Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Исполкома Федерации
независимых профсоюзов России
от 22 ноября 2011 г. N 7-15
Типовое положение
о правовой инспекции труда профсоюзов
1. Общие положения
1.1. Правовая инспекция труда профсоюзов создается общероссийскими (межрегиональными) профсоюзами, а также территориальными (межрегиональными) объединениями организаций профсоюзов (далее - членскими организациями ФНПР) для осуществления контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, выполнения ими условий коллективных договоров, соглашений (далее - контроль за соблюдением трудового законодательства) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Уставом ФНПР, уставами её членских организаций и настоящим Типовым положением.
Правовые инспекторы труда профсоюзов осуществляют указанный контроль любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение организаций профсоюзов.
1.2. Правовая инспекция труда профсоюзов действует на основании Положения, утвержденного коллегиальным исполнительным органом членской организации ФНПР, и осуществляет свою деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также уставом членской организации ФНПР.
2. Задачи правовой инспекции труда профсоюзов
Основными задачами правовой инспекции труда профсоюзов являются:
2.1. Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.
2.2. Правовая защита социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов профсоюзов, профсоюзных организаций.
2.3. Отстаивание прав и интересов работников при разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления, внесении изменений и дополнений в них, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений.
2.4. Взаимодействие с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда, другими органами государственного контроля (надзора), органами местного самоуправления.
2.5. Подготовка обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления с предложениями по устранению недостатков со стороны работодателей, их представителей, иных должностных лиц, допустивших нарушения социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов профсоюзов, профсоюзных организаций.
3. Основные полномочия правовой инспекции труда профсоюзов
Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства правовые инспекторы труда профсоюзов наделяются следующими полномочиями:
3.1. В целях проведения проверок и оказания правовой помощи членам профсоюзов в порядке, установленном Положением о правовой инспекции труда членской организации ФНПР, при предъявлении удостоверений установленного образца (Приложение N 1) беспрепятственно в любое время суток посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение организаций профсоюзов.
Особенности проведения проверок в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются с учетом нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
3.2. Запрашивать и беспрепятственно получать у работодателей и их представителей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций.
3.3. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений (приложение N 2), контролировать их выполнение, добиваться устранения выявленных нарушений в установленном законодательством порядке.
3.4. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства (приложение N 3).
3.5. Готовить для направления в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, вышестоящие органы хозяйствующего субъекта, собственникам (учредителям) материалы с предложениями принятия к виновным в невыполнении представлений (требований) мер уголовного, административного, дисциплинарного воздействия.
3.6. При осуществлении указанных проверок взаимодействовать с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда, другими органами государственного контроля (надзора). Участвовать в совместных с указанными органами проверках соблюдения трудового законодательства.
3.7. В установленном законодательством порядке защищать социально-трудовые и другие гражданские права и профессиональные интересы членов профсоюзов, профсоюзных организаций.
4. Права и обязанности правовых инспекторов труда профсоюзов
Правовые инспекторы труда профсоюзов имеют право:
4.1. Осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства.
4.2. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
4.3. Принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.
4.4. Взаимодействовать со средствами массовой информации для широкого оповещения членов профсоюзов, общественности об эффективной правозащитной работе профсоюзов с целью пресечения действий (бездействия), направленных на дискредитацию профсоюзов, укрепления авторитета профсоюзов и повышения мотивации профсоюзного членства.
4.5. Публиковать статьи в газетах и журналах, размещать на сайтах в Интернете, выступать по радио и телевидению с сообщениями о правозащитной деятельности профсоюзов.
4.6. Готовить инструктивно-методические письма, материалы, доклады, обзоры по наиболее актуальным вопросам правозащитной работы, участвовать в обучении профсоюзного актива.
Правовые инспекторы труда профсоюзов обязаны:
4.7. При осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей и их представителей.
4.8. Всемерно содействовать защите социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов профсоюзов, профсоюзных организаций, укреплять авторитет профсоюзов.
4.9. Во время проверок быть объективными, руководствуясь только законодательством, хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий.
4.10. Считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на действия работодателя (его представителя), воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением и заявитель возражает против сообщения работодателю (его представителю) данных об источнике жалобы.
4.11. Проводить правовую экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, а также права профсоюзов.
4.12. Постоянно повышать свою квалификацию, изучать действующее законодательство и судебную практику.
4.13. Принимать участие в обобщении сведений о правозащитной деятельности, практике работы правовой инспекции труда, других правовых служб членской организации ФНПР, ответственных за состояние правовой работы в профсоюзных организациях, в том числе для подготовки ежегодных отчетов о правозащитной работе членской организации ФНПР (приложение N 4) для представления их в установленном порядке в ФНПР;
4.14. Участвовать в ведении учета нарушений прав профсоюзов (приложение N 5) для направления имеющихся материалов и сведений о принятых мерах в вышестоящие профсоюзные организации.
5. Организационное обеспечение деятельности правовой инспекции труда профсоюзов
5.1. В соответствии с уставом членской организации ФНПР её коллегиальный исполнительный орган создаёт правовую инспекцию труда, определяет штатную численность инспекторов, утверждает их на должность и освобождает от должности.
Руководство деятельностью правовой инспекции труда осуществляется в порядке, определяемом Положением о правовой инспекции труда членской организации ФНПР.
5.2. На должность правового инспектора труда профсоюзов назначается, как правило, лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.
Выборные и другие работники профсоюзных организаций, имеющие стаж профсоюзной работы не менее трех лет, прошедшие стажировку в правовой инспекции труда профсоюзов, могут утверждаться в качестве внештатных правовых инспекторов труда членской организации ФНПР.
Не реже одного раза в три года правовые инспекторы труда профсоюзов проходят переподготовку и/или повышение квалификации.
5.3. Руководитель правовой инспекции труда членской организации ФНПР является главным правовым инспектором труда профсоюза (объединения организаций профсоюзов).
Должность главного правового инспектора труда приравнивается к должности руководителя структурного подразделения членской организации ФНПР (её аппарата). Должность правового инспектора труда приравнивается к должности главного специалиста либо руководителя отдела (группы).
5.4. Главный правовой инспектор труда членской организации ФНПР:
осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью правовой инспекции труда;
вносит в коллегиальный исполнительный орган, руководству членской организации ФНПР предложения по организации проверок соблюдения трудового законодательства, в том числе совместных с государственными органами контроля (надзора); предлагает меры по устранению выявленных нарушений прав членов профсоюзов, профсоюзных организаций;
рассматривает возникшие разногласия между работодателями, их представителями и правовыми инспекторами труда;
обеспечивает подготовку отчетов о правозащитной работе членской организации ФНПР;
организует обучение и повышение квалификации правовых инспекторов труда профсоюзов;
обобщает и пропагандирует положительный опыт работы правовых инспекторов труда профсоюзов;
осуществляет взаимодействие с правовыми инспекциями труда профсоюзов, правовыми службами (юристами) членских организаций ФНПР, получает необходимые сведения об их правовой работе;
вносит в коллегиальный исполнительный орган членской организации ФНПР предложения о кандидатурах в состав соответствующих квалификационных коллегий судей, арбитражных заседателей арбитражных судов, общественных советов, создаваемых при органах государственной власти;
в установленном порядке вносит предложения о награждении правовых инспекторов труда профсоюзов профсоюзными знаками отличия и материальном поощрении за эффективную правозащитную работу.
5.5. Жалобы на действия главного правового инспектора труда рассматриваются в порядке, предусмотренном Положением о правовой инспекции труда членской организации ФНПР.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.