Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2012 г. N 74-АПГ12-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н., судей Еременко Т.И. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Тихонове М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24 июля 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению подпункта "в" пункта 5.12.1 Положения о порядке финансирования и расходования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию мероприятий по содействию занятости населения, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2011 года N 659.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2011 года N 659 утверждено Положение о порядке финансирования и расходования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию мероприятий по содействию занятости населения.
Согласно подпункту "в" пункта 5.12.1 Положения безработным гражданам при переезде в другую местность для временного трудоустройства по направлению центров занятости оказывается финансовая поддержка, включающая расходы, связанные с оплатой найма жилого помещения на время пребывания в другой местности, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение, в размере до 550 руб. в сутки, но не более 3-х месяцев.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению подпункта "в" пункта 5.12.1 в части слов "но не более 3 месяцев" указанного Положения, полагая, что он противоречит подпункту 3 пункта 2 статьи 22.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", по смыслу которого расходы, связанные с проживанием в другой местности в период временного трудоустройства, подлежат оплате за весь период работы.
По мнению прокурора, предусмотренное пунктом 4 статьи 22.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости не является основанием для установления срока, в течение которого осуществляется указанная финансовая поддержка.
Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24 июля 2012 года в удовлетворении заявления заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) отказано.
В апелляционном представлении заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) ставится вопрос об отмене указанного решения как постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункта 75 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относятся полномочия в области содействия занятости населения, предусмотренные Законом РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 органы службы занятости содействуют безработным гражданам в переезде в другую местность для временною трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности).
Подпунктом 3 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка, включающая оплату найма жилого помещения, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22.1 размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, установление размеров финансовой поддержки, порядка и условий ее предоставления безработным гражданам при переезде в другую местность для временного трудоустройства отнесено федеральным законодателем к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 22 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" мероприятия по содействию занятости населения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации статьи 7.1-1 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Правительством Республики Саха (Якутия) утверждено Положение о порядке финансирования и расходования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию мероприятий по содействию занятости населения, подпунктом "в" пункта 5.12.1 которого предусмотрено, что безработным гражданам при переезде в другую местность для временного трудоустройства по направлению центров занятости населения оказывается финансовая поддержка, включающая расходы, связанные с оплатой найма жилого помещения на время пребывания в другой местности, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение, в размере до 550 рублей в сутки, но не более трех месяцев.
Разрешая заявление прокурора, суд, проанализировав приведенные нормы федерального законодательства, пришел к правильному выводу о том, что субъект Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий установил размер финансовой помощи по оплате найма жилого помещения при переезде безработных граждан в другую местность для временного трудоустройства, порядок и условия ее предоставления.
Суд обоснованно не усмотрел противоречия оспариваемой нормы подпункту 3 пункта 2 статьи 22.1 Федерального закона от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", правильно указав, что эта норма Федерального закона, предусматривая оказание безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства финансовой поддержки, включающей оплату найма жилого помещения, является общей нормой. Вместе с тем, федеральный законодатель определил, что конкретные размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Определение срока финансовой поддержки, по мнению суда, является регламентацией порядка и условий предоставления финансовой поддержки безработным гражданам.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований к его отмене по доводам апелляционного представления прокурора, полагая, что они свидетельствуют о неправильном толковании норм материального права.
Установление срока финансовой поддержки безработных граждан, как правильно указал суд в решении, является установлением условий такой поддержки, что является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24 июля 2012 год оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Еременко Т.И. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2012 г. N 74-АПГ12-15
Текст определения официально опубликован не был