Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2012 г. N 84-АПГ12-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Хаменкова В.Б., при секретаре Тихонове М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Новгородской области об оспаривании отдельных положений постановления Администрации Новгородской области "О территориальной Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год" от 5 апреля 2012 г. N 163 по апелляционной жалобе Администрации Нижегородской области на решение Новгородского областного суда от 23 августа 2012 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Администрации Новгородской области от 5 апреля 2012 г. N 163, опубликованным в областной газете "Новгородские ведомости" N 12 (3880) 9 апреля 2012 г., N 12 (3880), утверждена территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год (далее - Программа).
Заместитель прокурора Новгородской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений Программы, а именно:
1) паспорт Программы в части установления подушевого норматива финансирования Программы (в расчёте на одного человека в год) в сумме 7308,6 руб., в том числе за счёт средств территориального фонда ОМС в сумме 3734,7 руб. (в расчёте на одно застрахованное лицо по ОМС);
2) раздела 5 "Нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения Программы и структура тарифов на медицинскую помощь" описания Программы в части утверждения нормативов финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, которые составляют в среднем:
- на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений - 207,85 руб., в том числе 152,2 руб. за счёт средств ОМС,
- на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 412,68 руб., в том числе 470,3 руб. за счёт средств ОМС,
- на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1247,91 руб., в том числе 952,0 руб. за счёт средств ОМС;
3) подраздела 8.1 "Утверждённая стоимость программы" раздела 8 "Экономическая характеристика Программы" описания Программы в части утверждения стоимости Программы всего в сумме 7308,6 руб. и стоимости Программы за счёт средств обязательного медицинского страхования в сумме 3734,7 руб.;
4) подраздела 8.2 "Утверждённая стоимость Программы по источникам финансирования" раздела 8 "Экономическая характеристика Программы" описания Программы в части утверждения подушевого норматива финансирования Программы медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС в сумме 3726,4 руб.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что установленные нормативы не соответствуют нормативам Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 г. N 856, так как являются заниженными, что нарушает права граждан на получение бесплатной медицинской помощи в гарантированном федеральным законодательством объёме.
Решением Новгородского областного суда от 23 августа 2012 г. заявление заместителя прокурора Новгородской области удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация Новгородской области просит решение суда первой инстанции отменить, полагая, что субъект Российской Федерации вправе корректировать Программу с учетом финансовых возможностей региона.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного Закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьёй 81 (пункт 1) Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В силу пункта 18 статьи 100 названного Федерального закона реализация территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, определяющей содержание программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 г. N 856 (далее - Федеральная программа).
Разделами IV и V Федеральной программы установлены нормативы объёма медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структура тарифов на медицинскую помощь.
Как следует из содержания раздела I Федеральной программы, орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счёт доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов (в случае наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления государственным полномочием субъекта Российской Федерации по решению вопросов организации оказания медицинской помощи) определять в территориальной программе дополнительные условия и объёмы оказания медицинской помощи при условии финансового обеспечения территориальной программы с учётом предусмотренных названной программой соответствующих нормативов.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования, являющаяся составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, может включать в себя оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включённых в базовую программу обязательного медицинского страхования, без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, при сохранении объёма финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования не ниже уровня 2010 года, в том числе в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Аналогичное положение закреплено и в пункте 4 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Из анализа указанных положений федерального законодательства следует, что территориальная программа должна соответствовать Федеральной программе, поскольку дополнительные условия и объёмы оказания медицинской помощи определяются с учётом предусмотренных Федеральной программой соответствующих нормативов.
В связи с изложенным суд первой инстанции, сопоставив оспариваемые положения Программы с нормами Федеральной программы, устанавливающими нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения, сделал правильный вывод об установлении администрацией Новгородской области перечисленных нормативов в меньшем объёме по сравнению с нормативами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
При таком положении следует согласиться с выводом суда первой инстанции о противоречии оспариваемых норм Программы требованиям федерального законодательства.
Ссылка в апелляционной жалобе на недостаточность финансирования Программы не опровергает выводов суда и не является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, так как реализация права граждан на гарантированный объём бесплатной медицинской помощи не должна зависеть от наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Новгородского областного суда от 23 августа 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2012 г. N 84-АПГ12-2
Текст определения официально опубликован не был