Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2012 г. N 49-АПГ12-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Хаменкова В.Б.,
судей - Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре - Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 августа 2012 года, которым удовлетворено заявление открытого акционерного общества "Газпром нефтехим Салават" о признании недействующим в части постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2011 года N 521 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Камалова А.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей ОАО "Газпром нефтехим Салават" Алюшкина П.В., Горошко Н.В., Троян А.Ю., Южакова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
30 декабря 2011 года Правительством Республики Башкортостан принято постановление N 521 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных населённых пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан", которое официально опубликовано в печатном издании "Республика Башкортостан" N 3 (27488) от 11 января 2012 года.
Открытое акционерное общество "Газпром нефтехим Салават", являясь арендатором земельных участков с кадастровыми номерами: 02:59:020101:2; 02:59:010103:3; 02:59:010103:1; 02:59:010103:2; 02:59:000000:2; 02:59:010102:6; 02:59:010102:5; 02:59:010102:17; 02:59:010102:14; 02:59:010102:15; 02:59:010101:9; 02:59:010101:5; 02:59:010102:33 (предыдущий 02:59:010102:0009); 02:59:010201:2; 02:59:010201:13; 02:59:050204:15; 02:59:050301:6; 02:59:010203:5; 02:59:010203:13; 02:59:010203:16; 02:59:010202:5; 02:59:010202:2; 02:59:010202:4; 02:59:010301:16; 02:59:010301:15; 02:59:010202:3; 02:59:010301:17; 02:59:010203:11; 02:59:010203:4; 02:59:010202:9; 02:59:010202:8; 02:59:010101:105; 02:59:010101:108; 02:59:010101:109; 02:59:010101:111; 02:59:010102:95; 02:59:010203:54; 02:59:010203:56; 02:59:010203:28; 02:59:010203:26; 02:59:010202:0040, обратилось в суд с заявлением о признании вышеназванного республиканского акта недействующим в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки арендованных земельных участков. В обоснование заявления указало на то, что оспариваемые показатели кадастровой оценки земельных участков утверждены с нарушением порядка проведения государственной кадастровой оценки земель, установленного федеральным законодательством, кадастровая стоимость завышена, установлена произвольно и экономически не обоснована. Также утверждало, что оспариваемое постановление надлежащим образом не опубликовано, отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков в управление Росреестра по Республике Башкортостан не направлялся.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 августа 2012 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене указанного решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что Минземимущество Республики Башкортостан явилось ненадлежащим заказчиком кадастровых работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, которым, по мнению суда, должно выступать Правительство Республики Башкортостан. Указанный вывод основан на положениях статьи 24.17 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которыми именно заказчик работ по определению кадастровой стоимости утверждает результаты определения кадастровой стоимости.
При этом суд посчитал установленным, что ни Правительством Республики Башкортостан, ни Минземимуществом Республики Башкортостан, вопреки требованиям статьи 24.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", решение о проведении кадастровой оценки земельных участков не принималось.
Судебная коллегия с указанными выводами суда согласиться не может, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, которым судом дана неверная оценка.
Согласно статье 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки). Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Из положений статей 1, 11 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года N 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан", статей 1, 2, 9, 10 Закона Республики Башкортостан от 13 марта 2003 года N 472-з "О республиканских органах исполнительной власти" следует, что Правительство Республики Башкортостан, являясь высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан, возглавляет систему органов государственной власти республики и осуществляет руководство этими органами, координируя их деятельность. Министерство Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим отраслевое управление процессами экономического развития, в пределах своей компетенции, которая определяется в том числе положениями об этих органах.
В соответствии с пунктами 2.5, 3.11 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утверждённого Указом Президента Республики Башкортостан от 12 июля 2007 года N УП-335, к компетенции министерства отнесено совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Башкортостан участие в организации и проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2007 года N 398 "О подпрограмме "Создание системы кадастра недвижимости (2007-2012 годы)" республиканской целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимости" на 2003-2012 годы" Минземимущество Республики Башкортостан является заказчиком названной подпрограммы, одной из целей которой является проведение кадастровой оценки стоимости объектов недвижимости на 2003-2012 годы. Следовательно, в силу приведённых выше полномочий Минземимущество Республики Башкортостан совместно с Правительством Республики Башкортостан и другими органами исполнительной власти республики вправе было принимать участие в проведении государственной кадастровой оценки земель.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 4 августа 2011 года N 997-р Минземимуществу Республики Башкортостан из бюджета республики на проведение кадастровых работ выделено 10000 тысяч рублей.
Именно это свидетельствует, что Правительством Республики Башкортостан было принято решение о проведении кадастровой оценки объектов недвижимости, результаты которого утверждены оспариваемым постановлением Правительства Республики Башкортостан, что полностью соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Вывод суда о том, что решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости должно было быть принято Правительством Республики Башкортостан исключительно в виде постановления, не основан на законе.
Указание на неправильное формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, по мнению самого же суда, на законность оспариваемых норм не повлияло.
Более того, в соответствии со статьёй 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" формирование такого перечня является прерогативой уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения государственного кадастра недвижимости.
Ссылка суда на отсутствие договора страхования ответственности за причинение ущерба в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости основанием к признанию оспариваемых норм недействующими служить не могла, поскольку данное обстоятельство на процесс государственной кадастровой оценки и его результаты не повлияло.
Суду следовало иметь в виду, что не всякое нарушение процедуры или порядка проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости может служить поводом к признанию принятого в этом порядке акта недействующим, а утверждённые им результаты государственной кадастровой оценки незаконными.
Нарушений порядка проведения государственной кадастровой оценки, которые препятствовали бы принятию оспариваемого нормативного правового акта или ставили его вне закона, судом не установлено.
Выводы суда о неполном опубликовании оспариваемого нормативного акта не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Из разъяснений пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" следует, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
Таким образом, суду надлежало проверить, была ли указанным лицам предоставлена возможность ознакомиться с содержанием оспариваемых норм.
Если такая возможность была обеспечена, то порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании, либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Суд оставил без внимания, что оспариваемые постановление опубликовано в печатном издании "Республика Башкортостан" 11 января 2012 года, N 3 (27488), приложение к нему размещено на сайте Росреестра Республики Башкортостан.
При таких обстоятельствах считать то, что у заявителей отсутствовала возможность ознакомления с оспариваемым актом, у суда не было оснований.
К тому же установление факта неопубликования не давало суду повода к признанию такого акта недействующим по данному основанию, поскольку, в случае неопубликования оспариваемого акта дело по заявлению о его оспаривании подлежало возврату, как неподсудное Верховному Суду Республики Башкортостан.
С учётом изложенного решение суда является незаконным и подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 августа 2012 года отменить. Принять новое решение, которым в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Газпром нефтехим Салават" о признании недействующим в части постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2011 года N 521 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан" отказать.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2012 г. N 49-АПГ12-9
Текст определения официально опубликован не был