Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2012 г. N 48-АПГ12-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б., судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Челябинской области о признании недействующим (в части) постановления правительства Челябинской области от 16 ноября 2010 г. N 250-П "Об областной целевой программе "Доступное и комфортное жильё - гражданам России" в Челябинской области на 2011-2015 годы" по апелляционному представлению исполняющего обязанности прокурора Челябинской области на решение Челябинского областного суда от 26 июля 2012 г., которым заявление удовлетворено частично. Признан недействующим п. 8 приложения N 4 к названному нормативному правовому акту. В остальной части требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя правительства Челябинской области Дульского И.В., возражавшего против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
16 ноября 2010 г. правительством Челябинской области принято постановление N 250-П "Об областной целевой программе "Доступное и комфортное жильё - гражданам России" в Челябинской области на 2011-2015 годы", опубликованное в печатном издании "Южноуральская панорама" 31 декабря 2010 г., N 324 (спецвыпуск N 81).
Названная областная целевая программа включает в себя подпрограмму "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" (далее - Подпрограмма).
В приложении N 4 к Подпрограмме изложен порядок формирования органами местного самоуправления Челябинской области списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - Порядок, Список).
В п. 5 Порядка отражено, что в первоочередном порядке в Список включаются молодые семьи - участники Подпрограммы, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. (абз. первый). Среди остальных участников Подпрограммы приоритетным правом на включение в Список обладают молодые семьи, имеющие ребёнка-инвалида; молодые семьи, имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет; молодые семьи, членом которых является инженер-участник жилищной программы, реализуемой промышленным предприятием Челябинской области (абз. второй).
В силу п. 7 Порядка молодая семья, включённая органом местного самоуправления в Список, в случае достижения одним из супругов в молодой семье либо одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, утрачивает право на получение социальной выплаты и подлежит исключению из Списка.
Прокурор Челябинской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими абз. второго п. 5, п.п. 7 и 8 Порядка, полагая, что они не соответствуют федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Челябинским областном судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого в части отказа в удовлетворении заявления и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований в полном объёме просит в апелляционном представлении исполняющий обязанности прокурора Челябинской области, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что обжалуемое решение подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
Отказывая в признании недействующим абз. второго п. 5 Порядка, суд посчитал, что оспариваемая норма права не противоречит положениям федеральных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Пунктом 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведённых в приложении N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы", закреплено, что порядок формирования и утверждения органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Определение в абз. втором п. 5 Порядка конкретного порядка очерёдности включения в списки молодых семей-участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, представляет собой реализацию указанного выше полномочия. Выделение в оспариваемой норме приоритетных категорий среди остальных участников Подпрограммы не нарушает права молодых семей-участников Подпрограммы, поставленных на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., на первоочередное включение в Список. При этом правительством Челябинской области не установлены дополнительные критерии на участие в Подпрограмме.
Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют материалам дела и основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путём предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище на 2011-2015 годы", в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильём молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодой семьи. Средства на реализацию названной подпрограммы предоставляются из федерального бюджета субъектам Российской Федерации для частичного финансирования разработанной и утверждённой ими региональной программы по обеспечению жильём молодых семей. Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила) установлены федеральной целевой программой.
Таким образом, реализация подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" осуществляется на условиях софинансирования. При этом использование средств федерального бюджета возможно лишь путём участия в региональной программе.
Следовательно, введение иных положений, отличных от тех, которые установлены на федеральном уровне, в рамках региональной программы недопустимо. Субъектам Российской Федерации право дополнительного регулирования вопросов предоставления молодым семьям социальных выплата на приобретение (строительство) жилья, в том числе за счёт средств федерального бюджета, и их использование не предоставлено.
Предоставление отдельным претендентам приоритетного права на включение в Список не относится к порядку формирования таких списков, а является по своему характеру условием, определяющим участие граждан в Подпрограмме. Установление же порядка и условий предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках Федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы" к компетенции субъектов Российской Федерации не отнесено.
Кроме того, введение трёх дополнительных категорий лиц, имеющих право приоритетного включения в Список наравне с предусмотренной федеральным законодательством категорией граждан, имеющей право на первоочередное включение в число участников программы, нарушает права иных лиц, поскольку все претенденты включаются в списки в соответствии с календарной датой подачи заявления. В связи с этим вывод в решении суда о том, что правительством Челябинской области не установлены дополнительные критерии участия в региональной Подпрограмме является ошибочным.
Поскольку при рассмотрении дела судом допущено нарушение норм материального права, решение суда в указанной выше части подлежит отмене с вынесением нового судебного постановления о признании недействующим абз. второго п. 5 Порядка с момента вступления решения в законную силу.
Что касается вывода суда о соответствии п. 7 Порядка актам большей юридической силы, то он является правильным.
Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы" предусмотрено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая ряду условий. Одним из таких условий является то, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подп. "а" п. 6 Правил).
Следовательно, включение в списки на получение социальной выплаты в планируемом году семьи при достижении одним из супругов либо одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, не отвечает целям и задачам федеральной подпрограммы.
В целях недопущения фактов нецелевого использования бюджетных средств правительством Челябинской области было предусмотрено оспариваемое прокурором положение п. 7 Порядка.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда об отказе в признании недействующим п. 7 Порядка является законным и обоснованным. Апелляционное представление не содержит ссылки на обстоятельства, которые могли бы служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Челябинского областного суда от 26 июля 2012 г. об отказе в признании недействующим абз. второго п. 5 приложения N 4 к подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы "Доступное и комфортное жильё - гражданам России" в Челябинской области на 2011-2015 годы", утверждённой постановлением правительства Челябинской области от 16 ноября 2010 г. N 250-П, отменить. Принять в этой части новое решение.
Признать недействующим абз. второй п. 5 приложения N 4 к подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" областной целевой программы "Доступное и комфортное жильё - гражданам России" в Челябинской области на 2011-2015 годы", утверждённой постановлением правительства Челябинской области от 16 ноября 2010 г. N 250-П, с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционное представление исполняющего обязанности прокурора Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 ноября 2012 г. N 48-АПГ12-8
Текст определения официально опубликован не был