Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проект
Приложение N 2
к Соглашению о Правилах доступа к услугам
инфраструктуры железнодорожного транспорта
в рамках Единого экономического пространства
и Правилах оказанию услуг инфраструктуры
железнодорожного транспорта в рамках Единого
экономического пространства
Правила
оказания услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта в рамках Единого экономического пространства
1. Общие положения
1. Правила оказания услуг инфраструктуры в рамках Единого экономического пространства (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, от 9 декабря 2010 года (далее - Соглашение о доступе).
2. Настоящие Правила определяют порядок и условия оказания услуг в границах участков инфраструктуры в рамках планирования, организации перевозочной деятельности, перечень таких услуг, единые принципы диспетчеризации и распределения пропускной способности инфраструктуры, существенные условия договоров на оказание услуг инфраструктуры, права, обязанности и ответственность оператора инфраструктуры и перевозчиков, основанные на принципах, определенных Соглашением о доступе и Правилами доступа к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта в рамках Единого экономического пространства (далее - Правила доступа).
2. Термины и определения
3. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:
внеочередные поезда - поезда, не предусмотренные графиком движения (восстановительные и пожарные поезда, снегоочистители, локомотивы без вагонов, специальный самоходный подвижной состав), предназначенные для ликвидации препятствий движения поездов, выполнения непредвиденных работ и соответствующей передислокации транспортных средств (порядок их следования определяется законодательством государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура, или актами оператора инфраструктуры);
диспетчеризация перевозочного процесса - процесс контроля, управления движением поездов и маневровой работой в оперативных условиях;
маневровые передвижения - операции по изменению составности поезда, прицепка (отцепка) подвижного состава, формирование (расформирование) составов, перестановка составов из парка в парк, движение и постановка (исключение) локомотива в (из) состав поезда, подача (уборка) вагонов на (с) подъездные пути и другие);
нештатная ситуация - обстоятельство, угрожающее безопасности движения поездов в результате неисправности объектов инфраструктуры, либо создающее препятствие для пропуска поездов;
планирование перевозок - разработка плана перевозок на объектах (участках и станциях) инфраструктуры на установленный период времени (год, месяц, сутки) в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг;
оператор инфраструктуры - организация железнодорожного транспорта, владеющая инфраструктурой и использующая инфраструктуру на законных основаниях и (или) оказывающая услуги инфраструктуры, в соответствии с законодательством государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура;
суточный план движения поездов - документ, составленный оператором инфраструктуры для диспетчеризации перевозочного процесса и организации движения поездов в планируемые сутки;
технический план - документ, составляемый оператором инфраструктуры на основе сводного плана перевозок, технических планов перевозчиков и информации Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества.
4. Другие термины и определения, используемые в настоящих Правилах, понимаются в значениях, определенных в Соглашении о доступе, а также в Правилах доступа.
3. Услуги, оказываемые оператором инфраструктуры
5. Перечень услуг инфраструктуры включает основные услуги, связанные с использованием инфраструктуры для осуществления перевозок (приложение к настоящим Правилам).
6. Перечень операций (работ), входящих в состав услуг инфраструктуры, определяется с учётом технологических особенностей перевозочного процесса и требований законодательства государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура.
7. Услуги инфраструктуры, указанные в приложении 1 к настоящим Правилам, предоставляются с соблюдением требований законодательства государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура, по обеспечению национальной безопасности.
8. По соглашению с перевозчиком оператор инфраструктуры вправе оказывать иные услуги, не указанные в приложении 1 к настоящим Правилам.
4. Порядок оказания услуг инфраструктуры
9. Оказание услуг инфраструктуры предусматривает взаимодействие оператора инфраструктуры и перевозчика в рамках следующих процессов организации и осуществления перевозок:
- технологическое планирование и нормирование;
- месячное и оперативное планирование перевозок;
- осуществление перевозок в рамках договора на оказание услуг инфраструктуры;
- обмен данными между оператором инфраструктуры и перевозчиком.
10. Планирование перевозок, нормирование и корректировка объемов перевозки и графика движения поездов осуществляются в порядке, определённом в соответствии с настоящими Правилами, Правилами доступа, законодательством государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура, актами оператора инфраструктуры.
11. При оперативном планировании оператор инфраструктуры и перевозчики исполняют утверждённый суточный план движения поездов (график движения поездов и согласованный технический план, в том числе план обмена поездов, вагонов по межгосударственным стыковым пунктам, определенным решением Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества).
12. Осуществление перевозки представляет собой совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций оператора инфраструктуры и перевозчиков и осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, законодательством государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура, и актами оператора инфраструктуры.
13. Использование инфраструктуры осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Правил, соблюдением норм, установленных законодательством государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура, включая требования по безопасности движения, а также актов оператора инфраструктуры.
14. Содержание инфраструктуры осуществляется в соответствии с нормами/требованиями законодательства государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура.
15. Едиными принципами диспетчеризации перевозочного процесса и распределения пропускной способности являются:
1) управление движением поездов на обслуживаемых участках инфраструктуры одним диспетчером;
2) выполнение технологических норм и нормативов, содержащихся в графике движения поездов, технологических процессов и технических норм эксплуатационной работы;
3) обеспечение безопасности движения поездов и охраны труда работников;
4) предоставление диспетчером приоритетов движения.
16. Диспетчеризацию перевозочного процесса осуществляет оператор инфраструктуры, либо уполномоченное им лицо, в целях обеспечения безопасного пропуска поездов по инфраструктуре.
Диспетчеризация перевозочного процесса осуществляется в соответствии с графиком движения поездов, утвержденным суточным планом движения поездов и в порядке, установленном правилами технической эксплуатации, инструкциями по движению поездов и маневровой работе на станциях, по сигнализации и связи, утвержденными законодательством государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура, и (или) актами оператора инфраструктуры.
17. Процессы приема, отправления и пропуска поездов, маневрового передвижения любого транспортного средства (подвижного состава) или самоходной техники, используемой на инфраструктуре, регулируется оператором инфраструктуры.
Распоряжения (указания) оператора инфраструктуры в отношении указанных процессов, в том числе, касающихся обеспечения требований безопасности движения поездов, нормативов графика движения, технологических процессов работы линейных подразделений инфраструктуры, обязательны для всех участников перевозочного процесса.
18. В целях осуществления перевозочного процесса оператор инфраструктуры и перевозчики используют информационные системы оператора инфраструктуры для обмена информацией (данными) в объеме, предусмотренном законодательством государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура.
19. Дополнительная информация предоставляется оператором инфраструктуры перевозчику на основе отдельных договоров.
20. Оператор инфраструктуры может отказать перевозчику в оказании услуг инфраструктуры при наличии заключенного договора на оказание услуг инфраструктуры в следующих случаях:
1) прекращения или ограничения перевозки, в том числе ограничения ввоза и (или) вывоза, грузов, багажа и грузобагажа в соответствии с требованиями законодательства государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура;
2) невозможности оказания услуг инфраструктуры вследствие наступления нештатных ситуаций;
3) осуществления перевозок внеочередными поездами;
4) возникновения угрозы национальной безопасности или возникновения чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных, не зависящих от оператора инфраструктуры и перевозчиков обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по договору на оказание услуг инфраструктуры;
5) установления иного порядка оказания услуг инфраструктуры уполномоченным органом по решению Правительства государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура;
6) иных случаях, предусмотренных законодательством государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура.
21. При отказе перевозчику в оказании услуг инфраструктуры в случаях, предусмотренных пунктом 20 настоящих Правил, оператор инфраструктуры уведомляет перевозчика о невозможности исполнения обязательств в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг инфраструктуры.
22. Оператор инфраструктуры принимает необходимые меры по организации пропуска поездов, следующих с отклонением от графика движения поездов, либо не предусмотренных графиком движения поездов.
23. Факт оказания оператором инфраструктуры услуг инфраструктуры и их фактический объем подтверждаются документами, форма которых утверждается в соответствии с законодательством государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура, и (или) актами оператора инфраструктуры.
5. Договор на оказание услуг инфраструктуры и его существенные условия
24. Услуги инфраструктуры оказываются на основании договора на оказание услуг инфраструктуры (далее - Договор), заключаемого в простой письменной форме между оператором инфраструктуры и перевозчиком.
25. Договор не должен содержать нормы, противоречащие принципам, установленным Соглашением о доступе, Правилами доступа и настоящими Правилами.
26. В случае, если в период действия Договора будет установлена недостоверность предоставленной перевозчиком информации (за исключением прогнозируемых показателей), указанной в пункте 17 Правил доступа и предусмотренной Договором, оператор инфраструктуры вправе расторгнуть его в одностороннем порядке.
27. Запрещается уступка права требования перевозчика, вытекающего из Договора, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 28 настоящих Правил.
28. При невозможности использования прав, вытекающих из Договора, перевозчик может, с согласия оператора инфраструктуры, передать это право другому перевозчику, при наличии у последнего заключенного Договора, на условиях, предусмотренных Договором.
29. Договор должен содержать следующие существенные условия:
1) предмет Договора:
- объемы услуг;
- доля пропускной способности инфраструктуры (количество ниток графика);
- участки инфраструктуры.
2) условия и сроки оказания услуг инфраструктуры;
3) стоимость услуг (тарифы, цены, ставки сборов) или порядок ее определения;
4) порядок и условия оплаты за услуги:
- порядок расчетов;
- способы оплаты;
- валюта платежа;
5) ответственность сторон по Договору за:
- причинение убытков (ущерба);
- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору (неустойки, штрафы, возмещение убытков);
6) форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы);
7) срок действия, основания и порядок прекращения действия договора:
- порядок прекращения действия (расторжения) договора;
- условия прекращения действия (расторжение) договора.
30. Между оператором инфраструктуры и перевозчиком может быть заключен разовый договор при наличии заключенного Договора (либо дополнительное соглашение к Договору) при подаче дополнительной заявки на дополнительную перевозку.
6. Права и обязанности оператора инфраструктуры и перевозчика
31. Перевозчик имеет право:
1) направлять оператору инфраструктуры предложения по организации перевозок;
2) получать объем информации, необходимой для организации перевозок в соответствии с настоящими Правилами и Правилами доступа, с обязательным соблюдением требований законодательства государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура, в части требований обеспечения национальной безопасности, а также в части ограничений, установленных по раскрытию информации, содержащей сведения, относящиеся к государственной тайне (государственным секретам), или сведения, ограниченные к распространению;
3) получать доступ к услугам инфраструктуры и услуги инфраструктуры для осуществления перевозочной деятельности, в том числе в пути следования поезда в соответствии с условиями Договора;
4) иные права, установленные законодательством государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура.
32. Перевозчик обязан:
1) предоставлять оператору инфраструктуры сведения и документы, необходимые для оказания услуг инфраструктуры;
2) обеспечивать соответствие подвижного состава требованиям безопасности на железнодорожном транспорте, установленным законодательством государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура, и актами оператора инфраструктуры;
3) сообщать оператору инфраструктуры об инцидентах и обстоятельствах, которые влекут (могут повлечь) нарушение требований по безопасности в области железнодорожного транспорта, установленных законодательством государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура, а также принимать меры по их устранению (предотвращению);
4) обеспечивать соблюдение требований по безопасности движения и эксплуатации на железнодорожном транспорте, установленных законодательством государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура, и актами оператора инфраструктуры;
5) обеспечивать защиту сведений, составляющих коммерческую (служебную) тайну оператора инфраструктуры, ставших известными перевозчику;
6) оплачивать оператору инфраструктуры плату за услуги по тарифам, установленным в соответствии с законодательством государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура, а также производить иные причитающиеся платежи в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных Договором;
7) возмещать суммы издержек, понесенных оператором инфраструктуры в связи с передислокацией (перемещением) вагонов (поездов) и/или отстоем подвижного состава перевозчиков на станциях, не предусмотренных отдельными договорами;
8) уведомлять в письменной форме оператора инфраструктуры об отказе от получения услуг, предусмотренных Договором, в сроки, установленные законодательством государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура;
9) обеспечить согласование и соблюдение условий железнодорожной перевозки грузов на особых условиях, негабаритных грузов, в порядке, предусмотренном законодательством государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура;
10) обеспечить перевозки в согласованном объеме и соответствие иных параметров (условий) железнодорожной перевозки провозным способностям участков инфраструктуры железнодорожного транспорта и (или) перерабатывающим способностям железнодорожных станций по маршруту следования груза;
11) возмещать причиненный ущерб оператору инфраструктуры и (или) третьим лицам;
12) иные обязанности, установленные Договором и законодательством государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура.
33. Оператор инфраструктуры имеет право:
1) принимать меры по обеспечению безопасности движения, в том числе:
- устанавливать временные и постоянные ограничения скорости движения поездов на участках инфраструктуры;
- остановить движение поезда на станции, перегоне в случае обнаружения средствами автоматического и визуального контроля технических неисправностей и выявления коммерческих браков подвижного состава на ходу поезда, угрожающих безопасности движения;
- использовать ресурсы (подвижной состав, персонал) перевозчика при возникновении ситуаций, препятствующих движению поездов, для восстановления нормальной работы инфраструктуры;
- давать перевозчику распоряжения (приказания, предписания, указания, предупреждения и т.п.), касающиеся обеспечения требований безопасности движения поездов, нормативов графика движения, плана и порядка формирования поездов, технологических процессов работы станций (линейных подразделений) инфраструктуры;
2) на этапе заключения Договора требовать от перевозчика сертификат безопасности на железнодорожном транспорте, лицензии на осуществление всех подлежащих лицензированию видов деятельности при осуществлении перевозок;
3) требовать на этапе исполнения Договора от перевозчика документы, подтверждающие соответствие требованиям системы безопасности железнодорожного транспорта;
4) в одностороннем порядке вносить изменения и дополнения в Договор в части корректировки выделенной доли пропускной способности (ниток графика) в случае использования перевозчиком выделенной доли пропускной способности не в полном объеме, чем установлено графиком движения поездов;
5) принимать решения по передислокации (перемещению) и отстою подвижного состава перевозчиков на станции, где имеются свободные путевые возможности для отстоя вагонов, или локальную инфраструктуру, в случае использования перевозчиком инфраструктуры с нарушением условий Договора;
6) отказать перевозчикам в доступе к инфраструктуре по независящим от оператора (владельца) инфраструктуры причинам (по вине третьих лиц, включая соседние (граничащие) железнодорожные администрации и/или владельцев локальных инфраструктур) без признания таких фактов нарушением условий Договора;
7) в одностороннем порядке принять решение о временном прекращении оказания услуг, связанных с перевозкой в определенных направлениях железнодорожного сообщения, или оказания услуг не в полном объеме, в случае возникновения чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, а также при введении чрезвычайного положения и иных обстоятельств, препятствующих перевозке;
8) в случае возникновения нештатных ситуаций ограничить доступ к инфраструктуре с отменой распределенных ниток графика на срок, необходимый для восстановления инфраструктуры;
9) иные права, установленные законодательством государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура.
34. Оператор инфраструктуры обязан:
1) принимать и рассматривать предложения перевозчиков по организации перевозок, а также сведения и документы, необходимые для оказания услуг инфраструктуры;
2) своевременно представлять перевозчикам объем информации, необходимой для организации перевозок в соответствии с настоящими Правилами и Правилами доступа, с обязательным соблюдением требований законодательства государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура, в том числе по обеспечению национальной безопасности и ограничениям, установленным по раскрытию информации, содержащей сведения, относящиеся к государственной тайне (государственным секретам), сведения, ограниченные к распространению;
3) распределять пропускную способность инфраструктуры в рамках технической и технологической способности инфраструктуры в соответствии с Правилами доступа;
4) информировать перевозчика об изменениях в графике движения поездов, влекущих за собой изменение согласованных сроков и условий оказания услуг, в сроки и в порядке, предусмотренном Договором;
5) на условиях, определённых в Договоре, оповещать перевозчика, об авариях, повреждениях на инфраструктуре и прочих обстоятельствах, которые могут создать препятствие перевозчику для осуществления его деятельности при использовании инфраструктуры;
6) обеспечить защиту сведений, составляющих коммерческую (служебную) тайну перевозчиков, ставших известными оператору инфраструктуры в ходе оказания услуг инфраструктуры;
7) содержать необходимые технические средства в исправном состоянии и принимать меры по предупреждению и ликвидации перерывов в движении поездов, возникших в связи с природными или техногенными авариями;
8) иные обязанности, установленные Договором и законодательством государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура.
7. Порядок разрешения споров
35. Все споры и разногласия между перевозчиком и оператором инфраструктуры, возникшие при реализации настоящих Правил или в ходе оказания услуг, решаются путем проведения переговоров.
36. В случае, если путем переговоров стороны Договора не смогут достичь взаимного согласия, все споры и разногласия разрешаются в порядке, установленном законодательством государства Стороны, на территории которого расположена инфраструктура.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.