Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии
от 12 декабря 2012 г. N 273
"О применении метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров"
27 марта 2018 г.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 года Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
1. Утвердить прилагаемые Правила применения метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров.
2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Председатель |
В.Б. Христенко |
Правила применения метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров
(утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии
от 12 декабря 2012 г. N 273)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила используются при применении метода сложения (метод 5), установленного статьей 9 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 года (далее - Соглашение).
2. Настоящие Правила разработаны на основе положений Соглашения, Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, включая Пояснительные примечания к нему, а также материалов Технического комитета по таможенной оценке Всемирной таможенной организации с целью обеспечения единообразного применения метода 5.
3. Метод 5 применяется, если таможенная стоимость товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - таможенная территория Таможенного союза), не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 8 Соглашения, за исключением случаев, когда по заявлению декларанта (таможенного представителя) порядок применения статей 8 и 9 Соглашения может быть обратным.
При определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров по методу 5 в качестве основы принимается расчетная стоимость этих товаров, определяемая путем сложения компонентов, установленных пунктом 1 статьи 9 Соглашения.
Сведения о таможенной стоимости товаров, определяемой по методу 5, заявляются в декларации таможенной стоимости в соответствии с Порядком декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
4. Таможенная стоимость товаров определяется, как правило, на основе документов и сведений, доступных на таможенной территории Таможенного союза. Однако для определения расчетной стоимости необходимо располагать документами и сведениями о расходах на производство (об издержках производства) оцениваемых (ввозимых) товаров, другими документами и сведениями производителя указанных товаров, который находится за пределами таможенной территории Таможенного союза.
5. В связи с тем что производитель оцениваемых (ввозимых) товаров находится вне юрисдикции таможенных органов государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены) и документы и сведения, указанные в пункте 4 настоящих Правил, обычно являются конфиденциальными и производителем не разглашаются, использование метода 5 в основном ограничено случаями, когда покупатель и продавец товаров являются взаимосвязанными лицами и при этом производитель согласен предоставить документы и сведения об издержках производства и при необходимости обеспечить возможность их проверки в соответствии с пунктом 6 статьи 9 Соглашения.
Понятие "взаимосвязанные лица" используется в значении, установленном пунктом 1 статьи 3 Соглашения.
6. Документы и сведения, предоставленные производителем или от его имени, должны соответствовать общепринятым принципам бухгалтерского учета, применяемым в установленном порядке в стране производства оцениваемых (ввозимых) товаров в период времени, когда указанные товары были произведены. Общепринятые принципы бухгалтерского учета устанавливаются законодательно (нормативными правовыми актами уполномоченных органов страны производства), а также в виде рекомендаций профессиональных ассоциаций либо иных организаций, уполномоченных в соответствии с законодательством страны производства издавать такие рекомендации.
Для подтверждения соответствия документов и сведений, предоставленных производителем или от его имени, общепринятым принципам бухгалтерского учета страны производства оцениваемых (ввозимых) товаров декларант (таможенный представитель) вправе предоставить, например, заключение о соответствии уровня издержек производства, а также уровня прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов), указанных в предоставленных документах и сведениях, уровню издержек производства и уровню прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов), характерных при продажах для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза товаров того же класса или вида, что и оцениваемые (ввозимые) товары, выданное органом страны производства указанных товаров, уполномоченным в области бухгалтерского учета, либо независимой организацией, которая в соответствии с законодательством страны производства оцениваемых (ввозимых) товаров может выступать в качестве экспертной (например, бухгалтерские ассоциации, торгово-промышленные палаты, отраслевые научно-исследовательские институты и др.).
II. Расчетная стоимость товаров
7. Расчетная стоимость товаров в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Соглашения включает в себя:
а) расходы по изготовлению или приобретению материалов и расходы на производство, а также на иные операции, связанные с производством оцениваемых (ввозимых) товаров;
б) сумму прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов), эквивалентную той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые (ввозимые) товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза;
в) расходы, указанные в подпунктах 4 - 6 пункта 1 статьи 5 Соглашения (далее - расходы по доставке товаров).
8. При определении размера расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством оцениваемых (ввозимых) товаров, учитывается следующее.
Системы бухгалтерского учета большинства стран, как правило, устанавливают перечень видов имущества, которое относится к материалам. Обычно к материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы.
Расходы по изготовлению материалов равны их фактической себестоимости, документы и сведения о величине которой предоставляются производителем или от его имени.
Расходами по приобретению материалов являются расходы, которые понес производитель при их приобретении у лица, не являющегося взаимосвязанным с ним.
Расходы на производство, а также на иные операции, связанные с производством оцениваемых (ввозимых) товаров, включают прямые и косвенные расходы. Отнесение расходов к прямым или косвенным осуществляется производителем согласно его учетной политике, сформированной в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, применяемыми в стране производства оцениваемых (ввозимых) товаров.
9. В расходы по изготовлению или приобретению материалов и расходы на производство, а также на иные операции, связанные с производством оцениваемых (ввозимых) товаров, в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Соглашения включаются:
а) расходы на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с оцениваемыми (ввозимыми) товарами;
б) расходы по упаковке, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
в) распределенная в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Соглашения стоимость товаров и услуг, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 5 Соглашения, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт оцениваемых (ввозимых) товаров, а именно:
сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и тому подобных предметов, из которых состоят оцениваемые (ввозимые) товары;
инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых (ввозимых) товаров;
материалов, израсходованных при производстве оцениваемых (ввозимых) товаров;
проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, художественного оформления, дизайна, эскизов и чертежей, выполненных вне таможенной территории Таможенного союза и необходимых для производства оцениваемых (ввозимых) товаров.
При предоставлении покупателем производителю оцениваемых (ввозимых) товаров любых из указанных в настоящем подпункте товаров и услуг бесплатно в тех случаях, когда производитель не включает их стоимость в калькуляцию своих затрат на производство оцениваемых (ввозимых) товаров, стоимость таких товаров и услуг должна быть включена в таможенную стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров.
В случае если такие товары и услуги, как проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи, были выполнены на таможенной территории Таможенного союза и предоставлены производителю для производства оцениваемых (ввозимых) товаров, их стоимость включается в расчетную стоимость только в том размере, в каком такие товары и услуги оплачивались производителем.
10. Расходы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, не должны учитываться повторно при определении расчетной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров.
11. Сумма прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов) в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Соглашения учитывается в целом и определяется на основе сведений, предоставленных производителем или от его имени.
В качестве общих расходов (коммерческих и управленческих расходов) должны учитываться прямые и косвенные издержки производства и продажи товаров для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза, которые не указаны в подпункте 1 пункта 1 статьи 9 Соглашения. Отнесение соответствующих расходов к прямым или косвенным осуществляется производителем согласно его учетной политике, сформированной в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, применяемыми в стране производства оцениваемых (ввозимых) товаров.
При применении статьи 9 Соглашения следует учитывать сумму прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов), обычно имеющих место при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые (ввозимые) товары, производимые в стране экспорта для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза.
В случае если показатели прибыли производителя являются низкими, а общие расходы (коммерческие и управленческие расходы) - высокими, то прибыль и общие расходы (коммерческие и управленческие расходы), рассматриваемые в целом, могут тем не менее согласовываться с прибылью и общими расходами (коммерческими и управленческими расходами), которые обычно имеют место при продажах товаров того же класса или вида для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза.
Такая ситуация может иметь место, например, если производитель, начиная поставки на внутренний рынок Таможенного союза новых товаров, в целях компенсации связанных с этим высоких общих расходов (коммерческих и управленческих расходов) может получать низкую прибыль или не получать ее вообще в течение времени, необходимого для освоения рынка.
Когда производитель может подтвердить, что низкая прибыль является следствием особых коммерческих обстоятельств, данные о фактической прибыли производителя принимаются в расчет при условии, что производитель должным образом обосновывает ее размер и ценовая политика производителя отражает обычную ценовую политику в соответствующей отрасли промышленности. Такая ситуация может иметь место, например, если производитель был вынужден временно снизить цены вследствие непредвиденного падения спроса или если производитель продает товары, чтобы дополнить ассортимент товаров, производимых на таможенной территории Таможенного союза, и согласен получать низкую прибыль для сохранения конкурентоспособности.
В случае если предоставленные производителем или от его имени сведения о сумме прибыли и общих расходах (коммерческих и управленческих расходах) не соответствуют сведениям об обычных прибыли и общих расходах (коммерческих и управленческих расходах) при продажах товаров того же класса или вида, сумма прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов) может определяться на основе иных имеющихся в распоряжении таможенного органа сведений, основанных на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
12. К расходам по доставке товаров относятся следующие расходы, определяемые на основе документально подтвержденных сведений об их фактической величине:
а) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
б) расходы по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
в) расходы на страхование в связи с операциями, указанными в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 марта 2018 г. N 42 пункт 13 признан утратившим силу с 2 мая 2018 г.
13. Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в соответствии с Порядком контроля таможенной стоимости товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376.
В случае если для целей определения расчетной стоимости используются иные данные, чем те, что предоставлены производителем или от его имени, таможенный орган указывает источник таких данных, а также произведенные на их основе расчеты в решении о корректировке заявленной декларантом (таможенным представителем) таможенной стоимости товаров, принимаемом в порядке и по форме, которые установлены Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376.
III. Примеры определения таможенной стоимости товаров по методу 5
Пример 1. Иностранная организация (далее - производитель) поставляет своей дочерней организации, зарегистрированной в одном из государств-членов (далее - импортер-покупатель), турбинное оборудование. Поскольку таможенная стоимость турбинного оборудования не может быть определена в соответствии со статьями 4 и 6 - 8 Соглашения, ее определение осуществляется по методу 5.
Ввозимое турбинное оборудование изготовлено по специальному заказу импортера-покупателя.
Для производства турбинного оборудования импортер-покупатель бесплатно предоставил производителю предназначенные исключительно для производства этого оборудования эскизы и чертежи стоимостью 500 денежных единиц, которые были выполнены на таможенной территории Таможенного союза.
Таможенному органу предоставлены полученные от производителя документы и сведения, на основе которых были определены следующие показатели:
расходы по изготовлению или приобретению материалов - 4 000 денежных единиц;
расходы на производство - 3 500 денежных единиц;
общие расходы (коммерческие и управленческие расходы) - 350 денежных единиц;
прибыль - 1 570 денежных единиц.
Расходы по доставке товаров составляют 80 денежных единиц.
В распоряжении таможенного органа имеются также документально подтвержденные торгово-промышленной палатой страны производства сведения о том, что обычно сумма прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов) при продажах товаров того же класса или вида для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза составляет около 25 процентов от суммы расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство турбинного оборудования. Применительно к рассматриваемой ситуации эта величина составляет 1 875 денежных единиц ((4 000 + 3 500) х 25%).
Сумма прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов) в рассматриваемом случае составляет 1920 денежных единиц (1 570 + 350), или 25,6 процента, что сопоставимо с ее обычной величиной. Таким образом, значение указанного показателя в целях определения таможенной стоимости турбинного оборудования является приемлемым.
Поскольку эскизы и чертежи, предназначенные для производства турбинного оборудования, были выполнены на таможенной территории Таможенного союза и предоставлены производителю бесплатно, в соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 9 Соглашения их стоимость (500 денежных единиц) не учитывается при определении таможенной стоимости турбинного оборудования.
Таможенная стоимость турбинного оборудования определяется путем сложения расходов по изготовлению или приобретению материалов, расходов на производство, общих расходов (коммерческих и управленческих расходов), прибыли и расходов по доставке товаров (4 000 + 3 500 + 1 920 + 80 = 9 500 денежных единиц).
Пример 2. Организация, зарегистрированная в одном из государств-членов (далее - покупатель), приобрела у иностранной организации (далее - производитель) и ввозит на таможенную территорию Таможенного союза оборудование. Поскольку таможенная стоимость оборудования не может быть определена в соответствии со статьями 4 и 6 - 8 Соглашения, ее определение осуществляется по методу 5.
Расходы по доставке товаров составляют 5 денежных единиц.
На основе коммерческих счетов, предоставленных производителем, были определены расходы на общую сумму 31 денежная единица в расчете на единицу товара, в том числе:
расходы по изготовлению или приобретению материалов - 10 денежных единиц;
расходы по оплате труда и отчисления на социальные нужды, связанные с оплатой труда, - 8 денежных единиц;
общезаводские расходы - 12 денежных единиц;
расходы по упаковке - 1 денежная единица.
Покупатель бесплатно предоставил производителю необходимые для производства оцениваемых (ввозимых) товаров чертежи, выполненные вне таможенной территории Таможенного союза. Исходя из произведенного соответствующим образом распределения общей стоимости указанных чертежей получается, что на единицу товара приходится стоимость чертежей, равная 2 денежным единицам.
Производитель предоставил покупателю документы, содержащие сведения о сумме прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов), обычно учитываемой при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые (ввозимые) товары. В соответствии с этими документами обычные прибыль и общие расходы (коммерческие и управленческие расходы) при продаже товаров того же класса или вида составляют примерно 20 процентов от расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством оцениваемых (ввозимых) товаров.
Приведенный показатель согласуется с показателями, имеющими место у других производителей той же страны производства при продажах товаров того же класса или вида для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза (например, предоставлено соответствующее заключение торгово-промышленной палаты страны производства оборудования).
С учетом изложенного указанная величина является приемлемой для целей исчисления таможенной стоимости оборудования.
Сумма прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов), исчисленная в процентном отношении от величины расходов, понесенных производителем в расчете на единицу товара, составит 6,2 денежной единицы (31 денежная единица х 20%).
Следовательно, таможенная стоимость оборудования определяется путем сложения расходов, определенных производителем, к которым добавлена стоимость предоставленных бесплатно чертежей (31 + 2 = 33 денежные единицы), суммы прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов), определенных в процентном отношении от фактических расходов, понесенных производителем (6,2 денежной единицы), и расходов по доставке товаров (5 денежных единиц).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Установлено, как применяется метод сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через границу Таможенного союза (ТС).
Этот метод используется, если таможенную стоимость ввозимых товаров невозможно определить с помощью методов 1 (по стоимости сделки с ввозимыми товарами), 2 (по стоимости сделки с идентичными товарами), 3 (по стоимости сделки с однородными товарами) и 4 (вычитание). Исключение - случаи, когда по заявлению декларанта (таможенного представителя) порядок применения методов 4 и 5 может быть обратным.
Применение метода 5 в основном ограничено случаями, когда покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами и при этом производитель согласен предоставить документы и сведения об издержках производства и при необходимости обеспечить возможность их проверки.
При методе сложения за основу берется расчетная стоимость товаров. Она включает в себя 3 компонента. Первый - расходы на изготовление или приобретение материалов, на производство, а также на иные операции, связанные с изготовлением оцениваемых товаров. Второй - сумма прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих затрат), эквивалентная той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые (ввозимые) товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза на территорию ТС. Третий - расходы по доставке.
Указано, как определяется каждый из этих компонентов.
Приведены примеры применения метода 5.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 декабря 2012 г. N 273 "О применении метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров"
Настоящее решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования
Текст решения опубликован на сайте Евразийской экономической комиссии (http://www.tsouz.ru) 14 декабря 2012 г., в газете "Таможенный вестник", январь 2013 г., N 1
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 марта 2018 г. N 42
Изменения вступают в силу с 2 мая 2018 г.