Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 ноября 2012 г. N 689н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 ноября 2012 г. N 689н
"Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"

С изменениями и дополнениями от:

21 февраля 2020 г.

 

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

 

Министр

В.И. Скворцова

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2012 г.
Регистрационный N 26267

 

Порядок
оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)
(утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 8 ноября 2012 г. N 689н)

ГАРАНТ:

О порядках оказания медицинской помощи населению РФ см. справку

1. Настоящий Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) (далее соответственно - медицинская помощь, больные ВИЧ-инфекцией), в медицинских организациях.

2. Медицинская помощь оказывается в рамках:

скорой медицинской помощи;

первичной медико-санитарной помощи;

специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

паллиативной помощи.

3. Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями N 1 - 15 к настоящему Порядку.

4. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь больным ВИЧ-инфекцией с травмами, острыми заболеваниями и состояниями оказывается фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи, врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи, специализированными выездными бригадами скорой медицинской помощи реанимационного или нейрохирургического профилей в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 179 "Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2004 г., регистрационный N 6136) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 586н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2010 г., регистрационный N 18289), от 15 марта 2011 г. N 202н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 апреля 2011 г., регистрационный N 20390) и от 30 января 2012 г. N 65н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2012 г., регистрационный N 23472).

5. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь больным ВИЧ-инфекцией оказывается в экстренной и неотложной формах вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

6. При наличии медицинских показаний после устранения угрожающих жизни состояний больные ВИЧ-инфекцией переводятся в инфекционное отделение (койки) медицинской организации для оказания медицинской помощи.

7. При оказании скорой медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией в случае необходимости осуществляется их медицинская эвакуация, которая включает в себя санитарно-авиационную и санитарную эвакуацию.

8. Первичная медико-санитарная помощь больным ВИЧ-инфекцией предусматривает мероприятия по профилактике, диагностике и лечению ВИЧ-инфекции, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению, направленному на изменение поведения больных ВИЧ-инфекцией, с целью обеспечения предотвращения дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции.

9. Первичная медико-санитарная помощь больным ВИЧ-инфекцией предусматривает:

первичную доврачебную медико-санитарную помощь;

первичную врачебную медико-санитарную помощь;

первичную специализированную медико-санитарную помощь.

10. В рамках оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется:

выявление показаний к обследованию на ВИЧ-инфекцию;

назначение обследования на ВИЧ-инфекцию с обязательным проведением до- и послетестового консультирования;

направление больного с подозрением на ВИЧ-инфекцию к врачу-инфекционисту центра профилактики и борьбы со СПИД (далее - Центр СПИД).

11. При направлении больного к врачу-инфекционисту врач, направляющий пациента, представляет выписку из амбулаторной карты (истории болезни) с указанием диагноза, сопутствующих заболеваний и имеющихся данных лабораторных и функциональных исследований.

12. Первичная медико-санитарная помощь больным ВИЧ-инфекцией оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами), врачами-инфекционистами, а также врачами - специалистами иных специальностей и медицинскими работниками со средним медицинским образованием в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в медицинских организациях, осуществляющих первичную медико-санитарную помощь.

При оказании первичной медико-санитарной помощи больным ВИЧ-инфекцией врач-инфекционист:

устанавливает диагноз ВИЧ-инфекции;

осуществляет диспансерное наблюдение на основе установленных стандартов медицинской помощи;

проводит антиретровирусную терапию на основании решения врачебной комиссии Центра СПИД;

проводит профилактику, диагностику и лечение вторичных заболеваний;

проводит диагностику и лечение побочных реакций, развивающихся на фоне антиретровирусной терапии;

осуществляет профилактику передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку во время беременности и родов.

13. Оказание больным ВИЧ-инфекцией медицинской помощи при заболеваниях, не связанных с ВИЧ-инфекцией, проводится соответствующими врачами-специалистами с учетом рекомендаций врачей-инфекционистов.

14. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь больным ВИЧ-инфекцией оказывается врачами-инфекционистами на основе установленных стандартов медицинской помощи в отделениях для лечения больных ВИЧ-инфекцией медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "инфекционные заболевания".

При отсутствии в медицинской организации отделения для лечения больных ВИЧ-инфекцией оказание специализированной медицинской помощи осуществляется в стационарных условиях на базе инфекционного отделения, имеющего в своем составе выделенные койки для лечения больных ВИЧ-инфекцией.

15. Оказание специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется в федеральных государственных медицинских организациях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, при необходимости установления окончательного диагноза в связи с нетипичностью течения заболевания, отсутствии эффекта от проводимой терапии и (или) повторных курсов лечения при вероятной эффективности других методов лечения, высоком риске хирургического лечения в связи с осложненным течением основного заболевания или наличием сопутствующих заболеваний, необходимости дообследования в диагностически сложных случаях и (или) комплексной предоперационной подготовке у больных с осложненными формами заболевания, сопутствующими заболеваниями, при необходимости повторной госпитализации по рекомендации указанных федеральных государственных медицинских организаций в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации в федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи, приведенном в приложении к Порядку организации оказания специализированной медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2010 г. N 243н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2010 г., регистрационный N 17175), а также при наличии у больного медицинских показаний в федеральных государственных медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, в соответствии с Порядком направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 г. N 617 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2005 г., регистрационный N 7115).

16. При наличии у больного медицинских показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи направление в медицинскую организацию, оказывающую высокотехнологичную медицинскую помощь, осуществляется в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1689н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2012 г., регистрационный N 23164).

17. Специализированная помощь больным ВИЧ-инфекцией в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "инфекционные заболевания", осуществляется после направления больного в соответствующую медицинскую организацию врачом-инфекционистом медицинской организации, оказывающей амбулаторную помощь, а также при самостоятельном обращении больного ВИЧ-инфекцией.

18. Специализированная помощь больным ВИЧ-инфекцией включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

19. При наличии медицинских показаний лечение больных ВИЧ-инфекцией проводят с привлечением врачей-специалистов по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г., регистрационный N 14032), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г., регистрационный N 20144).

20. Оказание медицинской помощи в стационарных условиях больным ВИЧ-инфекцией осуществляется по медицинским показаниям (тяжелое и средне тяжелое течение ВИЧ-инфекции; необходимость дополнительных клинических, лабораторных и инструментальных исследований для проведения дифференциальной диагностики; отсутствие клинического эффекта от проводимой терапии в амбулаторных условиях и при наличии эпидемических показаний).

21. Лечение больных ВИЧ-инфекцией в стационарных условиях осуществляется по направлению участкового врача, врача общей практики (семейного врача), врача-инфекциониста, медицинских работников, выявивших заболевание, требующее оказания медицинской помощи в стационарных условиях.

22. В медицинской организации, в структуре которой организовано инфекционное отделение для оказания специализированной медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией, рекомендуется предусматривать отделение анестезиологии и реанимации или палату (блок) реанимации и интенсивной терапии, клинико-диагностическую, бактериологическую, вирусологическую, иммунологическую лаборатории и лабораторию молекулярно-генетической диагностики возбудителей инфекционных болезней.

23. В медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь больным ВИЧ-инфекцией в стационарных условиях, должна быть предусмотрена возможность проведения в экстренном порядке клинических анализов крови и мочи, биохимического анализа крови, газового состава крови, кислотно-щелочного соотношения, коагулограммы, электрокардиографии, рентгенографии, эзофагогастродуоденоскопии, искусственной вентиляции легких.

24. При выявлении у больного ВИЧ-инфекцией, находящегося на стационарном лечении, показаний к направлению в отделение для лечения больных ВИЧ-инфекцией, перевод осуществляется только после консультации врача-инфекциониста и при стабильном состоянии пациента.

25. При выявлении у больного ВИЧ-инфекцией заболеваний, не требующих лечения в отделении для лечения больных ВИЧ-инфекцией (в том числе гематологического, онкологического заболевания или туберкулеза), лечение и наблюдение больного ВИЧ-инфекцией осуществляется в профильных отделениях или стационарах, имеющих в своем составе выделенные койки для лечения больных ВИЧ-инфекцией, на основе взаимодействия врачей-специалистов с врачом-инфекционистом.

При отсутствии выделенных коек для лечения больных ВИЧ-инфекцией наблюдение и лечение соответствующей патологии осуществляется в профильных медицинских организациях на общих основаниях.

26. При выявлении у больного ВИЧ-инфекцией медицинских показаний к высокотехнологичным методам лечения медицинская помощь оказывается ему в соответствии с установленным порядком оказания высокотехнологичной медицинской помощи на общих основаниях.

27. Медицинская помощь больным ВИЧ-инфекцией с жизнеугрожающими острыми состояниями осуществляется (вне зависимости от стадии ВИЧ-инфекции) в отделениях реанимации и интенсивной терапии медицинских организаций на основе утвержденных стандартов медицинской помощи и на основе взаимодействия врача-реаниматолога и врача-инфекциониста.

28. Паллиативная помощь больным ВИЧ-инфекцией осуществляется в отделениях и палатах паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией на основе установленных стандартов медицинской помощи в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю.

При отсутствии отделений и палат паллиативной помощи для лечения больных ВИЧ-инфекцией они могут быть направлены в хоспис, больницу сестринского ухода и в медицинские организации, обеспечивающие паллиативную помощь больным с наличием морфологически подтвержденного диагноза распространенной формы злокачественного образования, тяжелых необратимых неврологических нарушений и тяжелого хронического болевого синдрома.

 

Приложение N 1
к Порядку

 

Правила организации деятельности кабинета врача-инфекциониста по работе с больными ВИЧ-инфекцией

 

1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности кабинета врача-инфекциониста по работе с больными ВИЧ-инфекцией (далее - Кабинет).

2. Кабинет является структурным подразделением медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь.

3. На должность врача-инфекциониста Кабинета назначается специалист, соответствующий квалификационным требованиям, предъявляемым Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879), по специальности "инфекционные болезни", прошедший повышение квалификации по вопросам диагностики, лечения и профилактики "ВИЧ-инфекция".

4. Структура и штатная численность Кабинета устанавливается руководителем медицинской организации, в составе которой создан Кабинет, с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 2 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденному настоящим приказом.

5. В Кабинете рекомендуется предусматривать помещение для приема больных ВИЧ-инфекцией и процедурную.

6. Оснащение Кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденному настоящим приказом.

7. Кабинет осуществляет следующие функции:

оказание медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией на основе стандартов медицинской помощи;

выполнение рекомендаций врачей Центров профилактики и борьбы со СПИД по лечению и диспансерному наблюдению больных ВИЧ-инфекцией.

оказание методической и консультативной помощи врачам общей практики (семейным врачам) с целью выявления больных группы риска по ВИЧ-инфекции, а также членам семей и половым партнерам больных ВИЧ-инфекцией;

обеспечение выполнения рекомендаций специалистов Центров СПИД по лечению и диспансерному наблюдению больных ВИЧ-инфекцией;

направление больных ВИЧ-инфекцией при наличии медицинских показаний на стационарное лечение;

организация забора анализов у больных ВИЧ-инфекцией для проведения лабораторных исследований с доставкой материала в клинико-диагностические, бактериологическую, вирусологические, иммунологические лаборатории и лабораторию молекулярно-генетической диагностики возбудителей инфекционных болезней;

направление при наличии медицинских показаний на консультацию к врачам-специалистам;

осуществление диспансерного наблюдения за больными ВИЧ-инфекцией;

оказание методической помощи медицинским работникам образовательных организаций по вопросам осуществления профилактических и диагностических мероприятий по ВИЧ-инфекции;

участие в проведении анализа основных медико-статистических показателей заболеваемости ВИЧ-инфекцией, а также инвалидности и смертности по причине ВИЧ-инфекции на обслуживаемой территории;

организация и проведение санитарно-просветительной работы среди больных ВИЧ-инфекцией, их половых партнеров и членов семей;

ведение учетной и отчетной документации и представление отчетов о деятельности Кабинета.

 

Приложение N 2
к Порядку

 

Рекомендуемые штатные нормативы кабинета врача-инфекциониста по работе с больными ВИЧ-инфекцией

ГАРАНТ:

См. справку о нормах труда

Наименование должности

Количество штатных единиц

Врач-инфекционист

1 на 1000 зарегистрированных больных ВИЧ-инфекцией или 500 больных ВИЧ-инфекцией, находящихся на диспансерном учете

Медицинская сестра

1 на 1 должность врача-инфекциониста

Санитар

1 на 1 должность врача-инфекциониста (для уборки помещений)

 

Примечания:

1. Рекомендуемые штатные нормативы кабинета врача-инфекциониста по работе с больными ВИЧ-инфекцией не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.

2. Для районов с низкой плотностью населения и ограниченной транспортной доступностью медицинских организаций количество должностей кабинета врача-инфекциониста по работе с больными ВИЧ-инфекцией устанавливается исходя из меньшей численности больных ВИЧ-инфекцией.

3. Для организаций и территорий, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 1156-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 35, ст. 3774; N 49 , ст. 5267; N 52, ст. 5614; 2008, N 11, ст. 1060; 2009 , N 14, ст. 1727; 2010, N 3, ст. 336; N 18, ст. 2271; 2011, N 16, ст. 2303; N 21, ст. 3004; N 47, ст. 6699; N 51, ст. 7526; 2012, N 19, ст. 2410), количество должностей врача-инфекциониста устанавливается вне зависимости от численности прикрепленного населения.

 

Приложение N 3
к Порядку

 

Стандарт оснащения кабинета врача-инфекциониста по работе с больными ВИЧ-инфекцией

С изменениями и дополнениями от:

21 февраля 2020 г.

 

Информация об изменениях:

Раздел 1 изменен с 8 августа 2020 г. - Приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 г. N 114Н

См. предыдущую редакцию

1. Стандарт оснащения помещения для приема больных ВИЧ-инфекцией кабинета врача-инфекциониста по работе с больными ВИЧ-инфекцией

 

Наименование

Количество, шт.

Автоматизированное рабочее место (компьютер, принтер, блок бесперебойного питания, аппарат телефонной и факсимильной связи, модем)

1

Стол рабочий

2

Кресло рабочее

2

Стул

2

Кушетка медицинская

1

Шкаф для медицинской документации

2

Шкаф для хранения лекарственных средств

1

Шкаф платяной

1

Настольная лампа

1

Лампа для осмотра полости рта (фонарик)

1

Шкаф платяной

2

Тонометр

1

Термометр медицинский

1

Ширма

1

Весы

1

Ростомер

1

Фонендоскоп

1

Шпатель одноразовый

по требованию

Емкость для сбора бытовых и медицинских отходов

1

Емкость для дезинфекции инструментария и расходных материалов

2

Полотенцедержатель

1

Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей

Не менее 1*

 

Информация об изменениях:

Раздел 2 изменен с 8 августа 2020 г. - Приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 г. N 114Н

См. предыдущую редакцию

2. Стандарт оснащения процедурной кабинета врача-инфекциониста по работе с больными ВИЧ-инфекцией

 

Наименование

Количество, шт.

Стол рабочий

2

Стул

2

Кушетка медицинская

1

Шкаф для хранения медицинских инструментов

1

Шкаф для хранения лекарственных средств

1

Холодильник

1

Стерилизатор медицинский

2

Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей

Не менее 1*

Емкость для сбора бытовых и медицинских отходов

1

Емкость для дезинфекции инструментария и расходных материалов

2

Очки защитные

1

Система для внутривенных вливаний (одноразовая)

5

Аптечка АНТИСПИД

1

Противошоковая аптечка

1

Диспенсер с антисептическим мылом и антисептиком

1

 

------------------------------

Информация об изменениях:

Приложение дополнено сноской с 8 августа 2020 г. - Приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 г. N 114Н

* Виды и количество медицинских изделий определяются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. N 58 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 августа 2010 г., регистрационный N 18094), с изменениями внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача от 4 марта 2016 г. N 27 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2016 г., регистрационный N 41424), от 10 июня 2016 г. N 76 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 22 июня 2016 г., регистрационный N 42606).

------------------------------

 

Приложение N 4
к Порядку

 

Правила организации деятельности центра профилактики и борьбы со СПИД

 

1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности центра профилактики и борьбы со СПИД (далее - центр СПИД).

2. Центр СПИД является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь по профилю "инфекционные болезни".

3. Структура и штатная численность центра СПИД устанавливается с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 5 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденному настоящим приказом.

4. Оснащение центра СПИД осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, установленным приложением N 6 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденному настоящим приказом.

5. Для обеспечения функций центра СПИД в его структуре рекомендуется предусматривать:

амбулаторно-поликлиническое отделение;

клинико-диагностическое отделение;

педиатрическое отделение;

эпидемиологический отдел;

клинико-диагностическую лабораторию;

отдел профилактики с кабинетом психосоциального консультирования и добровольного обследования на ВИЧ-инфекцию, в том числе анонимного;

кабинеты по профилям;

кабинет функциональной диагностики;

процедурный кабинет;

организационно-методический отдел;

отдел информационных технологий;

правовой отдел;

аптеку.

6. Центр СПИД осуществляет следующие функции:

а) проведение лечебно-профилактических мероприятий:

выявление, учет и регистрация случаев ВИЧ-инфекции;

установление диагноза ВИЧ-инфекции;

организация и оказание медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией на основе установленных стандартов медицинской помощи;

проведение профилактики, диагностики и лечения парентеральных вирусных гепатитов у больных ВИЧ-инфекцией;

проведение химиопрофилактики вторичных заболеваний, превентивной терапии и лечения побочных реакций и нежелательных явлений от применения лекарственных средств при ВИЧ-инфекции и парентеральных вирусных гепатитах у больных ВИЧ-инфекцией;

организация и проведение комплекса мероприятий по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку;

определение риска заражения и необходимости постконтактной профилактики ВИЧ-инфекции, а также ее проведение;

организация лекарственного обеспечения больных ВИЧ-инфекцией на территории обслуживания;

б) методическое руководство деятельностью медицинских организаций по вопросам диагностики, лечения, лекарственного обеспечения, профилактики, медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции, в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием;

в) организация и проведение мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции;

г) регистрация и учет каждого выявленного случая заболевания ВИЧ-инфекцией (положительный результат исследования в иммуноблоте);

регистрация изменений и уточнений данных о больных ВИЧ-инфекцией (о постановке или снятии с учета, диагнозе, случае смерти, изменении паспортных данных);

передача ежемесячных отчетов о суммарном количестве больных ВИЧ-инфекцией в установленном порядке;

при получении положительного результата исследования на ВИЧ-инфекцию донора крови, органов и тканей - оповещение в течение суток по телефону учреждения службы крови и органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор;

д) участие, совместно с органами, осуществляющими санитарно-эпидемиологический надзор, в организации и осуществлении эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией, в случае подозрения на внутрибольничное заражение, выявления ВИЧ-инфекции у доноров органов и тканей;

е) предоставление доступного медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции, в том числе и анонимного, с до - и послетестовым консультированием;

ж) осуществление лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции (включая проведение арбитражных и экспертных исследований с целью верификации диагноза и установление окончательного диагноза), оппортунистических инфекций и сопутствующих заболеваний, проведение иных клинико-лабораторных исследований;

з) осуществление внешнего и внутреннего контроля качества лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции;

и) организация лекарственного обеспечения больных ВИЧ-инфекцией на территории обслуживания, в том числе организация универсального доступа к лечению;

к) выполнение научно-практических работ и внедрение новых технологий диагностики и лечения ВИЧ-инфекции;

л) участие в мероприятиях по реализации программ по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией, парентеральными вирусными гепатитами, а также в пропаганде здорового образа жизни и социально безопасного поведения;

м) организация и проведение симпозиумов, конференций, семинаров, выставок по проблемам, входящим в компетенцию центра СПИД;

н) сбор данных, ведение учетной и отчетной документации и представление отчета о деятельности центра СПИД в установленном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Для улучшения доступа больных ВИЧ-инфекцией к первичной специализированной медико-санитарной помощи возможно создание на базе центра СПИД выездных бригад.

 

Приложение N 5
к Порядку

 

Рекомендуемые штатные нормативы центра профилактики и борьбы со СПИД

ГАРАНТ:

См. справку о нормах труда

Наименование должности

Количество штатных единиц

Руководитель

1

Заведующий отделением - врач-специалист

соответственно количеству отделений

Врач-инфекционист

1 на 1000 больных ВИЧ-инфекцией или на 500 больных ВИЧ-инфекцией, находящихся на диспансерном учете, и дополнительно 1 на 250 больных ВИЧ-инфекцией, получающих антиретровирусную терапию или противовирусную терапию хронических вирусных гепатитов, но не менее 2 для обеспечения двусменного графика работы центра;

1 на 900 выездов в год (для выездной бригады центра)

Врач-терапевт

1 на 4000 больных ВИЧ-инфекцией, находящихся на диспансерном учете, но не менее 1

Врач-дерматовенеролог

не менее 0,5

Врач-акушер-гинеколог

0,5 на 4000 женщин, больных ВИЧ-инфекцией, но не менее 0,5

Врач-стоматолог-терапевт

1 на 15000 больных ВИЧ-инфекцией

Врач-офтальмолог

1 на 15000 больных ВИЧ-инфекцией

Врач-оториноларинголог

1 на 10000 больных ВИЧ-инфекцией

Врач-невролог

0,5 на 10 000 больных ВИЧ-инфекцией, но не менее 0,5

Врач ультразвуковой диагностики

не менее 1

Врач клинической лабораторной диагностики

по нормативам клинико-диагностической лаборатории

Врач-эпидемиолог

1 на 400000 населения обслуживаемой территории или на 2 000 зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции на обслуживаемой территории (в случае низкой плотности населения), но не менее 2 для обеспечения двусменного графика работы

Врач-статистик

по нормативам соответствующих структурных подразделений, но не менее 1

Врач-методист

по нормативам соответствующих структурных подразделений, но не менее 1

Врач функциональной диагностики

по нормативам соответствующих структурных подразделений, но не менее 1

Провизор-технолог

не менее 1

Должности врачей других специальностей

по нормативам соответствующих структурных подразделении#

Главная медицинская сестра

1

Старшая медицинская сестра

соответственно количеству структурных подразделений

Медицинская сестра

соответственно количеству врачей, ведущих

амбулаторный прием:

2 на 1 процедурный кабинет;

1 на 1 кабинет психосоциального

консультирования и добровольного обследования

на ВИЧ-инфекцию, в том числе анонимного

Помощник врача-эпидемиолога

2 на 1 должность врача-эпидемиолога, но не менее 1

Медицинский технолог, медицинский лабораторный техник, лаборант

в соответствии с нормативами нагрузки

Медицинский регистратор

1 на 5 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием, но не менее 1

Медицинский статистик

не менее 1

Санитар

1 на 3 должности врачей, ведущих амбулаторный прием, а также 1 должность на 4 должности врача-лаборанта и (или) лаборанта в клинико-диагностической лаборатории (амбулаторно-поликлинического отделения); 1 на процедурный кабинет

Сестра-хозяйка

не менее 1

Юрист

не менее 1

Медицинский психолог

не менее 1

Специалист по социальной работе

не менее 1

Водитель

1 на каждые 900 выездов в год

 

Примечания:

1. Рекомендуемые штатные нормативы центра профилактики и борьбы со СПИД не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.

2. Штатная численность центра СПИД может быть изменена в связи с возложением иных функций и полномочий, а также с учетом географической удаленности и плотности населения, а штатная численность инженерно-технического, административно-хозяйственного и иного персонала устанавливается в соответствии с отраслевыми нормативами.

 

Приложение N 6
к Порядку

 

Стандарт оснащения центра профилактики и борьбы со СПИД*

С изменениями и дополнениями от:

21 февраля 2020 г.

 

Информация об изменениях:

Раздел 1 изменен с 8 августа 2020 г. - Приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 г. N 114Н

См. предыдущую редакцию

1. Стандарт оснащения кабинета врача-инфекциониста

 

Наименование

Количество, шт.

(по числу посещений в месяц)

до 250

250-500

свыше 500

Весы медицинские с ростомером

1

1

1

Измеритель артериального давления

1

2

2

Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей

Не менее 1*

Не менее 1*

Не менее 1*

Термостат бактериологический (аэробный)

1

1

1

Термостат, хладотермостат медицинский

1

1

1

Стетофонендоскоп

1

2

2

Кушетка

1

1

1

Шкаф медицинский

2

3

3

Диспенсер с антисептическим мылом и антисептиком

1

2

2

Емкость для сбора медицинских отходов

1

2

2

Контейнер дезинфекционный

1

2

2

Негатоскоп

1

1

1

Электротермометр

1

2

2

Стол для контейнеров с дезинфицирующими средствами

1

2

3

Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей

Не менее 1*

Не менее 1*

Не менее 1*

Светильник бестеневой медицинский

1

2

2

Стол перевязочный

1

2

2

Столик инструментальный

1

2

2

Столик манипуляционный с принадлежностями

1

1

1

Аппарат для ультразвуковой очистки инструментов

1

1

1

 

2. Стандарт оснащения кабинета врача-невролога

 

Наименование

Количество, шт.

(по числу посещений в месяц)

до 250

250-500

свыше 500

Динамометр медицинский ручной

1

1

1

Камертон медицинский

1

1

1

Негатоскоп

1

1

1

Стетофонендоскоп

1

2

2

Кушетка

1

1

1

Молоточек неврологический

1

1

1

Измеритель артериального давления

1

2

2

Диспенсер с антисептическим мылом и антисептиком

1

1

1

 

Информация об изменениях:

Раздел 3 изменен с 8 августа 2020 г. - Приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 г. N 114Н

См. предыдущую редакцию

3. Стандарт оснащения кабинета врача-оториноларинголога

 

Наименование

Количество, шт.

(по числу посещений в месяц)

до 250

250-500

свыше 500

Аудиометр (аудиотестер)

1

1

1

Гальванокаутер (электрокаутер с автономным питанием, электрокаутер сетевой)

1

2

2

Диафаноскоп (трансиллюминатор)

1

1

1

Ларингостробоскоп

1

1

1

Бактерицидный облучатель/ очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей

Не менее 1*

Не менее 1*

Не менее 1*

Отоскоп

1

1

1

Рефлектор лобный

1

2

2

Светильник бестеневой медицинский

1

1

1

Камертон медицинский

1

1

1

Диспенсер с антисептическим мылом и антисептиком

1

1

1

 

4. Стандарт оснащения кабинета врача-офтальмолога

 

Наименование

Количество, шт.

(по числу посещений в месяц)

до 250

250-500

свыше 500

Гониоскоп

1

1

1

Измеритель артериального давления

1

1

1

Кератометр (кератограф)

1

1

1

Лампа щелевая

-

1

1

Набор для подбора очков слабовидящим

1

1

1

Набор пробных очковых линз и призм

1

1

1

Офтальмометр

-

1

1

Офтальмоскоп налобный бинокулярный

1

1

1

Офтальмоскоп ручной

1

2

2

Периметр поля зрения (периграф)

-

1

1

Прибор для измерения внутриглазного давления

1

1

1

Прибор для определения остроты зрения, бинокулярного и стереоскопического зрения

1

1

1

Проектор знаков

1

1

1

Синоптофор (для диагностики и лечения косоглазия)

-

1

1

Стерилизатор суховоздушный

1

1

1

Цветотест

1

1

1

Эхоофтальмограф

-

1

1

Диспенсер с антисептическим мылом и антисептиком

1

1

1

 

Информация об изменениях:

Раздел 5 изменен с 8 августа 2020 г. - Приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 г. N 114Н

См. предыдущую редакцию

5. Стандарт оснащения кабинета врача стоматолога-терапевта

 

Наименование

Количество, шт.

(по числу посещений в месяц)

до 250

250-500

свыше 500

Аппарат для лечения пародонтоза

-

1

1

Аппарат для снятия (удаления) зубного камня с помощью ультразвука (скейлер)

1

1

1

Аппарат для флюктуаризации стоматологический

-

1

1

Аппарат ультразвуковой стоматологический терапевтический

-

1

1

Бактерицидный облучатель/ очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей

Не менее 1*

Не менее 1*

Не менее 1*

Аппарат для ультразвуковой очистки

1

1

1

Установка стоматологическая

1

1

2

Диспенсер с антисептическим мылом и антисептиком

1

1

1

 

6. Стандарт оснащения кабинета ультразвуковой диагностики

 

Наименование

Количество, шт.

(по числу посещений в месяц)

до 250

250-500

свыше 500

Аппарат ультразвуковой диагностический медицинский с допплеровским каналом (датчик конвексный, линейный, кардиологический)

1

1

2

Аппарат переносной для ультразвукового исследования (датчик конвексный, линейный, кардиологический)

1

1

1

Измеритель артериального давления

1

1

1

Кушетка

1

1

1

Диспенсер с антисептическим мылом и антисептиком

1

1

1

 

Информация об изменениях:

Раздел 7 изменен с 8 августа 2020 г. - Приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 г. N 114Н

См. предыдущую редакцию

7. Стандарт оснащения клинико-диагностической лаборатории

 

Наименование

Количество, шт.

(по числу посещений в месяц)

до 250

250-500

свыше 500

Аквадистиллятор

1

1

1

Анализатор биохимический, автоматический

-

-

1

Автоанализатор гематологический (16 параметров)

1

1

1

Анализатор мочи (10 параметров)

1

1

1

Анализатор фотометрический иммуноферментный (фотометр)

1

1

1

Аппарат для встряхивания колб и пробирок

-

-

1

Весы лабораторные электронные

1

1

 

Гемоглобинометр фотометрический

1

1

2

Гемокоагулометр полуавтоматический двухканальный

-

-

1

Дозатор лабораторный (комплект)

2

2

2

Микроскоп бинокулярный с иммерсией

2

3

5

Микроскоп биологический

1

1

1

Аппарат для ультразвуковой очистки инструментов

1

1

1

Установка для очистки и обеззараживания воздуха

1

1

1

Автоматический промыватель планшетов и микропланшетов (вошер лабораторный)

1

1

1

Аппарат для подсчета лейкоцитарной формулы

2

2

4

Термостат водяной или жидкостный

1

1

2

Термостат воздушный

1

1

2

Термостат для планшетов (термостат и шейкер) на 4 планшеты

1

1

2

Установка для очистки и обеззараживания

1

1

1

Фотометр биохимический программируемый

-

-

1

Центрифуга настольная

1

1

1

Анализатор определения глюкозы в крови (глюкометр) с принадлежностями

1

1

1

Экспресс-анализатор мочи

1

1

1

Вытяжной шкаф (обязательно для паразитологических исследований)

1

1

1

Автоклав для обеззараживания отходов

1

1

1

Цитофлюориметр проточный для типирования клеток

1

1

1

Комплект оборудования для проведения качественных и количественных ПЦР-исследований в режиме реального времени с учетом размещения в рабочих зонах 1-4

2

2

2

Генетический анализатор с комплектом дополнительного оборудования

1

1

1

ПЦР-бокс

1

1

1

Ламинарный шкаф II степени безопасности

1

1

1

Камера глубокой заморозки для хранения положительных сывороток до -70 град.

1

1

1

Установка получения деионизированной воды на 25 л

1

2

2

Установка электромагнитного излучения сверхвысокой частоты для обеззараживания инфицированных медицинских отходов

1

1

1

Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей

Не менее 1*

Не менее 1*

Не менее 1*

Автоматическая система постановки иммуноблотов

-

-

1

Автоматический анализатор для иммуноферментного анализа "открытого типа" до 7 одновременно загружаемых планшетов, встроенный считыватель штрихкодов

-

-

1

Принтер штрихкодов

1

1

1

Станция преаналитической обработки образцов поступающих в лабораторию пробирок

-

-

1

Вортекс

1

1

1

Автоматический модуль для раскапывания реагентов для ПЦР-станции

-

-

1

Модуль для подготовки проб для проточной цитометрии

-

-

1

Холодильник бытовой для хранения тест-систем, проб

2

4

4

Кондиционер

4

4

4

Компьютерная программа для внутрилабораторного контроля качества

1

1

1

Лабораторная информационная система

1

1

1

Комплект мебели для ПЦР

1

1

1

Комплект мебели для постановки ИФА

1

1

1

Комплект мебели для регистратуры

1

1

1

Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей

Не менее 1*

Не менее 1*

Не менее 1*

Диспенсер с антисептическим мылом и антисептиком

3

3

3

 

Информация об изменениях:

Раздел 8 изменен с 8 августа 2020 г. - Приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 г. N 114Н

См. предыдущую редакцию

8. Стандарт оснащения процедурного кабинета

 

Наименование

Количество, шт.

(по числу посещений в месяц)

до 250

250-500

свыше 500

Измеритель артериального давления

1

2

2

Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей

Не менее 1*

Не менее 1*

Не менее 1*

Светильник бестеневой медицинский

1

2

2

Кресло для забора крови

1

1

2

Стетофонендоскоп

1

2

2

Кушетка

1

1

1

Шкаф для медикаментов

2

3

3

Столик манипуляционный с принадлежностями

2

2

3

Стол

1

1

1

Ширма

1

1

1

Холодильник

1

1

1

Штатив в/в

1

1

1

Диспенсер для мыла и антисептиков

2

4

4

Контейнер дезинфекционный

1

2

2

Шкаф для спецодежды

1

1

1

 

9. Стандарт оснащения кабинета функциональной диагностики

 

Наименование

Количество, шт.

(по числу посещений в месяц)

до 250

250-500

свыше 500

Измеритель артериального давления

1

1

1

Комплекс для регистрации и обработки биосигналов (ЭКГ, ЭЭГ и др.) с принадлежностями

1

1

1

Электрокардиограф многоканальный или одноканальный

-

1

1

Электрокардиограф одноканальный с синдромальным заключением

1

1

1

Дефибриллятор кардиосинхронизированный

1

1

1

Кушетка

1

1

1

Аппарат для неинвазивного определения фиброза печеночной паренхимы

1

1

1

Диспенсер с антисептическим мылом и антисептиком

1

1

1

 

Информация об изменениях:

Раздел 10 изменен с 8 августа 2020 г. - Приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 г. N 114Н

См. предыдущую редакцию

10. Стандарт оснащения кабинета врача акушера-гинеколога

 

Наименование

Количество, шт.

(по числу посещений в месяц)

до 250

250-500

свыше 500

Весы медицинские с ростомером

1

1

1

Тазомер

1

1

1

Измеритель артериального давления

1

2

2

Стетофонендоскоп

1

1

1

Стетоскоп акушерский

1

1

1

Кресло гинекологическое с осветительной#

1

1

1

Светильник бестеневой медицинский

1

1

1

Кольпоскоп

1

1

1

Прибор для контроля сердечной деятельности плода

1

1

1

Набор медицинских инструментов для врача-гинеколога

1

1

1

Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей

Не менее 1*

Не менее 1*

Не менее 1*

Кушетка

 

 

 

Конхотомы

2

3

3

Контейнер дезинфекционный

1

2

2

Емкость для сбора медицинских отходов

3

5

5

Контейнер для транспортировки биологического материала

2

4

6

Оборудование для сбора, сортировки, переработки, хранения и утилизации медицинских отходов

1

1

1

Коляска инвалидная для взрослых

1

1

1

Коляска инвалидная для детей

1

1

1

Носилки-каталка

1

1

1

Форвакуумный автоклав

2

3

3

Сухожаровой шкаф

2

3

3

Дистиллятор

2

2

2

Стол медицинский

2

4

4

Столик манипуляционный

4

6

6

Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей

Не менее 1*

Не менее 1*

Не менее 1*

Кушетка медицинская

1

1

1

Шкаф медицинский

4

6

6

Контейнер дезинфекционный

1

2

2

Диспенсер с антисептическим мылом и антисептиком

3

3

3

Эндоскопы, инструменты к ним, щетки для обработки эндоскопов

4

6

6

Система для мойки и дезинфекции

3

3

3

Система для стерилизации эндоскопов

3

3

3

Шкаф для стерильного хранения

1

2

3

Контейнер для транспортировки

2

4

6

Емкость для сбора медицинских отходов

1

2

2

Течеискатель

1

2

2

 

Информация об изменениях:

Раздел 11 изменен с 8 августа 2020 г. - Приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 г. N 114Н

См. предыдущую редакцию

11. Стандарт оснащения кабинета врача-терапевта

 

Наименование

Количество, шт.

(по числу посещений в

месяц)

до 250

250-500

свыше 500

Весы медицинские с ростомером

1

1

1

Измеритель артериального давления

1

2

2

Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей

Не менее 1*

Не менее 1*

Не менее 1*

Светильник бестеневой медицинский передвижной

1

1

1

Стетофонендоскоп

1

2

2

Стол медицинский

2

4

4

Столик манипуляционный с принадлежностями

1

1

1

Кушетка

1

1

1

Шкаф медицинский

2

3

3

Диспенсер с антисептическим мылом и антисептиком

1

2

2

Емкость для сбора медицинских отходов

1

2

2

 

Информация об изменениях:

Раздел 12 изменен с 8 августа 2020 г. - Приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 г. N 114Н

См. предыдущую редакцию

12. Стандарт оснащения кабинета врача-дерматолога

 

Наименование

Количество, шт. (по числу посещений в месяц)

до 250

250-500

свыше 500

Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей

Не менее 1*

Не менее 1*

Не менее 1*

Светильник бестеневой медицинский

1

1

1

Стол медицинский

2

4

4

Столик манипуляционный с#

1

1

1

Кушетка

1

1

1

Шкаф медицинский

2

3

3

Диспенсер с антисептическим мылом и антисептиком

1

2

2

Емкость для сбора медицинских отходов

1

2

2

 

______________________________

* При наличии в структуре Центра иных кабинетов и подразделений они оснащаются в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи по профилю.

Информация об изменениях:

Приложение дополнено сноской (*) с 8 августа 2020 г. - Приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 г. N 114Н

* Виды и количество медицинских изделий определяются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. N 58 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 августа 2010 г., регистрационный N 18094), с изменениями внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача от 4 марта 2016 г. N 27 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2016 г., регистрационный N 41424), от 10 июня 2016 г. N 76 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 22 июня 2016 г., регистрационный N 42606).

------------------------------

 

Приложение N 7
к Порядку

 

Правила организации деятельности отделения для лечения больных ВИЧ-инфекцией

 

1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности отделения для лечения больных ВИЧ-инфекцией медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь по профилю "инфекционные болезни" (далее - Отделение).

2. Отделение является структурным подразделением медицинской организации.

3. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации, в составе которой создано Отделение.

4. На должность заведующего отделением назначается врач-инфекционист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н, по специальности "инфекционные болезни", прошедший повышение квалификации по вопросам диагностики, лечения и профилактики "ВИЧ-инфекция".

5. Отделение состоит из боксированных, полубоксированных и небоксированных палат.

6. Штатная численность Отделения устанавливается руководителем медицинской организации, в составе которой создано Отделение, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения, с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 10 к Порядку оказания помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека, утвержденному настоящим приказом.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "приложение N 8"

7. Оснащение Отделения осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 11 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденному настоящим приказом.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "приложение N 9"

8. Отделение осуществляет следующие функции:

а) оказание специализированной медицинской помощи:

в случае появления вторичных заболеваний, требующих стационарного лечения, в том числе требующих изоляции больного, за исключением туберкулеза и онкологических заболеваний;

в случае необходимости проведения исследований, которые не могут быть осуществлены в амбулаторных условиях, в том числе хирургических, для диагностики, дифференциальной диагностики и лечения вторичных заболеваний у больных ВИЧ-инфекцией;

при состояниях, требующих медицинской помощи в связи с развитием побочных эффектов антиретровирусной терапии;

б) проведение антиретровирусной терапии;

в) диагностика и лечение различных вторичных заболеваний и синдромов у больных ВИЧ-инфекцией, угрожающих их жизни и здоровью;

г) проведение лабораторной и инструментальной диагностики и дифференциальной диагностики с другими заболеваниями;

д) осуществление экспертизы временной нетрудоспособности и решение вопроса о направлении на медико-социальную экспертизу;

е) разработка и проведение мероприятий по улучшению и внедрению новых методов диагностики, лечения, диспансеризации и профилактики вторичных заболеваний;

ж) ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации.

 

Приложение N 8
к Порядку

 

Рекомендуемые штатные нормативы отделения для лечения больных ВИЧ-инфекцией

ГАРАНТ:

См. справку о нормах труда

Наименование должности

Количество штатных единиц

Заведующий отделением - врач-инфекционист

1 на 40 коек

Врач-инфекционист

1 на 15 коек

Врачи-специалисты (терапевт, хирург, фтизиатр, невролог, офтальмолог, психиатр-нарколог, психиатр, гематолог)

1 на 160 коек, не менее 0,25

Старшая медицинская сестра

1

Медицинская сестра палатная

4,75 на 15 коек для круглосуточной работы

Медицинская сестра процедурной

1 на 20 коек

Сестра-хозяйка

1

Младшая медицинская сестра по уходу за больными

4,75 на 15 коек для круглосуточной работы

Санитар

4,75 на 15 коек для

круглосуточной работы;

1 на 30 коек для работы в

буфете;

1 на 20 коек для уборки

помещений;

1 на 30 коек для санитарной

обработки больных

 

Информация об изменениях:

Приложение 9 изменено с 8 августа 2020 г. - Приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 г. N 114Н

См. предыдущую редакцию

Приложение N 9
к Порядку

 

Стандарт оснащения отделения для лечения больных ВИЧ-инфекцией (на 40 коек)

С изменениями и дополнениями от:

21 февраля 2020 г.

 

Наименование

Количество, шт.

Тележка для перевозки больных с гидроподъемником

не менее 1

Штатив медицинский (настенная инфузионная стойка)

не менее 40

Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей

Не менее 1*

Облучатель-рециркулятор передвижной

не менее 3

Стерилизаторы медицинские воздушные

не менее 1

Ректоскоп с одноразовыми тубусами

не менее 2

Термостат

не менее 1

Тонометр для измерения артериального давления

не менее 4

Языкодержатель

не менее 2

Портативный электрокардиограф с возможностью автономной работы

не менее 1

Глюкометр

не менее 1

Вакуумный электроотсос

не менее 2

Ингалятор

не менее 2

Негатоскоп

не менее 1

Инфузоматы с волюметрической помпой

не менее 12

Ларингоскоп

не менее 1

Манипуляционный передвижной столик

не менее 1

Персональный компьютер с принтером и сканером

не менее 3

Сейф для медикаментов

не менее 1

Штатив для длительных вливаний

не менее 6

Мешок Амбу

не менее 1

Набор для дренирования плевральной полости многоразовый

не менее 2

Укладка для профилактики заражения ВИЧ

не менее 1

Укладка для оказания помощи при анафилактическом шоке

не менее 2

Функциональная каталка для перевозки лежачих больных

не менее 2

Кресло-каталка

не менее 3

Фармацевтический холодильник +2/+14, 0,5 кВт 800*600*1805 мм

2

Медицинский шкаф для хранения лекарственных препаратов и медицинских инструментов

8

Центрифуга лабораторная медицинская настольная, 220 в, 0,35 кВт

1

Электротермометр

40

Весы медицинские с ростомером

1

 

------------------------------

Информация об изменениях:

Приложение дополнено сноской с 8 августа 2020 г. - Приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 г. N 114Н

* Виды и количество медицинских изделий определяются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. N 58 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 августа 2010 г., регистрационный N 18094), с изменениями внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача от 4 марта 2016 г. N 27 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2016 г., регистрационный N 41424), от 10 июня 2016 г. N 76 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 22 июня 2016 г., регистрационный N 42606).

------------------------------

 

Приложение N 10
к Порядку

 

Правила организации деятельности кабинета психосоциального консультирования и добровольного обследования на ВИЧ-инфекцию, в том числе анонимного

 

1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности кабинета психосоциального консультирования и бесплатного добровольного обследования на ВИЧ-инфекцию, в том числе анонимного (далее - Кабинет).

2. Кабинет создается в качестве структурного подразделения медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных и (или) стационарных условиях.

3. На должность врача Кабинета назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н, по специальности "Инфекционные болезни", "Дерматовенерология", "Психиатрия", "Психиатрия-наркология", "Психотерапия", "Сексология", "Терапия", "Общая врачебная практика (семейная медицина)", требованиям, предъявляемым разделом "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерством# здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г. N 18247), а также прошедший повышение квалификации по вопросам диагностики, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции.

4. В структуре Кабинета рекомендуется предусматривать кабинет врача и процедурный кабинет.

5. Штатная численность Кабинета устанавливается руководителем медицинской организации, в составе которой# создан Кабинет, исходя из объема проводимой работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 11 к Порядку оказания помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденному настоящим приказом.

6. Оснащение Кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 12 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденному настоящим приказом.

7. Кабинет осуществляет следующие функции:

психосоциальное консультирование и консультирование, включающее вопросы профилактики ВИЧ-инфекции, до взятия крови для исследования на ВИЧ;

исследование крови на наличие в ней антител к ВИЧ и психосоциальное консультирование обследуемого лица после получения результата исследования;

направление обследованного лица в центр СПИД в случае выявления положительного результата анализа;

информирование населения о принципах здорового образа жизни (включая сексуальное поведение) с целью профилактики заражения ВИЧ-инфекцией;

оказание психологической поддержки лицам, обратившимся за помощью в Кабинет.

 

Приложение N 11
к Порядку

 

Рекомендуемые штатные нормативы кабинета психосоциального консультирования и добровольного обследования на ВИЧ-инфекцию, в том числе анонимного

ГАРАНТ:

См. справку о нормах труда

Наименование должности

Количество штатных единиц

Врач-специалист или медицинский психолог

1

Медицинская сестра

2

Санитарка

1

 

Приложение N 12
к Порядку

 

Стандарт оснащения кабинета
психосоциального консультирования и добровольного обследования на ВИЧ-инфекцию, в том числе анонимного

С изменениями и дополнениями от:

21 февраля 2020 г.

 

Информация об изменениях:

Раздел 1 изменен с 8 августа 2020 г. - Приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 г. N 114Н

См. предыдущую редакцию

1. Стандарт оснащения кабинета врача кабинета психосоциального консультирования и добровольного обследования на ВИЧ-инфекцию, в том числе анонимного

 

Наименование

Количество, шт.

Стол

1

Кушетка медицинская

1

Шкаф платяной

1

Шкаф для медицинской документации

1

Компьютер и принтер

1

Стетофонендоскоп

1

Измеритель артериального давления

1

Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей

Не менее 1*

Диспенсер с антисептическим мылом и антисептиком

1

 

Информация об изменениях:

Раздел 2 изменен с 8 августа 2020 г. - Приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 г. N 114Н

См. предыдущую редакцию

2. Стандарт оснащения процедурного кабинета кабинета психосоциального консультирования и добровольного обследования на ВИЧ-инфекцию, в том числе анонимного

 

Наименование

Количество, шт.

Измеритель артериального давления

2

Бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей

Не менее 1*

Светильник бестеневой медицинский передвижной

2

Кресло для забора крови

1

Стетофонендоскоп

2

Кушетка

1

Шкаф для медикаментов

3

Столик манипуляционный с принадлежностями

2

Стол

1

Ширма

1

Холодильник

1

Штатив в/в

1

Диспенсер для мыла и антисептиков

4

Контейнер дезинфекционный

2

Шкаф для спецодежды

1

 

------------------------------

Информация об изменениях:

Приложение дополнено сноской с 8 августа 2020 г. - Приказ Минздрава России от 21 февраля 2020 г. N 114Н

* Виды и количество медицинских изделий определяются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. N 58 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 августа 2010 г., регистрационный N 18094), с изменениями внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача от 4 марта 2016 г. N 27 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2016 г., регистрационный N 41424), от 10 июня 2016 г. N 76 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 22 июня 2016 г., регистрационный N 42606).

------------------------------

 

Приложение N 13
к Порядку

 

Правила организации деятельности отделения паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией

 

1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности отделения паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией (далее - Отделение).

2. Отделение является структурным подразделением медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным с инфекционными заболеваниями, туберкулезом, с наркологическими, неврологическими и онкологическими заболеваниями, с целью оказания паллиативной помощи и создания условий для обеспечения оптимального качества жизни больных ВИЧ-инфекцией с терминальной стадией заболевания.

3. Руководство Отделением осуществляет заведующий, который назначается на должность и освобождается от должности руководителем медицинской организации, в составе которой# создано Отделение.

4. На должность заведующего отделением назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н, по специальности "инфекционные болезни".

5. На должность врача отделения назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н, по специальности "инфекционные болезни" и прошедший повышение квалификации по вопросам диагностики, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции.

6. На должность медицинских работников со средним медицинским образованием Отделения назначаются специалисты, соответствующие квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н, по специальности "Сестринское дело".

7. Штатная численность Отделения устанавливается руководителем медицинской организации, в составе которой создано Отделение, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения, с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 14 к Порядку оказания помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека, утвержденному настоящим приказом.

8. Оснащение Отделения осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 15 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденному настоящим приказом.

9. Отделение осуществляет следующие функции:

повышение доступности медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, больным с некурабельными заболеваниями, развивающимися на фоне ВИЧ-инфекции, и улучшение оказания им медицинской помощи на дому;

оказание паллиативной помощи, в том числе симптоматического лечения и противоболевой терапии, больным с некурабельными заболеваниями, развивающимися на фоне ВИЧ-инфекции, в амбулаторных и стационарных условиях;

назначение наркотических средств и психотропных веществ списка II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст. 3198; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2006, N 29, ст. 3253; 2007, N 28, ст. 3439; 2009, N 26, ст. 3183; N 52, ст. 6572; 2010, N 3, ст. 314; N 17, ст. 2100; N 24, ст. 3035; N 28, ст. 3703; N 31, ст. 4271; N 45, ст. 5864; N 50, ст. 6696; 2011, N 10, ст. 1390; N 12, ст. 1635; N 29, ст. 4466; N 42, ст. 5921; N 51, ст. 7534; 2012, N 10, ст. 1232; N 11, ст. 1295, N 19, ст. 2400; N 22, ст. 2864; N 37, ст. 5002), больным ВИЧ-инфекцией в соответствии с Инструкцией о порядке выписывания лекарственных средств и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2007 г., регистрационный N 9364), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 августа 2007 N 560 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2007 г., регистрационный N 10133), от 25 сентября 2009 г. N 794н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2009 г., регистрационный N 15317), от 20 января 2011 г. N 13н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2011 г., регистрационный N 20103);

организация выездных бригад для обеспечения на дому паллиативным и симптоматическим лечением больных ВИЧ-инфекцией со сниженной или утраченной способностью к самообслуживанию в результате хронической соматической патологии, нарушений двигательных или высших психических функций, а также больных с некурабельными заболеваниями, развивающимися на фоне ВИЧ-инфекции;

проведение комплекса мероприятий по психосоциальной реабилитации больных с некурабельными заболеваниями, развивающимися на фоне ВИЧ-инфекции;

оказание психологической помощи больным ВИЧ-инфекцией и членам их семей на основе индивидуального подхода с учетом особенностей личности;

консультации и семинары для родственников, осуществляющих уход за больными.

 

Приложение N 14
к Порядку

 

Рекомендуемые штатные нормативы отделения паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией*

ГАРАНТ:

См. справку о нормах труда

Наименование должности

Количество штатных единиц

Заведующий отделением

1 на 40 коек

Врач-инфекционист

1 на 20 коек

Врач-онколог

1 на 20 коек

Врач-терапевт

1 на 20 коек

Врач-невролог**

1 на 20 коек

Врач-хирург**

1 на 20 коек

Врач-психиатр-нарколог**

1 на 25 коек

Медицинская сестра палатная

4,75 на 10 коек для обеспечения круглосуточной работы

Медицинская сестра процедурной

1 на 10 коек

Медицинская сестра перевязочной

1 на 10 коек

Старшая медицинская сестра

1

Младшая медицинская сестра по уходу за больными

4,75 на 10 коек для обеспечения круглосуточной работы

Санитар

2 для уборки помещений;

2 для работы в буфете;

2 для санитарной обработки

больных;

1 для работы в процедурной,

перевязочной

Сестра-хозяйка

1 на 20 коек

Медицинский психолог

1 на 20 коек

Социальный работник

1 на 20 коек

Оператор ЭВМ

1

 

______________________________

* Штатные нормативы устанавливаются в зависимости от профиля медицинской организации, в которой организуются отделения паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией.

** При необходимости.

 

Приложение N 15
к Порядку

 

Стандарт оснащения отделения паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией

 

Наименование оборудования

Количество, шт.

Прикроватное кресло-туалет с высокой спинкой

2 на 5 коек

Функциональные трехсекционные кровати

по количеству коек в отделении

Прикроватные столики с изменением наклона

по количеству коек в отделении

Кресла-стулья с санитарным оснащением

1 на 3 койки

Инвалидные кресла-коляски (комнатные, прогулочные)

1 на 10 коек

Ходунки, трости различной конструкции, поручни напольные

по требованию

Подъемники

1 на 10 коек

Противопролежневый матрас

1 на 3 койки

Вакуумный электроотсос

1 на 3 койки

Аппарат для ингаляционной терапии переносной

1 на 3 койки

Сейф для хранения сильнодействующих и психотропных средств, документации

2 на отделение

 

Утвержден Порядок оказания медпомощи взрослым при заболевании, вызываемом ВИЧ.

Помощь оказывается в следующих видах: скорая; первичная медико-санитарная; специализированная, в т. ч. высокотехнологичная; паллиативная.

Скорая, в т. ч. скорая специализированная, помощь больным с травмами, острыми заболеваниями и состояниями оказывается фельдшерскими, врачебными, специализированными выездными бригадами реанимационного или нейрохирургического профиля.

Первичная помощь предусматривает мероприятия по профилактике, диагностике и лечению, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению, направленному на изменение поведения больных, с целью предотвратить дальнейшее распространение ВИЧ.

Специализированная помощь предоставляется врачами-инфекционистами в отделениях для лечения больных ВИЧ-инфекцией организаций, оказывающих помощь по профилю "инфекционные заболевания".

Паллиативная помощь оказывается в соответствующих отделениях и палатах.


Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 ноября 2012 г. N 689н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2012 г.
Регистрационный N 26267


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 11 апреля 2013 г. N 78/1 (специальный выпуск). Указанный выпуск "Российской газеты" к подписчикам не поступал


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 февраля 2020 г. N 114н

Изменения вступают в силу с 8 августа 2020 г.