Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к выписке из протокола заседания
Центральной избирательной комиссии РФ
от 19 декабря 2012 г. N 154-3-6
Проект
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О Методических рекомендациях по реализации избирательных прав военнослужащих и членов их семей при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления
В соответствии с пунктом 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Методические рекомендации по реализации избирательных прав военнослужащих и членов их семей при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления (прилагаются).
2. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель |
|
Секретарь |
|
Утверждены
постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от "___" _________ декабря 2012 г. N ___
Методические рекомендации по реализации избирательных прав военнослужащих и членов их семей при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления
1. Общие положения
Вопросы обеспечения и реализации избирательных прав военнослужащих и членов их семей в период подготовки и проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 года N 535 "Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, работников органов прокуратуры Российской Федерации и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации о выборах и нормативными правовыми актами о выборах в органы местного самоуправления, принимаемыми в Российской Федерации.
Права и свободы военнослужащих определяются также федеральными законами "О статусе военнослужащих", "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и др.
К военнослужащим относятся: военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в том числе военнослужащие, проходящие службу в составе подразделений вне мест постоянной дислокации.
Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными на общих основаниях.
Недопустимо ограничение активного или пассивного избирательного права военнослужащих по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва (поступления) на военную службу и по другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных федеральными законами.
Избирательные комиссии обеспечивают реализацию избирательных прав военнослужащих во взаимодействии с органами военного управления, соединениями, воинскими частями и иными воинскими формированиями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, органов военного управления, иных воинских формирований, командование воинских частей оказывают содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий.
2. Реализация военнослужащими активного избирательного права
Избиратели из числа военнослужащих голосуют на общих избирательных участках, которые образуются в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о выборах и с учетом местных и иных условий, исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей. Вопросы организации голосования военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинских частей, на общих избирательных участках решаются территориальными избирательными комиссиями во взаимодействии с командирами воинских частей, расположенных на соответствующей территории.
Избирательные участки на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также в других предусмотренных законодательством случаях, могут образовываться по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации командирами воинских частей в сроки, установленные Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.
Инициатива по образованию таких участков должна исходить от командира воинской части или лица, его замещающего.
В случае образования избирательного участка на территории воинской части командир воинской части выделяет помещение для участковой избирательной комиссии и помещение для голосования вне территории режимных объектов и обеспечивает доступ в эти помещения всем членам участковой избирательной комиссии, членам и работникам аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, а также совместно с участковой избирательной комиссией обеспечивает доступ зарегистрированным кандидатам или их доверенным лицам либо их уполномоченным представителям по финансовым вопросам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям и представителям средств массовой информации в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах. При этом должны соблюдаться предписания законов и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность воинских частей.
Реализация военнослужащими активного избирательного права с использованием открепительных удостоверений, а также путем досрочного голосования осуществляется в порядке, описанном в разделах 8 и 9 настоящих Методических рекомендаций.
3. Избирательные участки. Составление списков избирателей, включающих военнослужащих
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке. Избирательные участки образуются сроком на пять лет с учетом местных и иных условий, исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей. Перечень избирательных участков и их границы подлежат уточнению в порядке, предусмотренном для их образования, в случае, если по данным регистрации (учета) избирателей, участников референдума число избирателей, участников референдума на участке превысит три тысячи сто.
Списки избирательных участков с указанием их границ (если избирательный участок образован на части территории населенного пункта) либо перечня населенных пунктов (если избирательный участок образован на территориях одного или нескольких населенных пунктов), номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, а при проведении выборов в орган местного самоуправления поселения - главой местной администрации поселения не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
В случае образования избирательных участков на территориях воинских частей в обособленных, удаленных местностях позже общих сроков образования избирательных участков информация об участках должна быть опубликована в сроки, установленные Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации. Если в оставшееся до голосования время не представляется возможным по объективным причинам опубликовать списки избирательных участков (например, периодичность издания СМИ более пяти дней), допустимо доведение указанных сведений до участников избирательного процесса путем распространения специальных объявлений, буклетов, информирование через электронные СМИ, сеть Интернет и так далее.
Военнослужащий может быть включен в список избирателей и голосовать только на одном избирательном участке.
Избиратели из числа военнослужащих, проживающие и зарегистрированные по месту жительства вне пределов расположения воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Основанием для включения военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, в список избирателей является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (подразделения Федеральной миграционной службы и органы местного самоуправления) в случаях, предусмотренных законом, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву.
Согласно пункту 5 статьи 17 Федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей на выборах в органы местного самоуправления.
По избирательному участку, образованному на территории воинской части, список избирателей составляется участковой избирательной комиссией в сроки, установленные в соответствии с Федеральным законом, на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части.
В соответствии с пунктом 17 статьи 17 Федерального закона избиратели из числа военнослужащих, находящиеся вне места расположения воинской части, находящиеся в длительной командировке, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, в случае, если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, также могут быть решением участковой избирательной комиссии включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.
Курсанты и слушатели образовательных учреждений профессионального образования федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в список избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения), если это предусмотрено соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с требованием пункта 10 статьи 17 Федерального закона, согласно которому избиратель включается в список избирателей только на одном избирательном участке, участковая избирательная комиссия обязана незамедлительно уведомить вышестоящую избирательную комиссию о включении граждан в список избирателей по месту нахождения воинской части и зарегистрированных по месту жительства на иной территории для доведения этих сведений до участковой избирательной комиссии по месту жительства избирателя.
После получения информации о включении избирателя в список избирателей по месту временного пребывания участковая избирательная комиссия по месту жительства исключает его из списка избирателей.
4. Сбор подписей избирателей
В соответствии с пунктом 6 статьи 37 Федерального закона сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов осуществляется по месту учебы, жительства и в других местах, где сбор подписей и проведение предвыборной агитации не запрещены федеральными законами. Поскольку агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещена, за исключением случая, когда единственное здание (помещение), пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении, сбор подписей там также запрещен.
При сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата следует учитывать ограничения, установленные пунктом 6 статьи 37 Федерального закона, запрещающие принуждать избирателей ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме, а также собирать подписи на рабочих местах, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, оказания благотворительной помощи.
Закон устанавливает ограничения, связанные с должностным или служебным положением и не допускает участия в сборе подписей командования воинских частей.
5. Представительство военнослужащих в составе избирательных комиссий. Формирование резерва состава участковых комиссий
Формирование избирательных комиссий различного уровня осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона и с учетом Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 февраля 2010 года N 192/1337-5 (в редакции постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 декабря 2012 года N 152/1138-6).
Формирование участковой избирательной комиссии в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона осуществляется на основе поступивших предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации согласно пункту 17 статьи 35 Федерального закона, предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, предложений других политических партий и иных общественных объединений, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
Необходимо учитывать, что доля государственных и муниципальных служащих в составе избирательной комиссии в общей сложности не может составлять более одной второй от общего числа членов территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной или участковой избирательной комиссии. С учетом судебной практики данное требование должно соблюдаться в течение всего срока полномочий избирательных комиссий. В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Федерального закона указанное положение может не применяться при формировании участковых избирательных комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.
В соответствии с пунктом 21.1 статьи 29 Федерального закона лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях не могут быть назначены членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной тайне" сведения о дислокации и численности войск составляют государственную тайну. В связи с этим для организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке в составы участковой избирательной комиссии и соответствующей территориальной избирательной комиссии включаются в качестве членов комиссии с правом решающего голоса представители воинской части в порядке, установленном пунктом 6 статьи 26 и пунктом 4 статьи 27 Федерального закона.
Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии наряду с выполнением общих для членов избирательной комиссии задач в день голосования выдают избирателям по книге списка избирателей, содержащей сведения об избирателях, представленные командиром воинской части, избирательные бюллетени.
После окончания голосования и подсчета голосов избирателей на общем избирательном участке книга списка избирателей, содержащая сведения об избирателях, представленные командиром воинской части, а на участке, образованном в пределах расположения воинской части, весь список избирателей помещаются в отдельный мешок или коробку, которые затем опечатываются и передаются участковой избирательной комиссией на хранение соответствующему командиру воинской части по акту.
Аналогичная передача книги списка избирателей на хранение командиру воинской части после окончания голосования и подсчета голосов избирателей осуществляется на избирательных участках, образованных в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.
По истечении сроков хранения, установленных в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, списки избирателей (книга списка избирателей) воинской части уничтожаются по акту, первый экземпляр которого направляется в вышестоящую избирательную комиссию. Порядок хранения и уничтожения списков избирателей определяется избирательной комиссией, организующей выборы.
На избирательном участке, образованном на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, участковая избирательная комиссия формируется территориальной избирательной комиссией из резерва составов участковых комиссий не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее дня, предшествующего дню голосования.
Руководство деятельностью участковых избирательных комиссий избирательных участков, образованных на территориях воинских частей, осуществляется соответствующими избирательными комиссиями.
Резерв составов участковых комиссий формируется сроком на 5 лет в соответствии с Порядком формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 декабря 2012 года N 152/1137-6.
При этом необходимо учитывать, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует резерв составов участковых комиссий, исходя из установленной ею структуры резерва составов участковых комиссий, которая может предусматривать, с учетом местных условий, создание резерва для участковых комиссий избирательных участков, образуемых на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.
При назначении выборов, в том числе досрочных выборов, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в обязательном порядке проводит сбор предложений для дополнительного зачисления в резерв составов участковых комиссий для избирательных участков, образуемых на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.
Сбор предложений осуществляется в период, который начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов и оканчивается за 50 дней до дня голосования. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации своим решением с учетом местных условий может продлить срок сбора предложений.
6. Военнослужащие - уполномоченные представители политических партий и доверенные лица кандидатов, политических партий
Политическая партия, выдвинувшая кандидата, список кандидатов, назначает представителей, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом представлять политическую партию по всем вопросам, связанным с ее участием в выборах соответствующего уровня. Порядок назначения, регистрации и полномочия уполномоченных представителей определяется законодательством Российской Федерации. Военнослужащие могут быть назначены уполномоченными политической партии, представив письменное заявление о согласии, при этом они не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Военнослужащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица из числа военнослужащих осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию копии соответствующего приказа (распоряжения) об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).
В соответствии с пунктом 3 статьи 43 Федерального закона на период осуществления полномочий доверенного лица командир воинской части (военной организации, учреждения) обязан предоставлять доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск. Доверенные лица участвуют в избирательной кампании кандидата, в том числе осуществляют агитационную деятельность.
7. Реализация права военнослужащих на получение информации о зарегистрированных кандидатах
Соответствующие избирательные комиссии обеспечивают избирательные участки, образованные в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах, а также воинские части, избиратели которых голосуют на общих избирательных участках, информационными материалами обо всех кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень, оформленными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и не содержащими признаков предвыборной агитации. Информационные материалы, полученные от избирательных комиссий, могут вывешиваться в доступных для военнослужащих местах.
Командиры воинских частей и подразделений обеспечивают военнослужащих информационными материалами, размещаемыми в средствах массовой информации. Такое распространение информации не должно носить агитационный характер и в соответствии с пунктом 2 статьи 45 Федерального закона не должно нарушать равенство кандидатов.
Согласно пункту 7 статьи 48 Федерального закона воинским частям, военным учреждениям и организациям, а также военнослужащим запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 53 Федерального закона предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание (помещение), пригодное для встреч с избирателями, находится в расположении воинской части. Такое здание (помещение) выделяется для проведения агитационных мероприятий командиром воинской части по запросу соответствующей избирательной комиссии. Встречи зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей политических партий с избирателями из числа военнослужащих обеспечивает командир воинской части совместно с соответствующей избирательной комиссией с обязательным оповещением о времени и месте встречи не позднее чем за три дня до ее проведения всех зарегистрированных кандидатов либо их доверенных лиц.
Упомянутые ограничения согласуются с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона "Об обороне", в соответствии с которым в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях запрещается ведение любой агитации, в том числе предвыборной.
Командир воинской части обязан обеспечить соблюдение положений статьи 7 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которой военнослужащим предоставлено право на получение информации, а также право в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, проводимых вне территории воинской части.
8. Открепительное удостоверение
Согласно статье 62 Федерального закона в случае, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, военнослужащие, другие избиратели воинской части, которые в день голосования не смогут прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где они включены в список избирателей, вправе в установленные Федеральным законом сроки получить в избирательной комиссии, определяемой законом, открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, где избиратель обладает активным избирательным правом) на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
Для получения открепительного удостоверения военнослужащий представляет в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение может быть выдано также представителю военнослужащего на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если военнослужащий находится в этом учреждении на излечении), администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые (если военнослужащий содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого).
Вместе с тем в исключительных случаях при отсутствии возможности нотариального удостоверения доверенности удостоверить ее может командир (начальник) воинской части, соединения, учреждения и военно-учебного заведения, где военнослужащий проходит службу.
9. Порядок голосования. Досрочное голосование
В соответствии со статьей 64 Федерального закона время начала и окончания голосования на выборах устанавливается законом. При этом продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
На избирательных участках, образованных в воинских частях, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени его окончания, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей. Вместе с тем в местности, где возможно прибытие на избирательный участок других избирателей (например, с открепительными удостоверениями), необходимо закончить голосование в установленное законом время.
В целях обеспечения возможности участия в голосовании избирателям из числа военнослужащих, которые не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья) самостоятельно прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия согласно статье 66 Федерального закона обязана организовать голосование вне помещения для голосования.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить провести досрочное голосование в случае, если законом субъекта Российской Федерации о выборах предусмотрено досрочное голосование. Досрочное голосование на региональных и муниципальных выборах может проводиться не ранее чем за 15 дней до дня голосования всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных на находящихся в плавании кораблях и судах Военно-Морского Флота Российской Федерации, Пограничной службы ФСБ России, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также в воинских частях, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях. В этом случае досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 65 Федерального закона.
Допускается досрочное голосование, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования, отдельных групп избирателей воинской части, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, с разрешения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в случае, если эти группы избирателей в день голосования в связи с выполнением задач военной службы (в составе дежурных сил, в караулах и т.п.) будут находиться в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных и отдаленных местностях и т.п.).
Командир воинской части совместно с председателем участковой избирательной комиссии при наличии реальной необходимости в досрочном голосовании всех избирателей избирательного участка или группы избирателей направляют в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации обращение с обоснованием необходимости досрочного голосования и при положительном решении не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования совместно с территориальной избирательной комиссией оповещают избирателей, уполномоченных представителей по финансовым вопросам или доверенных лиц кандидата о дне, времени и месте голосования, обеспечивают доступ указанных лиц, а также членов вышестоящих избирательных комиссий и работников их аппаратов, наблюдателей и представителей средств массовой информации в помещение для голосования.
Досрочное голосование вне помещения для голосования организуется в соответствии с требованиями статьи 65 Федерального закона.
10. Финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов
Финансирование расходов избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных командирами воинских частей, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах.
Избирательные комиссии, командиры воинских частей обеспечивают выполнение требований пункта 6 статьи 58 Федерального закона, согласно которому воинским частям, военным учреждениям и организациям запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов.
11. Обжалование решений, действий (бездействия), ответственность за нарушение избирательных прав
В соответствии со статьей 75 Федерального закона решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права военнослужащих, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права военнослужащих, могут быть обжалованы в суд.
За нарушение избирательных прав военнослужащих предусмотрена уголовная и административная ответственность.
<< Назад |
||
Содержание Выписка из протокола заседания Центральной избирательной комиссии РФ от 19 декабря 2012 г. N 154-3-6 "О Методических... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.