Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 49-О12-38СП
(извлечение)
По приговору Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 апреля 2012 г. Л. осужден за изнасилование, а также за совершение действий сексуального характера в отношении несовершеннолетней с применением насилия к потерпевшей, группой лиц, с угрозой убийством.
Одновременно по настоящему делу суд вынес частное постановление, которым обратил внимание руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Башкортостан на факты нарушения уголовно-процессуального закона, допущенные следователем и заместителем руководителя следственного отдела, выразившиеся в том, что при производстве следственных действий - очных ставок, допросе потерпевшей, свидетелей и других лиц следователями в протоколах использована ненормативная лексика - нецензурные выражения.
В кассационной жалобе заместитель руководителя отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Башкортостан просил частное постановление отменить, указывая, что использование им при составлении процессуальных документов, в протоколах допросов и очных ставок ненормативной лексики не противоречит требованиям закона, согласно которым показания допрашиваемых лиц должны быть записаны от первого лица и по возможности дословно.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 18 июля 2012 г. частное постановление оставила без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указав следующее.
В соответствии со ст. 29 УПК РФ, если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым.
Судом сделан обоснованный вывод о том, что использование следователями в процессуальных документах ненормативной лексики - нецензурных выражений является прямым нарушением требований закона.
Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
Использование в процессуальных документах ненормативной лексики - нецензурных выражений, а также жаргонных слов не только не отражает в полной мере содержания показаний допрашиваемых лиц, как требует уголовно-процессуальный закон, а, напротив, может искажать их смысл и правильное толкование таких слов и выражений другими лицами, участниками судопроизводства, например, присяжными заседателями при оглашении показаний.
Оглашение (озвучивание) в судебном заседании изложенных в протоколах следственных действий показаний, содержащих ненормативную лексику, затрагивает и морально-этическую сторону судопроизводства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 49-О12-38СП (извлечение)
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, декабрь 2012 г., N 12