Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 декабря 2012 г. N 03-04-06/4-353
Вопрос: Банк рассматривает возможность открытия нового продукта "Привлечение депозитов от физических лиц" - резидентов Республики Кипр.
При этом между нашими странами подписано "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" от 5 декабря 1998 года. Согласно пункту 1 статьи 4 Соглашения от 05.12.98 между правительством РФ и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал установлено, что: "термин "резидент Договаривающегося государства" для целей применения Соглашения означает любое лицо, которое по законодательству этого государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера".
Если в соответствии с положениями пункта 1 физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся государств, то его положение определяется следующим образом:
a) оно считается резидентом того Договаривающегося государства, в котором оно располагает постоянным жильем; если оно располагает постоянным жильем в обоих Договаривающихся государствах, оно считается резидентом того государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);
b) если государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено, или если оно не располагает постоянным жильем ни в одном из Договаривающихся государств, оно считается резидентом того государства, где оно обычно проживает;
c) если оно обычно проживает в обоих государствах, или ни в одном из них, оно считается резидентом того государства, национальным лицом которого оно является;
d) если оно является национальным лицом обоих государств, или ни одного из них, то компетентные органы Договаривающихся государств решат этот вопрос по взаимному согласию."
Пунктом 2 статьи 207 Кодекса установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами просим пояснить следующее:
1) Что является основным критерием в определении статуса "резидент Договаривающегося государства" по отношению к физическим лицам в рамках "Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" от 5 декабря 1998 года?
2) Какие документы должны быть предоставлены физическим лицом для подтверждения статуса "резидента Договаривающегося государства"?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу применения термина "налоговый резидент" для целей уплаты налога на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 "Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" (далее - Соглашение) для целей Соглашения термин "резидент Договаривающегося государства" означает любое лицо, которое по законодательству этого государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера. Однако этот термин не включает любое лицо, которое подлежит налогообложению в таком государстве только в отношении доходов из источников в этом государстве или в отношении находящегося там капитала.
Согласно пункту 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение двенадцати следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
Иных критериев в целях признания физического лица налоговым резидентом Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных в пункте 3 статьи 207 Кодекса) в Кодексе не используется.
Если с учетом вышеприведенных положений статьи 207 Кодекса физическое лицо не являлось налоговым резидентом Российской Федерации, то оно также не рассматривается в качестве резидента в целях применения Соглашения.
Критерии признания физического лица в качестве резидента Договаривающегося государства, установленные в пункте 2 статьи 4 Соглашения, применяются только для целей самого Соглашения в случаях, если в соответствии с положениями пункта 1 данной статьи Соглашения физическое лицо, исходя из законодательства о налогах и сборах каждого из Договаривающихся государств, будет одновременно являться резидентом как Российской Федерации так и Республики Кипр.
Вышеуказанные критерии установления резидентства физического лица применяются в той очередности, в которой они приведены в пункте 2 статьи 4 Соглашения.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что налоговыми резидентами России признаются физлица, фактически находящиеся в нашей стране не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Период нахождения физлица в России на время выезда за границу для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения не прерывается.
Критерии признания физлица резидентом в рамках Соглашения с Кипром об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал применяются только для целей самого соглашения. Это касается случаев, когда физлицо исходя из законодательства о налогах и сборах России и Кипра будет одновременно являться резидентом обеих стран.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 декабря 2012 г. N 03-04-06/4-353
Текст письма официально опубликован не был