22.03.2012 в районе Нижнего Новгорода произошла катастрофа вертолета Bell-407 RA-01931, принадлежащего физическому лицу.
В соответствии с планом полета пилот вертолета должен был выполнять полет по маршруту посадочная площадка Буньково - посадочная площадка Подновье с промежуточной посадкой на площадке Ушмор. В нарушение требований Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138, пилот вертолета отклонился от заявленного маршрута и произвел посадку в районе города Саров.
После высадки пассажиров, пилот вертолета продолжил полет на посадочную площадку Подновье, расположенную в районе аэродрома Нижний Новгород (Стригино) (на удалении 20 км) на берегу реки Волга.
Вертолетная посадочная площадка Подновье имеет искусственное покрытие и дневную маркировку. На площадке обеспечивается вертикальный взлет и посадка без влияния воздушной подушки (высота зависания перед вертикальной посадкой 10 метров). Подход к площадке разрешен в секторах 270°-90° и 100°-140°. Основное направление взлета и захода на посадку 300° и 120°. Инструкция по производству полетов в районе вертолетной посадочной площадки Подновье была утверждена в 2007 году.
Авиационное происшествие произошло в простых метеоусловиях. Фактическая погода на аэродроме Нижний Новгород (Стригино): ветер у земли 320° 7 м/с; видимость 4000 метров; слабый снег, поземок; облачность 7 октантов, высоко-кучевая, слоисто-кучевая, нижняя граница 500 метров.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы вертолета Bell-407 RA-01931 (далее - комиссия по расследованию) было установлено, что в ноябре 2011 года была сдана в эксплуатацию линия электропередачи (далее - ЛЭП), переход которой через реку Волга находился в 440 метрах севернее посадочной площадки Подновье. Опоры ЛЭП, высотой 105 метров, располагались на противоположных берегах реки Волга, на расстоянии 1150 метров друг от друга, и имели красно-белую раскраску. После завершения строительства ЛЭП аэронавигационная информация о появившемся искусственном препятствии в районе вертолетной посадочной площадки до уполномоченных органов в области гражданской авиации не доводилась и не была опубликована.
При подлете к правому берегу реки Волга, на удалении 1200 метров до посадочной площадки, пилот выполнил разворот влево на средний путевой угол 320°. Дальнейший полет выполнялся в направлении ЛЭП, вдоль берега над водной поверхностью реки Волга, в 220 метрах правее посадочной площадки, на скорости 90-100 км/час и со снижением с высоты 115 метров до высоты 40 метров.
Наиболее вероятно, что в процессе снижения пилот не установил визуальный контакт с посадочной площадкой, чему способствовало наличие плотной промышленной застройки вокруг площадки с высотой зданий до 15 метров.
Схемой снижения для посадки Инструкции по производству полетов в районе вертолетной посадочной площадки Подновье установлена минимальная высота полета по кругу 150 метров и плоскость ограничения препятствий в направлении взлета и посадки 1:10 при угле наклона глиссады 10°. Таким образом, выполнив преждевременное снижение, пилот вертолета нарушил установленную схему снижения для посадки.
После пролета траверза посадочной площадки, продолжая снижение до высоты 25-30 метров, пилот не обеспечил визуальную осмотрительность, что привело к столкновению вертолета с нижним проводом ЛЭП.
При столкновении с проводом ЛЭП вертолет получил значительные повреждения, упал в воду и затонул, пилот погиб. Вертолет был оснащен системой защиты от столкновения с проводами (тросорезами), однако это не уменьшило тяжесть последствий авиационного происшествия.
По заключению комиссии по расследованию:
"Причиной катастрофы вертолета Bell-407 RA-01931 явилось столкновение с проводом линии электропередачи, информация о которой отсутствовала в опубликованных документах аэронавигационной информации. Наиболее вероятно, что КВС, находившийся в процессе поиска посадочной площадки, не установил наличие проводов ЛЭП на малоконтрастном фоне заснеженной реки и облачности.
Наиболее вероятными способствующими факторами, приведшими к столкновению вертолета с проводами ЛЭП, явились:
решение КВС выполнить заход на незнакомую посадочную площадку без предварительного прохода при отсутствии визуального контакта с ней;
отсутствие практики маркировки проводов воздушной ЛЭП в зонах с интенсивным воздушным движением;
отсутствие действенного контроля за организацией полетов на площадке Подновье".
Подробная информация об обстоятельствах катастрофы приведена в окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом Bell-407 RA-01931, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: http://www.mak.ru/russian/investigations/2012/report_ra-01931.pdf.
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, приказываю:
1. Начальнику Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации С.С. Мастерову до 27.12.2012 направить в Минтранс России предложения по внесению изменений в Федеральные авиационные правила "Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов", утвержденные приказом Росаэронавигации от 28.11.2007 N 119, предусматривающие введение требований о дневной маркировке воздушных линий электропередачи.
2. Руководителям территориальных органов Росавиации:
2.1. довести настоящий приказ до организаций гражданской авиации, эксплуатантов воздушных судов и старших авиационных начальников аэродромов, аэроузлов, вертодромов и посадочных площадок;
2.2. принять дополнительные меры по контролю за соблюдением требований пунктов 60 и 61 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138, при согласовании строительства и размещения объектов вне аэродрома (вертодрома), если их истинная высота превышает 50 метров, а также при регистрации в установленном порядке инструкций по производству полетов в районе аэродромов (аэроузлов, вертодромов), аэронавигационных паспортов аэродромов (вертодромов, посадочных площадок) и поправок к ним.
3. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации и эксплуатантам воздушных судов:
3.1. изучить настоящий приказ с летным составом и персоналом по обслуживанию воздушного движения;
3.2. с летным составом вертолетов и самолетов, с максимальной сертифицированной взлетной массой менее 10 тонн, провести занятия по правилам ведения визуальной осмотрительности на различных этапах полета.
4. Рекомендовать старшим авиационным начальникам аэродромов, аэроузлов, вертодромов и посадочных площадок до 30.01.2013 провести проверку соблюдения требований пункта 60 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138. По результатам проверки, при необходимости, представить сведения о препятствиях в районе аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) в соответствии с положениями пункта 24 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росавиации О.Г. Сторчевого.
Руководитель |
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 25 декабря 2012 г. N 884 "Об авиационном происшествии с вертолетом BeII-407 RA-01931"
Текст приказа официально опубликован не был