Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 декабря 2012 г. N 03-04-06/4-348
Вопрос: Доходом в соответствии со ст. 41 НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
В пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ установлено, что к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
В соответствии со ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в виде установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей).
Таким образом, необходимым условием для возникновения объекта налогообложения НДФЛ является наличие экономической выгоды у физического лица, в частности, осуществление организацией расходов в его интересах, а не в интересах самой организации.
В деловой практике распространено проведение представительских встреч как в формальной, так и в менее формальной обстановке. Принимая деловых партнеров, приехавших на переговоры из другого города или из-за границы, Банк утверждает план проведения представительского мероприятия, в который включается, в частности, посещение экскурсии, музея, театра или концерта.
Обычаи делового оборота в предпринимательской деятельности и деловая этика не предусматривают возможности отказа представителей переговаривающихся организаций от участия в программе представительского мероприятия, проводимого приглашающей стороной.
С учетом изложенного, просим подтвердить правомерность следующей позиции: вышеуказанные мероприятия нельзя квалифицировать в качестве мероприятий, проведенных в интересах физических лиц, и соответственно рассматривать их как получение выгоды физическими лицами неправомерно. Следовательно, объект обложения НДФЛ в приведенных ситуациях не возникает.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО (далее - Банк) по вопросу применения положений главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и в соответствии со статьей 34.2 Кодекса разъясняет следующее.
Из письма следует, что руководствуясь общепринятой деловой практикой Банк в соответствии с утвержденным планом проводит представительские мероприятия, принимая деловых партнеров, приезжающих на переговоры из других городов или государств.
Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло.
При этом в соответствии со статьей 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Вместе с тем абзацем одиннадцатым пункта 3 статьи 217 Кодекса предусмотрено, что от налогообложения освобождаются доходы физических лиц, связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
С учетом вышеизложенного, если участие работника в проводимых организацией представительских мероприятиях является для него обязательным, то это участие связано с исполнением работником трудовых обязанностей, а его доходы, полученные в связи с участием в таком мероприятии, не подлежат налогообложению на основании пункта 3 статьи 217 Кодекса.
При этом обязательность участия работника в проводимых представительских мероприятиях определяется, в частности, наличием приказа по организации о проведении соответствующего представительского мероприятия, утвержденного перечня работников, принимающих в нем участие, наличием непосредственной связи между вопросами, являющимися предметом переговоров, в рамках которых проводится представительское мероприятие, и служебными обязанностями, предусмотренными в трудовом договоре (контракте) с работником, принимающим участие в представительском мероприятии.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о том, облагаются ли НДФЛ доходы, получаемые работниками организации в связи с участием в представительских мероприятиях. Речь идет о приеме ее деловых партнеров, приезжающих на переговоры из других городов или государств.
От НДФЛ освобождаются доходы физлиц, связанные с исполнением трудовых обязанностей.
Если участие в представительских мероприятиях обязательно для работника, то оно связано с исполнением трудовых обязанностей. Поэтому доходы, полученные сотрудником в связи с участием в таком мероприятии, не облагаются НДФЛ.
Участие в представительских мероприятиях является обязательным, в частности, в следующих случаях. Есть приказ по организации о проведении соответствующего мероприятия, утвержденный перечень работников, участвующих в нем. Должна быть непосредственная связь между предметом переговоров, в рамках которых проводится мероприятие, и служебными обязанностями, предусмотренными в трудовом договоре (контракте) работника.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 декабря 2012 г. N 03-04-06/4-348
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 9-21 января 2013 г. N 1-2