Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
по результатам экспертизы
приказа ФАС России от 18 сентября 2009 г. N 621
"Об установлении условий, при которых недвижимое
имущество признается равнозначным ранее
имевшемуся недвижимому имуществу"
Справка
о результатах публичных консультаций в целях экспертизы приказа ФАС России от 18 сентября 2009 г. N 621 "Об установлении условий, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу"
Используемые сокращения:
Сокращение |
Обозначение |
|
РСПП |
|
Российский союз промышленников и предпринимателей |
Деловая Россия |
|
Общероссийская общественная организация "Деловая Россия" |
Владимирская область |
|
Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Владимирской области |
Ульяновская область |
|
Министерство экономики Ульяновской области |
Чувашская Республика |
|
Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики |
Республика Марий Эл |
|
Министерство государственного имущества Республики Марий Эл |
Сводная таблица
1. Наличие какой проблемы способствовало принятию НПА? Актуальна ли данная проблема сегодня?
РСПП |
Деловая Россия |
Владимирская область |
Ульяновская область |
Чувашская Республика |
Республика Марий Эл |
Рассматриваемый Приказ (далее - "Приказ") принят для решения двух актуальных проблем: - нецелесообразное и необоснованное распоряжение государственным и муниципальным недвижимым имуществом; - предоставление государственными органами и органами местного самоуправления необоснованных преимуществ одним хозяйствующим субъектом перед другими в отношении получения прав владения и пользования государственным и муниципальным недвижимым имуществом. |
Проблема актуальна на сегодняшний день. Это и насущные проблемы строящейся Олимпиады в Сочи. |
Да, актуальна. В процессе деятельности юридических лиц - арендодателей государственного имущества, возникает необходимость использования помещений, переданных в аренду, при этом имеется возможность предоставления арендатору других, равноценных помещений. До введения в действие ст.17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" такое перемещение арендатора можно было произвести без проведения торгов по соглашению сторон. В настоящее время Федеральный закон "О защите конкуренции" также позволяет сделать это без проведения торгов, но более длинным путем. |
Приказ ФАС России от 18.09.2009 N 621 принят во исполнение п. 12 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", даёт гарантии как участникам торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, так и организаторам таких торгов, повышает привлекательность рынка государственной и муниципальной недвижимости. |
Нормативный правовой акт принят в целях уменьшения времени регистрации и оформления права владения и пользования на имущество, предоставленного взамен утраченного. Данная проблема актуальна и в настоящее время. |
Приказ ФАС России от 18 сентября 2009 г. N 621 принят во исполнение пункта 12 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", дает определенные гарантии как участникам торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, так и организаторам таких торгов, повышает привлекательность рынка государственной и муниципальной недвижимости. |
2. Какие поведенческие мотивы способствуют возникновению указанной проблемы?
РСПП |
Деловая Россия |
Владимирская область |
Ульяновская область |
Чувашская Республика |
Республика Марий Эл |
Возникновению вышеуказанных проблем способствует отсутствие личной материальной заинтересованности государственных и муниципальных служащих в целесообразном и экономном распоряжении государственным и муниципальным недвижимым имуществом, а также высокая потенциальная и реальная коррупция в рассматриваемой сфере. |
Необходимость равнозначного и правильно оцененного обмена. |
В случае проведения капитального ремонта объекта недвижимости, а также реорганизация арендодателя (балансодержателя). |
Государственное регулирование при заключении договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, обусловлено современными особенностями и состоянием рынка государственной и муниципальной недвижимости. |
Общее недовольство новых владельцев и пользователей, связанное со сложностью процедуры оформления права владения и пользования. |
Необходимость государственного регулирования в этой сфере вызвана особенностями и состоянием рынка государственной и муниципальной недвижимости. |
3. Насколько корректно разработчик НПА определил те факторы, которые обуславливают необходимость государственного вмешательства? Насколько цель государственного регулирования соответствует сложившейся проблемной ситуации?
РСПП |
Деловая Россия |
Владимирская область |
Ульяновская область |
Чувашская Республика |
Республика Марий Эл |
Факторы, которыми обусловлена необходимость государственного вмешательства, определены правильно, цель государственного регулированная соответствует сложившейся проблемной ситуации. |
Разработчик корректно определил факторы, но нужно добавить следующее: В п.3. "оценку может проводить оценочная фирма, состоящая в СРО и отвечающая требованиям законодательства об оценочной деятельности". |
Поскольку нормативный правовой акт касается распоряжения государственным имуществом, то необходимость государственного регулирования имеется. |
Факторы, которые обуславливают необходимость государственного вмешательства, определены достаточно корректно. Хотя, могут сложиться ситуации, при которых возникнут дополнительные вопросы. К примеру, муниципальное образование достигло договоренности с коммерческой организацией об обмене аварийного жилого дома (находящегося в муниципальной собственности) на недостроенные детский садик (находящийся в собственности коммерческой организации). При этом объекты находятся в разных районах города. По площади и стоимости объекты равнозначны. |
Меры государственного вмешательства определены корректно, с учетом особенностей проблемы. |
- |
4. Является ли выбранный вариант решения проблемы оптимальным (в т.ч. с точки зрения общественных выгод и издержек)? Существуют ли иные варианты достижения целей государственного регулирования, в том числе выделите те из них, которые, по Вашему мнению, были бы менее затратны (оптимальны) для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности?
РСПП |
Деловая Россия |
Владимирская область |
Ульяновская область |
Чувашская Республика |
Республика Марий Эл |
Выбранный вариант правового регулирования является оптимальным. |
Можно привлекать для определения рыночной стоимости любую оценочную компанию, это поможет снизить затраты в процессе реализации Закона. |
Признание имущества равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу по определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости, на наш взгляд излишне, т.к. ведет к дополнительным затратам на оценку имущества, а для целей аренды более актуальна рыночная стоимость арендной платы, чем стоимость арендуемого имущества. |
Нормы приказа (указанные в п.3) повлекут дополнительные расходы бюджета в части оплаты услуг по оценке, а именно для предоставления равноценного недвижимого имущества необходимо проведение независимой оценки как изымаемого имущества, так и предоставляемого в замен. |
Существующий вариант решения проблемы является оптимальным. Иные варианты, более оптимальные, не известны. Возможно, целесообразно применить норму о необходимости определения равноценности имущества по техническим параметрам и правовому режиму. |
- |
5. Назовите основных участников, на которых распространяется государственное регулирование.
РСПП |
Деловая Россия |
Владимирская область |
Ульяновская область |
Чувашская Республика |
Республика Марий Эл |
С одной стороны, субъекты предпринимательской деятельности, владеющие государственным и муниципальным недвижимым имуществом, с другой - государственные органы и органы местного самоуправления. |
Муниципалитеты, физ. лица, юр. лица, оценочные компании. |
Балансодержатели и пользователи государственного имущества (в большинстве - субъекты малого и среднего предпринимательства). |
Данное государственное регулирует затрагивает интересы участников и организаторов торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества. Участниками торгов могут быть любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели, претендующее на заключение договора. Организаторами торгов могут являться собственники имущества, от имени которых действуют федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по управлению федеральным имуществом, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции по управлению имуществом субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие функции по управлению имуществом муниципального образования; уполномоченные собственником обладатели права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственные или муниципальные унитарные предприятия, учреждения). |
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. |
Положения указа распространяются на участников и организаторов торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества. Организаторами торгов могут являться собственники имущества, от имени которых действуют федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по управлению федеральным имуществом, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции по управлению имуществом субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие функции по управлению имуществом муниципального образования; уполномоченные собственником обладатели права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственные или муниципальные унитарные предприятия, учреждения). Участником торгов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора. |
6. Влияет ли введение государственного регулирования на конкурентную среду в отрасли? Как изменится конкурентная среда, если НПА будет приведен в соответствие с Вашими предложениями (после внесения изменений)? Как изменится конкуренция, если действие НПА будет отменено?
РСПП |
Деловая Россия |
Владимирская область |
Ульяновская область |
Чувашская Республика |
Республика Марий Эл |
Приказ несколько ограничивает конкуренцию в сфере оборота государственного и муниципального недвижимого имущества. Однако такое ограничение является обоснованным и справедливым и соответствует, в частности, интересам субъектов предпринимательской деятельности. В случае принятия наших предложений появится большая определенность в отношении правоприменения Приказа и норм Закона "О защите конкуренции", во исполнение которых Приказ был принят. Поскольку Приказ принят во исполнение Закона "О защите конкуренции", отмена Приказа создаст неопределенность в регулировании правоотношений в соответствующей области.
|
Введение гос. регулирования может повлечь обострение конкуренции в сфере оценки. |
Нет. |
Данное государственное регулирование не окажет существенного влияния на конкуренцию в отраслях. |
Влияет, так как создает более благоприятные условия для развития предпринимательства, и следовательно, конкуренции. |
С учетом принятых положений приказа ФАС России от 18 сентября 2009 г. N 621 считаем, что замена недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, либо в связи с предоставлением прав на недвижимое имущество государственным или муниципальным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям, не окажет существенного влияния на конкуренцию в отраслях. |
7. Какие издержки несут субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности в связи с принятием НПА (укрупненно: виды издержек, их стоимостное выражение, количество таких операций в год)? Какие из указанных издержек Вы считаете избыточными?
РСПП |
Деловая Россия |
Владимирская область |
Ульяновская область |
Чувашская Республика |
Республика Марий Эл |
Как указано выше, Приказ принят во исполнение Закона "О защите конкуренции" и только уточняет нормы этого закона. Сам по себе Приказ не создает никаких дополнительных издержек для субъектов предпринимательской деятельности. |
Издержки на оценку, они необходимы, стоимость оценки зависит от субъекта федерации, в Самарской области, например, оценка квартиры стоит 3500 р. Это одна из самых низких расценок в РФ. |
Операции единичные. Издержки несут арендодатели - учреждения и предприятия на рыночную оценку стоимости имущества, которая требуется только для определения равнозначности имущества. |
Учитывая условия, при которых имущество, будет признаваться равнозначным, считаем, что для субъектов предпринимательской деятельности государственное регулирование в данном случае не повлечет за собой существенных издержек для них. |
Минэкономразвития Чувашии не располагает информацией об издержках субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в связи с действием нормативного правового акта. |
Учитывая условия, при которых имущество, будет признаваться равнозначным, считаем, что для субъектов предпринимательской деятельности государственное регулирование в данном случае не повлечет за собой существенных издержек для них. |
8. Оцените, насколько полно и точно в НПА отражены обязанность, ответственность адресатов государственного регулирования, а также административные процедуры, реализуемыми ответственными органами исполнительной власти?
РСПП |
Деловая Россия |
Владимирская область |
Ульяновская область |
Чувашская Республика |
Республика Марий Эл |
Приказ не регламентирует какие-либо административные процедуры, а также обязанность и ответственность субъектов и адресатов государственного регулирования. |
В нормативном акте не содержится информации об обязанности, ответственности и административных процедурах. |
Обязанность, ответственность адресатов государственного регулирования, а также административные процедуры, реализуемыми ответственными органами исполнительной власти в нормативном правовом акте отражены полностью. |
Нормативный правовой акт не отражает обязанности и ответственность адресатов государственного регулирования, а также административные процедуры, реализуемыми ответственными органами исполнительной власти. |
Ответственность адресатов государственного регулирования, а также административные процедуры, реализуемые ответственными органами исполнительной власти в нормативном правовом акте не предусмотрены. |
Указ не содержит положения о правах и обязанностей сторон, об административных процедурах, а определяет во исполнение пункта 12 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" условия, при которых возможно указанное государственное регулирование. |
9. Предусмотрен ли механизм защиты своих прав хозяйствующими субъектами и обеспечен ли недискриминационный режим при реализации положений НПА?
РСПП |
Деловая Россия |
Владимирская область |
Ульяновская область |
Чувашская Республика |
Республика Марий Эл |
Механизм защиты прав в рассматриваемой области обеспечивается не Приказом, а Законом "О защите конкуренции". |
Обеспечен недискриминационный режим при реализации положений нормативного акта и предусмотрен механизм защиты прав хоз. субъектами. |
Защита своих прав хозяйствующими субъектами может осуществляться на основании гражданского законодательства. |
Механизм защиты прав хозяйствующих субъектов определен законодательством Российской Федерации. Положения указа в равной степени распространяются на всех участников государственного регулирования. |
Механизм защиты своих прав хозяйствующими субъектами в акте не предусмотрен, данный вопрос регулируется действующим законодательством. Не дискриминационный режим при реализации положений нормативного правового акта обеспечен. |
Предусмотрен общий порядок защиты своих прав хозяйствующими субъектами в соответствии с законодательством Российской Федерации; положения указа в равной степени распространяются на всех участников государственного регулирования. |
10. Какие положения нормативного правового акта необоснованно затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности? Приведите обоснования по каждому указанному положению, дополнительно определив:
носит ли указанное положение смысловое противоречие с целями регулирования или существующей проблемой либо не способствует достижению целей регулирования;
имеет ли характер технической ошибки (несет неопределенность или противоречие);
приводит ли к избыточным действиям или наоборот, ограничивает действия субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
создает ли существенные риски ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, способствует ли возникновению необоснованных прав органов государственной власти и иных должностных лиц, либо допускает возможность избирательного применения норм;
приводит ли к невозможности совершения законных действий предпринимателей или инвесторов (например, в связи с отсутствием инфраструктуры, организационных или технических условий, технологий), либо устанавливает проведение операций не самым оптимальным способом;
способствует ли необоснованному изменению расстановки сил в какой-либо отрасли;
не соответствует обычаям деловой практики, сложившейся в отрасли, либо не соответствует существующим международным практикам;
не соответствует нормам законодательства?
РСПП |
Деловая Россия |
Владимирская область |
Ульяновская область |
Чувашская Республика |
Республика Марий Эл |
Приказ принят во исполнение подп. 12 п. 1 ст. 17.1 Закона "О защите конкуренции". Между тем, следующая фраза указанного подпункта допускает двоякое толкование: "либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям". Исходя из этой фразы, можно предположить, что положения указанного подпункта применяются к образовательным и медицинским учреждениям. Однако возможна и другая трактовка, а именно, что соответствующие нормы относятся к лицам, которые были лишены владения недвижимым имуществом в пользу образовательных и муниципальных учреждений. Устранить эту неопределенность в полной мере не позволяет даже систематическое толкование норм Закона "О защите конкуренции". Учитывая изложенное, ФАС России было бы целесообразно исключить эту неопределенность и дать в Приказе легальное токование подп. 12 п. 1 ст. 17.1 Закона "О защите конкуренции". Также необходимо отметить, что сами условия равнозначности недвижимого имущества, содержащиеся в приложении к Приказу, представляются излишне жесткими и трудновыполнимыми. В частности, считаем необходимым исключить из числа условий требование о нахождении вновь предоставленного недвижимого имущества в том же городском районе, что и ранее имевшееся. Кроме того, следует увеличить допустимый уровень превышения стоимости вновь предоставленного недвижимого имущества над стоимостью ранее имевшегося недвижимого имущества до 30 %. Указанные изменения позволят обеспечить права и законные интересы лиц, лишенных владения государственным и муниципальным недвижимым имуществом и, в то же время, не приведут к существенному ухудшению конкурентной среды в рассматриваемой области. |
Нормативный акт не носит противоречия с целями регулирования, не имеет характер тех. ошибки, не приводит к избыточным действиям и наоборот, не создает существенных рисков ведения предпринимательской деятельности, не приводит к невозможности совершения законных действий предпринимателей, не способствует необоснованному изменению расстановки сил в какой-то отрасли, соответствует обычаем деловой практики и соответствует нормам законодательства. |
Носит ли указанное положение смысловое противоречие с целями регулирования или существующей проблемой либо не способствует достижению целей регулирования - нет; имеет ли характер технической ошибки (несет неопределенность или противоречие) - нет; приводит ли к избыточным действиям или наоборот, ограничивает действия субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности - нет; создает ли существенные риски ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, способствует ли возникновению необоснованных прав органов государственной власти и иных должностных лиц, либо допускает возможность избирательного применения норм - нет; приводит ли к невозможности совершения законных действий предпринимателей или инвесторов (например, в связи с отсутствием инфраструктуры, организационных или технических условий, технологий), либо устанавливает проведение операций не самым оптимальным способом - к данному приказу ФАС это не относится; способствует ли необоснованному изменению расстановки сил в какой-либо отрасли - нет; не соответствует обычаям деловой практики, сложившейся в отрасли, либо не соответствует существующим международным практикам - соответствует; не соответствует нормам законодательства - нормам законодательства соответствует. |
Нормативный правовой акт обеспечивает решение поставленных целей государственного регулирования, соответствует действующему законодательству Российской Федерации, не приводит к избыточным действиям, не ограничивает действия субъектов предпринимательской деятельности и не создает существенных рисков для них. |
При рассмотрении нормативного правового акта положения, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, не выявлены. Предложения по решению вопроса отсутствуют. |
Нормативный правовой акт обеспечивает решение поставленных целей государственного регулирования, соответствует действующему законодательству Российской Федерации, не приводит к избыточным действиям, не ограничивает действия субъектов предпринимательской деятельности и не создает существенных рисков для них. |
11. Дайте предложения по каждому из положений, определенных Вами как необоснованно затрудняющих деятельность. По возможности предложите альтернативные способы решения вопроса, определив среди них оптимальный.
РСПП |
Деловая Россия |
Владимирская область |
Ульяновская область |
Чувашская Республика |
Республика Марий Эл |
Соответствующие предложения изложены выше. |
- |
- |
- |
- |
- |
12. Оцените Ваши предложения с точки зрения их влияния на других участников - как изменятся отношения, риски.
РСПП |
Деловая Россия |
Владимирская область |
Ульяновская область |
Чувашская Республика |
Республика Марий Эл |
В случае принятия наших предложений появится большая определенность в вопросах применения положений Приказа. Также в большей мере будут обеспечены права и законные интересы хозяйствующих субъектов, которые в принудительном порядке лишаются прав владения государственным и муниципальным недвижимым имуществом. |
С сфере оценки возможно обострение конкуренции. Это не плохо, но для этого необходимо справедливое обеспечение проведения тендера. |
- |
- |
- |
- |
13. Как изменятся издержки, в случае, если будут приняты Ваши предложения по изменению/отмене для каждой из групп общественных отношений (предпринимателей, государство, общество), выделив среди них адресатов регулирования? По возможности, приведите оценку рисков в денежном эквиваленте (по видам операций и количеству операций в год).
РСПП |
Деловая Россия |
Владимирская область |
Ульяновская область |
Чувашская Республика |
Республика Марий Эл |
Сократятся материальные издержки хозяйствующих субъектов, утративших права владения государственным и муниципальным недвижимым имуществом, на приобретения прав владения новым недвижимым имуществом. |
- |
- |
- |
- |
- |
14. Иные предложения и замечания по нормативному правовому акту.
РСПП |
Деловая Россия |
Владимирская область |
Ульяновская область |
Чувашская Республика |
Республика Марий Эл |
- |
- |
- |
В отношении п. 3 Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу, предлагаем ввести уточнения по методам и видам определения стоимости недвижимого имущества. |
- |
- |
<< Назад |
||
Содержание Заключение Министерства экономического развития РФ от 13 декабря 2012 г. "Об экспертизе приказа ФАС России от 18 сентября... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.