Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2012 г. N 47-АПГ12-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова, судей Т.И. Ерёменко, В.И. Анишиной,
при секретаре М.Д. Тихонове
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Карпова Ю.П. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими постановлений Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2010 года N 957-п "Об установлении нормативов потребления природного газа населением" и 29 декабря 2011 года N 1301-п "Об установлении розничных цен на природный газ для населения на 2012 год" по апелляционной жалобе Карпова Ю.П. на решение Оренбургского областного суда от 10 августа 2012 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительством Оренбургской области 30 декабря 2010 года принято постановление N 957-п "Об установлении нормативов потребления природного газа населением", которое официально опубликовано в издании "Оренбуржье" от 18 января 2011 года и 29 декабря 2011 года принято постановление N 1301-п "Об установлении розничных цен на природный газ для населения на 2012 год", которое официально опубликовано в издании "Оренбуржье" от 10 января 2012 года.
Карпов Ю.П., проживающий в Оренбургской области, обратился в Оренбургский областной суд с заявлением об оспаривании названных постановлений Правительства Оренбургской области, ссылаясь на то, что оспариваемые постановления приняты в нарушение требований п. 2 ст. 426 ГК РФ, поскольку для потребителей устанавливаются разные цены на один и тот же товар - сетевой природный газ. В нарушение статей 426, 539, 541, 544 ГК РФ устанавливаются различные условия договора для потребителей, имеющих приборы учета газа (счётчики), и потребителей, не имеющих таких приборов.
Кроме того, согласно Примечанию к постановлению от 29 декабря 2011 года N 1301-п "Об установлении розничных цен на природный газ для населения на 2012 год" в розничные цены на природный газ не включаются расходы эксплуатационных организаций ОАО "Оренбургоблгаз" по техническому обслуживанию газового оборудования жилых домов, в связи с чем нарушаются требования пункта 2 статьи 543 ГК РФ и создаётся угроза для жизни потребителей.
В судебном заседании Карпов Ю.П. поддержал заявленные требования.
Правительство Оренбургской области просило суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Оренбургского областного суда от 10 августа 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Карпов Ю.П. просит указанное решение суда отменить ввиду нарушения судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации.
Оспариваемыми в настоящем деле постановлениями Правительства Оренбургской области установлены нормативы потребления природного газа населением по направлениям потребления при отсутствии приборов учета (от 30 декабря 2010 года N 957-п) и с 1 января по 31 декабря 2012 года установлены розничные цены на природный газ, реализуемый населению, по периодам.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно исходил из того, что оспариваемое постановление принято Правительством Оренбургской области в пределах предоставленных ему полномочий и соответствует требованиям федерального законодательства.
При этом Судебная коллегия находит, что при проверке доводов заявителей суд первой инстанции правомерно отметил то, что предметом судебного контроля по делу является проверка соответствия оспариваемого постановления федеральному законодательству, а не рассматриваются гражданско-правовые отношения между поставщиком и потребителями природного газа.
В соответствии со статьями 154, 157 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за газоснабжение и отопление. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 года N 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, предусматривающие, что розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию (пункт 4) и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 8).
Согласно пункту 10 Основных положений регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 23 ноября 2004 года N 194-э/12 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, в соответствии с которыми розничные цены могут устанавливаться отдельно по следующим направлениям потребления газа: на приготовление пищи и горячее водоснабжение (подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения); на отопление жилых помещений, потребление газа при наличии приборов учёта расхода газа (в случае использования для учёта объёма потребления газа одного прибора учёта при одновременном использовании газа по нескольким направлениям его потребления, для которых устанавливаются различные розничные цены); прочие цели (пункт 6).
Названные Методические указания признаны утратившими силу приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 года N 252-э/2, которым утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, также предполагающие установление розничных цен дифференцированно по направлениям (наборам направлений) использования газа (пункт 5).
Как Методические указания, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 23 ноября 2004 года N 194-э/12, так и Методические указания, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 года N 252-э/2, устанавливают формулу расчета розничных цен на газ, реализуемый населению.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые заявителем нормы не противоречат федеральному законодательству и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод жалобы о незаконности установления различных тарифов на поставку природного газа был предметом исследования в суде и не нашел подтверждения Суд правильно привел положения федерального законодательства, определяющие дифференцированный подход к установлению таких тарифов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Оренбургского областного суда от 10 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Карпова Ю.П. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
В.И. Анишина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2012 г. N 47-АПГ12-5
Текст определения официально опубликован не был