Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29 декабря 2012 г. N 03-04-05/6-1466
Вопрос: 1. Управление Федеральной налоговой службы (далее - УФНС России) и Межрайонная ИФНС России (далее - Инспекция) по результатам камеральной налоговой проверки формы 3-НДФЛ за 2011 год по представленной мною 12.04.2012 налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2011 год с заявлением на имущественный налоговый вычет по НДФЛ в связи с приобретением квартиры отказали мне в невключении в доход суммы пособия по государственному социальному страхованию в размере 19 547,90 рублей и предложили данную сумму страхового пособия включить в общую сумму дохода по налоговой декларации формы 3-НДФЛ за 2011 год, а также исчислить и уплатить в бюджет дополнительно сумму налога в размере 2 541 рубль, ссылаясь на то, что получили от моего налогового агента, Департамента управления делами Губернатора (далее - Департамент управделами Губернатора) справку о моих доходах по форме 2-НДФЛ за 2011 год, где была указана и данная сумма страхового пособия, выплаченная мне по исполнительному листу, выданному на основании решения районного суда от 01.11.2011 г.
2. Департамент управделами Губернатора в указанную справку по форме 2-НДФЛ за 2011 год включил выплаченную мне по решению суда сумму страхового пособия в размере 19 547,90 рублей по коду доходов 2000 "Заработная плата", затем в связи с моими обращениями изменил указанный код дохода 2000 на код дохода 4800 "Иные доходы" и направил уточненные сведения в Инспекцию 03.08.2012.
Однако Инспекция по-прежнему считает сумму страхового пособия налогооблагаемым доходом и применяет норму статьи 213 НК РФ, а не перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, который содержится в ст. 217 Налогового кодекса РФ как страховое пособие.
По справке ГСК следует, что согласно ст. 4 Закона ХМАО - Югры от 24.10.2005 N 88-оз "О порядке и размерах выплат по обязательному государственному страхованию лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в случае временной утраты трудоспособности лиц, замещающих государственные должности автономного округа, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы автономного округа, в связи с общим или иным заболеванием, не связанным со служебной деятельностью, наступившим в период действия страхового покрытия, производится выплата страхового пособия в размере разницы между суммой дневного денежного содержания застрахованного лица и суммой выплаты пособия по социальному государственному страхованию согласно поданным спискам лиц на получение страховой выплаты за утрату трудоспособности в связи с заболеваниями в соответствии с условиями договора, отношения между участниками отношений обязательного государственного страхования, регулируемых вышеуказанным Законом, осуществляются в соответствии с договором, заключаемым страхователем и страховщиком ежегодно. Сумма страхового пособия налогообложению не подлежит.
3. В списки к договору с ГСК на 2011 г. меня не включили по небрежности, в связи с чем я была вынуждена подать в суд на выплату указанного страхового пособия, руководствуясь также нормами ГК РФ (п. 3 ст. 927 и п. 1 ст. 937).
Суд решением от 01.11.2011 г. подтвердил мое право на страховое пособие.
Департамент управделами Губернатора автономного округа осуществляет финансовое обеспечение страхователя, поэтому он и выплатил мне по решению суда указанное страховое пособие, при этом не указал правильный код бюджетных расходов, то по прежнему Инспекция не принимает произведенную мне сумму 19 547,90 рублей как выплату страхового пособия по обязательному государственному страхованию.
4. Вместе с тем в письме Министерства финансов РФ от 01.04.2005 N 02-14-10/607, разъясняющем применение экономической классификации расходов, говорится, на какую статью бюджетных расходов что относить, то есть уточнены в последующих разъяснениях применения экономической классификации расходов (письма Минфина РФ от 26.01.2010 N 01/844-АФ и от 05.02.2010 N 02-05-10/383, приказы Минфина РФ от 30.12.2009 г. N 150н, от 28.12.2010 г. N 190н и др.).
Разъясните, пожалуйста, следующие вопросы:
1. На какую статью экономической классификации расходов следует относить (отражать) расходы, производимые за счет бюджета субъекта РФ, по выплате указанных страховых гарантий (страховых пособий) лицам, состоящим в штате государственной гражданской службы, имеющим право на получение данных социальных гарантий?
2. Чем должна руководствоваться Инспекция - ст. 213 или ст. 217 НК РФ, если суд признал право на страховую выплату, и страховое пособие выплачено страхователем (органом, осуществляющим финансовое обеспечение страхователя)?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм денежных средств, взысканных с организации на основании решения суда, а также по вопросу отражения расходов органа государственной власти по статье экономической классификации, и сообщает следующее.
Как следует из документов, прилагаемых к рассматриваемому письму, физическое лицо, замещавшее должность государственной гражданской службы автономного округа, подлежало обязательному государственному страхованию в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.10.2005 N 88-оз "О порядке и размерах выплат по обязательному государственному страхованию лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее - Закон).
Работодатель - орган государственной власти автономного округа не осуществил обязательного страхования своего сотрудника, и при наступлении страхового случая (временная утрата трудоспособности) физическим лицом не было получено страховое пособие, предусмотренное абзацем восьмым статьи 4 Закона.
В решении суда указывается, что нарушенные права истца подлежат восстановлению путем взыскания с его работодателя - органа государственной власти автономного округа не полученных физическим лицом выплат по обязательному государственному страхованию.
1. Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
В соответствии со статьей 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Сумма денежных средств, выплаченная организацией во исполнение решения суда в качестве возмещения нарушенных прав истца, не является страховой выплатой, и, соответственно, к указанной выплате не могут применяться положения подпункта 1 пункта 1 статьи 213 Кодекса об освобождении страховых выплат, полученных по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Перечень доходов физических лиц, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса. Положений, предусматривающих освобождение от налогообложения доходов в виде денежных средств, выплаченных организацией во исполнение решения суда в качестве возмещения нарушенных прав истца по обеспечению гарантиями в части государственного социального страхования, названная статья не содержит.
Указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке по ставке в размере 13 процентов.
2. В соответствии в требованиями раздела V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н (далее - Указания), возмещение вреда, причиненного гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещение морального вреда по решению судебных органов отражается по статье 290 "Прочие расходы".
Отнесение расходов организации на ту или иную статью бюджетной классификации на порядок обложения налогом на доходы физических лиц полученных доходов не влияет.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По решению суда нарушенные права госслужащего восстановлены путем взыскания с работодателя - органа госвласти не полученных этим лицом выплат по обязательному госстрахованию.
Разъяснено, что такой доход облагается НДФЛ в установленном порядке по ставке 13%.
Дело в том, что средства, выплаченные организацией во исполнение решения суда, не являются страховой выплатой.
Денежные средства, выплаченные по решению суда в качестве возмещения нарушенных прав истца по обеспечению гарантиями в части государственного социального страхования, не включены в перечень доходов физлиц, не подлежащих налогообложению.
Возмещение вреда, причиненного гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов госвласти, местного самоуправления либо их должностных лиц, а также морального вреда по решению судебных органов отражается по статье 290 "Прочие расходы" бюджетной классификации.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29 декабря 2012 г. N 03-04-05/6-1466
Текст письма официально опубликован не был