Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. N АПЛ12-696
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Федина А.И., членов коллегии Манохиной Г.В., Назаровой А.М.,
при секретаре Кулик Ю.А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального унитарного предприятия "Верещагинское бюро технической инвентаризации" о признании недействующим пункта 7.1.19 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 октября 2009 г. N 395, по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия "Верещагинское бюро технической инвентаризации" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 2012 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Министерства экономического развития Российской Федерации - Болдырева С.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 октября 2009 г. N 395 утверждено Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Типовое положение).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 октября 2009 г., регистрационный N 15066, опубликован в "Российской газете", 2009 г., 21 октября, N 199.
Согласно пункту 7.1.19 Типового положения территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет проведение аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Муниципальное унитарное предприятие "Верещагинское бюро технической инвентаризации" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 7.1.19 Типового положения. В обоснование заявления указало, что оспариваемая норма Типового положения противоречит статье 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", пункту 5.27 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", пункту 7 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437. Министерство экономического развития Российской Федерации, наделив территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии полномочиями на проведение аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, превысило свои полномочия, так как аккредитация не предусмотрена федеральным законом или другим нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемое положение нарушает права и законные интересы Муниципального унитарного предприятия "Верещагинское бюро технической инвентаризации", так как послужило основанием для отзыва аккредитации на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 2012 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе муниципальное унитарное предприятие "Верещагинское бюро технической инвентаризации" просит об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, и удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в оспариваемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель Муниципального унитарного предприятия "Верещагинское бюро технической инвентаризации" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания Апелляционной коллегии извещен в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Типовое положение принято Министерством экономического развития Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, пункт 7.1.19 Типового положения, предусматривающий осуществление территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведение аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства не противоречит действующему федеральному законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в статье 12, определяющей общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, установил, что Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Во исполнение предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации были изданы постановление от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" и постановление от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвердившие полномочия указанных федеральных органов исполнительной власти.
Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации (пункт 2).
В соответствии с пунктом 9.9 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, руководитель федеральной службы или федерального агентства, находящихся в ведении федерального министерства, утверждает положение о территориальном органе в соответствии с типовым положением о территориальном органе соответствующей федеральной службы или федерального агентства, утвержденным приказом федерального министерства.
При таких данных, Министерство экономического развития Российской Федерации имело полномочия на утверждение Типового положения, следовательно, доводы апелляционной жалобы об отсутствии полномочий у Министерства экономического развития Российской Федерации на издание этого нормативного правового акта несостоятельны.
Верховный Суд Российской Федерации правомерно признал необоснованным довод заявителя о неправомерности наделения территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии правом проведения аккредитации для организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2004 г. N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности" в пункте 2 определено, что государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы (подпункт "а"); до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утверждаемым данным Министерством (подпункт "б").
Во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2004 г. N 477 Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации приказом от 5 апреля 2005 г. N 70 утвердило Положение об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, которое определяет порядок проведения аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (пункт 1). В настоящее время данный нормативный правовой акт действует в редакции приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 сентября 2010 г. N 436 "О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 апреля 2005 г. N 70 "Об утверждении положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства".
Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции были переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, которая является правопреемником Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (пункт 5).
В силу пункта 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской федерации от 1 июня 2009 г. N 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность, в том числе и через свои территориальные органы.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно сослался на то, что законность наделения Правительством Российской Федерации уполномоченного органа государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности функциями по аккредитации уполномоченных организаций технической инвентаризации, а также приведенного приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 5 апреля 2005 г. N 70, уже подтверждена вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2001 г. N ГКПИ01-481 по жалобе Думы муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" о признании частично недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности" и от 24 мая 2007 г. N ГКПИ06-1575 по заявлению МУП "Бюро технической инвентаризации, учета недвижимости и приватизации жилья города Нижневартовска" об оспаривании Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 5 апреля 2005 г. N 70 "Об утверждении Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" и утвержденного им Положения, которыми в удовлетворении названных заявлений отказано.
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", регулирующим отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, в статье 43 закреплено, что до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 1); в переходный период положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 2); в переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда, если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи (часть 2.1).
В силу части 8 статьи 47 названого Федерального закона впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с названным Федеральным законом указанные в нем законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.
Исходя из изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что до принятия порядка ведения государственного технического учета такой учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке и по правилам, установленным Министерством экономического развития Российской Федерации, что соответствует части 2.1 статьи 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
На основании части 2.2 статьи 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" 14 октября 2011 г. Министерством экономического развития Российской Федерации приказом N 577 утвержден Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, который вводится в действие на территории Российской Федерации поэтапно.
После введения в действие данного порядка на территории всех субъектов Российской Федерации, как правильно указано в решении суда первой инстанции, ранее установленный нормативными правовыми актами порядок осуществления государственного учета, в том числе аккредитация организаций на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, применяться не будет.
С учетом изложенного, правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый заявителем пункт 7.1.19 Типового положения не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов муниципального унитарного предприятия "Верещагинское бюро технической инвентаризации".
Доводы в апелляционной жалобе о неправильном применении судом норм материального права, о несоответствии выводов суда, ошибочны. Судом принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые в данном деле правоотношения, при правильном их толковании. В обоснование вывода о законности пункта 7.1.19 Типового положения суд правомерно сослался и на постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2004 г. N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности" имеющего большую юридическую силу по отношению к Типовому положению.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого нормативного положения, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.
Предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Верещагинское бюро технической инвентаризации" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.И. Федин |
Члены коллегии |
Г.В. Манохина |
|
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. N АПЛ12-696
Текст определения официально опубликован не был