Решение Верховного Суда РФ от 7 декабря 2012 г. N АКПИ12-1475
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенков Н.С., при секретаре Александрове В.О., с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карелина В.В. о признании недействующими абзаца первого пункта 2, абзаца второго пункта 3, абзаца второго пункта 4 Разъяснения порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 октября 2012 г. N 143/1085-6 (далее - Разъяснение), установил:
согласно абзацу первому пункта 2 Разъяснения наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования с места, определенного председателем соответствующей избирательной комиссии, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря избирательной комиссии.
Абзац второй пункта 3 Разъяснения предусматривает, что изображение избирателя не должно занимать большую часть кадра (экрана).
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 Разъяснения фото- и (или) видеосъемка работы членов избирательной комиссии со списком избирателей должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся.
Гражданин Карелин В.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца первого пункта 2, абзаца второго пункта 3, абзаца второго пункта 4 Разъяснения.
Как указывает заявитель, он являлся наблюдателем на выборах главы городского округа, состоявшихся 14 октября 2012 года. Оспариваемые положения Разъяснения не соответствуют Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ограничивают права наблюдателей, снижают кандидатам возможность эффективно контролировать ход выборов на избирательных участках в день голосования.
В суде Карелин В.В. поддержал заявленные требования и пояснил, что ЦИК России вышла за пределы своих полномочий и создала новые нормы.
Представители Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронин Д.Ю., Ситникова А.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения Разъяснения приняты ЦИК России в пределах ее полномочий, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права наблюдателей.
Выслушав объяснения Карелина В.В., представителей ЦИК России Воронина Д.Ю., Ситниковой А.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление удовлетворению не подлежит, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдумов. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 названного Федерального закона деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно. В целях обеспечения реализации данного принципа в деятельности избирательных комиссий ЦИК России постановлением от 3 октября 2012 г. N 143/1085-6 утвердила Разъяснение порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования. Оно размещено в сети Интернет для всеобщего сведения.
Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" наблюдатель - это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума (пункт 42 статьи 2).
В пункте 9 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплены права наблюдателей. Так, они вправе знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, осуществлять иные права по наблюдению за выборами.
В Разъяснении закреплено право наблюдателей вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования.
Согласно абзацу первому пункта 2 Разъяснения наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования с места, определенного председателем соответствующей избирательной комиссии. Место для ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования определяется председателем соответствующей избирательной комиссии не произвольно, а с учетом требований пункта 9 статьи 30 и пункта 11 статьи 61 указанного Федерального закона.
Избирательная комиссия является коллегиальным органом, который организует и обеспечивает подготовку и проведение выборов. Согласно пункту 11 статьи 61 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.
Положения абзаца первого пункта 2 Разъяснения взаимосвязаны с абзацами вторым и третьим пункта 2 Разъяснения. Предусмотренный абзацем первым пункта 2 Разъяснения порядок ведения фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования носит уведомительный, а не разрешительный характер и не предполагает возможность ограничения прав наблюдателей на ведение фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования председателем, заместителем председателя или секретарем избирательной комиссии. Такой порядок обеспечивает подготовку и проведение выборов и не может рассматриваться как нарушающий права наблюдателей.
Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 152.1 предусматривает, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с согласия этого гражданина. Такого согласия не требуется, когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.
Из содержания данной нормы следует, что согласие гражданина при съемке на публичных мероприятиях, каковыми являются выборы, не требуется, когда такое изображение не является основным объектом использования. Изображение гражданина, полученное в местах, свободных для посещения, или на публичных мероприятиях, не может быть обнародовано или использовано, когда такое изображение является основным объектом использования. Положения абзаца второго пункта 3 Разъяснения корреспондируют требованиям гражданского законодательства Российской Федерации, устанавливающим охрану изображения гражданина, и не могут рассматриваться как ограничение права на доступ к информации.
Таким образом, доводы заявителя о том, что положения абзаца второго пункта 3 Разъяснения изданы ЦИК России с превышением полномочий данного федерального органа и противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации (статье 152.1), Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (пункту 1 статьи 9) являются несостоятельными.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (статья 7).
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", регулируя отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными, муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, предусматривает принятие мер по обеспечению безопасности персональных данных. По смыслу пункта 1 части 1 статьи 3, части 1 статьи 6, статьи 7, частей 2, 3 статьи 9 названного Федерального закона обработка персональных данных, к которым отнесена любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе их распространение и предоставление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных законом.
Списки избирателей содержат конфиденциальную информацию. С учетом этого требования абзаца второго пункта 4 Разъяснения о том, что фото- и (или) видеосъемка работы членов избирательной комиссии со списком избирателей должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся, соответствуют как Федеральному закону "О персональных данных", так и Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержится правило о том, что в случае принятия в период избирательной кампании закона, содержащего положения, которыми определяется (изменяется) порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, указанный закон применяется к выборам, назначенным после его вступления в силу (пункт 3 статьи 11). Оспариваемое Разъяснение касается вопроса установления порядка ведения фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования и не определяет порядок подготовки и проведения выборов, поэтому доводы заявителя о том, что в нарушение законодательства Российской Федерации о выборах оспариваемый нормативный правовой акт незадолго до дня голосования ввел новые правила, чем нарушается равенство участвующих в выборах лиц, не могут быть признаны обоснованными.
Содержащиеся в Разъяснении положения достаточно точно определяют право наблюдателей на ведение фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования. Пунктом 13 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что ЦИК России в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения данного Федерального закона, обязательные для исполнения.
Учитывая, что Разъяснение утверждено ЦИК России в пределах предоставленных полномочий, оспариваемые положения соответствуют федеральному законодательству, права наблюдателей не нарушают, заявление Карелина В.В. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 261 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Карелина В.В. о признании недействующими абзаца первого пункта 2, абзаца второго пункта 3, абзаца второго пункта 4 Разъяснения порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 октября 2012 г. N 143/1085-6, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались положения, касающиеся порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования.
По мнению заявителя, эти положения незаконны. Они ограничивают права наблюдателей, снижают кандидатам возможность эффективно контролировать ход выборов на избирательных участках.
ВС РФ счел нормы законными и дал следующие разъяснения.
В оспариваемых нормах закреплено право наблюдателей вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования. Они могут делать это с места, определенного председателем соответствующей избирательной комиссии.
При этом подобное место определяется председателем избиркома не произвольно, а с учетом законодательных требований.
Предусмотренный в нормах порядок ведения фото- и (или) видеосъемки носит уведомительный, а не разрешительный характер.
Этот порядок не предполагает возможность ограничить права наблюдателей на ведение фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования.
ГК РФ предусматривает, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с его согласия.
Согласия не требуется, когда изображение получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (за исключением случаев, когда такое изображение - основной объект использования).
Таким образом, согласия гражданина при съемке на публичных мероприятиях, каковыми являются и выборы, не требуется (когда такое изображение - не основной объект использования).
Решение Верховного Суда РФ от 7 декабря 2012 г. N АКПИ12-1475
Текст решения официально опубликован не был