Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 декабря 2012 г. N 03-03-06/2/139
Вопрос: В настоящее время Банк активно осуществляет банковские операции и иные сделки с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая "Клиент-Банк", интернет-банкинг и т.п.). Используемая технология предусматривает для клиента (его уполномоченного лица) возможность не только распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, но и заключать сделки с Банком, осуществлять обмен документами с Банком, а также передавать Банку в электронном виде документы, предоставление которых предусмотрено условиями договоров, используя при этом аналог собственноручной подписи (электронную подпись).
Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", вступающим в силу с 01 января 2013 года, установлено, что первичный учетный документ может составляться в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (далее - ЭП).
С 1 июля 2013 года порядок применения электронной подписи при совершении гражданско-правовых сделок и юридически значимых действий будет регулироваться Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ), согласно которому электронный документ, подписанный усиленной ЭП, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью (п. 3 ст. 6 Федерального закона N 63-ФЗ). Усиленная ЭП в свою очередь подразделяется на квалифицированную и неквалифицированную (п. 1 ст. 5 Федерального закона N 63-ФЗ).
На сегодняшний день, действуя в рамках Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", Банк является удостоверяющим центром, осуществляющим, в том числе, функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки ЭП.
С 01 июля 2013 года, когда указанный закон утратит силу, ввиду отсутствия аккредитации, предусмотренной Федеральным законом N 63-ФЗ, Банк, в том числе в системе дистанционного обслуживания, будет формировать электронные документы, заверяемые усиленной неквалифицированной ЭП. При этом в договорах, заключаемых между Банком и клиентами, в том числе в рамках дистанционного банковского обслуживания, в соответствии с положениями п. 3 ст. 6 Федерального закона N 63-ФЗ, сторонами будет установлено, что документ, подписанный усиленной неквалифицированной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью.
Учитывая вышеизложенное, просим разъяснить, будут ли начиная с 01 июля 2013 года электронные документы (в том числе документы, подтверждающие заключение сделки), подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью признаваться документальным подтверждением полученных доходов, понесенных расходов при формировании налогооблагаемых баз, как равнозначные первичным документам, оформленным на бумажном носителе, заверенным подписями уполномоченных лиц и печатью организации.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо об электронных документах, подписанных электронной подписью, и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Согласно статье 6 указанного Федерального закона информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью (далее - неквалифицированная электронная подпись), признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
Случаи, в которых информация в электронной форме, подписанная неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, Кодексом не определены.
Таким образом, для целей налогового учета документ, оформленный в электронном виде и подписанный неквалифицированной электронной подписью, по мнению Департамента, не может являться документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.