Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Региональной
энергетической комиссии г. Москвы
от 24 декабря 2012 г. N 398
I. Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории города Москвы
1. Настоящие Требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории города Москвы (далее - Требования) разработаны в соответствии с:
Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности";
Законом города Москвы от 5 июля 2006 г. N 35 "Об энергосбережении в городе Москве";
постановлением Правительства Москвы от 14 сентября 2011 г. N 429-ПП (ред. от 22 февраля 2012 г.) "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Энергосбережение в городе Москве" на 2011, 2012-2016 гг. и на перспективу до 2020 года".
2. Настоящие Требования распространяются на программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - Программы энергосбережения) регулируемых организаций, государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) которых осуществляется Региональной энергетической комиссией города Москвы.
3. Требования установлены в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности (в отношении регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности и имеющих сходные друг с другом экономические, технические характеристики и условия деятельности).
4. Требования установлены с учетом:
а) поступивших в РЭК Москвы не позднее 1 февраля 2012 г. предложений от организаций, осуществляемых регулируемые виды деятельности, в части:
целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - целевые показатели) и их значений, достижение которых обеспечивается регулируемой организацией при реализации соответствующей Программы энергосбережения;
перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, осуществление которых регулируемой организацией будет способствовать достижению предложенных ей значений показателей, возможных сроков окупаемости, их проведения с оценкой расходов на их проведение;
показателей энергетической эффективности объектов, с использованием которых осуществляется соответствующий регулируемый вид деятельности;
б) поступивших в РЭК Москвы не позднее 1 февраля 2012 г. ежегодных отчетов регулируемой организации о фактическом исполнении установленных Требований;
в) прогнозируемого изменения цен (тарифов) на товары (услуги) регулируемых организаций в результате учета в Программе энергосбережения установленных Требований.
II. Требования к составу и содержанию Программ энергосбережения
5. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Программы энергосбережения должны содержать:
а) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей Программы энергосбережения;
б) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей Программы энергосбережения, сроки проведения указанных мероприятий;
в) информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием собственных источников финансирования (амортизация, прибыль, другие), привлеченных средств, финансирование с использованием энергосервисных контрактов, а также (при наличии) бюджетных источников финансирования указанных мероприятий.
6. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны быть взаимоувязаны по срокам выполнения, по источникам и объемам финансирования, целевым показателям.
Порядок отбора проектов (взаимоувязанной системы мероприятий) для включения в Программы энергосбережения определен в приложении 12 к настоящим Требованиям.
Включение каждого мероприятия в Программу энергосбережения должно быть обосновано и увязано с текущим состоянием систем регулируемых организаций.
Не допускается включение в Программу энергосбережения мероприятий, дублирующих основную деятельность данных организаций, реализации которых возможна в рамках текущей деятельности.
7. Целевое назначение исполнения каждого мероприятия должно быть представлено в виде цифрового показателя (целевого индикатора), отражающего размер экономии энергоресурсов.
8. Показатели энергетической эффективности объектов устанавливаются:
отдельно в отношении каждого осуществляемого регулируемой организацией регулируемого вида деятельности;
в отношении всех или части объектов, создание или модернизация которых планируется производственной программой или инвестиционной программой регулируемой организации.
9. Мероприятия должны быть ранжированы по приоритетности их реализации, при этом выбор приоритетов должен быть обоснован.
Требования к составу документации Программы энергосбережения
10. В состав документации Программы энергосбережения должны входить:
а) титульный лист;
б) паспорт программы;
в) общая дорожная карта программы;
г) реестр проектов;
д) приложения к документам, перечисленным в подпунктах "б", "в" и "г" настоящего пункта.
11. Титульный лист Программы энергосбережения оформляется по форме, приведенной в приложении 6.
12. Паспорт Программы энергосбережения формируется на основании общей дорожной карты Программы энергосбережения и реестра проектов. Инструкция по формированию паспорта Программы энергосбережения приведена в приложении 7 к настоящим Требованиям.
13. Основой для формирования Программы энергосбережения являются мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Мероприятия, включаемые в Программу энергосбережения, должны быть оформлены в виде отдельных проектов. Это означает, что для каждого мероприятия должны быть разработаны:
паспорт проекта в соответствии с Инструкцией по формированию паспорта проекта Программы энергосбережения согласно приложению 9 к настоящим Требованиям;
дорожная карта проекта в соответствии с Инструкцией по формированию дорожной карты проекта, разрабатываемого в рамках Программы энергосбережения согласно приложению 10 к настоящим Требованиям.
В проектный состав Программы энергосбережения должны входить мероприятия по созданию или модернизации объектов, реализуемые в соответствии с производственной программой, инвестиционной программой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности.
14. Проекты, разработанные в соответствии с настоящими Требованиями, заносятся в общую дорожную карту Программы энергосбережения согласно Инструкции по формированию и заполнению Дорожной карты Программы энергосбережения приложения 8 к настоящим Требованиям.
15. Реестр проектов формируется в соответствии с приложением 11 к настоящим Требованиям. К реестру проектов должны быть приложены паспорта и дорожные карты проектов, разработанные в соответствии с пунктами 12, 13 настоящих Требований.
16. Контроль за реализацией Программ энергосбережения осуществляется в соответствии с положениями настоящих Требований.
Регулируемые организации представляют в Региональную энергетическую комиссию города Москвы и Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы:
сведения об оснащенности приборами учета организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (приложение 3 к настоящим Требованиям);
отчет о ходе реализации мероприятий Программы энергосбережения (приложение 4 к настоящим Требованиям);
отчет о достижении целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории города Москвы (приложение 5 к настоящим Требованиям).
Обязательные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их проведения
17. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
18. Вместе с тем, при формировании проектного состава Программы энергосбережения должны быть определены ожидаемый экономический и технологический эффект от реализации каждого из обязательных мероприятий и ожидаемый срок их окупаемости. Принципы определения регулируемой организацией экономического и технологического эффекта от реализации мероприятий и сроков их окупаемости, а также порядок проведения процедуры отбора проектов в проектный состав Программы энергосбережения приведены в приложении 12 к настоящим Требованиям.
19. Сроки проведения обязательных мероприятий формируются регулируемой организацией с учетом необходимости их соответствия целевым показателям, отражающим результаты, достижение которых должно обеспечиваться регулируемой организацией в ходе реализации таких мероприятий.
Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их проведения приведены в приложение 2 к настоящим Требованиям.
III. Принципы формирования Программы энергосбережения по источникам финансирования мероприятий
20. Распределение объемов финансирования проектов Программы энергосбережения по источникам финансирования должно производиться организацией с учетом требований действующего законодательства в части экономического стимулирования*(1) энергосбережения и повышения энергетической эффективности при осуществлении регулируемых видов деятельности и в соответствии с требованиями действующего законодательства в области государственного регулирования тарифов, а именно:
20.1. В целях экономического стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности при осуществлении регулируемых видов деятельности (за исключением транспортировки, поставок газа) регулирование цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) преимущественно в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в том числе на основе метода обеспечения доходности инвестированного капитала, в частности с применением метода сравнения аналогов.
20.2. Расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
20.3. При переходе на расчеты за энергетические ресурсы на основании данных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, в подлежащую учету при установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче соответствующих энергетических ресурсов необходимую валовую выручку организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, могут включаться затраты таких организаций на реализацию действий по сокращению потерь энергетических ресурсов, возникающих при их передаче, на период не более чем семь лет при условии обеспечения экономического эффекта для потребителей от такого сокращения в виде уменьшения стоимости используемых энергетических ресурсов в сопоставимых условиях.
При осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, может предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств. При этом указанная экономия может быть сохранена за организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, на период не менее чем пять лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, в том числе путем установления объема потерь энергетических ресурсов при их передаче, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) на услуги по передаче энергетических ресурсов, на уровне, соответствующем уровню, имеющемуся до проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, с учетом заданной при установлении долгосрочных тарифов динамики снижения. По истечении указанного срока цены (тарифы) на соответствующие товары, услуги должны устанавливаться с учетом полученной такими организациями экономии от проведения этих мероприятий и обеспечивать эффект для потребителей от указанной экономии, в том числе путем снижения объема потерь энергетических ресурсов при их передаче, подлежащего учету при установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче энергетических ресурсов. Порядок, методы и принципы установления цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, с учетом положений настоящей части устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
20.4. При установлении цен (тарифов) на энергетические ресурсы, цены (тарифы) на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат государственному регулированию, потребителям должна быть обеспечена возможность выбора цен (тарифов), которые дифференцированы по времени суток (установленным периодам времени). Также может применяться дифференциация указанных цен (тарифов) по иным критериям, отражающим степень использования энергетических ресурсов. Порядок такой дифференциации цен (тарифов) на энергетические ресурсы устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
21. Планирование возможных источников финансирования производится на период действия Программы энергосбережения.
В случае если в рамках Программы энергосбережения реализуются проекты инвестиционной программы организации, источники финансирования Программы энергосбережения рассчитываются на период реализации инвестиционной программы.
В случае если для организации устанавливаются долгосрочные тарифы, Программа энергосбережения разрабатывается на период действия долгосрочных тарифов.
Перечень возможных источников финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности представлен ниже.
21.1. Собственные средства:
21.1.1. Прибыль, направляемая на инвестиции, в том числе:
- инвестиционная составляющая в тарифе;
- прибыль от нерегулируемых видов деятельности;
- от технологического присоединения (подключения);
- прочая прибыль.
21.1.2. Амортизация, в том числе:
- амортизация, учтенная в тарифе;
- амортизация от других видов деятельности.
21.1.3. Прочие собственные средства.
21.1.4. Остаток собственных средств на начало года (нераспределенная прибыль).
21.2. Привлеченные средства, в том числе:
21.2.1 Займы/Кредиты;
21.2.2. Бюджетное финансирование;
21.2.3. Прочие привлеченные средства;
21.3. Энергосервисные контракты.
IV. Порядок формирования, согласования и контроля исполнения Программ энергосбережения
22. Формирование Программы энергосбережения
22.1. Программа энергосбережения разрабатывается:
на срок не менее 3 лет;
на срок действия инвестиционной программы в случае, если организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, разрабатывает инвестиционную программу, срок действия которой превышает 3 года;
на срок действия долгосрочных тарифов в случае, если для организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, устанавливаются долгосрочные тарифы.
22.2. Разработанная организацией Программа энергосбережения с приложением сопроводительного письма направляется в РЭК Москвы для рассмотрения, дальнейшего согласования и учета ее при формировании, согласовании и утверждении инвестиционных и производственных программ и принятии соответствующих тарифных решений.
Документы регулируемых организаций представляются в РЭК Москвы на бумажном носителе и в электронном виде.
22.3. Срок представления в РЭК Москвы материалов организации для рассмотрения и согласования Программы энергосбережения:
а) для регулируемых организаций, представляющих Программы энергосбережения впервые, - до 1 апреля года, предшествующего первому году действия Программы энергосбережения;
б) для регулируемых организаций, имеющих (разрабатывающих) инвестиционные (производственные) программы, разработка и согласование Программы энергосбережения производится в порядке, действующем при согласовании и утверждении инвестиционных (производственных) программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории города Москвы;
в) для иных организаций - до 1 июля года, в котором истекает срок действия ранее согласованной Программы энергосбережения.
23. Рассмотрение и согласование Программы энергосбережения
23.1. РЭК Москвы в течение 15 рабочих дней с даты регистрации материалов в РЭК Москвы (при условии предоставления документов в полном объеме) направляет их копии на согласование в Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Департамент градостроительной политики города Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы.
23.2. Программа энергосбережения, в случае ее представления не в полном объеме или не по установленной форме, подлежит возврату с указанием причин регулируемой организации для устранения замечаний не позднее 15 рабочих дней с даты регистрации материалов в РЭК Москвы.
В течении 10 рабочих дней после получения замечаний регулируемая организация повторно представляет в РЭК Москвы доработанную Программу энергосбережения.
РЭК Москвы вправе запрашивать в письменной форме у регулируемой организации дополнительные материалы и сведения, необходимые для обоснования Программы энергосбережения, указав форму и сроки их представления, а регулируемая организация обязана представить запрошенные материалы и сведения. РЭК Москвы вправе также привлечь третьих лиц в качестве экспертов для разъяснения возникающих при рассмотрении Программы энергосбережения вопросов, требующих специальных познаний.
23.3. В случае если по истечении 35 календарных дней с даты регистрации материалов в органах исполнительной власти города Москвы, указанных в пункте 23.1 настоящих Требований, позиция указанных органов исполнительной власти не представлена, Программа энергосбережения считается согласованной.
23.4. Общий срок рассмотрения Программ энергосбережения, представленных в РЭК Москвы в полном объеме, не может превышать 50 календарных дней с даты регистрации материалов в РЭК Москвы.
24. Корректировка Программы энергосбережения
24.1. При внесении изменений в Программу энергосбережения они подлежат согласованию с органами исполнительной власти города Москвы, ранее согласовавшими соответствующую Программу энергосбережения, в порядке, в котором согласовываются Программы энергосбережения.
24.2. Изменения, которые вносятся в Программу энергосбережения, утверждаются до 1 октября текущего года, за исключением случаев, когда изменения в Программу энергосбережения вносятся во исполнение федеральных законов, законов города Москвы, актов Правительства Российской Федерации и Правительства Москвы, а также в случае необходимости устранения последствий аварийной ситуации или ее предотвращения.
24.3. Изменения, которые вносятся в Программу энергосбережения и которые связаны с перераспределением расходов на реализацию проектов Программы энергосбережения (инвестиционных проектов в части энергосбережения) в пределах 15 процентов установленной величины расходов на реализацию этих проектов в год без увеличения общих расходов на реализацию Программы энергосбережения, осуществляются РЭК Москвы.
Указанные изменения учитываются при формировании тарифов на очередной период регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
25. Осуществление мониторинга и контроля за реализацией согласованных Программ энергосбережения
25.1. Реализации Программ энергосбережения осуществляется в соответствии с параметрами, установленными дорожными картами проектов.
25.2. Контроль за реализацией Программ энергосбережения осуществляется РЭК Москвы и Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы (в пределах компетенции).
25.3. В целях осуществления мониторинга реализации согласованных Программ энергосбережения организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности на территории города Москвы, представляют в РЭК Москвы:
сведения об оснащенности приборами учета организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (приложение 3 к Требованиям);
отчет о ходе реализации мероприятий программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (приложение 4 к Требованиям);
отчет о достижении целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории города Москвы (приложение 5 к Требованиям).
25.4. Организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности, в адрес РЭК Москвы представляются следующие отчеты:
промежуточный квартальный - в течение 20 дней после окончания каждого квартала в течение срока действия Программы энергосбережения;
промежуточный годовой (в части проектов, сроки реализации которых превышают более чем один год) - не позднее 1 февраля следующего года;
итоговый - в течение 30 дней после окончания финансового года, в течение которого завершился срок окупаемости.
25.5. По итогам рассмотрения указанных выше отчетов, а также в связи с возможным изменением социально-экономического развития города Москвы, Программы энергосбережения подлежат корректировке в порядке, определенном настоящими Требованиями при рассмотрении и согласовании Программ энергосбережения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.