Приказ Министерства морского флота СССР от 9 января 1976 г. N 6
"Об утверждении Устава службы на судах Министерства морского флота Союза ССР"
Приказом Минтранса РФ от 12 февраля 1999 г. N 6 настоящий приказ оставлен в действии без изменений
1. Утвердить Устав службы на судах Министерства морского флота Союза ССР и ввести в действие с 1 января 1977 года.
2. Считать утратившим силу с 1 января 1977 года Устав службы на судах морского флота Союза ССР, утвержденный приказом ММФ от 23 октября 1965 года N 187.
3. Рекламбюро обеспечить издание и рассылку Устава службы на судах морского флота Союза ССР до 1 октября 1976 года.
4. Мортехснабу обеспечить Рекламбюро необходимыми материалами для качественного издания Устава службы на судах ММФ Союза ССР.
5. Руководителям управлений и отделов, организаций и предприятий ММФ привести с 1 января 1977 года, изданные ранее, нормативные документы (приказы, инструкции, наставления и т.д. в соответствие с новым Уставом службы на судах ММФ, а по нормативным актам, утвержденным руководством MMФ, дать к 1 октября 1976 года предложения для внесения в эти акты необходимых изменений.
Заместитель министра |
В.И. Тихонов |
Устав вводится в действие с 1 января 1977 г.
Устав службы на судах Министерства морского флота Союза ССР
(утв. приказом Министерства морского флота Союза ССР от 9 января 1976 г. N 6)
(Извлечение)
Глава I
Общие положения
1. Настоящий Устав определяет основы организации службы на судах Министерства морского флота, а также основные обязанности и права лиц судового экипажа.
2. Требования настоящего Устава распространяются на членов экипажа судна как при нахождении их на судне, так и при исполнении служебных обязанностей на берегу, а также на других лиц, временно пребывающих и выполняющих служебные обязанности и работы на судне.
3. Нарушение требований настоящего Устава влечет за собой дисциплинарную или иную установленную законом ответственность.
Глава III
Экипаж судна
32. Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды.
33. К командному составу относятся: капитан, помощники капитана, механики и электромеханики, начальник радиостанции, электрорадионавигатор, судовой врач (фельдшер), радиотехник, радиооператор, боцман, директор ресторана и администратор пассажирской службы.
Капитан, старший помощник капитана, первый помощник капитана и старший (главный) механик* являются старшим командным составом судна.
К судовой команде относятся все остальные члены экипажа.
34. Капитан и все члены экипажа должны иметь заключение медицинской комиссии о годности для работы в соответствующей должности.
35. Лица командного состава должны иметь диплом или квалификационное свидетельство, удостоверяющее соответствующее звание, на право занятия определенной должности.
36. Члены судовой команды назначаются на должности при наличии соответствующего квалификационного свидетельства на право занятия определенной должности.
37. Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются по службам (группам):
(01) служба эксплуатации обеспечивает безопасное судовождение, а также выполнение всех функций, связанных с производственной деятельностью судна, и возглавляется старшим помощником капитана;
(02) служба технической эксплуатации (единая техническая служба) обеспечивает техническую эксплуатацию судовых технических средств** и корпуса судна; комплектуется из членов экипажа, обеспечивающих вахтенное обслуживание механической (энергетической) установки***, а также из членов экипажа, не несущих постоянной вахты и занятых профилактическими, ремонтными и наладочными работами, и возглавляется старшим механиком. Ее состав и численность устанавливаются раздельно для ходового и стояночного режимов работы судна;
(03) служба быта обеспечивает обслуживание экипажа судна и возглавляется помощником капитана по хозяйственной части;
(04) пассажирская служба обеспечивает обслуживание пассажиров и возглавляется помощником капитана по пассажирской части;
(05) радиотехническая служба обеспечивает радиосвязь и работу радиотехнических, радионавигационных средств и возглавляется начальником радиостанции;
(06) медико-санитарная служба обеспечивает охрану здоровья экипажа и оказание медицинской помощи пассажирам и возглавляется судовым врачом;
(07) учебная служба на учебных и учебно-производственных судах обеспечивает организацию учебного процесса и плавательской практики курсантов и студентов учебных заведений и возглавляется помощником капитана по учебной части.
Составы служб определяются их руководителями и утверждаются капитаном судна.
38. Все технические средства, предметы оборудования и снабжения, а также помещения судна в целях обеспечения их надежной работы, технического обслуживания, готовности к действию и сохранности распределяются в заведование определенным членам экипажа судна.
Распределение по заведованиям определяется настоящим Уставом, судовыми расписаниями, должностными инструкциями и утверждается капитаном.
39. Каждый член экипажа обязан:
(01) поддерживать престиж Советского Союза, честь и достоинство советского моряка, воспитывать в себе и в подчиненных черты, отвечающие принципам морального кодекса строителя коммунизма;
(02) строго хранить государственную тайну;
(03) беречь социалистическую собственность;
(04) выполнять требования законов Союза ССР и союзных республик, настоящего Устава, приказов, правил и инструкций, действующих на судах Министерства морского флота;
(05) добросовестно выполнять служебные обязанности, повседневно бороться за повышение производительности труда, активно участвовать в выполнении производственных задач экипажа, способствовать достижению высоких показателей в выполнении производственно-финансовых планов и рейсовых заданий судна;
(06) знать свою специальность, устройство судна и свое заведование, постоянно совершенствовать свои знания;
(07) быть дисциплинированным, беспрекословно и быстро выполнять распоряжения командиров;
(08) знать и четко выполнять свои обязанности по борьбе за живучесть судна; уметь использовать согласно своим обязанностям судовые технические средства борьбы за живучесть, аварийно-спасательное и противопожарное имущество и инвентарь; уметь пользоваться индивидуальными и коллективными спасательными средствами;
(09) твердо знать и строго соблюдать правила техники безопасности, пожаробезопасности и санитарные правила, уметь оказать первую помощь при несчастных случаях;
(10) быть чисто и опрятно одетым, соблюдать правила ношения форменной одежды.
40. Лица, использующие судовые технические средства, а также пользующиеся средствами бытового обслуживания независимо от того, в чьем ведении они находятся, полностью отвечают за их правильное использование.
Член экипажа, ведающий судовым техническим средством, которым пользуется широкий круг лиц, обязан следить, чтобы у этого средства находилась инструкция о порядке пользования им.
41. Член экипажа при обнаружении ненормальной работы или неудовлетворительного состояния технических средств обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику), а также непосредственному командиру, приняв все возможные меры к их устранению, если продолжение работы технических средств угрожает безопасности судна, жизни или здоровью членов экипажа.
42. Без разрешения своего командира и ведома вахтенного помощника капитана (вахтенного механика) членам экипажа категорически запрещается производить ремонтные, профилактические или наладочные работы, связанные с временным выводом из строя технических средств.
43. Каждый член экипажа должен заботиться о безопасности судна и при обнаружении опасности, грозящей людям, судну, грузу и техническим средствам, обязан немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику), одновременно приняв все возможные меры к ее ликвидации.
44. Все члены экипажа обязаны выполнять объявленные капитаном аварийные и авральные работы. К аварийным работам по усмотрению капитана могут привлекаться все лица, находящиеся на борту.
45. Члены судового экипажа несут в установленном законом порядке материальную ответственность за сохранность вверенных им ценностей.
46. Лица, связанные по характеру своей работы на судне с хранением, подготовкой к употреблению, раздачей или продажей продуктов питания, обязаны своевременно проходить установленный врачебный осмотр.
47. Если наличие специально подготовленных кадров позволяет уменьшить штатную численность экипажа, допускается в установленном порядке совмещение двух или нескольких специальностей (должностей) одним лицом в пределах нормальной продолжительности его рабочего времени.
Лица, работающие по двум или нескольким совмещенным специальностям (должностям), должны иметь квалификационные документы и выполнять все обязанности и требования, предусмотренные настоящим Уставом, с учетом издаваемых Министерством морского флота и судовладельцем специальных положений, устанавливающих порядок совмещения специальностей (должностей) и соответствующую форму организации труда на судах.
48. При исполнении служебных обязанностей взаимное обращение должно быть официальным. При обращении лица командного состава к младшему по должности члену экипажа последний должен вставать.
Распоряжения по службе отдаются в форме приказаний. Приказание должно быть конкретным и кратким. Получивший приказание обязан повторить его и по выполнении, равно как и при невозможности выполнения его, доложить лицу, отдавшему приказание.
В случае получения от другого лица командного состава нового приказания, исполнение которого помешает выполнить первое, исполняющий обязан доложить об этом лицу, отдавшему второе приказание, и в дальнейшем действовать по его указанию.
49. При списании с судна члена экипажа последний должен сдать дела, свое заведование и числящееся за ним имущество вновь назначенному лицу или лицу, указанному командиром, по акту, который представляется своему непосредственному командиру.
50. Увольнение на берег членов экипажа производится по указанию капитана.
Члены судового экипажа могут отлучаться с судна только с разрешения своих непосредственных командиров и поставив в известность об этом вахтенного помощника капитана. По возвращении на судно они должны известить об этом вахтенного помощника капитана. В день отхода судна весь экипаж обязан быть на борту ко времени, назначенному капитаном.
51. При увольнении членов экипажа на берег на борту судна должна оставаться часть экипажа, способная обеспечить безопасность судна и выполнение необходимых работ. При стоянке судна на открытых рейдах разрешается увольнение не более 2/3 экипажа.
52. Членам экипажа, а также другим лицам, на которых распространяются требования настоящего Устава (ст. 2), запрещается приносить на судно и употреблять спиртные напитки, а также появляться в нетрезвом виде.
Член экипажа, вышедший на работу или заступивший на вахту в нетрезвом состоянии, подлежит немедленному отстранению от исполнения служебных обязанностей.
53. Экипаж судна может быть заменен подменным экипажем как на время стоянки судна в порту, так и на определенный период плавания судна. Численность подменного экипажа устанавливается штатным расписанием, утверждаемым судовладельцем в установленном порядке в зависимости от типа судна, на котором производится подмена экипажа.
В своей деятельности подменный экипаж руководствуется настоящим Уставом.
Глава IV
Командный состав судна
54. Командный состав руководит действиями подчиненных и лично участвует в управлении судном и его эксплуатации.
55. Лица командного состава должны служить примером в труде и быту для остального экипажа судна, умело сочетать требовательность с повседневной заботой о подчиненных, развивать у них инициативу, способствовать повышению их квалификации, организовывать социалистическое соревнование, воспитывать у подчиненных чувство ответственности за порученное дело, сохранность технических средств и судового имущества, чувство патриотизма и любви к Родине, морскому флоту и своему судну.
56. Лица командного состава обязаны:
(01) всесторонне знать своих подчиненных, их деловые и моральные качества, их обязанности, организовывать и руководить их работой, повышением специальной и общей подготовки, способствовать росту производительности труда;
(02) требовать от подчиненных неуклонного соблюдения трудовой дисциплины, знания и выполнения настоящего Устава, приказов, наставлений, инструкций, правил и положений, действующих на морском флоте, и проверять точное выполнение подчиненными своих служебных обязанностей;
(03) знать устройство, производственные и технические данные судна, мероприятия по борьбе за живучесть, технические средства своего заведования и правила эксплуатации этих средств;
(04) предъявлять в установленные сроки к освидетельствованию технические средства своего заведования и принимать необходимые меры к своевременному устранению неисправностей и повреждений;
(05) готовить технические средства своего заведования к выходу в рейс, докладывать о состоянии готовности своему командиру, обеспечивать подготовку своего заведования к плаванию в штормовых условиях;
(06) информировать своих подчиненных о задачах, обстановке и особенностях предстоящего рейса;
(07) составлять план-график технического обслуживания по своему заведованию и обеспечивать его выполнение;
(08) составлять и представлять старшему механику заявки на материально-техническое снабжение и сменно-запасные части по своему заведованию, организовывать получение снабжения, его хранение, рациональное расходование и учет;
(09) составлять и представлять старшему механику ремонтные ведомости (материалы для ремонтных ведомостей) по своему заведованию, контролировать ход и качество ремонта.
57. При назначении на судно или при перемещении по должности членов экипажа лицо командного состава, в подчинение которого поступают вновь назначенные, обязано ознакомить последних с судном, обязанностями по тревогам и другими судовыми расписаниями, назначением и размещением аварийно-спасательного и противопожарного имущества по всему судну, оборудования и инвентаря, с правилами обслуживания заведования и другими служебными обязанностями, с правилами техники безопасности, пожаробезопасности и внутреннего распорядка.
58. Вновь назначенное на судно лицо командного состава принимает от своего предшественника в установленном порядке оборудование, технические средства, инвентарь, материалы и документацию по своему заведованию.
59. Лица командного состава несут ходовые и стояночные вахты согласно судовому расписанию.
Глава V
Капитан и первый помощник капитана
Капитан
Общие положения
60. Капитан является руководителем судового экипажа, доверенным лицом государства, отвечающим за сохранность судна, жизнь находящихся на нем людей и перевозимый груз.
61. Капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно начальнику пароходства (управления флота, управления морских путей, э/о АСПТР), а капитаны судов портового и заводского флота - начальнику соответствующего флота. Все указания, относящиеся к деятельности судна, передаются только капитану, который отвечает за их выполнение.
Присутствие на борту судна вышестоящих должностных лиц не снимает с капитана возложенной на него ответственности за выполнение обязанностей.
62. В своей работе по улучшению производственной деятельности судна, организации труда, социалистического соревнования, отдыха, учебы, воспитания и быта членов экипажа капитан опирается на общественные организации судна.
63. Капитан обязан обеспечивать:
(01) поддержание престижа и достоинства граждан Союза Советских Социалистических Республик и защиту их интересов;
(02) соблюдение на судне законов и других актов органов государственной власти и государственного управления Союза ССР, международных конвенций и соглашений, участником которых является СССР;
(03) соблюдение на судне требований Правил Регистра СССР и других органов надзора, настоящего Устава, инструкций, наставлений, приказов и других нормативных документов по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, производственной деятельности судна и его технической эксплуатации;
(04) выполнение рейсовых заданий и рентабельную работу судна;
(05) соблюдение трудовой дисциплины и организацию судовой службы;
(06) высокий уровень воспитательной работы и политико-морального состояния экипажа;
(07) соблюдение необходимых мер по сохранению на судне государственной тайны;
(08) организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, к действиям по спасению людей на море;
(09) проверку и утверждение судовых расписаний;
(10) режим труда и отдыха экипажа в соответствии с трудовым законодательством и действующим Положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов морского флота;
(11) соблюдение правил перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты и высокий уровень обслуживания пассажиров;
(12) организацию и контроль за экономической и технической учебой экипажа; проявлять постоянную заботу о повышении квалификации лиц командного состава и судовой команды; способствовать продвижению лиц командного состава по службе, передавать им свои знания и опыт;
(13) общее руководство практикой курсантов, студентов и учащихся, направленных на судно;
(14) своевременное предъявление судна и технических средств к освидетельствованию согласно требованиям Правил Регистра СССР;
(15) контроль за правильным ведением судового, машинного, радиотелеграфного журналов и другой документации;
(16) выполнение действующих законов по предотвращению загрязнения окружающей среды.
64. Капитан несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности, пожаробезопасности и санитарных правил на борту судна.
65. В целях обеспечения безопасности судна и груза, а также максимальной эффективности рейса капитан вправе выбирать тот путь следования, который он сочтет необходимым.
66. Получив рейсовое задание, капитан должен проработать предстоящий рейс с командным составом и довести его основные задачи и особенности до всех членов экипажа.
67. В случаях опасности для судна и находящихся на нем людей, либо для оказания помощи другому судну или людям капитан вправе устанавливать режимы работы главных двигателей или других технических средств судна с изменением установленных норм; об отданном приказании делается соответствующая запись в судовом, машинном и электромеханическом (на электроходах) журналах.
68. В случае опасности для судна и находящихся на нем людей или груза, а также в других необходимых случаях капитан вправе созывать судовой совет. В судовой совет входят: старший помощник, первый помощник, старший механик, руководители общественных организаций. К участию в заседании совета капитан может привлекать также других членов экипажа. Судовой совет не ограничивает прав капитана. Окончательное решение принимает капитан.
69. Капитан имеет право применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на лиц судового экипажа в случаях и в порядке, предусмотренных Уставом о дисциплине работников морского транспорта СССР.
Капитан издает приказы по судну.
70. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.
В случае неисполнения кем-либо из лиц, находящихся на судне, законных распоряжений капитана капитан принимает в отношении этих лиц необходимые меры.
Капитан имеет право в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любое лицо судового экипажа и списать его с судна.
Капитан вправе изолировать в особом помещении лицо, действия которого, не содержащие признаков уголовно наказуемого деяния, угрожают безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества. В этом помещении указанное лицо может при необходимости содержаться вплоть до прихода судна в первый порт СССР. За незаконное содержание в особом помещении капитан несет установленную законом ответственность.
71. В случае совершения на судне, находящемся в плавании, деяния, содержащего признаки преступления, предусмотренного уголовным законодательством Союза ССР или союзной республики, на территории которой расположен порт приписки судна, капитан обязан принять надлежащие меры к тому, чтобы лицо, его совершившее, не могло уклониться от ответственности, произвести дознание, руководствуясь при этом уголовно-процессуальным законодательством Союза ССР и указанной союзной республики, а также изданными в их развитие специальными положениями и инструкциями.
Капитан вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления. Задержанный должен быть передан соответствующим властям в первом порту СССР, в который зайдет судно. При необходимости капитан может направить данное лицо вместе с материалами дознания в СССР на любом судне, плавающем под Государственным флагом Союза ССР.
Если на судне, находящемся в порту СССР, совершено деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законодательством Союза ССР и союзной республики, на территории которой расположен порт, капитан должен передать лицо, совершившее указанное деяние, соответствующим местным властям.
72. В случаях аварий с судном, порчи, повреждения или утраты перевозимого груза или багажа, причинения травмы людям и в других случаях, в результате которых могут быть предъявлены претензии к судовладельцу, капитан обязан принять все необходимые меры для оформления этих случаев в порядке, установленном приказами, инструкциями и правилами Министерства морского флота и судовладельца.
73. Капитан осуществляет подбор и расстановку членов экипажа на судне. При установлении несоответствия занимаемой должности членов экипажа капитан имеет право потребовать замены.
Капитан обязан принимать меры к закреплению кадров на судне и не допускать их текучести.
74. Капитан имеет право, в зависимости от конкретных условий работы или введений новых форм организации труда, производить в соответствии с действующим законодательством о труде необходимое перераспределение обязанностей между отдельными членами экипажа.
При необходимости выполнения работ, требующих участия всего экипажа или значительной его части, капитан имеет право объявлять авральные и аварийные работы в соответствии с их перечнем, утвержденным в установленном порядке.
75. О каждом случае рождения ребенка или смерти на судне капитан должен составить акт при участии двух свидетелей и судового врача или фельдшера, а также сделать запись в судовом журнале. Капитан обязан удостоверить составленное находящимся на судне лицом завещание, принять его на хранение и хранить до передачи начальнику порта СССР или консулу СССР в иностранном порту.
К акту о смерти прилагается опись находящегося на судне имущества умершего, к сохранению которого капитан обязан принять необходимые меры. Тело умершего изолируется на судне. По прибытии в порт СССР или в порт иностранного государства, в котором есть консул СССР, капитан передает акт о смерти и имущество умершего, а также его опись начальнику порта СССР, а в иностранном порту - консулу СССР и принимает меры к погребению умершего. В исключительных случаях, когда судно должно длительное время находиться в море и тело покойного не может быть сохранено, капитан имеет право предать тело морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта.
76. В случае военных действий или возникновения военной опасности капитан обязан принять все меры к недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества.
Обязанности капитана при приеме и сдаче судна
77. При смене капитана сдача и прием судна производится по указанию судовладельца. Прием и сдачу судна капитан осуществляет лично. В случае отсутствия сдающего капитана прием судна производится в присутствии комиссии, назначенной судовладельцем.
78. При приеме и сдаче судна капитан обязан:
принять или сдать судно по установленной форме акта;
все судовые документы принять или сдать по описи, а денежные суммы, денежные документы и ценные бумаги - по кассовой книге; излишки или недостатки денежных сумм, денежных документов, ценных бумаг и судового имущества фиксируются в соответствующем акте.
Сдающий капитан обязан потребовать от командного состава судна письменные рапорты о состоянии вверенных им заведований и имущества.
При приеме судна капитан должен:
(01) ознакомиться с экипажем судна;
(02) получить от капитана, сдающего судно, необходимые данные о конструктивных особенностях судна и его эксплуатационных, мореходных и маневренных свойствах, о готовности судна к предстоящему рейсу (о ходе ремонта), об имевших место аварийных случаях и их последствиях;
(03) ознакомиться с рейсовым заданием судна и ходом его выполнения;
(04) совместно с капитаном, сдающим судно, в сопровождении старшего помощника и старшего механика осмотреть судно, получить необходимые разъяснения и сведения.
По окончании сдачи и приема судна составить акт о приеме-сдаче по установленной форме и направить судовладельцу.
79. Сдача-прием и вступление назначенного капитана в командование судном фиксируются в судовом журнале с указанием времени за подписью сдающего и принимающего капитанов.
О вступлении капитана в командование объявляется приказом по судну.
80. В исключительных случаях, когда сдача и прием по указанию судовладельца происходят в сжатые сроки, вступление вновь назначенного капитана в командование оформляется в следующем порядке: составляется и подписывается обоими капитанами акт о приеме-сдаче судна, денежных сумм, денежных документов и ценных бумаг по кассовой книге. В акте указывается - "судно принято без осмотра".
В судовой журнал вносится запись о сдаче командования судном сдающим капитаном и о вступлении в командование вновь назначенного капитана, под которой подписываются оба капитана.
После вступления в командование капитан знакомится с судном применительно к порядку, предусмотренному ст. 78 Устава, составляет и направляет судовладельцу дополнение к ранее составленному акту.
Обязанности капитана при вводе судна в эксплуатацию (выводе его из эксплуатации) и подготовке к плаванию
81. Ввод судна в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) объявляется приказом судовладельца.
82. Перед вводом судна в эксплуатацию или выходом его в море капитан обязан проверить соответствие состояния судна установленным техническим требованиям и соответствующим правилам и готовность судна к плаванию.
83. Капитан обязан заблаговременно, до начала рейса, обеспечить:
техническую и навигационную готовность судна к безопасному плаванию;
укомплектование экипажем и всеми видами снабжения, необходимыми для предстоящего рейса, а также подготовку всех помещений судна, в которых перевозится предназначенный на данный рейс груз, для его сохранной перевозки.
При этом капитан должен:
(01) заблаговременно назначить старшему помощнику капитана и старшему механику точное время готовности судна к отходу;
(02) проверить наличие необходимых для рейса откорректированных навигационных карт и руководств для плавания;
(03) осуществить проработку навигационных и гидрометеорологических условий по маршруту предстоящего плавания и навигационную часть рейса со штурманским составом;
(04) проверить через лиц, ответственных за заведования, обеспечение судна в необходимом количестве топливом, водой, запасами продуктов питания и материально-техническим снабжением;
(05) проверить правильность размещения на судне грузов и количество принятых пассажиров в соответствии с требованиями безопасности плавания, не допуская перегрузки судна сверх норм, указанных в судовых документах;
(06) в случае, если должны осуществляться буксировочные операции, лично или через старшего помощника проверить готовность судна к этим операциям.
84. Перед приемкой грузов на судно капитан обязан рассмотреть предварительный грузовой план и, убедившись, что намеченный вариант загрузки обеспечивает безопасность плавания, надлежащие мореходные качества судна и сохранность груза, утвердить его. Капитан может отказаться от приема отдельных грузов, если их перевозка противоречит существующим правилам или угрожает безопасности людей, судна или груза.
85. В ходе грузовых операций капитан обязан, сообразуясь с информацией об остойчивости, обеспечить контроль за правильностью укладки и крепления грузов в трюмах и на палубе, за размещением балласта и бункера, а также за тем, чтобы нагрузки на главную и твиндечную палубы не превышали допустимых норм, в связи с этим капитан имеет право прекратить грузовые операции, если нарушается технология их производства или допускается отступление от грузового плана.
86. Капитан принимает от старшего помощника и старшего механика за 15 минут до назначенного времени отхода рапорт о готовности судна, о наличии на борту всего экипажа и об отсутствии посторонних лиц на судне.
87. В случае неявки кого-либо из членов экипажа или лиц, следующих на судне, к назначенному для отхода времени капитан немедленно сообщает об этом судовладельцу, а также в советских портах - капитану порта, а за границей - консулу СССР с указанием фамилии, имени и отчества, а также должности и времени ухода с судна неявившихся лиц. Одновременно капитан обязан принять все возможные меры к возвращению этих лиц на судно.
88. Капитан обязан своевременно проверять срок действия судовых документов с учетом длительности предстоящего рейса.
Обязанности капитана в период плавания
89. Капитан обязан требовать от своих помощников определения места судна всеми доступными способами и средствами, обеспечивающими наибольшую точность, осуществляя контроль за качеством и своевременностью этих определений.
90. Назначая или изменяя курс и скорость, способ управления и режим работы главного двигателя, капитан обязан ставить об этом в известность вахтенного помощника. Никто без разрешения капитана не имеет права изменить назначенный им курс, за исключением вахтенного помощника в условиях опасности, грозящей судну, людям и грузу, который немедленно докладывает о своих действиях капитану.
91. По вызову вахтенного помощника капитан обязан немедленно выйти на мостик. При длительном плавании (свыше 12 часов) в узкостях, в районах интенсивного судоходства, а также при плавании в ледовых условиях капитан имеет право на время отдыха оставить вместо себя старшего помощника.
92. Капитан обязан следить за всеми изменениями гидрометеорологической обстановки, требуя регулярного получения прогноза погоды, используя для этого все имеющиеся на судне средства и принимая заблаговременно все необходимые меры на случай шторма.
93. Капитан должен постоянно осуществлять контроль за получением навигационных извещений мореплавателям (НАВИМ) и навигационных предупреждений (НАВИП) и другой информации об изменении навигационной обстановки, за своевременной корректурой карт, лоций и других пособий для плавания.
94. При входе в порт и выходе из него капитан обязан находиться на мостике и лично управлять судном, принимая все меры предосторожности. Главные двигатели и винт регулируемого шага должны быть готовыми к любому изменению хода, а якоря - к отдаче.
95. При плавании в районе обязательной лоцманской проводки капитан должен взять лоцмана. При прохождении районов, где лоцманская проводка не является обязательной, капитан имеет право взять лоцмана, если найдет это необходимым.
96. Капитан обязан обеспечить безопасный прием лоцмана на борт судна и безопасную высадку его с судна. Приняв лоцмана на борт судна, капитан обязан сообщить ему необходимые для проводки данные о судне, ознакомить с особенностями управления судном, условиться о порядке подачи команд рулевому. Лоцману отводится на судне помещение, а также предоставляется питание за счет судна.
97. Присутствие на судне лоцмана не снимает с капитана ответственности за управление судном во время лоцманской проводки. В случае неправильных действий лоцмана капитан может отстранить его от проводки судна и в дальнейшем осуществлять ее самостоятельно или потребовать замены лоцмана.
Уходя с мостика, капитан обязан указать лоцману лицо, ответственное за управление судном в его отсутствие.
98. При плавании в ледовых условиях и особенно, когда есть опасность неожиданной встречи льда в море, капитан должен действовать с максимальной осторожностью, чтобы не повредить корпус судна, винты и руль. В случае проводки судна ледоколом капитан судна выполняет распоряжения капитана ледокола и руководствуется правилами для судов, проводимых ледоколами через лед.
99. В случае истощения на судне в открытом море жизненных припасов, в том числе неснижаемого запаса продовольствия, капитан вправе произвести с целью общего распределения реквизицию необходимого количества продовольствия, имеющегося в распоряжении находящихся на судне лиц, или реквизицию находящегося на судне груза, могущего быть использованным для питания. О реквизиции составляется акт. Встретив в море судно под Государственным флагом Союза ССР, капитан вправе обратиться к нему за помощью.
100. Капитан обязан принять все меры к спасению человека, упавшего за борт, и может покинуть район поисков только после того, как убедится, что поиски безрезультатны.
101. Капитан обязан, поскольку он может это сделать без опасности для своего судна, экипажа и пассажиров:
(01) оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель;
(02) следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи и если на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать.
За невыполнение указанного в настоящей статье капитан несет установленную законом ответственность.
102. При оказании помощи терпящему бедствие судну капитан обязан принять все меры для спасения людей; меры к спасению груза и другого имущества капитан может принять лишь с согласия капитана судна, терпящего бедствие, который должен подписать договор о спасении.
В случае, если капитан судна, терпящего бедствие, не может подписать договор о спасении по стихийным или другим обстоятельствам, капитан заручается его согласием на подписание договора при первой возможности, о чем делается запись в судовом журнале.
103. При встрече в море с судном, покинутым экипажем, капитан обязан немедленно доложить об этом судовладельцу и в дальнейшем действовать по его указанию.
Капитан должен в судовом журнале записать координаты места обнаружения покинутого судна, а также известить о нем ближайший порт и другие суда.
При получении распоряжения о буксировании покинутого судна в иностранный порт капитан обязан известить об этом консула СССР в стране, в которую он намерен следовать, и соответствующим портовым властям.
104. Если судну грозит бедствие и оно нуждается в помощи, капитан обязан принять все возможные меры к тому, чтобы получить помощь от другого судна, по возможности советского.
105. В случае столкновения с другим судном капитан обязан:
(01) запросить, не требуется ли помощь, и, при необходимости, оказать ее, если это не грозит серьезной опасностью своему судну, экипажу и пассажирам;
(02) запросить у капитана судна, с которым произошло столкновение, название судна, порт приписки, пункты отправления и назначения, характер полученных повреждений; сообщить аналогичные сведения по своему судну капитану судна, с которым произошло столкновение.
106. Если, по мнению капитана, судну грозит неминуемая гибель, он обязан принять все меры к спасению находящихся на судне лиц. После принятия всех мер к спасению пассажиров капитан дает приказание судовому экипажу оставить судно.
При спасении людей капитан обязан обеспечить спасение в первую очередь детей, больных, женщин и престарелых. Капитан оставляет судно последним, приняв все возможные меры к спасению морских карт с нанесенной на них прокладкой и других навигационных документов, отражающих маневрирование судна, а также судового, машинного, радиотелеграфного журналов, судовых документов и ценностей.
107. В случае гибели судна, куда бы его экипаж не был доставлен, капитан сохраняет полностью свои права и обязанности в отношении спасенных лиц. Если экипаж доставлен в заграничный порт, капитан должен принять все возможные меры к скорейшей доставке его в СССР.
108. Если экипаж и пассажиры судна будут спасены иностранным судном, капитан обязан принять меры к тому, чтобы советские граждане, находясь на борту иностранного судна, соблюдали достоинство граждан СССР и установленный на этом судне распорядок.
109. О всех аварийных и несчастных случаях капитан обязан немедленно докладывать в установленном порядке судовладельцу и принимать все зависящие от него меры к обеспечению безопасности людей, судна и груза.
Капитан обязан принять меры к оформлению документов по указанным случаям в установленном порядке.
Капитан обязан обеспечить сохранность и неприкосновенность морских карт с нанесенной на них прокладкой и других навигационных документов, отражающих маневрирование судна, до окончания рейса и прихода в порт, а при аварийных случаях - до окончания их расследования.
110. В случае необходимости срочной квалифицированной медицинской помощи больному, которая не может быть оказана на судне в море, капитан должен зайти в ближайший порт, известив об этом судовладельца.
111. В случае болезни капитан временно передает командование судном старшему помощнику, о чем немедленно докладывает судовладельцу, а в иностранном порту также консулу СССР. В судовой журнал записывается дата и время передачи командования и место нахождения судна.
Обязанности капитана во время стоянки судна в порту
112. При заходе судна в воды иностранного государства либо в воды СССР, а также в любой порт капитан обязан соблюдать местные портовые, таможенные, санитарные и другие правила.
При подходе к порту капитан обязан подготовить судно и судовую документацию для предъявления портовым властям.
113. По прибытии судна в порт капитан должен принять меры к тому, чтобы никто из находящихся на судне лиц не имел общения с берегом до получения соответствующего разрешения санитарных, таможенных, пограничных и портовых властей.
114. По прибытии судна в иностранный порт капитан обязан известить об этом консула СССР и сообщить ему сведения о судне и об обстоятельствах плавания.
Все распоряжения консула, в том числе распоряжение о задержании отхода судна из иностранного порта, обязательны для капитана.
115. По окончании рейса капитан обязан представить рейсовое донесение судовладельцу по установленной форме.
116. При стоянке судна в порту капитан должен по требованию портовых властей предоставить (без ущерба для безопасности судна) судно, экипаж и судовые средства для тушения пожара или для оказания помощи в случае бедствия, происшедшего в порту или море.
117. Капитан, уходя на берег, обязан оставить старшему или вахтенному помощнику капитана устное или письменное распоряжение о производстве необходимых работ и принятии мер, обеспечивающих безопасность судна, а также сообщить место своего пребывания на берегу.
118. Капитан может оставить судно, стоящее на рейде, а также судно, имеющее на борту опасный груз, на старшего или второго помощника капитана.
119. Капитаны судов портового, технического и служебно-вспомогательного флота отлучаются с судов согласно порядку, установленному судовладельцем.
Обязанности капитана при постройке и ремонте судна
120. При приеме судна от завода-строителя капитан обязан в кратчайший срок организовать изучение и прием судовыми специалистами корпуса, механизмов, устройств, систем и других технических средств, а также документации и имущества в соответствии со спецификациями.
121. Капитан обязан требовать от старшего механика своевременного составления необходимой документации для постановки судна в ремонт в пределах установленного судовладельцем лимита.
Ремонтные ведомости (материалы для ремонтных ведомостей) составляются судовыми специалистами по заведованиям под руководством старшего механика и подписываются старшим механиком и капитаном.
122. При постановке судна на ремонт и в иных случаях вывода судна из эксплуатации капитан обязан принять меры к охране и безопасной стоянке судна.
123. При постановке судна в док (подъеме на слип) и выводе его из дока (спуске со слипа) капитан обязан лично находиться на судне и руководить работами экипажа. При стоянке в доке капитан обязан оказывать всемерное содействие администрации дока, а также соблюдать правила стоянки судов в доке.
124. После установки судна в доке капитан обязан совместно со старшим помощником, старшим механиком и другими специалистами произвести наружный осмотр корпуса, донно-бортовой арматуры, движительно-рулевого комплекса и об их состоянии составить акт. Перед выходом судна из дока вновь производится аналогичный осмотр и проверка заделки контрольных сверлений. Результаты осмотров заносятся в судовой журнал и оформляются актом.
125. В период ремонта судна капитан должен организовать постоянное наблюдение и контроль за ходом ремонтных работ.
Первый помощник капитана
126. Первый помощник капитана подчиняется капитану и непосредственно отвечает за политико-моральное состояние судового экипажа.
Указания и поручения первого помощника капитана в пределах его полномочий обязательны для всех членов экипажа.
127. Первый помощник капитана организует свою практическую работу в соответствии с Положением о первом помощнике капитана на судах Министерства морского флота.
128. Первый помощник капитана во всей своей деятельности руководствуется решениями партийных и государственных органов.
Совместно с судовой партийной организацией он проводит воспитательную работу среди членов экипажа в духе высокой идейной убежденности, принципов морального кодекса строителя коммунизма, славных традиций морского флота нашей Родины, мобилизуя моряков на выполнение и перевыполнение производственных заданий, проводит совместно с общественными организациями среди членов экипажа работу по организации социалистического соревнования и движения за коммунистическое отношение к труду и оказывает повседневную помощь в их работе.
129. Первый помощник капитана организует среди членов экипажа массово-политическую, интернациональную, культурно-просветительную и спортивную работу.
Он организует работу радиотрансляционного узла, телевизионной аппаратуры и киноустановки.
130. Первый помощник капитана несет ответственность за комплектование судовой библиотеки, своевременное обеспечение экипажа периодической печатью, культпросветинвентарем, кинофильмами.
131. Первый помощник капитана совместно с капитаном и старшим механиком комплектует экипаж судна, принимает участие в аттестации членов экипажа, добивается создания постоянного и сплоченного коллектива.
132. Во время судовых тревог, учений, авралов, а также в аварийных случаях первый помощник капитана действует по указанию капитана и оказывает ему всемерную помощь в обеспечении должного порядка на судне, дисциплины экипажа и пассажиров при выполнении поставленной задачи.
При оставлении судна судовым экипажем первый помощник капитана покидает судно по указанию капитана.
133. Отчет о проводимой работе первый помощник капитана совместно с капитаном представляет руководству пароходства в установленном порядке.
134. При наличии диплома о присвоении морского звания первый помощник капитана может с разрешения капитана нести ходовую вахту.
Глава XIII
Вахтенная служба
Общие положения
392. Вахтенная служба (вахта) на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. Члены судового экипажа, находящиеся на вахте, именуются вахтенными.
На всех судах, находящихся в эксплуатации, должна быть установлена круглосуточная вахтенная служба.
На судах, выведенных из эксплуатации, порядок несения вахтенной службы устанавливается судовладельцем.
Вахтенная служба должна обеспечивать управление судном, его безопасность, живучесть, производственную деятельность и контроль за посещением судна посторонними лицами.
Ответственность за организацию вахтенной службы возлагается на капитана судна, а непосредственное руководство организацией вахтенной службы - на старшего помощника капитана и старшего механика.
Ответственность за надлежащее несение вахты возлагается на лиц, несущих вахту.
К вахте должны привлекаться лица, получившие соответствующий отдых.
393. Судовые вахты разделяются на ходовые и стояночные. Ходовые или стояночные вахты назначает капитан исходя из конкретных обстоятельств.
Продолжительность одной ходовой вахты, как правило, не должна превышать 4 часов.
Во время стоянки судна в порту или на рейде члены экипажа могут быть по распоряжению капитана оставлены на судне во внеурочное время (без выполнения основной работы) для обеспечения безопасности судна, в том числе противопожарной безопасности.
394. Вахтенная смена должна явиться к месту несения вахты заблаговременно и до вступления на вахту ознакомиться с условиями плавания и режимом работы технических средств.
Лица командного состава являются на вахту не позднее чем за 10 минут до начала вахты.
Очередная смена предупреждается о вступлении на вахту не позднее чем за 15 минут. Сменившаяся вахта является подвахтенной и используется в случае необходимости для временного усиления вахты или подмены отдельных вахтенных. На стоянке список вахты вывешивается на доске у трапа.
395. Вахтенные должны быть в установленной для данного рода службы одежде (форме). Кроме того, вахтенный помощник капитана и вахтенный матрос при стоянке судна в порту должны иметь на левом рукаве нарукавную повязку с тремя полосами; общая ширина повязки - 4,5 см, каждой полосы - 1,5 см. Цвет полос:
для повязки вахтенного помощника капитана - синий, белый, синий;
для повязки вахтенного матроса - красный, белый, красный.
396. Без разрешения или приказания вышестоящего по вахте командира вахтенные не имеют права оставлять пост или передавать кому-либо исполнение своих обязанностей.
397. Вахтенные во время тревоги занимают свои места, предусмотренные расписанием по тревогам, только после передачи своего поста лицам, заступающим на вахту согласно расписанию по тревогам.
398. В течение вахты вахтенный помощник капитана, вахтенный механик, вахтенный электромеханик, вахтенный радиооператор и другие лица командного состава, несущие вахту, ведут необходимые записи, отражающие несение на судне вахтенной службы, а по окончании вахты вносят эти записи в соответствующие журналы согласно правилам их ведения.
399. При стоянках в портах любое лицо судового экипажа, имеющее необходимую квалификацию, распоряжением капитана может привлекаться к несению вахты на судне после соответствующего отдыха и инструктажа.
400. Заступающие на вахту обязаны получить разрешение о заступлении на вахту у вахтенного командира.
401. При использовании судовой администрацией береговой швартовной бригады для перешвартовки судна береговая швартовная бригада производит перешвартовку судна совместно с вахтенным персоналом. Руководитель береговой швартовной бригады при выполнении швартовных операций осуществляет руководство и несет ответственность за все действия членов швартовной бригады, связанные с перешвартовкой судна.
Подготовка судна к швартовным операциям является обязанностью вахтенной службы.
Вахтенный помощник капитана
Общие обязанности
402. Вахтенный помощник капитана является старшим по всей вахтенной службе судна и непосредственно подчиняется капитану, а в его отсутствие на судне - старшему помощнику капитана.
Вахтенный помощник капитана отвечает в пределах возложенных на него обязанностей за надлежащее несение на судне вахтенной службы и обеспечение безопасности судна, людей, находящихся на судне грузов и другого имущества, а также за предотвращение загрязнения морской среды.
Распоряжения вахтенного помощника капитана в пределах его полномочий обязательны для каждого члена судового экипажа и других лиц, находящихся на судне.
Никто, кроме капитана, а в его отсутствие - старшего помощника капитана, не имеет права отменять или изменять распоряжения вахтенного помощника капитана.
403. Вахтенный помощник капитана для выполнения работ, связанных с эксплуатацией судна, а также обеспечения безопасной стоянки судна имеет право вызвать из состава единой технической службы лиц соответствующей специальности и квалификации, уведомив старшего механика.
404. Вахтенный помощник капитана не имеет права отлучаться с вахты без разрешения капитана, а в его отсутствие - старшего помощника капитана.
При заступлении на вахту помощник капитана обязан ознакомиться с составом вахты и провести инструктаж по несению вахтенной службы, получить от сдающего вахту все необходимые сведения о месте стоянки судна, об окружающей обстановке, условиях стоянки, ходе грузовых операций, ремонтных и иных работах, наличии на борту капитана, командного состава, команды и других лиц, не входящих в состав экипажа, а также другие сведения, связанные с обеспечением безопасности судна и его эксплуатационной деятельностью, в том числе:
(01) о распоряжениях капитана по вахте;
(02) о балластировке судна и распределении судовых запасов воды, топлива и смазочных масел по танкам и цистернам;
(03) о судовых и ремонтных работах, обратив особое внимание на работы, ведущиеся на открытых палубах, с забортной арматурой и с применением открытого огня;
(04) о наличии плавсредств у борта и на бакштове;
(05) об открытых люках, горловинах и других открытых забортных отверстиях;
(06) о наличии воды в льялах и сточных колодцах;
(07) о назначенном времени готовности судна к выходу в рейс, заданной готовности главных двигателей и наличии судового снабжения.
405. При несении вахты помощник капитана обязан:
(01) обеспечивать своевременное и точное выполнение требований обязательного постановления по порту и других местных правил, международных правил для предупреждения столкновения судов в море и других международных правил, касающихся безопасности мореплавания, использования огней и других средств сигнализации;
(02) организовывать надлежащее несение вахтенной службы, обеспечивать на судне порядок и чистоту, а также надлежащую организацию наблюдения и связи;
(03) вести надежное наблюдение за состоянием судна, принимать меры по обеспечению безопасности людей, судна и груза, организовывать использование всех судовых средств пожаротушения;
(04) обеспечивать своевременное включение сигнально-отличительных огней, выставление знаков и сигналов, соответствующих положению, состоянию и роду занятий судна, контролировать их исправное действие;
(05) обеспечивать производство замеров воды в льялах и сточных колодцах и производить запись результатов замера в судовом журнале:
на ходу - каждую вахту;
на якоре и швартовах - не реже 2 раз в сутки;
при приеме воды, топлива, при плавании во льдах, в штормовых условиях и других особых случаях, когда требуется более частый контроль за возможным поступлением на судно забортной воды, - не реже одного раза в час;
при ударах судна о лед, причал, столкновениях с другим судном или плавающим предметом - немедленно.
Примечание. В штормовых условиях плавания, когда не представляется возможным произвести замеры воды в льялах, контроль за наличием воды в них производится путем контрольных откачек по указанию вахтенного помощника капитана; в случае повышения уровня воды докладывать капитану.
(06) вести наблюдение за креном и дифферентом судна;
(07) следить за температурным режимом и проветриванием трюмов;
(08) обеспечивать готовность дежурной шлюпки к спуску и принимать доклады от командиров шлюпок о готовности к спуску и отходу от борта, давать разрешение на спуск дежурных шлюпок и их отход; принимать доклады от командиров шлюпок по возвращении их на судно;
(09) следить за подходящими к судну и находящимися у его борта плавучими средствами, указывая им место стоянки у борта; при спуске на воду судовых плавсредств вести наблюдение за ними и принимать меры к своевременному подъему их на борт;
(10) при приеме людей на борт, при высадке людей с судна принимать меры, обеспечивающие их безопасность;
(11) при обнаружении опасности для судна (пожар, взрыв, пробоина), а также при падении человека за борт самостоятельно объявлять тревогу и принимать все меры для предотвращения опасности или спасения человека, упавшего за борт;
(12) вести записи в судовом журнале в соответствии с установленными правилами.
406. Вахтенный помощник капитана не должен сдавать вахту, если он сомневается в том, что заступающий помощник капитана находится в состоянии, при котором он может эффективно выполнять свои обязанности. В этом случае он обязан уведомить капитана.
Обязанности на ходовой вахте
407. При заступлении на вахту помощник капитана обязан:
(01) сверить компасный курс и общую поправку компаса с прокладкой на карте;
(02) ознакомиться по карте с районом плавания, навигационной обстановкой, а также с условиями и обстоятельствами плавания;
(03) проверить место судна по счислению на карте на момент приема вахты, сопоставив его с показаниями лага и последней обсервацией, при наличии возможности - самому определить место судна;
(04) выяснить действие преобладающих и предвычисленных приливов и течений на курс и скорость;
(05) проверить курс судна по гирокомпасу и магнитному компасу и его поправки, проверить скорость судна, поправку лага и соответствие работы главного двигателя заданному режиму;
(06) на судах с дистанционным управлением выяснить, как осуществляется управление главными двигателями механической установки в данный момент (с мостика или из машинного помещения);
(07) при управлении главными двигателями с мостика убедиться в исправном состоянии пульта управления и соответствии контролируемых параметров установленным нормам;
(08) убедиться в исправной работе технических средств судовождения;
(09) проверить отметку времени на ленте курсографа;
(10) убедиться, что его зрение адаптировалось к условиям видимости;
(11) в присутствии вахтенного помощника капитана, сдающего вахту, ознакомиться с окружающей обстановкой (берег, огни, суда), состоянием погоды и видимости, полученными прогнозами и штормовыми предупреждениями, а также со всеми распоряжениями, отданными капитаном в отношении плавания судна;
(12) убедиться в исправном действии ходовых огней;
(13) при выполнении маневра передача вахты не производится до момента, когда выполняемое действие будет полностью закончено.
408. Во время ходовой вахты вахтенный помощник капитана обязан:
(01) постоянно находиться на мостике и вести непрерывное наблюдение за окружающей обстановкой. Пребывание его в штурманской рубке допускается только на кратковременный срок для выполнения необходимой работы, связанной с исполнением его штурманских обязанностей, но перед этим он обязан лично убедиться, что это безопасно и что на период его отсутствия будет обеспечено надлежащее наблюдение;
(02) вести счисление пути судна. Использовать любую возможность для определения места судна навигационными, астрономическими и радиотехническими способами, выбирая наиболее подходящий в данных условиях;
(03) следить за исправным действием ходовых огней;
(04) каждый час и после каждого изменения курса судна сличать показания магнитного компаса с гирокомпасом и следить за точным удержанием судна на заданном курсе;
(05) контролировать работу технических средств судовождения и определять их поправки;
(06) при изменении гидрометеорологических условий, когда сохранение заданного курса становится небезопасным, когда в рассчитанное время не обнаружен берег, навигационный знак или ожидаемые глубины, когда неожиданно открылся берег, навигационный знак или произошло резкое изменение глубин, а также в случае неисправностей главного двигателя, рулевого устройства или какого-либо навигационного оборудования, при возникновении каких-либо сомнений немедленно докладывать капитану и действовать по его указанию. Во всех вышеперечисленных ситуациях вахтенный помощник капитана должен, если обстоятельства требуют этого, без промедления принимать меры для обеспечения безопасности судна;
(07) с момента обнаружения другого судна, идущего на сближение, для расхождения с которым требуется принятие каких-либо мер, вести наблюдение за изменением пеленга и дистанции с целью определения элементов движения встречного судна, результаты докладывать капитану, а в случае появления опасности немедленно принимать меры, обеспечивающие безопасность судна;
(08) твердо знать маневренные возможности своего судна;
(09) перед наступлением тумана, дождя, снегопада и других атмосферных явлений, ограничивающих видимость, доложить капитану, перейти на ручное управление рулем, немедленно подготовить к действию и включить РЛС и навигационные огни, проверить устройства для подачи звуковых сигналов, выставить наблюдателя, предварительно проинструктировав его, предупредить вахтенного механика о возможных реверсах, сличить часы штурманской рубки и машинного помещения, сделать отметку времени на курсограмме, по возможности определить место судна, в дальнейшем руководствоваться МППСС и (или) местными правилами.
При внезапном ухудшении видимости одновременно с принятием перечисленных мер и до прибытия капитана на мостик руководствоваться МППСС и (или) местными правилами плавания;
(10) при подходе к берегу, узкостям, каналам, районам мелководья и опасным местам заблаговременно предупредить капитана и вахтенного механика, выставить на бак боцмана или матроса I класса, подготовить якоря к отдаче, при плавании в этих районах пользоваться картой самого крупного масштаба, охватывающей район плавания и откорректированной на основе самой последней информации (на судах портового, технического и служебно-вспомогательного флота, постоянно работающих на определенных участках в узкостях и каналах, выставлять на баке боцмана или матроса I класса не требуется);
(11) опознавать все встречающиеся знаки и другие средства навигационного ограждения;
(12) в случае приближения шторма принять необходимые меры, обеспечивающие безопасность плавания судна в штормовых условиях;
(13) следить за надежностью крепления шлюпок и плотов, грузовых стрел и кранов, палубных грузов и подвижных предметов на палубе, состоянием люковых закрытий;
(14) в случае падения человека за борт объявить тревогу, самостоятельно принять все необходимые меры для его спасения и доложить капитану о случившемся и принятых мерах;
(15) обеспечивать производство гидрометеорологических наблюдений в установленные сроки;
(16) при приеме на борт судна лоцмана и оставлении им судна принимать меры, необходимые для обеспечения его безопасности;
несмотря на наличие лоцмана на борту, продолжать контролировать место судна и его движение, а при сомнениях в действиях или намерениях лоцмана немедленно доложить капитану и принять меры предосторожности;
(17) осуществлять связь с помощью световой и флажной сигнализации;
(18) при постановке судна на якорь определить место судна.
409. На ходовой вахте вахтенному помощнику капитана не разрешается заниматься каким-либо делом или принимать на себя какие-либо обязанности, не относящиеся к несению вахты.
410. Вахтенный помощник, несмотря на присутствие на мостике капитана, несет ответственность за обеспечение безопасности плавания судна в течение всего периода своей вахты до тех пор, пока капитан не примет управление судном на себя.
411. При управлении механической установкой с мостика на судах без постоянной вахты в машинном помещении и в ЦПУ вахтенный помощник капитана должен руководствоваться инструкцией по управлению механической установкой с мостика и вести наблюдение за поступающими сигналами о работе механической установки, при появлении неполадок в ее работе должен вызывать вахтенного механика. При плавании в сложных условиях обязательно вызывать вахтенного механика в машинное помещение.
412. Вахтенный помощник капитана в случаях грозящей опасности судну, людям, грузу имеет право изменять установленные капитаном курс, скорость, способ управления и режим работы главного двигателя. О произведенных изменениях немедленно должен доложить капитану.
Обязанности при стоянке судна на якоре
413. При стоянке судна на якоре вахтенный помощник капитана обязан:
(01) обеспечивать постоянное наблюдение за состоянием погоды и окружающей обстановкой, систематически контролировать место судна всеми доступными способами, принимать меры для предупреждения дрейфа;
(02) следить за натяжением и положением якорь-цепи, соответствием длины вытравленной якорь-цепи условиям стоянки;
(03) предупреждать возможность опасного сближения с другими судами или навигационными опасностями при рыскании судна на якоре и при изменении направления ветра и течения.
Обязанности при стоянке судна у причала
414. Во время стоянки судна у причала вахтенный помощник капитана обязан:
(01) следить за состоянием глубин у борта судна, надлежащим креплением и состоянием швартовных тросов, кранцев и соблюдением требований местных правил;
(02) при ухудшении погоды, а также при получении штормового предупреждения завести дополнительные швартовы и принять меры к обеспечению безопасной стоянки судна;
(03) следить, чтобы трап или сходни были надежно закреплены и оборудованы предохранительными сетками, поручни установлены, а леера натянуты, чтобы у трапа или сходни был наготове спасательный круг с бросательным концом, а также обеспечено надлежащее освещение;
(04) во время грузовых операций не допускать крена судна, контролировать погрузку в соответствии с грузовым планом и правильное использование судовых грузовых средств, руководить открытием и закрытием трюмов, следить, чтобы находящиеся у ватерлинии иллюминаторы были задраены;
(05) обеспечивать своевременное открытие и закрытие грузовых люков, горловин и вентиляторов и других палубных и бортовых отверстий;
(06) следить за соблюдением правил пожаробезопасности при выполнении работ по корпусной части;
(07) в отсутствие на судне капитана и старшего помощника капитана возглавлять борьбу за живучесть судна; при возникновении опасности на берегу, вблизи судна или на рядом стоящем судне принимать меры для обеспечения безопасности своего судна и оказания необходимой помощи;
(08) знать порядок вызова спасательных и пожарных средств порта, а при необходимости обеспечить их немедленный вызов;
(09) следить за состоянием пломб и печатей на опечатанных трюмах и помещениях;
(10) при проворачивании гребных винтов обеспечивать постоянное наблюдение и безопасность судна;
(11) обеспечивать своевременную подготовку судна к швартовным операциям (уборка трапов, заваливание шлюпбалок, кранов, стрел и т.п.), быструю приемку (подачу) швартовов, правильное использование кранцевой защиты;
(12) производить периодический обход и осмотр помещений судна в ночное время.
415. При уходе капитана с судна вахтенный помощник провожает его до трапа.
При возвращении капитана вахтенный помощник встречает его у трапа и докладывает ему о состоянии судна, производимых работах и имевших место происшествиях.
416. Пребывание посторонних лиц на судне допускается только с ведома вахтенного помощника капитана. На мостике могут находиться только лица, выполняющие служебные обязанности. Допуск посторонних лиц на мостик, в штурманскую рубку и в другие служебные помещения без разрешения капитана или старшего помощника капитана запрещается.
417. Вахтенный помощник капитана, если на судне велись работы по корпусной части не судовым составом, должен лично осмотреть все объекты работ и убедиться в безопасном состоянии судна.
418. Вахтенный помощник капитана имеет право в случае необходимости вызвать на верхнюю палубу оставшуюся на борту судна часть экипажа.
419. На судах, оборудованных радиотелефоном, на вахтенного помощника капитана возлагается обеспечение радиотелефонной связи в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы Союза ССР.
420. Во время стоянки судна на швартовах в порту вахтенный помощник капитана при отсутствии грузовых операций может в ночное время отдыхать в своей каюте, не снимая одежды.
Глава XIV
Организация обеспечения живучести судна
470. Организация обеспечения живучести судна осуществляется в соответствии с Наставлением по борьбе за живучесть судов морского флота СССР, которое является основным документом, определяющим организационно-технические мероприятия и порядок проведения предупредительных мероприятий на судне, подготовку и действия экипажа по борьбе за живучесть судна.
471. Организация обеспечения живучести судна предусматривает:
(01) постоянное поддержание судна, его устройств, технических средств и снабжения в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность судна и его мореходность;
(02) надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой;
(03) постоянную готовность средств борьбы за живучесть судна;
(04) постоянное наличие на борту установленного количества экипажа, способного обеспечить борьбу за живучесть.
472. Аварийно-спасательное и противопожарное имущество и инвентарь должны расписываться в заведование лицам судового экипажа, храниться на штатных местах и иметь опись.
Использование указанного имущества и инвентаря не по прямому назначению категорически запрещается.
473. На всех судах должны строго соблюдаться требования норм непотопляемости и остойчивости, вестись постоянное наблюдение за креном, дифферентом и водонепроницаемостью корпуса.
Заполнение, осушение и запрессовка балластных цистерн, перекачка балласта и топлива из одних цистерн в другие допускаются только с разрешения капитана и ведома вахтенного помощника капитана.
474. Общее руководство борьбой за живучесть судна осуществляет капитан, а непосредственное руководство возлагается на старшего помощника капитана.
Для организации борьбы за живучесть на судне создаются постоянные аварийные партии (группы) и партии обеспечения охраны порядка (на пассажирских судах).
Капитан вправе включить в состав аварийных партий (групп) всех членов экипажа, за исключением лиц медицинского персонала, а также привлечь к борьбе за живучесть судна лиц, не входящих в состав экипажа, но находящихся на судне.
Старший механик руководит действиями вахты по борьбе за живучесть в машинных помещениях и обеспечивает готовность к действию находящихся в его ведении технических средств.
При отсутствии на судне капитана и старшего помощника капитана борьбу за живучесть судна возглавляет вахтенный помощник капитана.
475. Основой организации борьбы за живучесть судна являются расписания по тревогам.
476. Расписания по тревогам определяют обязанности всех членов экипажа, составляются на каждом судне и утверждаются капитаном.
Обязанности по тревогам должны распределяться с учетом должностей, специальности, подготовки, индивидуальных качеств и физических данных каждого члена экипажа. В расписаниях по тревогам должна предусматриваться взаимозаменяемость членов экипажа.
Составление расписаний по тревогам и своевременная их корректура возлагаются на старшего помощника капитана.
Устанавливаются следующие расписания по тревогам:
(01) расписание по общесудовой тревоге (в том числе по борьбе с пожаром, водой, утечкой аммиака из судовых рефрижераторных установок и др.);
(02) расписание по тревоге "Человек за бортом";
(03) расписание по шлюпочной тревоге (при оставлении судна).
477. В расписании по общесудовой тревоге должны быть определены обязанности и действия всего экипажа в части:
(01) управления судном в море;
(02) радиосвязи и зрительной связи;
(03) наблюдения за горизонтом, воздухом и водой;
(04) герметизации судна;
(05) борьбы за живучесть судна (борьба с водой и огнем);
(06) использования специальных средств, установленных на судне;
(07) оказания медицинской помощи и санитарной обработки экипажа и пассажиров;
(08) охраны порядка и безопасности (на пассажирских судах).
478. Командиры аварийных партий (групп) по прибытии на места по сигналу общесудовой тревоги докладывают на мостик о состоянии готовности к борьбе за живучесть, а в дальнейшем о своих действиях и изменениях обстановки.
479. В расписании по тревоге "Человек за бортом" должны быть определены обязанности экипажа по спасанию человека, находящегося за бортом, оказанию ему медицинской помощи.
По тревоге "Человек за бортом" смена вахт не производится.
480. В расписании по шлюпочной тревоге должны быть определены обязанности членов экипажа в части:
(01) подготовки и спуска спасательных средств коллективного пользования и снабжения их необходимым имуществом и продовольствием;
(02) посадки в шлюпки и на плоты пассажиров и экипажа;
(03) спасания судового и машинного журналов, судовых документов и ценностей;
(04) управления спасательными средствами в море и организации их связи между собой, с другими судами, берегом, самолетами и вертолетами.
481. Общесудовая тревога объявляется вахтенным помощником капитана:
(01) при необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению какой-либо грозящей ему опасности;
(02) при обнаружении поступления забортной воды внутрь судна или распространения ее по судну;
(03) при взрыве, возникновении пожара либо обнаружении его первых признаков: дыма и запаха гари;
(04) при других аварийных случаях, создающих угрозу судну и экипажу. Тревога "Человек за бортом" объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или обнаружении человека (людей) за бортом. Шлюпочная тревога (при оставлении судна) объявляется только капитаном или другим лицом по указанию капитана в случаях, предусмотренных ст. 106 настоящего Устава, при угрозе гибели судна, когда возникает необходимость оставления судна экипажем и пассажирами.
При оставлении судна старший помощник капитана обязан проверить судовые помещения, а старший механик - машинные помещения и удостовериться, что в них не осталось людей.
Лица, в ведении которых находятся паспорта экипажа, судовой, машинный, электромеханический и радиотелеграфный журналы, путевые карты с прокладкой пути судна перед происшествием, судовая касса и документы строгой отчетности, при оставлении судна обязаны принять меры к спасению указанных документов и ценностей.
482. Устанавливаются следующие сигналы тревог:
общесудовая тревога - непрерывный звонок громкого боя в течение 25 - 30 секунд; при пожаре во время стоянки в порту сигнал общесудовой тревоги дополнительно сопровождается частыми ударами в судовой колокол;
тревога "Человек за бортом" - три продолжительных сигнала звонком громкого боя (продолжительность сигнала 5 - 6 секунд); сигнал повторяется 3 - 4 раза;
шлюпочная тревога - семь коротких и один продолжительный сигнал звонком громкого боя; сигнал повторяется 3 - 4 раза.
При выходе из строя звонка громкого боя сигналы подаются паровым свистком, тифоном или сиреной.
483. Сигналы всех тревог дублируются голосом по судовой трансляционной сети с указанием вида тревоги; в случае пожара или пробоины указывается их место. При отсутствии трансляции вид тревоги, место пожара и пробоины объявляются любыми иными средствами. Отбой всех тревог объявляется голосом и сопровождается командой по трансляции; при проведении тренировочных учений (учебных тревог) после сигнала, установленного настоящей статьей, голосом или по трансляции передается слово "учебная".
Все члены экипажа при объявлении судовых тревог обязаны быстро занять свои места по расписанию, иметь при себе спасательные жилеты (нагрудники) и надевать их при объявлении шлюпочной тревоги или тревоги "Человек за бортом".
484. Расписания по тревогам должны вывешиваться на видном месте в общедоступных помещениях судна.
Над койкой каждого члена экипажа находится карточка, где указаны его обязанности по тревогам.
485. У спальных мест пассажиров должны быть вывешены карточки с указанием:
(01) сигналов судовых тревог;
(02) мест сбора по судовым тревогам;
(03) номеров и мест нахождения спасательных средств коллективного пользования (шлюпок, плотов и т.п.);
(04) иллюстрированная инструкция по способам и приемам надевания индивидуальных спасательных средств.
Каютные карточки должны быть выполнены на русском и английском языках.
486. Для практической отработки действий по борьбе за живучесть на судне должны регулярно проводиться тренировочные учения по всем видам тревог в соответствии с Наставлением по борьбе за живучесть судов морского флота СССР.
После каждого тренировочного учения производится его разбор.
Пассажиры должны заблаговременно предупреждаться о проводимых учебных тревогах и правилах поведения во время них.
Учения по судовым тревогам должны проводиться не реже одного раза в месяц, а на пассажирских судах - один раз в неделю.
------------------------------
* В дальнейшем старший (главный) механик именуется "старшим механиком".
** Под судовыми техническими средствами понимаются установки, агрегаты, механизмы и другое оборудование судна, обеспечивающие его работоспособность в соответствии с назначением.
*** В дальнейшем именуется "механическая установка".
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства морского флота СССР от 9 января 1976 г. N 6 "Об утверждении Устава службы на судах Министерства морского флота Союза ССР"
Документ предоставлен Российским государственным архивом экономики (РГАЭ)
Текст приказа опубликован не был
Постановлением Правительства России от 16 ноября 2020 г. N 1850 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 2 декабря 2020 г.