную трудовую и общественно полезную деятельность на основе овладения ими профессией. Учет интересов учащихся в производственном обучении. Развитие у них перспективы будущей трудовой деятельности. Выявление доминирующих интересов у учащихся. Развитие у них потребности в духовном и культурном росте. Участие общественности, шефствующих над спецшколой учреждений в формировании у учащихся жизненно значимых перспектив.
Тема 8. Педагогический коллектив спецшколы
А.С. Макаренко о педагогическом коллективе. Педколлектив спецшколы - организатор исправления и воспитания учащихся. Структура организации педколлектива спецшколы. Взаимосвязь и взаимообусловленность в работе всех служб и частей спецшколы в общей системе исправления и воспитания учащихся. Управляющая функция руководящего звена в спецшколе.
Единые педагогические требования к педагогическим кадрам спецшколы.
Целенаправленность педагогической деятельности сотрудников всех служб и частей спецшколы как составная часть их профессиональной деятельности. Каждый сотрудник спецшколы - воспитатель педагогически запущенных детей и подростков.
Требования к деловым и политическим качествам педагога в спецшколе.
Педагогические требования к его личности и профессиональным качествам.
Морально-психологический климат в педагогическом коллективе спецшколы.
Единоначалие и коллективность в деятельности спецшколы. Педагогические функции директора спецшколы, его заместителей.
Роль партийной, комсомольской и профсоюзной организаций в сплочении педколлектива спецшколы.
Педагогический совет. Малый педагогические советы. Их функции в исправлении и воспитании педагогически запущенных детей и подростков.
Тема 9. Основные задачи и должностные обязанности воспитателя и старшего воспитателя в спецшколе
Место воспитателя и старшего воспитателя в спецшколе, их роль и задачи в исправлении и воспитании учащихся.
Общие должностные обязанности воспитателя и старшего воспитателя в учебно-воспитательном учреждении.
Характеристика основных должностных обязанностей воспитателя в спецшколе.
Старший воспитатель - координатор и руководитель всей воспитательной работы в группе (отделении).
Его основные права и должностные обязанности.
Характеристика знаний и умений воспитателя и старшего воспитателя в спецшколе.
Четкое понимание и выполнение воспитателем и старшим воспитателем своих должностных обязанностей - основа эффективности их работы.
Тема 10. Принципы, методы и средства исправления и воспитания учащихся спецшколы
Общее понятие о принципах, методах и средствах коммунистического воспитания. Понятие и сущность системы воспитательной работы в спецшколе.
Целеустремленный, творческий характер воспитательной деятельности в спецшколе. Проектирование в личности учащегося спецшколы лучших черт советского человека. Развитие его общественно-полезной направленности.
Исправление и воспитание учащегося в коллектива. Система отношений коллектива учащихся и личности в спецшколе. Воспитательные возможности коллектива учащихся, пионерской организации в спецшколе.
Единство требований к учащимся и гуманное отношение к ним. Опора на положительное в личности учащегося в процессе его исправления и воспитания. Уважение человеческого достоинства, чуткость и внимательность к учащимся в процессе работы с ними в спецшколе.
Последовательность, систематичность, непрерывность воспитательных воздействий на учащихся в спецшколе.
Методы исправления и воспитания учащихся в спецшколе. Метод воспитательного воздействия и педагогическая ситуация.
Методы формирования нравственных взглядов и убеждений у учащихся.
Роль примера и его воспитательные функции. Методы формирования нравственного опыта поведения учащихся и общественных отношений. Методы организации коллектива класса.
Соревнование как метод организации коллективных отношений.
Методы стимулирования положительной деятельности и поведения учащихся спецшколы. Поощрение и его особая роль в системе исправления, эффективность его применения.
Особенности применения методов педагогического воздействия к различным категориям учащихся в спецшколе.
Основные средства исправления и воспитания учащихся спецшколы.
Коллективные, групповые и индивидуальные средства воспитательной работы в спецшколе.
Политзанятия, политинформации, беседы, диспуты, конференции, лекции, доклады как формы и средства политического и нравственного воспитания учащихся.
Детское чтение и руководство им.
Стенная печать, радио, кинофильмы, телепередачи и использование их в работе с учащимися. Школьные технические кружки, альманахи, литературные журналы и их значение в воспитательной работе с учащимися в спецшколе.
Тема 11. Сотрудничество школы, семьи и общественности в деле исправления и воспитания учащихся спецшколы
Социальная обусловленность организации совместного педагогического воздействия спецшколы, семьи и общественных организаций на учащихся.
Формы и методы взаимосвязи в работе школы и семьи учащихся. Родительские комитеты. Общие родительские собрания. Педагогическая пропаганда среди родителей. Предупреждение отрицательного влияния семьи и родственников на учащихся спецшколы. Формы организации работы с ними.
Шефские организации. Их роль в исправлении и воспитании трудных детей и подростков. Формы организации совместной работы школы и шефов.
Комиссии по делам несовершеннолетних, их роль и задачи в исправлении и воспитании учащихся спецшколы.
Тема 12. Сущность индивидуализации и дифференциации процесса исправления и воспитания учащихся в спецшколе
Понятие "индивидуализация и дифференциация педагогического процесса".
Дифференцированный подход к учащимся в зависимости от возраста, состояния здоровья, степени моральной и педагогической запущенности.
Критерии и показатели уровня моральной и педагогической запущенности и степени исправления учащихся спецшколы.
Индивидуализация средств воспитательных воздействий на учащихся.
Дифференциация мер поощрений и наказаний. Стимулирование учащихся, вставших на путь исправления.
Тема 13. Сущность и задачи самовоспитания учащихся в спецшколе
Самовоспитание - как социально-педагогическая проблема и важная сторона исправления и воспитания педагогически запущенных подростков. Взаимосвязь воспитания, исправления и самовоспитания. Сущность самовоспитания и его основные задачи.
Изучение воспитателями спецшколы уровня готовности учащихся к самовоспитанию. Этапы, приемы самовоспитания. Особенности условий и задачи педагогического руководства самовоспитанием учащихся. Активизация самовоспитания учащихся в процессе организации жизни и деятельности коллектива класса. Руководство самовоспитанием учащихся в процессе проведения различных форм политико-воспитательной и культурно-массовой работы в классе, группе (отделении). Личное общение воспитателя с учащимися как форма педагогического руководства их самовоспитанием на разных этапах исправления учащихся спецшколы.
Тема 14. Показатели и критерии эффективности деятельности спецшколы по исправлению учащихся
Значение этого вопроса в деятельности воспитателей спецшколы.
Понятие критерий, показатель, доказательство исправления педагогически запущенного учащегося. Нормативные документы, закрепившие показатели, критерии исправления трудных подростков в спецшколе.
Методологическая основа понятия "критерий исправления".
Понятие и сущность примерного поведения учащегося спецшколы.
Добросовестное отношение учащегося к учебной и трудовой деятельности - важный критерий исправления и воспитания.
Добросовестное участие в политико-воспитательной работе и в общественной жизни коллектива - критерий исправления и воспитания учащихся.
Осознание учащимися неправомерности своего поведения до поступления в спецшколу и необходимости исправления в спецшколе - важный критерий исправления и воспитания в спецшколе.
Тема 15. Актуальные проблемы организации и совершенствования педагогического процесса в спецшколах
Сущность педагогического процесса в спецшколах и его задачи.
Обусловленность педагогического процесса в спецшколах составом учащихся, характером совершенных ими нарушений норм морали и права.
Условия содержания педагогически запущенных подростков в спецшколах.
Организация трудового воспитания, общего и профессионального обучения, политико-воспитательной и культурно-массовой работы в спецшколе. Особенности работы с подростками в перечисленных видах деятельности. Формирование жизненных ценностей у учащихся спецшколы - основа их правильного исправления и воспитания.
Преодоление у учащихся неправильных взглядов и убеждений, навыков и привычек поведения. Формирование положительного стереотипа жизни и поведения учащихся.
Пути совершенствования процесса изучения личности воспитанника в спецшколе.
Пути, формы и методы активизации педагогического коллектива спецшколы.
Создание необходимой учебной и материально-бытовой базы с учетом современных требований науки.
Повышение педагогического мастерства педагогических работников в различных системах курсовой учебы. Школьный постоянно действующий семинар воспитателей и других педагогических кадров. Его тематика, функции и задачи. Анализ и обобщение передового опыта работы школы, формы пропаганды его и внедрения в практику.
Методический кабинет спецшколы. Формы и методика его работы.
Планирование методической работы.
Самообразование и его роль в повышении квалификации воспитателей спецшколы.
Раздел 4. Специальная методическая подготовка воспитателя (ст. воспитателя) спецшколы к воспитательной работе с учащимися
Тема 1. Принципы организации и пути совершенствования педагогической деятельности воспитателя и старшего воспитателя в спецшколе
Общее понятие о принципах организации педагогического труда. Принципы организации педагогического труда в спецшколе. Научная организация педагогической деятельности воспитателя и старшего воспитателя в спецшколе. Целенаправленность и плановость их деятельности в исправлении и воспитании педагогически запущенных детей и подростков. Доброжелательное и душевное отношение к детям - основа правильного воспитания учащихся спецшколы. Эффективность педагогического труда воспитателя (ст. воспитателя) в спецшколе.
Четкость в распределении обязанностей воспитателя и старшего воспитателя в спецшколе.
Повышение их ответственности за результаты исправления и воспитания педагогически запущенных детей и подростков.
Совершенствование методического аппарата педагогической деятельности воспитателей и ст. воспитателей в спецшколе. Систематическое повышение педагогической квалификации воспитателей и ст. воспитателей - основа совершенствования их педагогического труда в спецшколе.
Тема 2. Взаимодействие в работе воспитателя и старшего воспитателя с другими службами в спецшколе
Взаимодействие воспитателя и старшего воспитателя с основными службами и частями спецшколы - важное педагогическое условие повышения эффективности процесса исправлениям и воспитания учащихся.
Формы и методы взаимосвязи в работе воспитателя, старшего воспитателя с учителями. Установление контакта и взаимодействия в работе с режимной службой.
Связь в работе воспитателей с работниками учебно-производственных мастерских и учебно-подсобного хозяйства по трудовому воспитанию учащихся.
Взаимодействие и контакт в работе со старшими пионервожатыми, работниками школьной библиотеки и клуба.
Связь и контакт в работе воспитателя, медицинской службы, учителя физкультуры - условие охраны здоровья воспитанников.
Тема 3. Работа воспитателя по координации воспитательной деятельности в классе классного руководителя и учителя по труду
Задачи и содержание работы малого педагогического совета. Методика его работы.
Планирование воспитателем, классным руководителем и учителем по труду совместной воспитательной работы в классе. Совместная реализация этого плана. Анализ проведенных мероприятий. Подведение итогов совместной деятельности за квартал, полугодие, учебный год.
Взаимосвязь в работе воспитателя, классного руководителя и учителя по труду по обобщению положительного опыта работы с коллективом класса и отдельной личностью.
Тема 4. Единые режимно-педагогические требования к учащимся и их роль в исправлении и воспитании учащихся спецшколы
Понятие и сущность единых режимно-педагогических требований к учащимся. Их роль и значение в работе с педагогически запущенными подростками.
Методика работы воспитателей по осознанию и принятию учащимися единых режимно-педагогических требований.
Единые режимно-педагогические требования к учащимся спецшколы: в быту, в общественной жизни, в учебной и трудовой деятельности. Контроль за выполнением учащимися единых режимно-педагогических требований. Единство требований педагогических работников и работников других служб спецшколы к учащимся - важное условие воспитания у них дисциплинированности.
Тема 5. Принципы и методика планирования работы воспитателя и старшего воспитателя
Роль и значение процесса планирования в исправлении и воспитании воспитанников в спецшколе.
Основные принципы планирования: соответствие плана воспитательной работы целям и задачам исправления и воспитания педагогически запущенных подростков; партийность и научность; четкость, конкретность и целенаправленность; реальность, преемственность, перспективность, комплексность.
Сущность и задачи планирования. Методика организации планирования воспитательной работы с классом, группой (отделением). Структура плана. Сочетание перспективного и текущего планирования. Научные основы линейного и сетевого планирования воспитательной работы с учащимися. Контроль за выполнением плана.
Тема 6. Особенности организации коллектива класса и органов самоуправления в спецшколе
Понятие группы (отделения), коллектива класса, органов самоуправления в спецшколе. Их воспитательные задачи и функции. Научные основы организации детского коллектива и его органов самоуправления в спецшколе. Структура коллектива учащихся группы (отделения) и класса, органов самоуправления в классе.
Коллектив класса, группы (отделения) и органы самоуправления как объект и субъект воспитания.
Особенности коллектива учащихся класса, группы (отделения) в спецшколе.
Педагогические условия формирования положительно направленного коллектива учащихся класса, группы (отделения) в спецшколе.
Организация коллективной деятельности учащихся, воспитания в коллективе и его влияния на личность, правильная постановка работы органов детского самоуправления - основные пути формирования детского коллектива.
Методика организации коллектива учащихся класса, группы (отделения) и их органов самоуправления. Общественное мнение в коллективе. Традиции коллектива, их воспитательное значение.
Основные этапы развития коллектива класса, группы (отделения). Педагогические требования к коллективу класса, группы (отделения) и органов самоуправления учащихся. Пути и средства педагогического влияния на различные группировки учащихся с отрицательной направленностью.
Понятие и сущность коллективного действия в педагогическом процессе.
Педагогическое управление коллективом класса, группы (отделения) и органами самоуправления учащихся.
Тема 7. Пути и методика формирования общественного мнения в коллективе класса
Понятие "общественное мнение коллектива", его значение для воспитания и развития личности в социалистическом обществе. Общественное мнение коллектива класса в спецшколе как фактор воздействия коллектива на личность, исправления и воспитания учащегося.
Основные формы и средства формирования общественного мнения в коллективе класса. Классные собрания, актуальность обсуждаемых на них проблем. Тематика и методика проведения собраний.
Соревнование как форма и средство формирования общественного мнения в коллективе класса. Отчеты и самоотчеты учащихся.
Классная стенная печать как средство выражения общественного мнения коллектива. Коллективные обязательства, индивидуальные и коллективные поручения как средства формирования общественного мнения и приучения учащихся к коллективной работе, всестороннему анализу своего поведения.
Тема 8. Программа и методика изучения воспитателем, классным руководителем и учителем по труду коллектива класса и отдельных учащихся
Изучение коллектива и личности как условие успешного управления их развитием.
Основные принципы изучения коллектива и личности в спецшколе: изучение во взаимосвязи с внешними условиями, в динамике, в основных сферах жизни и деятельности учащихся.
Общая программа изучения коллектива и личности в спецшколе. Монографическая программа изучения учащегося. Этапы реализации программы изучения учащегося в спецшколе.
Взаимосвязь и преемственность в работе воспитателя, классного руководителя и учителя по труду по изучению коллектива класса и отдельной личности. Роль и задачи воспитателя в координации действий классного руководителя и учителя по труду по изучению коллектива класса и отдельного учащегося.
Методы изучения коллектива класса и отдельного учащегося. Система методов в изучении коллектива класса и личности. Закономерности выбора системы методов изучения личности педагогически запущенного подростка в спецшколе. Наблюдения как метод изучения учащихся в спецшколе. Коллективные и индивидуальные беседы как метод изучения коллектива и личности. Анкетирование. Педагогическая экспериментальная ситуация. Тесты, социометрические методы. Изучение творчества учащихся и продуктов их деятельности.
Тема 9. Методика индивидуальной воспитательной работы с учащимися в спецшколе
Всестороннее изучение личности учащегося - главное условие целенаправленной индивидуальной воспитательной работы с ним в спецшколе.
Понятие индивидуальной воспитательной работы с учащимися спецшколы, ее принципы, задачи и сущность. Роль индивидуальной воспитательной работы в исправлении и воспитании педагогически запущенных детей и подростков.
Основные направления индивидуальной воспитательной работы с учащимися в спецшколе. Планирование этой работы.
Программа индивидуальной воспитательной работы с учащимися спецшколы. Методика ее реализации. Опора на положительные качества воспитанника в индивидуальной работе с ним. Устранение, ломка отрицательных качеств в характере и поведении воспитанника в процессе индивидуальной воспитательной работы с ним.
Единство, согласованность и преемственность педагогических воздействий в индивидуальной воспитательной работе с учащимися спецшколы.
Использование родителей и родственников учащегося в индивидуальной воспитательной работе с ним.
Сочетание коллективных и индивидуальных форм воспитательной работы с педагогически запущенным подростком.
Роль и задачи личного общения воспитателя с учащимися в процессе их исправления и воспитания в спецшколе.
Правильно организованное личное общение воспитателя с педагогически запущенными учащимися как фактор его нравственного исправления и воспитания в спецшколе.
Сущность личного общения воспитателя с учащимся и его педагогические задачи.
Установление доверительных отношений между воспитателем и учащимся. Взаимопонимание между ними, забота воспитателя о личности подростка, заинтересованность его в исправлении учащегося и возвращении в семью нравственно воспитанным человеком.
Чувство меры, сочетание принципиальности и такта в процессе личного общения воспитателя с учащимся. Сочетание высокой требовательности к педагогически запущенному подростку с уважением его личного достоинства. Использование силы примера.
Тема 10. Методика ведения дневника изучения и индивидуальной воспитательной работы с учащимися и составление на них педагогических характеристик
Необходимость целенаправленного накопления и сопоставления разносторонних данных об уровне воспитанности учащихся спецшколы, их индивидуальных особенностях, наиболее эффективных, действенных путях и средствах исправления и воспитания.
Документирование процесса исправления и воспитания учащихся спецшкол - существенная предпосылка правильно организованного педагогического процесса.
Повторный анализ и сравнение фактов при помощи дневника. Взаимная информация воспитателей, классных руководителей и учителей по труду через дневниковые записи.
Прослеживание динамики изменений сознания и поведения учащихся через дневник.
А.С. Макаренко о значении дневника для воспитателей.
Методика фиксации основных данных изучения и индивидуальной воспитательной работы с учащимися, анализа их.
Структура дневника. Обобщающие выводы воспитателя.
Принципы составления характеристики на учащегося: объективность, сравнительный анализ самой личности, ее поведения и деятельности за определенный период.
Виды характеристик и методика их составления. Анализ данных дневника при составлении полугодовой педагогической характеристики.
Тема 11. Формирование у учащихся спецшколы личной готовности к исправлению и воспитанию
Понятие "личная готовность к исправлению и воспитанию".
Методика работы воспитателя по осознанию педагогически запущенным подростком необходимости измениться в лучшую сторону, неправомерности своих действий и поступков до поступления в спецшколу. Возникновение у подростка искренней и устойчивой неудовлетворенности собой, своим поведением. Появление стремления у него измениться в лучшую сторону. Система условий, путей и средств при помощи которых у учащегося спецшколы появляется потребность и готовность к исправлению и воспитанию.
Тема 12. Методика педагогического руководства процессом самовоспитания учащихся в спецшколе
Организация работы по накоплению у учащихся теоретических знаний по проблеме самовоспитания. Тематические стенды, лекции и беседы, радиожурналы как средство накопления знаний по проблеме.
Практическая помощь воспитателям в составлении учащимся личной программы самовоспитания. Анализ, доработка, корректировка плана самовоспитания. Дневник самовоспитания. Методика фиксации учащимся основных событий, фактов, отношений в его жизни, деятельности и поведении. Совместный анализ воспитателем и воспитанником достигнутых результатов. Помощь воспитателя в использовании учащимся различных приемов и методов самовоспитания: самонаблюдение, самоанализ, самозапрет, саморегуляция, самоконтроль и т.д. Итоговые самохарактеристики учащегося. Единая система контроля за деятельностью и поведением воспитанников. Единые критерии оценки деятельности и поведения учащихся.
Тема 13. Идейно-политическое и нравственное воспитание учащихся класса, группы, отделения в спецшколе
Идейно-политическое и нравственное воспитание учащихся спецшколы - важная составная часть их исправления. Формирование у подростков личной ответственности за свои дела и поступки - важнейшая задача идейно-нравственного воспитания.
Задачи и содержание идейно-политического и нравственного воспитания учащихся в спецшколе. Развитие у учащихся патриотических и интернациональных чувств, воспитание у них правильной оценки событий общественно-политической жизни страны, поступков людей. Повышение их политической и гражданской сознательности.
Воспитание умений и привычек подчинять свои интересы общественным. Вовлечение учащихся спецшколы в общественно-политическую работу, развитие интереса и потребности в общественной деятельности. Воспитание у учащихся основных качеств советского человека: трудолюбие, коллективизм, социалистический гуманизм, честность, принципиальность и др. Воспитание правильного отношения к другому полу.
Основные формы и средства идейно-политического и нравственного воспитания учащихся спецшколы. Агитационно-массовая и пропагандистская деятельность воспитателя с учащимися. Производственно-массовая работа. Культурно-массовая работа.
Нравственные убеждения, поступки, привычки. Целенаправленное формирование нравственных чувств, убеждений и навыков поведения в их единстве.
Использование радио, кино, телевидения и технических средств в идейно-политическом и нравственном воспитании учащихся спецшколы.
Анализ и обобщение опыта по идейно-политическому и нравственному воспитанию учащихся.
Тема 14. Трудовое воспитание педагогически запущенных подростков в спецшколе
Понятие трудового воспитания. Трудовое воспитание учащихся спецшколы - важнейший фактор их исправления и подготовки к будущей полноценной жизни. Задачи трудового воспитания учащихся спецшколы. Психологическая и нравственная подготовка их к участию в общественно-полезном труде. Практическая подготовка их к трудовой деятельности. Мотивы труда и формирование положительно направленных мотивов у учащихся.
Основные педагогические требования к организации трудового обучения и воспитания учащихся в спецшколе. Самообслуживание. Организация помощи и взаимопомощи в труде. Индивидуальный подход к учащемуся в процессе его трудового обучения и воспитания.
Анализ и обобщение опыта работы по трудовому воспитанию учащихся в спецшколе.
Тема 15. Эстетическое воспитание учащихся в спецшколе
Понятие эстетической культуры. Понятие и задачи эстетического воспитания педагогически запущенных подростков в спецшколе.
Классики марксизма-ленинизма об эстетическом воспитании.
А.С. Макаренко о значении эстетического воспитания молодежи.
Основные пути и средства эстетического воспитания учащихся в спецшколе. Роль искусства в эстетическом воспитании учащихся. Художественное чтение. Выставки. Экскурсии в музеи и театры. Кружковая работа. Художественная самодеятельность и др.
Единство идейно-политического, нравственного и эстетического воспитания учащихся в спецшколе.
Методика организации различных форм эстетического воспитания учащихся в спецшколе. Анализ проделанной работы и методика выявления ее результативности.
Тема 16. Правовое воспитание учащихся в спецшколе
Формирование у педагогически запущенных учащихся убеждения в недопустимости нарушения законов и противоправных поступков - важное условие их исправления и воспитания.
Понятие и задачи правового воспитания учащихся в спецшколе.
Основные пути и средства правового воспитания учащихся в спецшколе. Методика проведения различных правовых мероприятий с учащимися: лекций, бесед, устных журналов, правовых уголков, радиогазет. Изучение основ законодательства.
Тема 17. Физическое и половое воспитание учащихся в спецшколе
Роль физического и полового воспитания во всестороннем развитии учащихся спецшколы, в укреплении их здоровья.
Понятие и задачи физического и полового воспитания учащихся.
Правильно организованное физическое воспитание как фактор укрепления нервной системы учащихся и устранения различных половых извращений.
Содержание физического и полового воспитания учащихся. Методика организации занятий по физической культуре, проведения физзарядки, спортивно-оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований и др. Медико-санитарная и лечебно-профилактическая работа с учащимися. Пропаганда санитарно-гигиенических знаний. Формы и методы привлечения учащихся к санитарно-профилактической работе, воспитания у них санитарно-гигиенических навыков и привычек, любви к чистоте и опрятности.
Методика формирования у учащихся моральных, волевых, эстетических качеств в процессе физического и полового воспитания.
Тема 18. Принципы и методика оказания педагогической помощи в работе пионерской организации класса и группы (отделения)
Основные задачи пионерской работы в классе, группе (отделении). Содержание и основные формы пионерской работы в классе, группе (отделении). Организация приема в пионеры. Изучение учащимися ленинских заветов. Пионерские поручения. Отчеты и самоотчеты пионеров в классе, группе (отделении). Принятие обязательств учащимися-пионерами. Вступление в комсомол.
Принципы организации пионерской работы в классе. Оказание помощи воспитателем в планировании пионерской работы, в организации и проведении мероприятий. Создание воспитателем условий для проявления инициативы и самостоятельности пионерской организации в классе, группе (отделении).
Тема 19. Взаимосвязь методов убеждения и принуждения в работе с педагогически запущенными подростками. Поощрения и наказания
В.И. Ленин о ведущей роли убеждения и воспитания советских людей.
Роль и содержание этого метода. Формирование сознательности человека - основная задача метода убеждения. Сочетание метода убеждения с другими методами воспитания. Убеждение словом и делом. Сущность, содержание и формы разъяснительной работы воспитателя в спецшколе. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность применения убеждения: глубокое знание взглядов и убеждений учащихся; личная убежденность воспитателя в том, в чем он убеждает; установление психологического контакта с учащимися, расположение их к себе; учет индивидуальных особенностей учащегося или группы учащихся; правдивость и достоверность используемого воспитателем материала; аргументированность доводов, убедительность материала; выдержка, терпение, такт воспитателя в процессе убеждения учащихся.
Принуждение как метод пресечения недозволенных действий и поступков учащегося, проявления его отрицательных качеств и привычек.
Виды применения метода принуждения: категорическое требование, предупреждение о наказании, взыскания, моральное принуждение общественным мнением.
Сущность перечисленных видов принуждения.
Методика применения воспитателем и старшим воспитателем различных видов принуждения к учащимся. Чувство такта и меры, справедливость и объективность при применении принуждения к учащимся.
Сочетание метода убеждения и принуждения к педагогически запущенным подросткам как фактор их исправления и воспитания.
Методика поощрения и наказания учащихся в спецшколе.
Поощрения и наказания как метод и средство исправления и воспитания учащихся в спецшколе. Учет индивидуальных особенностей личности учащегося при применении поощрений и наказаний. Индивидуализация и дифференциация поощрений и наказаний в зависимости от степени педагогической запущенности и исправления учащегося, физического состояния воспитуемого.
Методика применения поощрений и наказаний к учащимся в работе воспитателя и старшего воспитателя. Поощрение учащегося как фактор закрепления положительного в его поведении и деятельности. Изучение воспитателями реакций учащихся на поощрение и наказание. Наказание - крайняя мера воспитательного воздействия в работе с педагогически запущенными подростками.
Раздел 5. Актуальные вопросы правового просвещения воспитателей спецшколы
Тема 1. КПСС о развитии советского государства и социалистической демократии
Понятие социалистического государства и социалистической демократии. Марксизм-ленинизм о социалистическом государстве, развитии демократии.
Основные директивные документы КПСС о развитии советского государства и социалистической демократии.
Конституция СССР - основной закон советского социалистического государства. Конституционная основа полновластия народа СССР и развития социалистической демократии.
Советы депутатов трудящихся - органы власти народа. Их роль в обеспечении социалистической законности и правопорядка. Исполнительные органы государства. Система органов народного образования в СССР. Ответственность за нарушение закона о всеобщем образовании.
Единство прав и обязанностей советских граждан - выражение демократической сущности социалистического строя. Советская демократия и дисциплина.
Тема 2. Строгое соблюдение социалистической законности - условие успешной работы по исправлению и воспитанию педагогически запущенных детей и подростков в спецшколе
Общее понятие "социалистическая законность".
В.И. Ленин о сущности социалистической законности.
Социалистическая законность как принцип деятельности административных органов и государственного аппарата. Принцип социалистической законности в деятельности учебно-воспитательных учреждений (понятие, сущность, основные задачи, формы и методы реализации в работе с учащимися). Особое значение принципа социалистической законности в работе с трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями. Правовые последствия за нарушение принципа социалистической законности в работе воспитателя в спецшколе. Законодательство Союза СССР и союзных республик о народном образовании.
Тема 3. Трудовые права и обязанности советского учителя-воспитателя и их правовая охрана
Понятие и виды советского законодательства о труде.
Трудовой договор.
Правовые основы трудоустройства педагогических кадров. Основные трудовые права и обязанности советского педагога.
Государственная и трудовая дисциплина. Обязанности педагогических кадров спецшколы в соблюдении трудовой дисциплины. Сущность и значение коллективного договора. Трудовые гарантии учителей и воспитателей в спецшколе. Правовые основания приема и увольнения педкадров в спецшколе. Правовая ответственность за нарушение законодательства о труде. Формы и методы ознакомления учащихся с основами трудового права.
Тема 4. Охрана прав несовершеннолетних в СССР
Основные права несовершеннолетних в СССР.
Понятие ограниченной дееспособности. Право несовершеннолетних на образование и труд и его гарантии. Охрана труда несовершеннолетних и правовое регулирование его. Льготы несовершеннолетним в труде.
Правовые основы взаимоотношений несовершеннолетних и родителей. Личные и имущественные права несовершеннолетних. Жилищные права несовершеннолетних.
Правовые последствия нарушений прав несовершеннолетних и ответственность взрослых за нарушение этих прав.
Задачи органов народного образования и спецшколы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Комиссии по делам несовершеннолетних исполкомов местных советов. Их задачи и компетенции. Административная, гражданская и уголовная ответственность несовершеннолетних.
Тема 5. Правовая охрана государственной и личной собственности граждан в СССР
Понятие государственной собственности и личной собственности граждан в СССР.
Государственная собственность - основа повышения благосостояния советских людей и могущества страны.
Виды государственной общенародной собственности в СССР. Ее правовая охрана. Виды ответственности за посягательство на государственную собственность. Охрана государственной собственности - первейший долг гражданина СССР.
Охрана личной собственности граждан в СССР. Ответственность за посягательство на личную собственность граждан.
Тема 6. Правовая охрана здоровья, жизни, чести и достоинства граждан в СССР
Человек - высшая ценность в нашей стране. Охрана личности в СССР. Забота КПСС и Советского правительства о повышении благосостояния советских людей, их здоровье. Бесплатное медицинское обслуживание в СССР. Социальное страхование. Борьба за чистоту и охрану природы, окружающей среды.
Правовая ответственность за преступления против здоровья, жизни и достоинства личности. Правовая ответственность за нарушение правил советского общежития и общественного порядка. Хулиганство - опасное преступление против общества и личности.
Пьянство и моральная невоспитанность отдельных людей - основная причина преступлений против здоровья, жизни, чести и достоинства граждан.
Тема 7. Права и обязанности родителей по советскому законодательству
Понятие и виды законодательства о браке и семье. Правовая основа возникновения семьи. Понятие и формы брака. Личные и имущественные права супругов. Содержание родительских прав и обязанностей. Правовые основания лишения родительских прав. Алиментные обязанности родителей. Нравственная чистота супругов - основа правильного воспитания детей.
Тема 8. Правовая ответственность взрослых за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность и пьянство
Правовая ответственность взрослых за вовлечение несовершеннолетних в хищение государственной собственности и кражи личной собственности граждан. Виды наказания за это. Понятия подстрекательство, пособничество, соучастие и преступление.
Вовлечение несовершеннолетних в пьянство - главное условие их преступного поведения. Правовые и моральные нормы поведения взрослых и несовершеннолетних дома и в общественных местах. Виды правовой ответственности взрослых за вовлечение несовершеннолетних в пьянство. Ответственность их за это преступление.
Раздел 6. Вопросы общей культуры. Этика и эстетика
Тема 1. Педагогическая этика. Общая и эстетическая культура педагога
Соотношение общей, профессиональной и педагогической этики. Содержание и требования педагогической этики.
Практика нравственных взаимоотношений учителя. Педагогический такт. Взаимосвязь нравственного воспитания и самовоспитания. Основные принципы и черты советского этикета. Педагогический этикет.
Специфика служебных взаимоотношений учителя, воспитателя; учитель (воспитатель) и общество; учитель и ученики; учитель и родители; учитель и учительский коллектив; учитель и руководители школы.
Развитие эмоциональной культуры. Воспитание и самовоспитание чувств.
Эстетика педагогического труда. Эстетическое оформление школьных помещений. Роль эстетической организации среды в воспитании. Эстетика наглядных средств и пособий. Эстетика быта и поведения. Внешний облик воспитателя. Его манеры, речь.
Современные аспекты воспитания эстетического отношения к природе.
Изучение эстетических потребностей и интересов учащихся. Эстетический идеал. Формирование эстетических взглядов, убеждений, воспитание эстетического вкуса. Эстетическое самообразование и самовоспитание.
Тема 2. Художественное развитие педагога
Своеобразие искусства как вида деятельности. Искусство и педагогика. Содружество искусств. Особенности восприятия искусства взрослыми и детьми.
Изучение художественных потребностей и интересов учащихся. Формирование художественных взглядов, художественного вкуса. Анализ художественного произведения. Художественное воспитание и образование в школе.
Основные этапы развития мирового искусства. Искусство разных стран и народов.
Современное искусство. Поиски, достижения в области отдельных видов искусства. Важнейшие события культурной жизни страны (республики, области, города). Художественное самообразование и самовоспитание.
Список литературы
I. Теория и методика коммунистического воспитания
1. Маркс К. и Энгельс Ф. О воспитании и образовании. Сост. П.Н. Груздев. М., Изд. АПН РСФСР, 1957.
2. Ленин В.И. О воспитании и образовании. Изд. 3-е, М., "Просвещение", 1973.
3. Программа КПСС. М., Политиздат, 1973.
4. Материалы ХХV съезда КПСС. М., Изд. "Полит. литература", 1976.
5. Брежнев Л.И. О коммунистическом воспитании трудящихся. М., Политиздат, 1974.
6. Калинин М.И. О воспитании коммунистической сознательности. М., Политиздат, 1974.
7. Крупская Н.К. Вопросы коммунистического воспитания молодежи. Изд. 2-е. М., Политиздат, 1966.
Конституция Союза ССР (основной закон). М., Политиздат, 1977.
ХХХ
8. Азаров Ю.П. Мастерство воспитателя. М.,"Просвещение", 1971.
9. Богословский В.В. Психология воспитания школьника. Л., ЛГПИ им. Герцена, 1974.
10. Болдырев Н.И. Классный руководитель. М., "Просвещение", 1971.
11. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.,"Просвещение", 1974.
12. Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитанием школьников. М.,"Просвещение", 1975.
13. Зимак В.О. Формирование коммунистического мировоззрения учащихся. Под ред. д-ра философ. наук В.И. Горбича. Минск, "Народная асвета", 1974.
14. Иванов В.Г. Коллектив и личность. Л., Изд. ЛГУ, 1971.
15. Каиров И.А. Нравственное развитие детей в процессе их воспитания. М., 1972.
16. Ковалев А.Г. Психология личности. М., "Просвещение", 1971.
17. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли, чувств у детей. Минск, 1974.
18. Кон И.С. Социология личности. М., Политиздат, 1967.
19. Коротов В.М. Развитие воспитательной функции коллектива. М., "Педагогика", 1974.
20. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. М., "Просвещение", 1954.
21. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М., "Педагогика", 1972.
22. Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания. М., "Педагогика", 1974.
23. Макаренко А.С. Воспитание в советской школе. М., "Просвещение", 1966.
24. Наганзон Э.Ш. Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность. М., "Просвещение", 1968.
25. Новикова Л.И. Методологические проблемы формирования коллектива. "Сов. педагогика", 1972, N 5.
26. Нравственное воспитание школьников. Под ред. И.С. Марьенко. М., "Просвещение", 1967.
27. Общие основы педагогики. Под ред. Ф.Ф. Королева и В.Е. Гнурмана. М., "Просвещение", 1967.
28. Очерки психологии педагогического такта. Изд. Саратовского университета, 1966.
29. Парыгин В.Д. Основы социально-психологической теории. М., "Мысль", 1971.
30. Педагогика. Курс лекций. Под ред. Г.И. Щукиной и др. М., "Просвещение", 1966.
30.а. Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы. Под ред. проф. И.С. Марьенко. Изд. 2-е, М., 1976.
31. Принципы организации школьного коллектива. М., "Просвещение" 1966.
32. Раченко И.П. Научная организация педагогического труда. М., "Педагогика", 1972.
33. Рувинский Л.И. Теория самовоспитания. М., Изд. МГУ, 1973.
34. Смирнов Г.Л. Советский человек. М., Политиздат, 1973.
35. Содружество школы и общественности. Материалы научно-метод. конф. МП РСФСР, "Молодая гвардия", 1973.
36. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., Политиздат, 1973.
37. Сухомлинский В.А. Письмо о педагогической этике. "Народное образование", 1970, N 11.
38. Теория и методика коммунистического воспитания в школе. Под ред. Г.И. Щукиной. М., "Просвещение", 1974.
39. Хорошин М.Г. Половое воспитание. М., "Медицина", 1970.
II. Профессионально-методическая литература
40. Алемаскин М.А. Брак-то педагогический. "Воспитание школьников", 1967, N 4.
41. Алемаскин М.А. О психологической характеристике трудновоспитуемых подростков. В кн.: О некоторых вопросах нравственного воспитания детей и подростков. М., 1970.
42. Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. М, "Просвещение", 1971.
43. Берлин Н. Профилактика и исправление педагогической запущенности. "Народное образование", 1972, N 7.
44. Вопросы изучения детей с отклоненным поведением. Под ред. И.А. Невского и др. М., Изд. Центр. Сов. пед. об-ва РСФСР, 1958.
45. Воспитание, перевоспитание, самовоспитание как целостный и управляемый процесс. Тезисы докл. и выступл. НИИ общей педагогики, НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, М., 1974.
46. Дети с отклоненным поведением. Сб. М., Изд. Пед. об-ва РСФСР.
47. Зюбин Л.М. Некоторые особенности нравственного воспитания педагогически запущенных подростков. Сб. ст. "Воспитание молодого рабочего", "Высшая школа", М., 1968.
48. Зюбин Л.М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. М., "Высшая школа", 1974.
49. Кавуров А. О природе трудных детей. "Народное образование", 1972, N 6.
50. Кичина И., Опатьева Н. Преодоление и предупреждение педагогической запущенности школьников. "Нар. образование", 1975, N 2.
51. Кочетов А.Н. Перевоспитание подростка. М., "Педагогика", 1972.
52. Краковский А.П. О подростках. М., "Педагогика", 1970.
53. Лаптева Л.П. Проблемы перевоспитания. Ст. в сб. "Педагогическая система А.С. Макаренко и вопросы ее творческого применения современными воспитательными учреждениями". М., МГПИ, 1972.
54. Левитов Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьника и как их исправлять. М., Изд. АПН РСФСР, 1961.
55. Медведев Г.П. Об особенностях педагогически запущенных детей. "Сов. педагогика", 1966, N 10.
56. Медведев Г.П., Надъярный А.В. Некоторые вопросы воспитания педагогически запущенных детей. Новосибирск, 1972.
57. Невский И.А. О трудных школьниках. "Сов. педагогика", 1969, N 7.
58. Основы советского законодательства. Под ред. Н.В. Черноголовкина. М., "Просвещение", 1974.
59. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными детьми и несовершеннолетними правонарушителями. Библиограф. указатель лит-ры. Сост. д-р психол. наук Л.И. Зюбин. Л., изд. ВНИИ профтехобразования, 1972.
60. Педагогические проблемы воспитания подростков в условиях спецшколы. (Из опыта работы спецшкол для трудновоспитуемых детей и подростков-правонарушителей) НИИ общей педагогики АПН СССР, НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, М., 1973.
61. Тихонова А. Трудные дети. "Начальная школа", 1971, N 1.
62. Цыпурский В.Г. Воспитание педагогически запущенных детей в условиях школы-интерната. М., 1974.
63. Уманов Г., Шнибекова Э., Джумабаев А. Проблемы работы с педагогически запущенными учащимися. Алма-Ата, 1967.
64. Фельдштейн Д. Некоторые проблемы специальных школ. "Народное образование", 1968, N 12.
III. Нормативные документы
65. Воспитательная работа в школе. Сб. документов. Составитель и автор вступительной статьи В.И. Коротов. Под общей ред. М.И. Кондакова. М., "Просвещение", 1976.
66. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. М., 1973.
67. Положение о специальной школе (утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 1.12.1964 г. N 1494).
68. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. (Утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29.08.1961 г.)
Докурсовые задания
1. Составить план воспитательной работы с классом, отделением на четверть, полугодие.
2. Проанализировать программу и методы изучения педагогической запущенности учащегося спецшколы.
3. Списать методику изучения личности учащегося спецшколы.
4. Составить психолого-педагогическую характеристику на учащегося спецшколы.
5. Составить психолого-педагогическую характеристику класса, группы (отделения).
6. Составить план индивидуальной воспитательной беседы с конкретным учащимся и описать ход и результаты ее.
7. Проанализировать внеурочное воспитательное мероприятие с классным (отделенческим) коллективом (этическая, правовая беседа, диспут, обсуждение литературного произведения, кинофильма, спектакля и т.п.) и методику его подготовки и проведения.
8. Проанализировать схему (разделы) дневника изучения и индивидуальной воспитательной работы с учащимися и методику его ведения.
9. Раскрыть примерную программу (план) педагогического руководства самовоспитанием учащегося спецшколы.
10. Описать методику своей работы по самообразованию с изложением этапов этой работы и результативности.
Послекурсовые задания*
1. Особенности работы воспитателя по идейно-политическому воспитанию учащихся спецшколы.
2. Содержание, методы и средства трудового воспитания педагогически запущенных учащихся.
3. Методика работы воспитателя по профориентации учащихся.
4. Задачи и содержание нравственного воспитания учащихся в процессе их исправления в спецшколе.
5. Методика организации различных форм соревнования учащихся в классе (отделении).
6. Методика организации коллектива учащихся в спецшколе (класса, отделения).
7. Пути формирования общественного мнения в коллективе педагогически запущенных подростков.
8. Военно-патриотическое воспитание учащихся в спецшколе.
9. Методика формирования правосознания педагогически запущенных подростков.
10. Эстетическое воспитание учащихся в спецшколе.
11. Методика изучения личности учащегося в спецшколе.
12. Особенности работы воспитателя со вновь прибывшими учащимися.
13. Индивидуальная воспитательная работа по исправлению и воспитанию педагогически запущенных учащихся.
14. Организация работы малого педагогического совета класса.
15. Индивидуальные поручения учащимся - средство их активизации, воспитания самостоятельности и дисциплинированности.
16. Методика установления деловых контактов между воспитателями и родителями учащихся.
17. Планирование воспитательной работы учащимися класса (отделения).
18. Единые режимно-педагогические требования к учащимся в спецшколе.
19. Методика работы воспитателя по формированию нравственного самоосознания и самооценки учащихся спецшколы.
20. Методика работы воспитателя по подготовке учащегося к выпуску из спецшколы.
______________________________
* Послекурсовые задания могут быть темами самообразования воспитателей.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Минпроса СССР от 1 ноября 1979 г. N 197 "О повышении квалификации на курсах в ИУУ воспитателей и старших воспитателей... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.