Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/631
Вопрос: ООО является импортером алкогольной продукции. Обществом заключен договор с рекламным агентством, по которому агентство осуществляет за вознаграждение размещение рекламных роликов, содержащих информацию о товаре Общества, на телевизионных панелях в торговых залах розничных сетей магазинов-продавцов алкоголя.
В договоре с рекламным агентством в частности указано, что размещение рекламных роликов осуществляется по технологии InDoor TV (которую можно перевести как "Внутреннее телевидение"). Данная технология по своей сути представляет собой технологическую систему организации вещания видео-аудио материала. Источником сигнала для данной системы служит персональный компьютер. Все компоненты системы между собой, а также вся система и персональный компьютер соединены линиями связи. Трансляция и управление осуществляются с помощью специализированного программного обеспечения.
Ввиду того, что пункт 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ относит к ненормирумым расходам расходы на рекламные мероприятия через информационно-телекоммуникационные сети и не конкретизирует в целях налогообложения прибыли понятие информационно-телекоммуникационных сетей, Общество, опираясь на данное в Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определение информационно-телекоммуникационной сети как технологической системы, предназначенной для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники, считает вышеуказанные расходы на размещение рекламных роликов, содержащих информацию о товаре Общества, на телевизионных панелях в торговых залах розничных сетей магазинов-продавцов алкоголя по технологии InDoor TV ненормируемыми в целях налогообложения прибыли.
Просим подтвердить позицию Общества по отнесению данных расходов на рекламу к ненормируемым.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо об учете расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 264 Кодекса к расходам на рекламу относятся в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети.
На основании пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
При этом пунктом 4 статьи 264 Кодекса предусмотрен перечень расходов на рекламу, которые в зависимости от ее назначения или размещения учитываются в целях налогообложения прибыли как ненормируемые и нормируемые расходы.
Расходы налогоплательщика на иные виды рекламы, не указанные в абзацах 2-4 пункта 4 статьи 264 Кодекса, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения прибыли организаций признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки, определяемой в соответствии со статьей 249 Кодекса.
Исчерпывающий перечень ненормируемых расходов на рекламу приведен в пункте 4 статьи 264 Кодекса, и в нем не содержится расходов на демонстрацию рекламных роликов в торговых залах розничных сетей магазинов.
Следовательно, расходы на демонстрацию роликов в торговых залах розничных сетей магазинов являются расходами на иные виды рекламы, не указанные в абзацах 2-4 пункта 4 статьи 264 Кодекса, и признаются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Кодекса.
Учитывая изложенное, затраты по созданию и размещению рекламного видеоролика на телевизионных панелях в торговых залах магазинов могут быть учтены в составе расходов в полном объеме только в случае, если организация, предоставляющая услуги по размещению рекламного ролика, зарегистрирована как средство массовой информации. В иных случаях расходы на трансляцию рекламного ролика подлежат нормированию.
Одновременно сообщаем, что в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.